Рефлексивный отчет по уроку Fast food из запланированной серии последовательных уроков

Рефлективный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

В современном мире все течет все меняется, поэтому изучив программу внедрения семи модулей,  я осознала, что изменения в методике преподавания необходимы. Данная программа способствует развитию творческой личности, способной иметь свою точку зрения, дети умеют анализировать, синтезировать полученный материал. Повышается мотивация к обучению, формируется понимание и желание учиться самостоятельно, что является на сегодняшний день важным и необходимым в учебном процессе.
Согласно среднесрочному планированию я разработала интересный план урока по теме «Fast food» для учащихся 8 класса. Результатом я довольна, ребята работали вместе, сообща и были очень активные. На всех этапах урока ученики с интересом вовлекались в работу, выполняя разнообразные задания.
Основной модуль, который был внедрен в серию последовательных уроков, это модуль «Обучение критическому мышлению», который вплотную идет с модулем «Новые подходы в преподавании и обучении».
« В основе «Новых подходов в преподавании и обучении», изложенных в программе, дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия» (Руководство для учителя. – Астана, 2012. - с.116). Для активизации учащихся на уроке необходимо было создать коллаборативную среду. Интересные формы работы вызвали интерес учащихся и создали ситуацию успеха, а создавать ее считается важным и необходимым на уроке. Для работы в коллаборативной среде я воспользовалась приемом «приглашения», все ученики, стоя по кругу и крепко взявшись за руки приглашали друг друга куда-то либо позавтракать, либо пообедать, либо поужинать. Учащиеся, владея хорошими навыками говорения с успехом приглашали друг друга.



Создание коллаборативной среды

Я провела такой вид работы вначале урока, чтобы организовать психологический настрой на урок, так как детям тяжело настроиться после предыдущего урока на новый урок и стеснение у многих учащихся.
Деление и объединение учащихся в группы проходило следующим образом. Я раздала каждому ученику печенье Тук с тремя разными вкусами, ученикам которым досталось печенье со вкусом паприки образовали первую группу, со вкусом сыра – вторую группу, со вкусом сметаны – третью группу. Объединение в группы прошло без каких-либо споров и желаний с кем-либо другим сесть в группе. Такое деление я провела, чтобы наблюдалась связь с темой урока и ученики поняли что речь на уроке будет идти по теме вредная еда.


Деление на группы
«Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующие собственное понимание, следовательно, как для учителя,
так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их» (Руководство для учителя. – Астана, 2012. - с.117).
Для эффективности работы на уроке и оцениванию в группе мною были разработаны оценочные критерии по каждому заданию групповые листы оценивания. Учащиеся вписали свои имена в оценивающие листы и за определенные задания по критериям выставляли оценки, в конце подсчитывая общий балл. Работая в группе, учащиеся соблюдали правила работы, которые они сами составили перед проведением первого урока. «Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть определенного уровня. Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использовании данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания одноклассников и себя, и даже, когда учителя активно

проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать» (Руководство для учителя. – Астана, 2012. - с. 163).
На данном уроке с  целью  активного включения в процесс получения информации  и вовлечения в беседу шла интеграция таких модулей как «Обучение талантливых и одаренных», «Управление и лидерство в обучении», «Обучение критическому мышлению», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».
Качество, необходимое современному ученику это умение критически мыслить. Критическое мышление является одним из основных семи модулей Программы наших курсов. Само это понятие означает «мышление о мышлении», когда в результате наблюдения и осмысления какой-либо информации, анализа и принятия решения приходишь к выводу, пониманию. Ученый Александер через несколько подходов в общении с учащимися определил важные факторы обучения. Это обсуждение, диалог и аргументация (Руководство для учителя. – Астана, 2012. - с.156). Диалогическое обучение является коллективным (ученики и учителя совместно обращаются к изучению задач), способствующим взаимообучению (учащиеся и учитель слушают друг друга, разделяют точки зрения друг друга, рассматривают альтернативные варианты) и поддерживающим (ученики свободно формулируют идеи, могут говорить без страха, смущения из-за «неправильного» ответа и помогают друг другу достигнуть сотрудничества, взаимопонимания) (Руководство для учителя. – Астана, 2012. - с.157). Использование критического мышления на уроке я использовала, применяя прием «кластер», при работе с текстом прием «ЗХУ», после чего было парное, затем групповое обсуждение темы и составление пятистишия прием «синквейн».
В педагогической деятельности учителя каждый ученик является особенным, уникальным. Для достижения цели урока были использованы подходы и различные формы организации учебной деятельности. Это групповая, парная и индивидуальная работа. Так, на этапе закрепления понимания текста о фастфуде учащимся были предложены трехуровневые задания. Данный вид работы был направлен на участие в нем учащихся низкой, средней и повышенной мотивацией. Обсуждая еще на курсах с коллегами какие задания нужны для работы с одаренными учащимися, я остановила свой выбор на дифференцированных заданиях, ведь любой ученик видит задание и сравнивает со своими силами, выбирая свой по своему усмотрению, здесь нужен особый подход, знание теоретического материала и желание поработать в этом направлении. Раньше я не видала особой разницы между талантливыми и одаренными детьми. Эта тема


хорошо исследована в трудах Фримана, который выделил несколько основных критериев для выявления способных и талантливых учащихся. Категория таких учащихся нуждается в другом подходе к их обучению.
Работа с такими учащимися упорная и кропотливая и она дает эффективный результат. Например, достижения таких учащихся видны на конкурсах и на олимпиадах. В данном классе учатся трое детей, которых можно считать одаренными. После обучения на курсах я во многом пересмотрела свою работу с ними. Необходимо эффективнее работать с такими детьми как на уроках так и на внеклассных занятиях. В мае 2013года один из учеников Пак Дмитрий принимал участие в международном конкурсе Кенгуру-лингвист, где занял второе место, также ребенок принимал участие впервые в городской олимпиаде по английскому языку, где занял третье призовое место. Каждому учителю необходимо самому прежде всего расти и развиваться, работая с такими учащимися, ведь достижения таких учеников будут достижениями их учителей.
Следующий модуль, который я внедряла на данном уроке, это «Использование ИКТ в преподавании и обучении». Современный учитель-это компетентный учитель, который должен умело использовать ИКТ в преподавании и обучении. В век современных технологий, грамотно извлекать информацию, работать в сетях интернет должны уметь уважающие себя люди. На всех уроках и на данном уроке тоже я сама составляла и показывала слайды, не только занималась печатанием заданий, но и находила наиболее подходящие тематические картинки и вставляла их в слайды, составляла презентации к урокам. Во время проведения урока учащимся было предложено задание найти значение новых слов, ученики умело владея интернетом на сотовых телефонах и планшетах оперативно с ним справились.
Также я нашла интересные разминки и одну из них использовала на данном уроке. Считаю, что разминки прежде всего снимают напряжение, что является важным для настроя на следующий этап работы. Поэтому дальнейшее их использование необходимо на всех уроках.
Модуль «Управление и лидерством в обучении» был виден на уроке наяву, так как я не давала готовые знания, а являлась направляющей при выполнении заданий, проводила корректировку, также неотъемлемой частью урока являлось проведение рефлексии. Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» является не менее важным в деятельности учителя по сравнению с другими модулями. Считаю, что данный модуль учитывается при составлении общеобразовательных программ, поэтому текст, с которым работали ученики и задания, которые они выполняли после текста соответствовал возрастным особенностям данной группы детей.

После распределения на группы учащимся было предложено проверить и оценить домашнее задание. Необходимо обменяться тетрадями и по определенным критериям выставить оценки в оценочные листы. Затем на стадии вызова был применен метод, который назывался 515, здесь я объяснила учащимся что за 5 минут им необходимо написать 15 слов, ассоциирующие с темой «Junk food» (вредная пища). Первая и вторая группы написали только названия вредной пищи, в то время как третья группа не делала акцент только на названиях, они написали еще и о том какой является нездоровая пища. Ученики таким образом вспомнили и активизировали лексику по теме урока, то есть я узнала на каком уровне и насколько хорошо ученики владеют лексикой по новой теме, учились концентрировать внимание, мысли на решении поставленной задачи. Затем я предложила по одному ученику от каждой группы выйти к доске и выбрать картинку, относящуюся к нездоровой пище, задание заключалось в том, чтобы каждая группа обсудив, должна назвать продукт и объяснить почему такая еда является вредной.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Обсуждение задания о вреде пищи

Спикеры хорошо справились с заданием сообщив о том чем вредна такая еда и чем грозит ее употребление для человеческого организма. Отвечая такого рода информацию ученики развивают навыки устной речи, учились рассуждать.
Следующим этапом урока была работа с новыми лексическими единицами, я раздала карточки с новыми словами и попросила найти их значение, сказав о том что можно использовать интернет для выполнения данного задания.
Проверили это задание по слайду на которых были даны значения новых слов, затем всем классом проговорили слова и приступили к закреплению, выполняя упражнение в котором нужно вставить по смыслу
слова в предложения, обменялись выполненными заданиями и проверили по ключу, по критериям выставили оценку.



Использование ИКТ при выполнении задания

На стадии осмысления ученики работали с текстом, заполняя таблицу «знал, узнал, хочу узнать», обсуждая осмысление текста с начала парно, затем в группе и в итоге всем классом. Первую и вторую графы учащиеся заполнили быстро, а вот при заполнении третьей графы возникли проблемы, но потом пришли все вместе к выводу чтобы понять насколько плохим является употребление фастфуда необходимо прочитать книгу о ней. Трудность при заполнении третьей графы возникла из-за новизны задания, поэтому на своих последующих уроках я буду системно использовать такой прием при работе с текстом.
Используя такой прием дети учились работать с большим текстом, выделять главную необходимую информацию, осмысливали и анализировали данные и приходили к определенному выводу.
На данном уроке я решила внедрить модуль обучение талантливых и одаренных учащихся, предложив им выбрать дифференцированное задание по тексту, согласно своим способностям. Первый уровень задания был сложным, нужно было пересказать текст и высказать свое мнение по поводу употребления еды быстрого приготовления. Этот уровень выбрали трое учащихся высокой мотивации Пак Дмитрий, Абдукадырова Камилла и Кругляков Александр, которые с успехом справились с заданием и не испытывали затруднений при пересказе и высказывании своих мыслей.
Конечно же неудивительным для меня было то что, второй уровень задания выбрали все остальные ученики в классе, они отвечали на вопросы по тексту, проверяя правильность по ключу и опять по критериям ставили оценки. Также третий уровень я подготовила для учащихся с низкой мотивацией Анны и Асем, к моему удивлению они выбрали и хорошо справились с заданием второго уровня.
Завершающим этапом была творческая рефлексия, я попросила учащихся составить пятистишие к теме урока «Fast food», объяснив что они должны к этому слову написать два прилагательных, три глагола, предложение и синоним к этому слову. Считаю, что все группы хорошо справились с заданием, написав очень замечательные стихи. В результате

ученикам пришлось вспомнить лексический материал, связанный с темой урока, а также при выполнении данного задания формировались некоторые навыки критического мышления.
Рефлексию урока я предложила учащимся, выразить в виде спелых и червивых яблочек, которые нужно приклеить к яблонькам. Если урок понравился нужно прикрепить спелые яблочки к первой яблоне, ну а если не понравился, то червивое яблоко на вторую яблоню. Оказалось что только двое учеников прикрепили червивые яблочки, конечно я спросила что вам не понравилось на уроке, они сказали что все понравилось и даже червячки на яблочках и они недопоняли инструкцию по рефлексии.


Рефлексия урока

В конце урока каждая группа подвела итоги и подсчитала баллы каждого ученика, переведя их в оценки. В ходе урока учащиеся приобрели новые знания, изучили новые слова, узнали многое о еде быстрого приготовления, составляли синквейн, учились рефлексировать. Урок прошел оживленно, со стороны учеников был искренний интерес к теме, весь объем работы был выполнен качественно.
В дальнейшем разрабатывать критерии оценивания нужно сообща, для того чтобы предотвратить необъективность оценивания. Продолжу использовать различные стратегии по развитию критического мышления,
если человек мыслит у него появляются новые идеи, а в дальнейшем и изобретения, таких случаях я всегда буду поддерживать своих учеников. Подводя итог, хочется сказать что, если вы умело применяете модули, то результат не заставит себя ждать.
Полагаю, что определенные модули программы хорошо просматривались на всех этапах урока и плавно перетекали из одной в другую.










Руденко Ирина Николаевна Портфолио Отчет В2 группа № 7 учителя 3-го уровня
город Шымкент 2014 г.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




2014-03-17 1515