Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков





Отчет по одному уроку из запланированной серии
последовательных уроков
План урока
Урок технологии в 6 «А» классе
Дата: 2.04.2013
Раздел: Проект
Тема урока: «Творческий проект»
Цель урока: формировать возможности учащихся в области проектной деятельности.
Задачи:
создание коллаборативной среды;
расширить представление учащихся о проектах;
формировать умения применять ранее полученные знания в нестандартных ситуациях, требующих креативного подхода;
формировать навыки групповой работы; создание «активного класса»;
расширить словарный запас учащихся, включив в их активную лексику следующие слова: проект, синквейн, кластер, эссе
Ожидаемый результат:
знать что такое проект;
понимать необходимость создания проекта;
уметь разрабатывать этапы выполнения проекта; уметь обосновать выбранную тему проекта;
уметь работать в группе.
Оборудование: ватман, фломастеры и цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.
ТСО: интерактивная доска для просмотра презентации «Творческий проект в школе».
Использованная литература:
Методическое руководство. «Оценивание учебных достижений учащихся», Бишкек, 2010.
Оралбекова Т.Ш., Тастанбек Д., Абдрахман К.А., Спиридонова Н.В. Технология – 6, Алматы, Жазуши. 2010, с.204 – 235.
Руководство для учителя, «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
Симоненко В.Д. Технология - 6, Москва, «Вента – Граф», 2000, с.123 – 129.
-48958519050Якупова Н.А., Калашникова А.Л. Технология – 6, Кокшетау, «Келешек – 2030», 2011, с.202 – 208.
Наблюдение за учениками с целью преодоление барьеров:
Казакпаева Аселя – высокая мотивация обучения (отличница);
барьеры:аффективные–застенчивость, тревожность ожидания неудач; когнитивные – комплекс отличницы.
Хомякова Анжелика - средняя мотивация обучения;
барьеры: аффективные – заниженная самооценка.
Камирдинова Гульзара – низкая мотивация обучения;
барьеры: физиологические – часто болеет,
аффективные - робость, застенчивость,
когнитивные – отсутствие внутренней мотивации к
учебе.
-3943352063752129790206375
Ход урока:
Создание атмосферы сотрудничества: настроить класс на рабочий лад, провести дружеский диалог.
- Здравствуйте.
- Какое у вас сейчас настроение?
- Вы уже настроены на работу?
- Я надеюсь, что у нас сегодня все получится.

Стадия вызова
Прием критического мышления «Мозговой штурм». Провести подводящий к теме диалог. Диалог начать с простых вопросов на известный учащимся материал, т.к. в 5 классе девочки писали проект на тему «Конструирование и моделирование фартука».
- Что такое проект?
- Почему вам это нужно знать?
- Приходилось ли вам писать проект по другим предметам? Расскажите.
- Можно ли без знаний оформления и последовательности создать интересную, творческую работу?
Ученики должны через диалог самостоятельно вывести тему урока.
Работа в группах: необходимо разработать последовательность выполнения проекта, отразить на кластере (объяснить суть приема «кластер»). Кластеры (блоки идей) или «грозди» - это графический способ организации учебного материала. Делая какие – то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. расположены в определенном порядке. Правила очень простые. Ключевое слово «проект».
Предварительно на доске записать критерии оценивания:
- содержательность
- доступность
- эстетичность
- креативность
- работа всех членов группы

Стадия осмысления
Объяснение новой темы с демонстрацией презентации «Творческий проект в школе». В рабочих тетрадях записать последовательность выполнения проекта.
Далее индивидуальная работа: написать эссе на тему «Обоснование выбранной темы» работа.
Для оценивания использовала прием «Две звезды и желание».
Стадия рефлексия – работа в парах – необходимо написать парный синквейн. В течении 3 минут каждая работает самостоятельно, затем
обсуждают вместе и создают один синквейн.
- назовите тему одним словом (проект)
- два прилагательных, которые характеризуют проект
- назвать три действия, которые можно выполнить с проектом
- выразить одним предложением, что такое проект
- подобрать синоним к слову проект
За каждый правильный пункт – получают один балл.
Д/З – повторить темы по разделам машиноведение и материаловедение; оформить в проекте содержание и обоснование выбранной темы.
В конце урока провести рефлексию эмоционального состояния девочек.
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Как вы считаете, все ли вы усвоили?
Прием «Автобусная остановка». Предложить записать на листочках, какие вопросы остались не выявленными. Что не поняли? Девочки могут поместить эти вопросы на доске в виде «вагонов поезда». С этих вопросов начну следующий урок.

Анализ урока

Атмосфера сотрудничества на уроке очень серьезный фактор. Необходимо настроить класс на рабочий лад, провести дружеский диалог. Создание коллаборативной среды, позволило мне успешно активизировать девочек на учебную деятельность. Такая форма организации начала урока очень надеюсь, что им понравится, здесь они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. Каждый из нас обладает индивидуальностью, и мы должны общаясь с детьми, учитывать этот факт и создать все условия, чтобы наши ученики чувствовали себя комфортно на любом уроке.

На стадия вызова я использовала один из приемов критического мышления «Мозговой штурм» для мотивации учащихся: побудить учащихся к работе, стимулировать интерес к новой теме. Провела подводящий к теме диалог. Ведь педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer, 1995, Alexander, 2008) служат в качестве важных современных идей. Диалог начинается с простых вопросов на известный материал (вопросы по таксономии Блума на знание и понимание пройденного материала). Раньше я строила свои уроки в основном на монологической речи, теперь я буду планировать уроки так, чтобы давать девочкам возможность вступить в диалог. Через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию.

Ученики через диалог сами вывели тему урока. Основываясь на типы реакций на ответы и комментарии учеников, которые выделили Рэгг и Браун (2001) я направляла учащихся к поиску дальнейшей информации хвалила ответы. Но к сожалению, не учла советы Харгривса и Гэлтона (2002), не ждала около двух секунд перед тем, как повторить вопрос. Аселя Казакпаева и Гульзара Садирова писали в этом году проекты по казахскому языку. Они рассказали о целях и содержании своего проекта. Начало урока прошло не-сколько натянуто, не проснулись.
Работа в группах - создание кластера: необходимо разработать последовательность выполнения проекта. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем бы я могла получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова. Совместно с учащимися разработали критерии оценивания, вспомнили правила работы в группе.

Аселя на доске записала все предложенные критерии оценивания. Раньше я на своих уроках не разрабатывала совместно с детьми критерии оценивания, не было у нас и правил работы в группе. Идея очень хорошая, тем более что она понравилась и девочкам (в дальнейшем буду применять в своей практике).

Для формирования групп предложила сесть по интересам. Так как на уроках технологии мы всегда работали в группах, то девочки не стали меняться, предпочли оставаться в своих же группах. В каждой группе оказались учащиеся с разной мотивацией обучения.
В каждой группе назначила консультанта, оценщика. Объяснила, что входит в их обязанности.

Согласно исследованию Мерсера (2000), беседа является неотъемлемой частью обучения. На первом своем уроке я выбрала исследовательскую беседу. Наблюдая за девочками, я увидела, что работа в группе позволяет им сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, стремятся достичь согласия. Но обратила внимание, что Милана и Диана, находясь в одной группе, показывают свою низкую саморегуляцию. К сожалению, я не учла, что такой тип беседы не является для девочек естественным. И должна была помочь понять ценность совместной работы. Я согласна с высказыванием Мерсера (2005), который показал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Ведь когда девочки работают в группе, они вовлечены во взаимодействие. И это гораздо лучше, чем взаимодействие в форме «учитель – ученик».

При защите кластеров каждая стремилась показать свой вклад в общую работу.

После коллективного оценивания оценщики заполнили таблицы. Опять потери время, т.к. раньше дети не выполняли этот прием. С заданием девочки справились, кроме одной группы, поэтому по итогам они набрали всего 3 балла. К сожалению, девочки не могут объективно оценить работу своих одноклассниц и свой личный вклад в работу группы. Аселя попыталась быть объективной, что работы были не эстетично оформлены, не совсем отвечали идеи кластера, но под напором Дианы и Миланы легко сдалась. Гульзара К., Настя, Анжела как обычно были без инициативные. Работа в группах прошла
тихо, спокойно и для меня очень скучно. Я ожидала, что будет шум, суета, масса идей. Для меня было большим открытием, что Аселя работала в не группы, совершенно за другим столом. И лишь спустя некоторое время она вернулась к группе. Определились лидеры, но для меня это не новость. На следующем уроке поменяю состав групп. Посмотрю на результат работы, где Милана и Диана работают в разных группах.
Стадия осмысления
Объяснение новой темы с применением ИКТ - презентация «Творческий проект в школе».

По ходу объяснения выяснили, где девочки допустили ошибки при создании кластера. В рабочих тетрадях записали последовательность выполнения проекта.
Была проведена индивидуальная работа - написать эссе на тему «Обоснование выбранной темы».

Для проверки использовала прием «Две звезды и желание» - (взаимооценивание). Данный прием применяется при оценивании творческих работ учащихся. Когда девочки комментировали работы, они не
давали оценку, а определяли два положительных момента – «две звезды» - и один момент, который заслуживает доработки, - «желание». Аселя очень точно определила «две звезды» и «пожелание». А вот Гульзара и Анжелика с трудом комментировали работы. Этот прием я применила впервые, обязательно буду применять на своих уроках. Понравился и мне, и девочкам.
Стадия рефлексия
ПР – написать парный синквэйн. В течении 3 минут каждая девочка работает самостоятельно, затем обсуждают вместе и создают один синквэйн.



Форма работы для учеников новая, поэтому возникает много вопросов, отвлекающих от темы урока (по оформлению записей). Неумение быстро освоить новшества, иногда по нескольку раз задают один и тот же вопрос. Но есть и положительный аспект - всё новое заинтересовывает. Милана Абдуллаева и Диана Скворцова запутались в прилагательных и глаголах, поэтому набрали меньше всех – 2 балла. Слаженно в паре работали Диана Картанбаева и Вероника Новомодная. По времени девочки не уложились. В течении урока постоянно напоминала о времени.
Приходилось напоминать и оценщикам о своевременном заполнении таблицы.


Оценивание на протяжении всего урока шло формативное (оценивание для обучения), в конце урока результат в виде суммативного (оценивание обучения). Техника формативного оценивания является корректировкой деятельности учителя и учащихся в процессе обучения и это позволило мне узнать, насколько ученики поняли пройденный материал, на какой стадии они находятся в своем обучении. А также позволила определить возможности улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Очень много хороших оценок у троих «5», у всех остальных «4», нет ни одного неудовлетворительного ответа и как следствие, ни одной «2».
Во время проведения ГР, ПР и ИР я впервые разрешила пользоваться сотовыми телефонами, планшетами. Удивительный результат!!! За счет плотного графика работы у девочек не было времени использовать носители не по назначению. Буду этот опыт перенимать на своей практике в дальнейшем.

В конце урока провела рефлексию эмоционального состояния девочек.
Напомнила, что уходя девочки должны заполнить экран настроения.
- С каким настроением вы уходите с урока?
(настроение прекрасное, девочкам в первую очередь понравились, что можно пользоваться сотовыми, планшетами; понравилась идея заполнения экрана настроения; что сами оценивают себя и других).
- Как вы считаете, все ли вы усвоили?
Напомнила, что уходя девочки должны заполнить экран настроения.

Использованный прием КМ «Автобусная остановка» необходим для выяснения не осталось ли непонятных вопросов. Милана и Диана оставили свои вопросы. С этих вопросов и начну следующий урок.
Вывод наблюдения в течение урока:
Казакпаева Аселя - я была очень удивлена тому, что Аселя первые несколько минут работала в одиночестве, в группе ничего не обсуждала. И только через какое – то время вернулась в группу. Потом она объяснила, что ей легче выполнять работу самостоятельно, что она привыкла надеяться только на себя.

Хомякова Анжелика - инициативу на уроке не проявляла. Но когда узнала, что некоторые девочки ходят выполнить дополнительное домашнее задание, то же решила создать презентацию к следующему уроку.
Камирдинова Гульзара - была на урока пассивна, отвечала только тогда, когда ее спрашивала. Очень застенчивая девочка.
Продолжить работу по преодолению барьеров: разработать активные формы работы, с вовлечением Анжелики и Гульзары.
Вывод по уроку: По времени не укладывались, пришлось сжимать этапы. Буду применять ГР и ИР, ПР и ИР: прием «Синквэйн» прошел скомкано, возможно буду редко прибегать к этому приему. Во время диалога нужно больше задействовать девочек со слабой мотивацией, застенчивых (Анжелу, Настю, Гульзару Камердинову).
Перед собой ставила цель создать «активный класс», чтобы не быть центральной фигурой на уроке, а акцент делать на «выступление ученика».
В течение урока девочки разговаривают друг с другом, объясняют, демонстрируют, сидят лицом друг к другу, передвигаются по кабинету для работы с другими учениками - это и есть «активный класс». Но не задавали вопросы мне и своим одноклассникам, не делали записи друг от друга. Думаю продолжить работу в этом направлении (формирование «активного класса») на следующих уроках.
Первый урок оказался не совсем удачным, но я увидела, что внедрение новых подходов в обучении положительно влияют на учебную и эмоциональную сферу детей. А активное участие учащихся в процессе урока позволило мне раскрыть своих детей по-новому. Я увидела интерес и увлечение учащихся, которые поглощены заданием и стараются зажечь этим других. Обучение несет исследовательский характер, а дидактическое преподавание или обучение как получить правильный ответ. Ученики сами хотят исследовать интересующие их вопросы. Оценивание сверстниками и совместное обучение являются нормой. На мой взгляд такие уроки позволяют каждому ученику реализовать максимально свой интеллектуальный и творческий потенциал. И результаты очень быстро дадут о себе знать.