Обоснование необходимости преобразования школьной практики с учетом метапредметного подхода


Кинцель Александр Евгеньевич, магистр педагогических наук, бакалавр биологии, преподаватель-организатор НВП, учитель биологии школы-гимназии № 6 г.Степногорска, Республика Казахстан, сотрудник кафедры естествознания Центра дистанционного образования «Эйдос»
Обоснование необходимости преобразования школьной практики с учетом метапредметного подхода
По настоящему об уровне цивилизации говорят
не переписи населения, не размеры городов, не
собранный урожай – нет, о нем говорит качество
человека, которого производит страна
Р.У.Эмерсон Конкурентоспособный рынок современного мирового сообщества требует коренного пересмотра образовательных подходов в обучении. Главное требование к выпускнику XXI века – это его конкурентоспособность, трансформация к быстро меняющимся условиям жизни в процессе масштабной глобализации. Мировая система образования адаптируется к геополитическим, социальным, экономическим изменениям, происходящим практически во всех странах мира, таких как научно-технический прогресс, увеличение доли умственного труда, уменьшение физических нагрузок, развитие информатизации (компьютерные сети), повторяющийся кризис мировой экономики, появление различных форм дистанционного образования, кризис рыночных отношений, усиливающаяся безработица и так далее. Под угрозой находятся общечеловеческие ценности, распространяется терроризм, религиозный экстремизм.
Традиционная система образования не может ответить вызовам современного общества, поэтому наиглавнейшей задачей любого современного государства, заботящегося о своем развитии, считается совершенствование образовательной системы и ее плавное вливание в мировую образовательную систему. На реформирование образовательных систем в мире тратится огромное количество денежных средств. Однако, не все передовые в образовании государства позволяют себе увеличивать финансирование данного сектора. Примером такого государства является Сингапур, где основной упор делается на качество образования. Огромный вклад в совершенствование системы образования в мире играет ЮНЕСКО. К основным направлениям работы ЮНЕСКО относится получение начального образования гражданами любой страны, гендерное образование, образование в Африке и, как следствие, снижение уровня безработицы через повышение грамотности населения. Также, немаловажная роль в реформировании образования принадлежит Всемирному банку развития, который реализует проект «Электронное образование», в том числе и в некоторых странах бывшего Советского Союза. Главное направление деятельности Всемирного банка – информатизация процесса образования и создание каждой организацией образования приемлемой для нее собственной программы информатизации.
В качестве успешных образовательных практик можно привести несколько государств: Южная Корея, Финляндия, Сингапур и Гонконг. В этих государствах осуществляется стратегия высоких требований к подготовке кадров и качеству образования. В рейтинговой таблице индекса уровня образования стран мира Южная Корея занимает 6-е место, индекс равен 0,93 (по материалам сайта http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info). В чем состоят особенности системы образования Южной Кореи? На первое место следует выделить постоянное образование корейского школьника. Почти каждый корейский ученик помимо школы посещает всевозможные образовательные курсы, берет частные уроки. Большой упор делается на самостоятельное образование. Таким образом, образование делится на образование в школе и после школы. Каждый корейский ребенок воспитывается с мыслью о том, что стать конкурентоспособным он сможет только в том случае, если будет как можно больше заниматься, получив престижное высшее образование. За послевоенные годы развилась не только школьная педагогика, но и семейная. Поэтому большинство корейских семей заинтересовано в получение качественного еще дошкольного образования. Поэтому свободного времени у корейского ребенка практически не остается. Основываясь на этом, во многих корейских школах существуют классы продленного дня, созданные, в том числе, и для того, чтобы организовать коллективный досуг. В корейской школе введена 12-тилетка: три года дошкольное воспитание, шесть лет начальное образование и шесть лет среднее образование (3 года среднее образование и три года среднее образование высшей ступени). Обязательным условием является изучение, помимо корейского языка, английского, математики, точных наук и наук об обществе. Кроме этого, существуют популярные курсы музыки, балета, рисования, каллиграфии. Количество учеников в классе достигает 50-60 человек, при этом проблем с дисциплиной практически нет. Частью это решается из-за традиционного почитания взрослых корейскими детьми, частью воспитанием коллективизма (в том числе и коллективным наказанием – в корейской школе учеников наказывают физически) - по материалам сайта http://www.raznie-deti.ru/dr/kor/110-principy-shkolnogo-obucheniya-i-vospitaniya-koreyskoy-rekspubliki.html ). Важная роль в этом отводится групповой работе, а также огромный авторитет учителя в стране. Стать учителем в Южной Корее очень трудно. По мнению некоторых аналитиков именно тот факт, что правительство нашло дополнительные средства для поддержки корейского учительства, на сегодняшний день система образования сделала такие большие успехи. В школу пришли высококвалифицированные кадры. Все страны мира, имеющие высокие результаты в обучении учеников, на первое место ставят высокий профессионализм учителя. Чтобы стать учителем в этих странах, кандидаты проходят жесткий отбор. Первоначальная заработная плата для начинающих педагогов очень высокая, что является стимулом для высокопрофессионального преподавания. Было выяснено, что эффективным обучение становится только в том случае, если между учителем и учениками будет существовать определенное взаимодействие, будет обеспечиваться обратная связь. Для этого разработаны различные системы повышения квалификации педагогов, перестройка подготовки педагогов ВУЗах. В южнокорейской школе осуществляется гендерное образование. Республика Корея – это первая страна, которая обеспечила высокоскоростной доступ к сети Internet. Если ранее система образования в Республике Корея была ориентирована на поставщика, то после начала реформы системы образования, начатой в 2010 году, она более ориентирована на ученика. Такая же важная роль в образовательном процессе придается групповой работе в Японии, где количество учащихся в классе составляет 40-45 человек.
Интеграция международных образовательных систем нашла отражение в образовании Казахстана с 2010 г., когда государство присоединилось к Болонскому процессу. Реформа образования в Казахстане также направлена на адаптацию к новой социально-экономической среде. Президент Республики Казахстан Н.А.Назабаев поставил задачу о вхождении нашего государства в число тридцати конкурентоспособных стран мира до 2050 года. Согласно долгосрочной стратегии «Казахстан – 2050» образование является важным приоритетом развития государства. Одной из важнейших задач данной стратегии является создание современной и эффективной системы образования. На данный момент действует разработанная Государственная программа образования в РК до 2015 года, новый Закон РК «Об образовании», «О науке», долгосрочная Программа развития образования на 2011-2020 годы, «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 гг.» и т.д. (по материалам сайта http://www.bala-zan.kz/nzakon/297-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-respubliki-kazahstan-na-20112020-gody.html ) Т.е. государством создана база для реализации поставленных задач. В государстве созданы и успешно функционируют двадцать Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ, проект продолжается), программа «100 школ, 100 больниц», продолжает успешно действовать программа «Болашак». Направления работы этих учебных заведений физико-математическое и химико-биологическое. Разработана система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, продолжает работать система трехуровневого обучения учителей. Главный упор в образовании делается на переход от традиционной ретрансляции знаний к их активному получению, повышению роли самостоятельного обучения. Огромные средства выделяются государством на информатизацию и компьютеризацию образовательного процесса. Все школы страны имеют выход в Интернет, поставляются кабинеты химии, физики, биологии, интерактивные доски, мультимедийные кабинеты, строятся новые современные школы и т.д. Большой упор делается на полиязычие. С 2013 года во всех школах республике введено раннее обучение английского языка с первого класса (по материалам сайта http://comtutor.ru/single_news/938) , развиваются центры обучения. Планируется изучение некоторых предметов во всех школах на английском языке. Таким же образом реформируется и высшая школа. Во всех областях действуют департаменты по контролю качества образования, на которые возложены, в том числе, и полномочия в области аттестации общеобразовательных школ. Более половины школ, проходящих аттестацию, не смогли успешно ее пройти. Наблюдается тот факт, что в школах работает большое количество педагогов, не имеющих педагогического образования, что сказывается на качестве образовательного процесса. С 2011 года в системе образования в качестве мониторинга качества обучения ВОУД – внешняя оценка учебных достижений. Многие школы подключены к е-Lerning, Казахстан перешел на систему трехступенчатого образования (бакалавр, магистр, доктор). С 2015 года государство переходит на 12-тилетнее образование (по материалам сайта http://obuchenie-rk.com/novosti/29-dvenadcatiletnie-obuchenie.html). Казахстан активно включился в международные исследования качества образования, такие как TIMSS (2005-2010 гг.), в котором наши ученики показали достаточно высокий уровень образовательных достижений по математике и естествознанию, что может служить потенциалом для дальнейшего развития; PISA, по результатам которого выяснилось, что только 5% казахстанских школьников из 5590 учеников, принявших в нем участие, могут адекватно использовать сложные учебные тексты и применять их на практике (средний показатель по странам ОЭСР составляет 28,6 %). Также, по результатам данного исследования лишь 4,2 % учеников от числа участников исследования математической грамотности могут эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации, интегрировать разные задания (средний показатель стран ОЭСР составляет 16 процентов). Эти исследования говорят о существующих пробелах в системе образования государства – наличие сильных предметных знаний у школьников, но неумение применять их в жизненной ситуации. Результаты PISA 2012 будут получены в декабре 2013 года (по материалам сайта http://naric.kz/index.php-option=com_content&view=article&id=13--pisa&catid=3-2011-05-29-17-58-07&Itemid=13&lang=ru.htm). Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что основным направлением реформы в системе образования Казахстана должно стать повышение качества образования с целью улучшения результатов учеников. Участие Казахстана в данных исследованиях даст возможность разработки новой методологии и инновационных технологий, которые будут стимулировать развитие навыков и умений у учеников. Это даст возможность мотивировать школьников к обучению, поднять уровень сдачи ЕНТ, развить креативное мышление и т.д.
Все изменения в образовательном процессе, происходящие в Казахстане, отражаются на функционировании учебных заведений страны, школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева г.Степногорска, не является исключением. На данный момент школа подключается к электронному обучению e-lerning, что позволит более тесно контактировать с родителями, роль которых в воспитании и обучении своих детей будет, таким образом, постоянно повышаться; улучшить образовательный процесс благодаря постоянному контролю за образованием со стороны родителей, администрации, учителей, классных руководителей. В школе имеется достаточное количество ресурсов для внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий: 6 интерактивных досок, один мультимедийный кабинет, ожидается поставка большего количества интерактивных досок, компьютеров. Это требует высокого владения учителями информационно-коммуникационных технологий. К сожалению, часть педагогов совершенно не владеет ИКТ, часть учителей может применять ИКТ, но не имеет возможностей применять их постоянно. Некоторые кабинеты, оснащенные интерактивной доской, не используют их в полной мере. Эту проблему можно решить путем повышения квалификации педагогов в данном направлении. Как показывает анкетирование учеников и учителей, большую часть времени на уроке говорит учитель, что является ярким примером передачи знаний путем ретрансляции; практически все педагоги очень редко или вообще не используют в своей деятельности групповую работу. Как следствие, мотивация учеников к обучению не повышается, а снижается, что также подтверждается анкетированием учителей и учеников, снижением среднего балла Единого национального тестирования. Следствием этого является и постепенное снижение количества учеников в гимназии, хотя их количество, наоборот, должно повышаться, т.к. предполагается, что гимназия должна давать более глубокие знания по сравнению с обычными общеобразовательными школами. Нужно отметить, что в гимназии нет системы стимулирования педагогов, постоянно повышающих свой профессиональный уровень, улучшающих свою практику. Курсы повышения квалификации каждый учитель проходит один раз в пять лет перед аттестацией. И лишь небольшая часть педагогов проходит курсы повышения квалификации практически каждый год, что сказывается на повышении уровня преподавания предметов данными педагогами. В школе отсутствует сложившаяся система работы с одаренными детьми, или с детьми, уровень знаний которых можно улучшить путем повышения мотивации к учебе. В гимназии нет систематического контроля за проведением уроков, т.е. отсутствует мониторинг и анализ практики учителя, соответственно это не дает возможности обмена опытом между педагогами, анализа проведения уроков и деятельности учеников на уроке. В течение последних десяти лет в школу не приходят молодые кадры, которые более легко могли бы изменить свои взгляды на педагогический процесс. Групповая форма работы учащихся на уроках используется в большинстве случаев при проведении городских или областных семинаров. Мерсер доказал: «взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении. («Руководство для учителя/Методы и подходы в работе учителя», стр.125). Педагогические советы в школе проводятся по уже давно сложившемуся порядку, практически формально, не давая возможности для дальнейшего развития школы. Не проводятся обучающие семинары, тренинги, хотя в школе большое количество опытных педагогов, имеющих возможность поделиться своим опытом с коллегами. Но отсутствие более полного взаимодействия между коллегами не позволяет улучшить профессиональную деятельность педагогов. Эти вопросы можно решить с помощью педагогов, закончивших трехуровневые курсы и наиболее опытных педагогов, имеющих возможность изменить свою практику. Каждый учитель должен осознать недостатки, имеющиеся в их работе. Необходимо изменить систему стимулирования, морального и материального поощрения за применение инноваций в педагогической деятельности; способствовать постоянному повышению квалификации педагогических кадров; введению в систему таких форм работы, как групповая; взаимопосещение уроков; взаимоконтроль; рефлексивный анализ своей деятельности; планирование и проведение обучающих семинаров, создание сетевого сообщества передовых педагогов для обмена опытом и выхода на межшкольный уровень взаимодействия; отход от старых методов работы (традиционные педсоветы должны уйти в прошлое) и так далее. Одной из главных идей, которыми должны руководствоваться учителя, должны быть высокие ожидания педагогов от своей деятельности, понимание и применение передовых методик обучения и понимание цели. На сегодняшний день, благодаря прохождению трехуровневых курсов, я имею возможность совместно с творческой группой учителей повлиять на практику работы части учителей моей школы. Более половины педагогов включены мной во Всероссийский проект «Школа цифрового века», что дает возможность через современные педагогические журналы получать методическое подкрепление, проходить современные модульные курсы, выписывать методическую литературу, публиковаться в Педагогическом университете «Первое Сентября». Половина педагогов школы с 2012-2013 учебного года вовлечены в дистанционные мероприятия: курсы, олимпиады, конкурсы, проекты. Это дает возможность повысить и мотивацию школьников к обучению через активное участие в образовательных проектах. Во время курсов у меня полностью изменилось отношение к групповой работе, применяемой мной редко. Я увидел большие положительные моменты взаимообучения учеников во время групповой работы, работы в парах, диалогового обучения, когда предоставляется возможность каждому ученику самореализоваться, повысить мотивацию к обучению, развить ситуацию успеха, участвовать в разработке критериев оценивания и т.д. В ходе практики в школе мной проведена серия коучинг-занятий с коллегами, поддерживающими групповую форму работы по темам: организация групповой работы на уроке, критериальное оценивание, целеполагание и постановка SMART-целей, создание и работа профессионального сетевого сообщества, использование таксономии Блума, применение человекосообразного подхода, метапредметного подхода в обучении. Мной создано сетевое сообщество педагогов в своей школе с целью профессионального самосовершенствования, обмена опытом, обсуждения наиболее важных вопросов современного образования и т.д. Данное сообщество постепенно выходит за рамки школы, но пока еще остается проблема его эффективной работы. В дальнейшем мной запланирована подготовка нескольких коучей для более широкого распространения передового опыта. В этом большую помощь мне может оказать План развития школы, который должен постоянно редактироваться и улучшаться. В ходе практики мной и группой педагогов внедрение групповой работы приносит реальные плоды (пока еще незначительные, т.к. время практики не позволяет полностью сделать анализ данной работы). Считаю, что введение в практику этих инноваций поможет школе выйти на новый уровень развития, а части учителей школы повысить свой профессиональный уровень и улучшить практику преподавания. Несомненным подспорьем в проведении, введении инноваций в школе является применение метапредметного подхода в обучении, пропагандируемого Научной школой А.В.Хуторского. Как показывают международные исследования, наши ученики знают очень много, но применить свои знания на практике они не могут, поэтому и оказываются по уровню знаний на последних местах списка. Принцип человекосообразности, введенный Научной школой, предполагает именно каждого конкретного человека основным субъектом своего образования. «И смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальными узловыми основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования» (А.В.Хуторской). Каждый учитель привык в своей деятельности преподавать свой предмет оторвано от других предметов. Ученик в итоге не может обобщить знания, полученные на разных уроках и не может применять их в жизни. Как указывает А.В.Хуторской «…цель образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества. В этом принципиальное отличие данного ориентира от того, которое заявляется, например, в развивающем обучении. Там цель – развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности. У нас – самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только». Проводником реализации метапредметного подхода в учебной деятельности могут и стали Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады, проводимые Центром дистанционного образования «Эйдос», в которых ежегодно принимают участие тысячи школьников. Ценность эвристических олимпиад – это ориентирование учащихся на получение определенного образовательного продукта. Этот термин пока что является новым и незнакомым для многих учителей. То есть, образовательная система, складывавшаяся десятилетиями, приучила нас к учению ради процесса учения. Современная же жизнь требует принципиально нового подхода к обучению. Создание учеником своего образовательного продукта – это и есть конечный результат обучения, в который ученик вкладывает не только полученные знания, но и свое творческое «Я». Эвристические олимпиады – это развитие умения мыслить абстрактно, выходить за рамки учебной программы, развитие навыков к творчеству. Необычное содержание олимпиадных заданий предполагает нестандартное мышление ученика, которое ученикам нужно в себе воспитывать и культивировать. Здесь очень важна роль педагога как советчика и мудрого помощника. Именно учитель может подсказать ученику, как провести аналогию между, казалось бы, несовместимыми объектами или явлениями, как выйти за рамки установленных правил и проявить творческую инициативу.Таким образом, ученик сам задает себе планку, до которой он должен подняться, самосовершенствуясь при этом. А чувство успеха и уверенности в своих силах – это очень полезное чувство, окрыляющее ребенка на создание будущей ситуации успеха.
Список использованной литературы:
А.В.Хуторской Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htmКорея. Система образования. http://www.psychologos.ru/articles/view/koreya_sistema_obrazovaniya
М. Барбер, М. Муршед Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. 2008 г.
Открытый доклад ШГ № 6 за 2012-2013 учебный год http://sc0006.stepnogorsk.akmoedu.kz/Реформа образования в Южной Корее. http://window.edu.ru/news/674/10674
Современное мировое образовательное пространство. http://uchebnikfree.com/page/pedagogika/ist/ist-4--idz-ax243--nf-23.html
Руководство для учителя/Методы и подходы в работе учителя, стр.125