Сценарий классного часана тему Научись говорить Нет

ТЕМА: «Научись говорить «Нет»
Цель. Формирование у подростков навыков противостояния психологическому давлению со стороны.
Задачи.
Научить противостоять чужому давлению и выражать отказ оптимальными способами.
Учить уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал (формы отказа, задания для групп, рекомендации), игрушка «Солнышко», посередине маленький столик и вокруг стулья.

1. ПРИВЕТСТВИЕ
Дети садятся на стульях по кругу
Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Вдохнем и выдохнем все наши тревоги и волнения. Глядя в ваши умные и добрые глаза, я надеюсь, что наш разговор получиться полезным и увлекательным.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
2. ТРЕНИНГ игра «Хлопни в ладоши»
Необходимо хлопнуть в ладоши, если вы когда-нибудь это делали:
Мне приходилось говорить «нет»?
Сказал «нет» вредным привычкам при помощи друга и спорта.
Сказал «нет» вредным привычкам своим волевым решением и самодисциплиной.
Занимаю активную жизненную позицию, повышая уровень культуры, образованности, потому что имею высокие притязания и предъявляю к жизни и себе высокие требования.
Сегодня мы будем учиться противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
«Откажись по-разному»
Существуют разные формы отказа
Отказ-соглашение
Отказ-обещание
Отказ-альтернатива
Отказ-отрицание
Отказ-конфликт
На столике лежат эти формы отказа. Ознакомимся с ними.
(учащиеся читают выделенный текст)
Формы отказа:
а) Отказ-соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
б) Отказ-обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» – «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».
в) Отказ-альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдём завтра в спортзал» – «Давай лучше погуляем по посёлку».
г) Отказ-отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». 
д) Отказ-конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» – «Ещё чего! Сам топай!». Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления. 
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
А теперь, ребята, я предлагаю вам следующую ситуацию: «Вы общаетесь с друзьями, которые используют нецензурную брань, в вашей семье не употребляют такие слова, как сказать друзьям, что вы не будете произносить такие слова». Вам необходимо выбрать наиболее приемлемую для себя форму в заданной ситуации и сформулировать отказ, используя примеры, приведенные в ваших карточках
(приводят примеры)
У каждого из нас есть свой круг общения.
Кто входит в круг вашего общения?
(Это наши приятели в классе, друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.)
Всегда ли вы согласны с мнением этих людей?
Почему мы не всегда отказываемся от того, что нам предлагают и навязывают? («Боимся оказаться белой вороной»)
4. РАБОТА В ГРУППЕ
Предлагается учащимся разбиться на 4 группы.
Сформулируйте отказ в данной ситуации наиболее оптимальный с вашей точки зрения.
Задания для групп.
1группа.
Ситуация «Моих сегодня нет дома. Уехали на дачу. В отцовском баре появилось кое-что новенькое. Заходи, попробуем».
Задание: разыграть 2 ситуации
1) показать такие слова и действия, которые помешают вам отказаться (т.е. дайте себя уговорить, а затем проанализируйте свои ошибки);
например: «ну, не знаю; может только на минуточку»; «А новый диск дашь посмотреть?» и т.д.
2) ответьте так, чтобы друг сразу понял, что настаивать бесполезно. Используйте все из предыдущих рекомендаций или свои варианты, желательно, без грубостей, хотя в трудной ситуации это иногда помогает, если люди никак не могут воспринять культурный вариант ответа.

2 группа.
Ситуация «Вас приглашают на вечеринку в незнакомую компанию».
Задание:
1) Ответьте на вопрос: «Что вас будет интересовать в процессе принятия решения?»
2) Постарайтесь отказаться, даже если в сообщениях приглашающего будет не слишком много настораживающей вас информации.
Прокомментируйте свое решение.
Используйте все из предыдущих рекомендаций или свои варианты, желательно, без грубостей, хотя в трудной ситуации это иногда помогает, если люди никак не могут воспринять культурный вариант ответа.

3 группа.
Ситуация «Незнакомые парни находят предлог пригласить вас зайти к ним в квартиру».
Задание:
1) Ответьте на вопрос: «Какими будут ваши слова или действия?»
Используйте все из предыдущих рекомендаций или свои варианты, желательно, без грубостей, хотя в трудной ситуации это иногда помогает, если люди никак не могут воспринять культурный вариант ответа.

4 группа.
Ситуация «Никогда не пробовал (наркотик)? Это же сплошной кайф. Один ты у нас такой правильный. Вся наша «тусовка» уже знает, что такое «райское наслаждение». А ты, что, все еще боишься мамочки?»
Задание: разыграть ситуацию: обязательно отказаться или поступите так, чтобы избежать подобного предложения.
Используйте все из предыдущих рекомендаций или свои варианты, желательно, без грубостей, хотя в трудной ситуации это иногда помогает, если люди никак не могут воспринять культурный вариант ответа.

5. РЕФЛЕКСИЯ
Прошу вас закончить одно из предложений
Я узнал, что
Я так и не понял, почему
Я почувствовал, что самое важное в отказе
Больше всего меня поразило то, что
Для меня стало просто открытием то, что я (мои друзья, одноклассники и т. д.)
Хотелось бы, чтобы в следующий раз мы услышали о. Передают друг другу мягкую игрушку «солнышко» и отвечают

6. ИТОГ
Вы скоро покинете родной дом, будут разные ситуации, перед вами не раз будет стоять выбор – пойти на поводу или отказаться.
И поэтому помните, ребята, вовремя произнесенное «нет» – это надежда на спасение.
«Сделай жизнь свою прекрасной – это все тебе подвластно».
Не бойся выглядеть недостаточно умным!
Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!
Бойся стать жертвой манипуляторов и превратиться в марионетку
И предлагаю вам рекомендации, которые, я надеюсь, помогут противостоять давлению.
Ребята, я благодарю вас всех за активную работу и вашу откровенность при ответах. До свидания!

РЕКОМЕНДАЦИИ Приемы противостояния давлению
Если вас склоняют делать то, чего вам не хочется, то, прежде всего, следует оценить ситуацию, в которой вы оказались.
Подумайте где вы, с кем вы и почему. Оцените действия и реакцию тех людей, которые вас окружают.
Помните, что нервозность и страх – это нормальная реакция в сложной ситуации, вам необходимо подумать о возможных последствиях вашего решения: как вы будете чувствовать себя завтра, не пожалеете ли вы о принятом решении; не доставит ли ваше решение много хлопот, а то и бед вам и вашим родным; насколько ваше решение отразится на вашем здоровье.
Не утишайте себя мыслью, что ничего такого с вами не случится. Лучше сразу осознать все последствия возможного поступка.
Если вы решили сказать «нет», говорите об этом спокойно, твердо, ровным голосом, не выдавая свой страх и беспокойство. Иначе можно создать впечатление о неуверенности в своем решении и сожалении о нем, что дает возможность говорящему усилить на вас давление.
Произнося «нет», старайтесь смотреть человеку прямо в глаза.
Если вас склоняют к употреблению спиртных напитков или наркотиков, предлагаю попробовать незнакомый препарат, таблетки, вы всегда можете сказать: «Нет, не беду. Не хочу. Мне это не нравится» и т.д.
Если вам не так просто отказаться, то вы можете сделать вид, что у вас появилась срочная необходимость позвонить или куда-то отлучиться.
Не забывайте о том, что вы идете на встречу, дискотеку, в компанию, где употребляют спиртное или другие вредные вещества.
Помните, выбор за вами. И пусть он будет правильным.

13PAGE 15


13PAGE 14115




B Заголовок 1t Заголовок 2< Заголовок 3F Заголовок 415с< Default Paragraph Font> Основной текстНазвание объекта^ Основной текст с отступомL c9 c15L c9 c32Љ Основной текст с отступом 2Љ Основной текст с отступом 3N Просмотренная гиперссылкаZ
Обычный (Web)` Normal (Web)F Основной текст 2B Нижний колонтитул, Номер страницы