Рефлективный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков


Рефлективный отчёт по одному уроку
из запланированной серии последовательных уроков
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
без помощи учителя.
Э. Хаббард Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы имеет своей целью повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех [1]. Однако не все учебные заведения имеют равные условия для успешной реализации данной программы. В частности, малокомплектные школы, наличие которых является характерной чертой казахстанской системы образования. Понятие «малокомплектная школа» определено в Законе Республики Казахстан «Об образовании», как общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятии» [2]. К проблемам малокомплектных школ относят слабую материально-техническую базу, недостаточное финансирование, нехватку квалифицированных педагогических кадров. Современные технологии, компьютеры с высокоскоростным выходом в Интернет чаще всего недоступны. Внедрение новых педагогических идей и технологий в сельской школе сильно осложняется из-за значительной инертности сельской образовательной среды.[3]. В связи с малочисленностью детей в малокомплектных школах появляется дополнительная возможность установления полноправных взаимоотношений разновозрастных детей друг с другом, более успешного обучения каждого ученика за счет реализации индивидуального подхода. Эти характеристики могут стать надежной ступенью для повышения качества образования учеников малокомплектных школ. При составлении краткосрочного планирования учитывала особенности ведения урока в классе – комплекте малокомплектной школе. Структура урока в сельской малокомплектной школе имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ. Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединенном классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Наличие двух-трех классов определяет необходимость таких заданий; они входят составляющими практически в каждый этап урока. Следующая особенность состоит в зависимости объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом. В таких условиях самостоятельная деятельность по существу носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. По этой причине урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов – работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников. Необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени, предъявляющей учителю требование точнейшего, по минутам, расчета времени, необходимого для выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя. Урок строился на внедрении идей 7 модулей: Новые подходы в образовании и обучении; Обучение критическому мышлению; Оценивание для оценивания и оценка оценивания; использование информационно- коммуникативных технологий, Обучение талантливые и одаренные; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями. Интегрировались следующие модули: новые подходы в образовании и обучении и использование информационно- коммуникативных технологий, обучение критическому мышлению и обучение талантливые и одаренные. Перед тем как составить краткосрочное планирование задумалась над тем: «Смогу ли я реализовать идею всех модулей? Поможет ли мне интеграция 7 модулей в мою практику научить детей учиться?» Так как для их реализации и интеграции необходимы определенные условия: накопляемость детей в классе, хорошая техническая оснащенность. Для рефлективного анализа был выбран второй урок по литературе во 2/4 классе –комплекте по теме «В. Драгунский « Друг детства»и «М.Зощенко «Великие путешественники»из серии последовательных уроков. Урок по типу- изучение нового материала и подчинен следующим целям и задачам: путем чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, сформировать их как культурных читателей выражающих интерес к чтению, нравственные, эстетические чувства и творческую активность. Поэтому, исходя из выше перечисленных недостатков, выбрала стратегии к реализации каждого модуля. Урок строился на основе следующих стратегий: эссе, создание синквейна, составление кластера, постера, антиципация, карточка – помощник. Хотелось бы остановиться на одной из стратегий критического мышления антиципации. Суть данной стратегии состоит в том: определение названия произведения путем продолжения цепочки, разбросанным морфемам, выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку. Например, учащиеся второго класса определили фамилию автора с помощью данной стратегии. Детям была предложена карточка с заданием: вычеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложите фамилию детского писателя. (Драгунский) Использование данной стратегии развивает логическое мышление, творческие способности. Работали в микрогруппах, парах, тройках по разработанным правилам. Задания деффиренцированы, подобраны с учетом индивидуальных способностей и интересов учащихся. Применение перечисленных стратегий позволило сделать анализ и выявить знания учащихся по изученным произведениям, так как были тщательно спланированы переходы стратегии на уроке. Проявилась творческая и познавательная активность учащихся, интерес к художественным произведениям.     Употребление стратегий позволило оценить деятельность всех детей, дать возможность учащимся высказать свою точку зрения, возможность анализировать, активно включаться в деятельность на уроке. На уроке царила атмосфера увлеченности, активности, доброжелательности, расположенности к творческой работе и желания узнавать новое. Ребята учились работать в микрогруппе: уважать мнение своих товарищей, просить о помощи и взаимопомощи, поддержки. Создание благоприятной атмосферы в классе было построено на диалоге учитель – ученик, ученик – ученик. Через диалог происходит социальное взаимодействие, которое поможет организовать различные виды деятельности: частично – поисковую, творческую. Считаю, что хорошо получилась работа в паре с учащимися 4 класса, так как Ильяс И. и Тимур Т. обучаются вместе 3 года под моим руководством. Я уже практиковала работу в паре, они более самостоятельны. Быстро справились с заданием: составили кластер со словом 152402044065путешествие и по своей инициатиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 Работа учащихся кластер
ве синквейн. Выготский писал: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Большую часть времени учащиеся работают над развитием техники чтения: чтение текста по логически законченным частям, комментирование содержания, словарная работа (чтение с пометками «непонятные слова»). Для себя я отметила важность проведения рефлексии, так называемый самоанализ деятельности ученика, который позволяет оценить свою работу и наметить план дальнейшей деятельности. Рефлексия урока проводилось по методике незаконченное предложение. Детям было предложено дополнить следующие предложения:
-Я был активным на всех этапах урока и доволен своей работой, поэтому…
-Я работал, но мог бы лучше себя проявить в ….
-Я старался, но не все получилось на этом уроке, потому что…
Данное задание выполнили с трудом, не смогли ответить на первый вопрос, а на следующие два прозвучали такие утверждения: …мог бы проявить себя лучше в группе, стеснялся.., …. потому что работали по – новому,…потому что не очень хорошо читаю, …. долго думаю.
-590551471295Домашнее задание дифференцировано и творческого характера: учащимся 4 класса подобрать пословицы и поговорки о путешествии, второклассникам – слабочитающим чтение текста, остальным пересказ по выбору подробный или сжатый. Ребята учились оценивать деятельность на уроке как свою, так и товарищей. Заполняли лист оценивания: хорошо, плохо, интересно. Думаю, что урок прошел по- новому, так как внедрялись идеи 7 модулей, прослеживалась работа с талантливыми и одаренными, новые подходы в обучении, ИКТ, критическое мышление. Учитывалось мнение детей, создавалась соответствующая атмосфера в классе.
3066415332105Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 «Настроение медвежонка»
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3 прием антиципации
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4 Домашнее задание"...потому что он хороший"


Совместив все модули на уроке, я отступила от стандартного плана урока и получила возможность переложить основную роль на учащихся. При этом я выполняла контролирующую и направляющую функцию. Деятельность учащихся на уроке стала доминирующей. Это позволило им почувствовать свою важность и дало возможность раскрепоститься. Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Связывая все семь модулей в серии уроков, я направляю учащихся на понимание и принятие ответственности за их собственное обучение, так чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно продолжить обучение. Данная программа помогает согласовать теоретическую деятельность с практической.
Приложение 1
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ВО 2/4 КЛАССЕ- КОМПЛЕКТЕ МКШ №2
класс 2 класс 4 класс
ТЕМА В.Драгунский«Друг детства» М.Зощенко «Великие путешественники»
ОБЩИЕ ЦЕЛИ задачи:
1. учить осознанному, выразительному чтению, составлять план к тексту.
2.развивать навыки самостоятельной работы в группах, парах, устную речь учащихся
3. воспитывать чувства сопереживания, качества друга, товарища. задачи:
1. познакомить учащихся с творчеством детского писателя Зощенко, с содержанием произведения;
2.  развивать навыки беглого выразительного чтения, устную речь учащихся
3. воспитывать умение работать в парах, в малых группах, доброжелательность, самостоятельность.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Знают содержание и сюжет произведения;
Умеют работать в парах и в малых группах; выражать свою точку зрения;
Применяют полученные знания Знают содержание и сюжет произведения, главных героев ;Умеют работать в парах, малых группах; давать оценку сложившейся ситуации;
Применяют полученные знания
ОСНОВ-НАЯ ИДЕЯ УРОКА способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, формировать коммуникативные способности.
РЕСУР-СЫНоутбук, презентация, игрушки, карточки для индивидуальной, групповой и работы в парах, силуэты медвежонка Толковый словарь, ноутбук, лист оценивания
СОДЕР-ЖАНИЕ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учителя ученика учителя ученика
Психологический настрой
5 мин
Проверка д/з10 мин
Работа над содержанием произведения
15мин Создание благоприятной атмосферы в классе
Игра «Гусеница»
Создать выставку рисунков
Создание поэтической тетради
Чтение произведения по частям «цепочкой» вслух
Чтение по ролям
Монолог Дениса Взаимоуважение и взаимопонимание, соблюдать правила работы в парах и малых группах
Презентация своего рисунка
Взаимооцен-ка, самооценка (Лист оценивания)
Эссе «Моя любимая игрушка»
Синквейн ИГРУШКА
ВзаимооценкаЧитают вслух
Составление вопросов, запись на полосках бумаги «Волшебный сундук»
Вспомним, кем же, наконец, захотел стать Дениска?
Чем привлекла его эта профессия? (Он может стать сильным человеком во дворе.)
Для тренировки вместо боксёрской груши мама предложила Денису использовать старого забытого игрушечного мишку.
Дальше рассказывает сам Денис.
Посещение книжной ярмарки
Подготовка к работе над содержанием произведения
Эпиграф урока: Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас далекой страны. (беседа диалог учитель-ученик)
А вы знаете, что такое путешествие?
Составьте кластер к слову путешествие
Взаимоуважение и взаимопонимание, соблюдать правила работы в парах и малых группах
Реклама книжек – малышек
Взаимооценка,самооценка (Лист оценивания)
Как вы понимаете эти строки? О чем они? Ответы учащихся, определение темы урока
Малая группа: распределение ролей: секретарь, чтец, шептун Работа со словарем, запись в тетрадь. Защита.
Составление кластера, защита
Физминутка5 мин Составление характеристики настоящего друга
Музыкальная Работа в малых группах, карточки с вопросами Подготовка к восприятию нового
Прежде чем перейти к изучению произведения, мы разберем значение слов, которые могут быть вам непонятны.
Первичное восприятие текста. ДЖИКСО-1
музыкальная Словарная работа:
Кругосветное-
Рукомойник-
Маятник-
Привал-
индивидуально дети читают текст по частям шёпотом, затем объединяются и каждый пересказывает свою часть, учит других
РЕФЛЕКСИЯ
5 мин Итоговая беседа диалог учитель-ученик
А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке.
Незаконченное предложение Ответы на вопросы
Вы поняли, почему мальчик передумал быть боксёром?
Перечитайте тот абзац в тексте, где об этом говорится?
Почему Денис заплакал, ведь он не сделал медведю больно? (Он пережил и почувствовал свой будущий боксёрский удар мишке и устыдился этого.)
-Я был активным на всех этапах урока и доволен своей работой, поэтому…
-Я работал , но мог бы лучше себя проявить в ….
-Я старался, но не все получилось на этом уроке, потому что
Можно ли наших героев назвать великими путешественниками?
Подумаем, в каких строках произведения выражена главная мысль произведения?
А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке.
Незаконченное предложение Работа с текстом, чтение с пометкой
-Я был активным на всех этапах урока и доволен своей работой,поэтому…
-Я работал , но мог бы лучше себя проявить в…
-Я старался, но не все получилось на этом уроке, потому что…
ДОМ.ЗАДАНИЕ
5 мин Чтение текста, пересказ Подобрать пословицы, поговорки о путешествии
Используемая литература:
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. - Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от  7 декабря 2010 года № 1118 // http://www.petropavl.kz/skoipkppk/nbaza/23.shtml
2. Закон Республики Казахстан об образовании от 27.07.2007 № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2012 г.). - http://www.zakon.kz/141156-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-27.html3. Кузнецова Ю. Большие проблемы маленьких школ / Ю. Кузнецова // Gazeta.kz - 22.05.2008 http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=110751
4. Учебник «Литература» 2/4класс,Павленко, «Атамура»
5. Методическое руководство, 2012год