Обоснования необходимости преобразования школьной практики.

Обоснования необходимости преобразования школьной практики.
Мир будущего- мир глобальных вызовов. Трудно попасть в число «развитых» стран, ещё труднее удерживать достигнутый результат в условиях глобализации. Третья индустриальная революция, на пороге которой мы стоим, кардинально меняют структуру и потребности мирового рынка. Достижения науки становятся обыденной реальность, меняя не только наш быт, но и сознание. «Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами и для политиков в сфере образования, и для школ в целом, и для учителей в частности являются - «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?» и - «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку» [1 ]
В настоящее время в число успешных стран входят государства –участники ОСЭР. В Послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президентом страны отмечено, что «индикаторы стран ОЭСР с учётом их будущей долгосрочной динамики, это и есть базовые ориентиры нашего пути в число 30 развитых государств планеты» Им поставлена задача о внедрении в Казахстане ряда стандартов ОЭСР. Эти слова подтверждают и исследования мировых систем образования Барбер М. и Муршед М.: пристальное внимание и инвестиции в образование, реформирование входит в число главных задач стран, добившихся устойчивого экономического развития. «Исследования ОЭСР свидетельствует о том, что при увеличении среднего уровня образования населения трудоспособного возраста на 1 год, экономика увеличивается на 3-6%, и темп роста экономики выше на 1%.»[2 ] Будущее страны зависит от того, как будут подготовлены наши сегодняшние дети к противостоянию глобальным вызовам человечества: создание безъядерного мира, недопущение войн, решение экологических, продовольственных и демографических проблем, активное освоение космоса.
3 декабря 2013 г. ОЭСР были опубликованы результаты PISA-2012. Среди тестируемых учеников 15-летнего возраста из 65 стран, наши учащиеся заняли 49 позицию по математике, 52-по естественнонаучным дисциплинам и 63-е по уровню читательской грамотности. Эти данные показывают, что нам есть над чем поработать.
Интересным было изучение результатов исследования школьных систем 25 стран мира. Впечатляет, какие масштабные реформы были проведены практически во всех школьных системах: новый подход к финансированию, приему детей в школу, уменьшение размеров школ, сокращение численности учащихся в классе, реформы критериев и порядка оценки успеваемости, появление чартерных школ.
Но, как оказалось, ощутимого повышения качества стандартов они не дали. Анализ работы учителей в странах с эффективной системой образования , показывает, что эффективна та работа, которая ведется в трех направлениях:
Требовательный отбор кандидатов, желающих стать учителями;
Постоянная работа над профессиональным ростом учителя;
Обеспечение таких условий обучения, при котором качественное образование будет гарантировано каждому, без исключения, ученику.
Насколько они применимы к нашей стране?
Плюсом системы образования в Казахстане я считаю, является охват всеобщим средним образованием: организация подвоза за счет средств местного бюджета, обязательный учет поступления в колледжи несовершеннолетних. Но вместе с тем всеобщий охват обучением, или иначе, всеобуч, не даёт всеобщего качества знаний. Значит, следует познакомиться с опытом мировых систем образования, добившихся значительных успехов в этой области.
Меня заинтересовало, каким образом происходит обучение в Финляндии-стране, показавшей лучшие результаты в международном исследовании достижений учащихся в 2001 г.
Первая ступень обучения- начальная, является очень важной в становлении ученика как личности: «Учащиеся, которые не достигли успехов в первые годы школьного обучения имеют очень мало шансов наверстать упущенное» [3]
Безусловно, поразило, что первые годы обучения безотметочные. В Финляндии дети идут в школу не ранее 7 лет и на протяжении первых 2 лет обучения занимаются в школе всего 4-5 часов в день. Подготовка к школе имеется, есть выбор у родителей, как и где она будет проводиться, но специальных школьных знаний им не дают. В этот период важно научить тому, как надо учиться, показать, как будет вестись обучение в школе. «Начальные школы в Финляндии обычно ставят собственные небольшие акценты в развитии тех или иных способностей ребёнка. Например, творческого самовыражения ребёнка или математических наклонностей» [4] Оценивание ведется, но таким образом, чтобы оценка не являлась карательным инструментом. Дети получают радость от выполненного задания, не потому, что оно удалось «отлично» т.е.на «5» , а потому что оно вообще выполнено, и они с эти справились. А в наших школах зачастую, даже в детском саду ведется оценивание (звездочки, флажочки, треугольнички) и сравнение работ одного ребенка с работами остальных, что вызывает невольное стремление ребенка следовать шаблонам.
В Финляндии действительно следуют девизу «Не потерять ни одного ученика», например, в классе, кроме учителя, есть еще помощник учителя, который может помочь, подсказать во время урока, затем ( если ребенок не успевает за всеми, у него есть трудности) организовать дополнительное обучение в маленьких группах до 5-ти человек. Эта тенденция- помочь в случае затруднений остаётся и в старших классах. В отличие от нашей системы образовании этим занимается не учитель-предметник в свободное от преподавания время, а специальный учитель. В его задачу оказание помощи ученикам, рискующим попасть в число отстающих. Причем таких учащихся немало : 30% учеников школы ежегодно. Обращение за помощью к этим учителям не считается чем-то зазорным, потому как к ним обращаются и сильные ученики по некоторым темам. Думаю, было бы эффективно подобное ввести и в наших школах. Хотелось отметить главное - их правильный подход к оцениванию помог сделать его движущей силой обучения. В последнее время много говорят о реформах именно в системе оценивания. Педагоги ставят под сомнение целесообразность её применения в начальной школе. И в этом есть «рациональное зерно»- нормы оценок негативно влияют на отношения к учащимся со стороны учителей, а также формируют неэффективную внешнюю мотивацию к обучению.
Меня заинтересовал еще один аспект реформ : «Уменьшение количества учеников в классе вкупе с увеличением числа преподавателей в расчете на данный контингент учеников было, пожалуй, наиболее широко практикуемой и интенсивно финансируемой стратегией улучшения работы школы»[5] Удивительно, что этот шаг не принес ожидаемых результатов, хотя в процессе исследований я сделала вывод о том, что многие коллеги и учителя успешность или неуспешность усвоения программ учениками, видят в перегруженности классов. Я попыталась проследить изменения в классах с наименьшим числом учащихся:6 «Б»-17 уч-ся, 6 «В»-15 учащихся. Начальную школу закончили с отличием 4 учащихся, сейчас только двое из них –отличники. Мониторинг указывает на стабильное снижение качества успеваемости, что также подтверждает вышеуказанные выводы.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Только счастливый учитель может воспитать счастливого ученика. Перефразируя это выражение, получим утверждение, что только сам высокообразованный учитель может воспитать такого же ученика. «Плохой учитель оказывает сильное негативное влияние на результаты обучения, особенно в ранние школьные годы». Многие из опрошенных мной учащихся старших классов считают, что начальный этап наиболее важный в приобретении знаний и ценностей и пробелы в знаниях они приобрели именно в начальных классах. Очень важно, чтобы в начальной школе работал высококвалифицированный специалист. Поэтому понятно требование в Финляндии к учителю: все учителя имеют степень магистра, статус учителя зависит от его образования. В Сингапуре учителя ежегодно проходят 100-часовые полностью оплачиваемые курсы повышения профессиональной квалификации. В этих странах на подготовку каждого будущего учителя тратят больше денег, чем другие системы образования. Отрадно, что в нашей системе образования появился новый взгляд на привлечение кадров и их переподготовку. В вузах введены творческие экзамены для поступающих на педагогические специальности, увеличено время практики во время учебы, рассматриваются варианты структур тестовых заданий для подтверждения уровня квалификации педагогов. «Проблема модернизации системы повышения квалификации в Казахстане является актуальной и не сходит с повестки дня министерства» [6] Пересматривается действующая система повышения квалификации педагогов, так как она не оказывает ожидаемого влияния на качество образования. Примером нововведения в этой области служит Программа, предложенная Кембриджем. Отправной точкой нашего обучения стало изменение наших убеждений о необходимости внедрения преобразований в свою практику. На примере своих коллег, убедилась в справедливости слов Пажареса, который утверждает, что «при выборе стиля преподавания убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все его действия в классе»[7] Параллельно со мной проходили курсы двое коллег. Находясь на практике, встречалась и беседовала с обоими: оба говорят об эффективности предлагаемых им на курсах технологий, но оба глубоко убеждены, что можно работать «по старинке», реализация новых идей требует колоссальной работы, поэтому они сомневаются в её целесообразности: ведь «советское образование- было лучшим»
Мне понравился еще один аспект подхода к развитию профессионализма преподавателя: практика начинающего учителя. Заслуживает внимания опыт англичан. В Англии внедрена практика «вводного года», на протяжении которого молодой специалист получает особую поддержку: ему снижают преподавательскую нагрузку, чтобы предоставить дополнительное время на планирование и обучение. Большое внимание уделяется наставничеству. Опытным учителям, добившимся хороших результатов, дают неполную нагрузку, чтобы предоставить им возможность уделять больше времени наставнической работе со своими коллегами. В настоящее время в наших школах это маловероятно, наиболее приемлема культура обучения в школах Японии. Она строится на принципе «изучение урока» -“Lesson study”. В этой системе главный акцент делается на том, чтобы передовой опыт получил как можно более широкое распространение: «Когда уходит на пенсию блестящий американский учитель, с ним уходят почти все планы его уроков и разработанные им методики. Когда уходит японский учитель, он оставляет за собой наследие». [8] Подобную практику мы должны развивать в наших школах. Опыт проведения подобного урока-исследования в период практики, опрос учащихся, участников фокус-группы показали, что подобный метод наиболее результативен, нежели часовые семинары и лекции. Доказано, что учителя приобретают львиную долю своих педагогических навыков в первые годы обучения и практики, поэтому этому вопросу надо уделять пристальное внимание.
Исследования показывают, что без эффективного руководителя школа вряд ли будет стремиться к улучшениям в работе. Необходимо создавать такие условия, которые будут привлекательны для сильных кандидатов. В Сингапуре, например, это оплата: она достаточно высока, что подчеркивает ответственность и позволяет привлечь сильных кандидатов. Интересно, что они должны посетить шестимесячные курсы, проводимые Национальным институтом образования, по окончании которых и выбирается тот кандидат, который признан готовым для такой работы. В Казахстане разработаны новые Программы повышения квалификации директоров школ, заместителей по учебно-воспитательной работе. Директор нашей школы является слушателем таких курсов. Встречи с коллективом показали, что руководитель, способный сам «гореть», воодушевляет на работу преподавателей.

В нашей стране образовательное поле пережило и переживает существенные реформаторские преобразования. Проблема конкурентоспособности казахстанской системы образования, подготовка профессиональных специалистов, соответствующих требованиям 21 века является одной из главных задач нашей страны. Реформирование научно-образовательной системы РК получило мощный импульс принята новая Государственная программа развития образования. Согласно Плану мероприятий на 2011 – 2015 годы по реализации данной программы предусмотрены нововведения системы подушевого финансирования общего среднего образования, методики ваучерно- модульной системы повышения квалификации учителей, мероприятия для повышения престижа профессии педагога. [9] Пристальное внимание уделяется инклюзивному образованию: предусмотрено увеличение государственного заказа на повышение квалификации специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями в развитии дошкольного возраста
Это означает важный шаг для вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Президент РК Н.А.Назарбаев отметил, что «результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»[10] Важно работу в этом направлении начать с дошкольного возраста. Этому способствует принятая программа «Балапан», которая к 2020 году должна обеспечить 100-процентный охват дошкольников. С 2015 года начнется поэтапный переход к 12-летнему образованию, что поможет вхождению в мировое образовательное пространство. В настоящее время идет активное становление государственного проекта «e-learning» . Наша школа в этом учебном году стала одной из первых в районе, где введена «электронная школа». Широкополосный интернет позволяет учителям активно использовать в практике имеющиеся электронные цифровые ресурсы, обновлять технологии обучения. Переносной «мобильный класс»- 14 ноутбуков позволяет учащимся активно пользоваться интернет- ресурсами для выполнения заданий, онлайн- тестирования. На базе нашей школы прошли дистанционные курсы повышения квалификации более 20 учителей района. Планируется, что в ходе информатизации образовательного процесса количество подобных школ к 2020 году достигнет более 7 тысяч. Это может решить проблему повышения качества преподавания в МКШ, количество которых в Казахстане- 4288, что составляет 56,6 % от всего количества школ. «Практически каждый четвёртый учитель и каждый шестой казахстанский школьник работают и учатся в малокомплектной школе»[11]. Но подобные масштабные изменения могут и не принести результата, если не будет поддержки нововведений на местах. В нашей школе достаточно учителей с высшей категорией, большим стажем работы. Но, к сожалению, качество знаний остаётся на низком уровне. Нам важно не потерять ни одного ребенка- поднять уровень каждого ученика. Это является единственным способом достичь высочайшего уровня результативности системы. А для этого необходимо работать над повышением мотивации к обучению у учащихся. Все меньше детей, желающих попробовать себя в различных интеллектуальных играх. Участие в олимпиадах не показывает высоких результатов: два года подряд только один из учеников представлял нашу школу в области (2013-по английскому , 2014г.-по физике), призовых мест нет. Идет снижение качества знаний в среднем звене. Меня, как учителя словесности, волнует, что пропадает интерес к вдумчивому, аналитическому мышлению. Коллеги, благополучно «переложив» ответственность за это на начальное звено, и не пытаются решить эту проблему. Ознакомившись с предлагаемой моделью выпускника, засомневалась, что все наши дети соответствуют данным критериям. Современное время предъявляет новые требования ученику, он должен быть социально-адаптированным, коммуникабельным, умеющим самообразовываться, добывать информацию и применять знания на практике, обладать критическим мышлением, владеть компьютерной грамотностью. А чтобы уметь сформировать в ученике навыки модели 21 века, нужно самообразовываться нам, учителям, мне лично. Нужно стремиться стать не просто учителем-практиком, но и исследователем, учиться рефлексировать свою деятельность. Нам нужно учиться учить по-новому.
Месяц практики в школе показал, что можно достичь преобразований школьной практики, пусть даже успехи наши не столь значительны, они ведут к существенным изменениям. Поэтому, надеюсь, что мои скромные шаги –начало нового пути.
Список используемой литературы
1. («Руководство для учителя /Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», стр. 103).
2. Государственная Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года
3. Барбер М., Муршед М. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», 2008 год

4. По материалам статьи Скопец А.Е. «Начальная школа в Финляндии»
5. Барбер М., Муршед М. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», 2008 год стр.12
6.Ахметова Г.К. «Стратегические ориентиры модернизации системы повышения квалификации в РК» , Материалы Международной научной конференции «Интеграция систем повышения квалификации работников образования стран-участников СНГ» 27-28 октября 2011 г

7. Руководство для учителя /Теоретические основы Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения, стр. 107)
8. Барбер М., Муршед М. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах»,
9. План мероприятий на 2011 – 2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы (I этап)
10. Назарбаев Н. А. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Академия малокомплектных школ Казахстана»










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Root Entry