Статья «Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение»

Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение. Абдрахманова Б.Ш.
После прохождения курсов повышения квалификации, на которых были рассмотрены и изучены 7 модулей, и применив данные модули на практике, мой взгляд на свою педагогическую деятельность постепенно изменился. Необходимо было внести изменение в процесс преподавания с применением данных 7 модулей.
Перед школой и учителями встает новая задача: создать условия для успешного саморазвития ученика. Традиционное преподавание, при котором учитель играл ведущую роль на уроке, себя уже изживает. На данное время учитель и ученик должны стать сотрудниками. Характер деятельности учителя - роль организатора, консультанта, помощника, наставника. Характер и стиль взаимодействия - диалогический, открытый, демократичный, рефлексивный. Учитель – создает условия, чтобы дети учились сами. Это можно определить даже при вовлечении детей к работе путем проведения тренингов т.е перед каждым уроком я, первые два урока, затем сами ученики проводили тренинги.
Эксперимент начался с того, что мною была проведена беседа с родителями учеников, которых необходимо было поставить в известность, что их дети будут участвовать в эксперименте с применением данной технологии. Такая же беседа была проведена и с учащимися.
В руководстве для учителя (стр.116) обозначена цель настоящей программы, состоящей в оказании помощи учителям оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. Внедрение и наблюдение на практике основных идей 7 модулей дало положительный результат. В процессе применения 7 модулей возникли следующие вопросы:
«Поймут ли ученики меня?»
«Как преподавать?»
«Как преподнести материал?»
Урок это основное звено учебного процесса, в котором отражаются цели практические, развивающие, воспитательные. Мною были запланированы серии последовательных уроков по предмету «Русский язык» в 6 классе на тему «Сведения о составе слова». При планировании серии уроков я должна была логически вписать данный урок в комплекс уроков этого цикла, тщательно отобрать языковой, текстовой, тематический материал, продумать все этапы урока и пути перехода от одного этапа к другому, предусмотреть методические приемы, режимы работы, подобрать вспомогательный материал. Предусмотреть планируемый результат, и на основании этого уяснить или определить цель урока, а также предугадать, все ситуации, которые могут возникнуть в ходе обучения на конкретном уроке. В план я включила темы: 1. Состав слова. 2. Словообразование. 3. Корень слова. 4. Однокоренные слова. Составляя среднесрочный план, я опиралась на календарный план. В план я включила цели уроков и ожидаемый результат, т.е. то, что я ожидаю от обучения учащихся. Здесь я ориентировалась на раздаточный материал, который нам дали на первом месяце курса обучения. Также я прочитала Руководство для учителя, консультировалась с тренером, с коллегами. При составлении плана учитывала цели урока, их взаимосвязь и единство. При планировании изучения той или иной темы заранее прорабатывала весь учебный материал.
Также возникла проблема оценивания учащихся, если в традиционной форме обучения я сама оценивала учеников и ученики не имели возможности оспаривания оценки, то в новых подходах ученики могут сами оценивать свои знания, а также анализировать свои допущенные ошибки. Я предлагала на занятиях учащимся проводить самооценивание и взаимоценивание, на первых уроках оценивание осуществлялось не объективно, то есть ученики завышали или занижали оценки друг другу. Для того, чтобы решить данную проблему, проанализировав проведенные уроки, мною и учениками были разработаны критерии для оценивания. При помощи разработанных критериев, ученики объективно оценивали друг друга, увидев и проанализировав свои допущенные ошибки. А также я поняла необходимость использования формирующего оценивания, наблюдая и анализируя за детьми, более четко и продуманно планируешь уроки.
Оценочный лист /Самооценка/
Фамилия_________________________
Имя________________________________
Перестрелка
Крестики и нолики
Работа с учебником
Кто быстрее? (капитаны)
Кластер
Ошибка, я тебя вижу









При проведении серии уроков, рефлексия каждого занятия была различной, что дало мне возможность узнать о собственном обучении.
Применяя, новые подходы в преподавании и обучении ученикам предоставляется возможность более свободно и активно вести себя на уроках, раскрываться. Такой вид проведения уроков ученикам нравится.
Все идеи изучаемые в 7 модулях относят к новым подходам, но лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» рассматриваются в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи. (Руководство для учителя, с.138).
На уроках диалог между учениками и мною (т.е. учителем) дает возможность развить мнение учеников, их взгляд и мышление. Групповая работа развивает умение мыслить, коллективное знание.
Диалоговое обучение – это полные ответы, выражение своих мыслей, развитие новых идей. На серии уроков по предмету русского языка ученики выражали свои мнения глубоко, осмысленно, грамотно и четко.











.
Также были применены на серии уроков стратегии критического мышления и обучения в сотрудничестве, где значительно активизировало работу учащегося. Дети стали активными участниками урока, то есть все учащиеся были задействованы при проведении урока. При таком виде проведения урока слабые учащиеся активно включались в ход обучения. Я думаю, что причиной стало введение новых подходов в преподавание и обучение. В начале своей педагогической деятельности мои знания о технологии критического мышления были невелики, поэтому на практике затруднялась использовать аспекты критического мышления, мне необходимо было овладеть всеми приемами критического мышления. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению и проработав программу «Руководство для учителя»(стр. 154),а также дополнительную литературы и интернет ресурсы, я постаралась максимально использовать всю полученную информацию при планировании моих уроков. Если раньше приходилось видеть скучающие лица отдельных учащихся на уроках русского языка, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Я думаю, что причиной тому могло было послужить вследствие недопонимания заданий учащимися, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию. То сейчас могу с уверенностью сказать, используя новые подходы в обучение, с подобными проблемами сталкиваешься меньше. Мне, как и каждому учителю хотелось бы, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности и сотрудничества. Вот почему необходимо было постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо было развивать у учеников творческое мышление.
Сегодня самым актуальным видом проведения урока является занятие, где используется ИКТ. ИКТ было применено при проведении серии уроков по предмету русского языка в виде демонстрации слайдов. Уроки с применением ИКТ являются более усовершенствованными в современном мире образования. Ученикам более интересны и познавательны такие виды уроков. Так, как нет у нас интернета и сотовой связи, мы на уроках применяли только слайды и интерактивную доску.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

При обучении талантливых и одаренных детей согласно Руководству учителя (с.177) должны рассматривать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя способных и талантливых. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии направлены преимущественно на определение содержания обучения учеников в рамках соответствующей образовательной программы. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников школа достигает при наличии «общешкольный политике» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучение для всех учеников. Содержательный компонент категорий «талантливый» и «одаренный» может быть различным. Ученик средней школы может быть особенно одаренным в одном определенном предмете и ничем выделяться в других областях. Фриман (1998) приводит в пример исследование, которое показывает, что проверочные листы могут запутать и дать учителям неверное направление при использовании их для выявления способных, талантливых учеников. Однако максимально надежные критерии, основанные на исследованиях и способные выявлять наиболее успешных учеников, могут быть разумно использованы в проверочном листе и приводятся ниже (Montgomery, 1996, Freeman,1991): у них превосходная память, они знают лучше других, быстро мыслят, они пополняют информацию, более организованное, они стремятся к более сложным заданиям, они могут говорить, читать с раннего возраста.(Руководство для учителя стр. 176-177).На своих серии уроков я предложила слабым учащимся выполнить задания по образцу, а более сильным проявить свой творческий потенциал при написании эссе. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложная и требует продумывания, обсуждения и тщательного продумывания. Дети могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают в одном и ли более предметах. При этом они могут быть одаренными в одной сфере, а испытывать в другой. Эти таланты и способности могут выявляться учителями, родителями и другими членами группы или самими детьми. Наблюдение за учащимися 6 класса Ганикызы Айгерим, Зилаги Нуржан, Сейдилда Гаухар. Все они обучаются в данной школе с первого класса. Уровень подготовленности этих учащихся разные. Необходимо было установить уровень знаний данных учащихся, так же как и всех остальных, провести выравнивание, и выявить наиболее одаренных детей, склонных к пониманию русского языка на более высоком уровне. Поэтому сначала я составила план занятий, учитывая уровень знаний, для всего класса. В процессе работы вскоре выяснилось, что быстрее всех, глубоко и осмысленно понимает темы русского языка Айгерим. Открытая, она никогда не стеснялась задавать вопросы, искала самостоятельные ответы, проявляла инициативу при защите постеров, выдавала интересные идеи. Сейдилда Гаухар, по характеру необщительная, молчаливая, с трудом, медленно, но настойчиво овладевала знаниями. Зилаги Нуржану, несмотря на все его старания, русский язык давался с большим трудом. Сколько раз он пытался ответить какую либо тему, но очень часто у него это плохо получалось. Но его таланты в изучении русского языка проявились в том что, он мог предложить неординарное решение проблемы. Но каждый из них - талантлив по своему. Айгерим обладает прекрасной дикцией, увлекается пением, танцами, Нуржан занимается спортом (казакша курес), Гаухар – увлекается рисованием. Как показала практика, наиболее эффективным методом взаимодействия с одаренными детьми являются индивидуальные занятия с акцентом на самостоятельную работу с материалом. Поэтому было необходимо составить план занятий с ребятами, учитывая тематику их самообразования и психические особенности ребенка. Были определены темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. Задания подбирались индивидуально, сначала разно уровневые, но планку нужно было поднимать, и ребята стали получать задания достаточного и высокого уровня. Если в начале обучения , Нуржан с трудом запоминал даты, с большим трудом мог излагать изученный материал, то сейчас, по истечении практики, можно сказать, что своим упорным трудом он достиг хороших вершин, он свободно излагает материал. Но вот наконец у Гаухара стало получаться. Наибольших успехов в изучении темы достигла Ганикызы Айгерим. Природой ей дан пытливый, острый, гуманитарный склад ума. Поэтому работа с Айгерим шла в более сложной плоскости, она отвечала на вопросы более сложного вопроса. Работали ребята по - началу индивидуально, но потом стали чаще работать в группе, перенимая друг от друга что-то новое, часто помогая друг другу различных ситуациях. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Лидерство в обучении это подход адаптивный в данном модуле. Мне хотелось всем коллегам дать информацию о новых подходах в преподавании. И пригласить их на свои уроки. А также выступить на педсовете поделиться своей информацией.
В заключении хотелось порекомендовать себе побольше включить в серии уроков работы обучения талантливых и одаренных детей, а также использовать разноуровневые задания.
Я научилась системно анализировать свою работу, видеть причину успехов и неудач. Таким образом, повышать профессионально свои умения и навыки.
Приобретенные навыки организации и построения учебного процесса не будут ограничены лишь обучением на курсах и периодом практики.
Образовательный результат для учителя
Новый метод помог мне сосредоточить внимание на разработку таких заданий, которые помогут ученикам понять, как они будут учиться. Ученики начали принимать участие в разработке процесса, и стали пользоваться новыми методами, который развивает их знание о самих себе как об участниках образовательного процесса, показывает, как успешно справляться с заданиями самостоятельно. Слушая своих учеников, я теперь понимаю, что они сами могут вносить заметный вклад в процесс своего обучения. Моя задача использовать новые подходы и методы, чтобы показать им смысл обучения. В дальнейшем я планирую использовать современные методы новой программы, которые преобразовались в образовательной системе Казахстана.