Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школы


Отчет D
Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школы
После оценки стартовых возможностей и выявления ключевых проблем, стоящих перед коллективом своей школы, мною был составлен пошаговый план работы на период практики. После составления плана были определены методы и подходы, способствующие за короткий срок дать результаты. Также эти методы должны были быть приемлемыми к применению конкретно в моей школе.
Свою практику начала с профессиональной беседы с администрацией школы, потому что только в атмосфере доверительной беседы можно добиться положительных результатов. Тем более, когда предлагаешь свою помощь.
Существенную роль сыграл тот факт, что я являюсь председателем профсоюзного комитета школы на протяжении многих лет, что говорит о доверии, которое коллектив выражает мне и этим относит меня к числу признанных лидеров. Ведь профсоюзы играют немаловажную роль в школе. И многие организационные вопросы администрация школы согласует с профсоюзом, в том числе план работы школы и стратегическое распределение сил. В деле преобразования практики школы играет немаловажную роль тоже.
Также при планировании существенную роль отвела командной форме работы. Так как при этой форме работы поставленная цель достигается сообща и в итоге не бывает проигравших. В моем случае итог – достижение целей поставленных на период практики, что существенно повлияет на долгосрочный план развития школы.
Огромную роль и помощь в период практики оказал коучинг, с которым нас ознакомили на данных курсах, как системой развивающего взаимодействия.
Первый коучинг на тему «Критическое мышление» (Приложение 1) запланировала и провела сама. Пожелало присутствовать 9 учителей. В основном учителя языковеды. Наверное, потому что у нас проблемы общие.
Начала коучинг с просмотра отрывка из отечественного мульфильма «Винни-Пух». Там главный герой постоянно вслух задает себе вопросы типа «А почему …?» Потом сам же отвечает на них: «А потому…», находя решения для выхода из критических ситуации со словами «Если …, значит …». Вообще, это один из самых позитивных героев из мульфильмов, причем мыслящий критически и логически, скорей креативно.
После просмотра отрывков мультфильма учителям было предложено проанализировать эти ситуации и ответить на вопрос о том «как бы они поступили в подобных ситуациях?» : застрял в норе, нашел чей-то хвост, полез к пчелам и т.дДалее участники коучинга ознакомились с таксономией Блума, Пирамидой Маслоу, сформулировали понятие критического мышления в группах, обсудили использование подхода критического мышления на уроках. Молодые учителя казахского языка были уже знакомы с этим подходом. Но не до конца понимали его сущность.
В результате эти учителя запланировали получить больше информации о подходе «критическое мышление» самостоятельно и использовать его на уроках. Считаю успехом, что некоторые учителя решили вести рефлексивные отчеты и постараться убедить учащихся в необходимости ведения отчета для повышения навыков критического мышления. А затем начали заводить дневники сами и их ученики тоже.
Понравились им разминки «СLOCK BUDDIES», использование работы в группах.
Вообще разминки помогают не только расслабиться или наоборот собраться, но и раскрепоститься, иногда вести себя как ребенок. Ведь учитель не должен забывать, что работает с детьми, что он сам «родом из детства». А игры помогают сблизиться с детьми, потому что дети видят при этом в учителе равного себе. А это дорогого стоит. Это высокая оценка учителю как специалисту.
К помощи в проведении дальнейших коучингов привлекла учителей, прошедших программу 3уровня и из числа пожелавших. С которыми предварительно провела консультацию для ознакомления с 7 модулями обучения.
Один из них провел коучинг- сессию на тему «Диалоговое обучение»,
которую выбрал сам. Приложение 2
Я оказала помощь при составлении плана с постановкой цели и правильным распределением времени.
Конечно же сама была и участником и наблюдателем коучинга. Учителя по одному, затем в группах при помощи вопросов попытались сформулировать понятие диалогового обучения, тем более что были частично знакомы с этим методом. Поделились тем, как можно использовать 3 вида диалогового обучения на уроках по своим предметам. Показали в группах. На примерах парной работы, тематических диалогов, интервью и ролевых игр.
Некоторые учителя точных предметов, до этого времени считавшие диалоговое обучение методом только языковедов, в результате поменяли свою точку зрения. Тем более что коучем был учитель математики, показавший видео своего урока с использованием диалогового обучения. На видео дети в паре повторяли формулы и приводили примеры, опрашивая друг друга поочередно, и поправляли друг друга
В итоге учителя запланировали использование разных форм диалогового обучения на разных этапах своих уроков и сделать рефлексивные отчеты для сравнения результатов. Позднее анализируя эти уроки учителя, отметили повышение интереса учащихся к взаимооцениванию ответов. Одна учительница сказала о том, что теперь только поняла выражение «голос ученика» в прямом и переносном смысле.
Третью коучинг-сессию провел второй из учителей 3 уровня, выбрав для себя тему «Оценивание в обучении». Приложение 3
Учителя в группах уточнили понятие «оценивание», «система оценивания». Постарались путем постановки вопросов высшего и низшего порядка выявить проблемы, возникающие в ходе оценивания обучения. Эти проблемы обсуждались очень бурно, так как являются больной темой как для молодых специалистов так и для учителей со стажем.
Участники в ходе коучинга предложили различные варианты формативного оценивания от словесных похвал, раздачи звездочек, конфет до листов взаимооценивания и т.д. Также запланировали совместно выработать варианты критериев оценивания. Сначала на методических объединениях, затем совместно, коллективом.
Что касается игр, участникам коучингов понравились разминки и многообразие их форм. Некоторые учителя до посещения коучингов считавшие разминки пустым времяпровождением, отвлекающим от занятий, поняли их пользу, как организационную и как один из действенных инструментов для проведения урока. Им я предложила варианты разминок из книги «400 игр для развития коммуникативных навыков», пояснив при этом что она составлена для курсов ЦПМ и в помощь учителям.В последующем, учителя наряду со своими использовали игры из данной книги.
Следующий четвертый коучинг провела учитель с методобъединения, которым руковожу я сама.Этого учителя я выбрала,по причине того что работаю с ней в паре уже 13 лет. Знаю ее потенциал и качества, присущие ей как лидеру, среди которых инициативность,компетентность и умение прислушиваться к другим. Немаловажную роль сыграло владение ею казахским и русским языками в совершенстве.
В предварительной беседе ее заинтересовал метод «LESSON STUDY» по части исследования трех типов учеников.Объяснила тем что ее ,как и меня, всегда интересовали креативные и демократичные способы улучшения своей педагогической практики.После получения консультации она провела коучинг на тему «LESSON STUDY- исследование в действии».
Приложение 4
В процессе коучинга учителя ответили на вопросы типа «Зачем проводятся любые исследования?», «Что вы исследовали в своей практике когда-либо?», «Достигли ли вы положительных результатов?», «Привлекали кого - либо и как?». Оказалось что учителя анализировали и исследовали уроки, свои методы, но никогда самих учеников и их возможности.
В ходе коучинга учителя начали понимать идею исследования в действии. После коучинга и раздумий, 3 учителя на следующий день пожелали глубже ознакомиться с LESSON STUDY, как с инструментом для исследования класса и повышения его успеваемости. Причем инициатором выступил классный руководитель, его поддержали еще 2 учителя преподающие в этом классе.
На коучингах постоянно присутствовало от 7 до 9 заинтересовавшихся учителей школы.
Еще одним пунктом моего плана было знакомство учителей с менторингом и проведение менторинга выбранным мной учителем.Это квалифицированный, компетентный с богатым опытом и методическим багажем учитель.Данный учитель в любое время готов давать советы. Обратившиеся к нему за помощью не уходят без его дельных и действенных советов.Но это происходит в коридорах, во время «окон»,на переменах и не носит систематический характер. С этим учителем я провела беседу,в ходе которой глубже рассказала о менторинге, как о длительном процессе,носящем систематически характер. Предложила быть ментором для учителя, который на данный момент нуждается в наставнике и часто обращается к ней за советами.Тем более что у них давно сложились доверительные отношения.Вторую беседу провела уже с участием этого учителя.В результате у нас в школе появился первый официальный ментор.
В дальнейшем я думаю мне будет не сложно вовлечь в менторство других учителей,так как у первого ментора и его подопечного появились положительные результаты. В этом я убедилась, наблюдая за их менторингом.На первом пробном ,если можно так сказать менторинге ментор помогал советами в составлении календарных и поурочных планов,в частности по правильной постановке целей урока.Но эти советы были не прямыми ,а в форме вопросов.Это доказательство того что ментор понял сущность менторинга, которая заключается в развитии существующих навыков учителя , а не в исправлениях ошибок подопечного.
Во время беседы с подопечным по обсуждению урока ментор задавал очень точные наводящие вопросы по разным этапам урока, подталкивая его на критическое мышление,вследствие чего получил обратные вопросы от своего подопечного.Оба старались задать вопросы,ответами на которые были анализ и критическое мышление. При этом подопечный отметил для себя действенность этого подхода,которая заключается в поддталкивании его как
подопечного соответствовать ментору и уровню задаваемых ему , а также им самим, вопросов. Приложение 5
По результатам коучингов и менторингов,после рефлексии учителей и учащихся можно судить об успешности результатов.Хотя результат этот еще не окончательный, а промежуточный.Но это начало,а каждое начало имеет продолжение,в какой бы форме оно не выражалось.В данном случае это желание учителей меняться самим и менять формы и методы на новые.
Еще лучше применять новое на опыте старого,будь он положительным или отрицательным. Ведь внедрение нового это процесс,требующий мобилизации всех сил. А силы эти важно и необходимо распределить стратегически верно, для достижения поставленных целей.
План коучинга 1
Приложение 1
Цели программы коучингапознакомиться с целями, основными понятиями, приемами технологии критического мышления, нацелить на применение в практике, показать, как посредством применения заданий критического мышления можно активизировать деятельность учащихся на уроке и деятельность самого учителя
Направление сессии коучинга Критическое мышление
Временные рамки 11.00-13.00
Ресурсы Видеоролик из мультфильма «Винни -Пух», интерактивная доска, флипчарты, маркеры, стикеры разных цветов.
КоучАхметова Э.ШУчастники сессии Зам директора по воспитательной работе, учителя
казахского языка и русского языков, учитель физики ,учитель математики (ІІІ уровень ЦПМ) - всего 9
1 сессия 11.00-11.50
Разминка (эмоциональный настрой) «СLOCK BUDDIES» – 10мин
Деление на группы по цветам стикеров – 3мин
Просмотр видеоролика из мультфильма «Винни -Пух»- 7мин
Работа в группах: ответить на вопросы по ролику-10 мин, защита ответов – 2 мин
Вызов: прием «Корзина идей, понятий, имен….»
Слайд с вопросами о технологии:
1)Что вы знаете о «критическом мышлении»?
2)Что вы знаете о таксономии Блума?
3) Какие приемы критического мышления вы знаете?
Обсуждение в группах и запись «ключевых» слов на стикерах. Группы складывают стикеры в корзину (постер), не повторяя ранее сказанное.
– 18 мин
перерыв 11.50-12.00
2 сессия 12.00-13.00
Разминка «Танец утят» -5мин
Деление на новые группы по нумерации – 5мин
Вызов (ответы на вопросы сначала индивидуально, затем в группе): что такое потребность? какие бывают потребности у вас?- 10 мин
Работа в группах: на доске изображение Пирамиды и вопрос «Что вы знаете о Пирамиде»? Задание(ассоциация) составить словосочетания со словом Пирамида 10 мин
Что вы знаете о Пирамиде Маслоу? – 15 мин
Рефлексия – 5мин
Результаты
сессии Участники коучинга ознакомились с таксономией Блума,
Пирамидой Маслоу,
сформулировали понятие КМ в группах, обсудили использование подхода КМ на уроках
Критерии успеха
Понравились разминки, работа в группах, учителя запланировали получить больше информации о подходе КМ и использовать его на уроках. Решили вести рефлексивные отчеты и постараться убедить учащихся в необходимости ведения отчета для повышения навыков КМПлан коучинга 2
Приложение 2
Цели программы коучингапознакомиться с целями, основными понятиями, приемами технологии диалогового обучения, нацелить на применение в практике, показать, как посредством применения диалогового обучения можно активизировать деятельность учащихся на уроке и деятельность самого учителя
Направление сессии коучинга«Диалоговое обучение»
Временные рамки 11.00-13.00
Ресурсы Видеоролики , интерактивная доска, флипчарты, маркеры, стикеры разных цветов.
КоучУчитель 3 уровня № 1
Участники сессии учителя казахского языка и русского языков, учитель физики, учитель математики (ІІІ уровень ЦПМ) - всего 8
1 сессия 11.00-11.50
Разминка (эмоциональный настрой) «Бегемот» – 10мин
Деление на группы по кафедрам – 3мин
Просмотр видеоролика урока - 5мин
Работа в группах: ответить на вопросы по ролику-10 мин, защита ответов – 5 мин
Вызов:
Слайд с вопросами:
1)Что такое диалог?
2)Что вы знаете о видах диалога ?3) Что вы знаете о «диалоговом обучении»?
Обсуждение в группах и запись «ключевых» слов на флипчарте. Группы защищают свои ответы
– 17 мин
перерыв 11.50-12.00
2 сессия 12.00-13.00
Разминка ««Что такое хорошо, что такое плохо» -5мин
Деление на новые группы – 5мин
Ответы на вопросы сначала индивидуально: Какие виды диалогового обучения вы знаете? - 10 мин
Работа в группах на флипчарте: 10 мин
Как вы используете диалоговое обучение на уроках?– 15 мин
Рефлексия – 5мин
Результаты
сессии Учителя по одному, затем в группах попытались сформулировать понятие диалогового обучения,поделились как можно использовать виды диалогового обучения на уроках по своим предметам и показали в группах
Критерии успеха
Учителя запланировали использование диалогового обучения на разных этапах уроков и сделать рефлексивные отчеты для сравнения результатов
План коуч – сессии 3 на тему «Оценивание в обучении
Приложение 3
Наименование занятия Оценивание в учебном процессе
Общие цели Оказать содействие учителю в определении различных способов оценивания, подвести учителя к пониманию каким образом можно улучшить процесс оценивания
Ожидаемые результаты Определение различных способов оценивания, целенаправленное применение различных способов в процессе оценивания
Ключевые идеи Формативное оценивание, суммативное оценивание
Материалы и оборудование флипчарты, маркеры, стикеры, листочки для выполнения задания, видеоролик.
Коуч Учитель 3 уровня № 2
Ход занятия
Этапы занятия Время Действия преподавателя и действия участников коучинга
Приветствие 2 мин Коуч сообщает тему и цели

Разминка 3мин Танец «Мадагаскар»
Вызов 5мин Нужно ли оценивание в учебном процессе? Что вы оцениваете на уроке? Можете ли назвать какие вы используете оценки для создания комфортности?
Индивидуальное задание 5 мин Нарисовать идеального ученика. Рисунки оцениваются с комментариями, другие без комментариев(самооценка,взаимооценка)
Рефлексия
5 мин
Вопрос коуча:Вам понятно почему у вас оценка ..? А вам поставили ... почему? Когда вы ставили оценку рядом сидящему на что вы обращали внимание? Трудно было оценивать работу? А какие неудобства создает наша система оценивания? Какие аспекты охватывает наша система оценивания? Всегда ли наши дети понимают, за что, почему им ставят ту или иную оценку? Кажды ли ребенок ежеурочно оценивается?
Показ видеоролика 3 мин Интервью учащихся школы о существующих оценках в школе. Какие оценки тебе нравится получать?Почему?
Индивидуальное задание к продолжению задания с рисунком 5 мин Даются критерии оценивания идеального ученика, каждый сам себя оценивает.
Рефлексия 5 мин Было ли оценивание понятным? Как можно назвать оценивание которое вы провели? Оценивание нужно, но какое оценивание нужно? Какие еще способы оценивания вы можете предложить? Что нового вы хотите узнать о современных способах оценивания?
Теоретический материал 5 мин Презентация:Что такое оценивание? Виды оценивания, цели оценивания
Разминка 3 мин «Макарена»
Работа в группах 16 мин Улучшение процесса обучения с помощью оценивания зависит от пяти, очень простых ключевых факторов (ОдО):
Создание эффективной обратной связи с учениками.
Активное вовлечение учеников в собственный процесс обучения.
Установление связи преподавания с результатами оценивания.
Понимание значения оценивания в развитии мотивации и чувства собственного достоинства учеников, являющиеся определяющими факторами успешности обучения.
Развитие умений собственного оценивания своей работы и понимания путей самосовершенствования.
Покажите применение ключевыех моментов ОдО на примере одного урока:
Работу оформить на флипчарт, обмен мнениями.
Рефлексия 3мин Метод 2 звезды, одно предложение относительно работы другой группы
План коуч – сессии 4 на тему «LESSON STUDY»
Приложение 4
Цели программы коучингапознакомить с LESSON STUDY, как с инструментом для исследования класса и повышения его успеваемости
Направление сессии коучинга«LESSON STUDY»
Временные рамки 11.00-13.00
Ресурсы Видеоролик о «LESSON STUDY» , интерактивная доска, флипчарты, маркеры, стикеры разных цветов.
КоучУчитель лидер
Участники сессии учителя казахского языка и русского языков, учитель физики, учителя математики (ІІІ уровень ЦПМ) - всего 8
1 сессия 11.00-11.50
Разминка (эмоциональный настрой) «Угадай кто» – 10 мин
Деление на группы по рассчету от 1до 3 – 5мин
Просмотр видеоролика на тему «Исследования» - 5мин
ответить на вопросы индивидуально -10 мин
1) «Зачем проводятся любые исследования?»
2)«Что вы исследовали в своей практике когда-либо?»
3)«Достигли ли вы положительных результатов?»
4) «Привлекали кого - либо и как?»
Работа в группах:
Ответ на вопрос: Какими методами можно исследовать урок?
защита ответов на флипчартах– 10 мин
перерыв 11.50-12.00
2 сессия 12.00-13.00
Разминка «Танец скелета» -5мин
Деление на новые группы – 5мин
Просмотр видеоролика на тему «LESSON STUDY» -5мин
Ответы на вопросы сначала индивидуально:
Что вы знаете об исследовании в действии? - 5 мин
Работа в группах на флипчарте: 10 мин
Как вы будете использовать подход «LESSON STUDY»?– 15 мин
Рефлексия – 5мин
Результаты
сессии учителя начали понимать идею исследования в действии
Критерии успеха
3 учителя пожелали глубже ознакомиться с LESSON STUDY, как с инструментом для исследования класса и повышения его успеваемости. Причем инициатором выступил классный руководитель, его поддержали еще 2 учителя преподающие в этом классе.
План менторингаПриложение 5
Сроки Что проводилось
07.09 Посетила урок менти – учителя казахского языка и литературы Т.Б. Провела первую профессиональную беседу. Проанализировала традиционный урок учителя. Предложила провести урок литературы по-новому.
В ходе беседы я уточнила, на что будет сфокусировано внимание наблюдения на следующем уроке, попросила договориться с детьми и родителями о разрешении вести съемки. Обратила внимание на то, что после съемки и просмотра видео, буду проводить анализ урока в фокусе наблюдения. Что немаловажно предупредила о том, что она может использовать любые приемы, разрабатывать план так, как ей удобно, что беседа об уроке будет проходить только с позитивной стороны и носить доверительный характер.
12.09 Провела видеосъемку урока коллеги Б.Т. Во время урока наблюдала за 3-мя учениками. Провела анкетирование детей. Просмотрела видео, сделала записи, готовлюсь к интервью
14.09 Разработала вопросы для профессиональной беседы с менти. Повторно просмотрела запись урока с целью уточнения отдельных деталей, которые как мне показалось упустила
16.09 Встретилась с менти Т.Б., провели видеоинтервью. Во время интервью состоялся глубокий, продуктивный разговор. Мне удалось подвести нашу беседу так, что она сама выделила проблемы, которые я хотела от неё услышать, тем более что они давно волновали ее
18.09 Обсудили план предстоящего урока с использованием новых подходов. Я предложила рассадку детей по группам. Посоветовались и решили, что составим группы так, чтобы дети с более высоким уровнем подготовки были в одной группе и выполняли более сложное задания: составляли вопросы разного уровня с помощью Таксономии Блума21.09 Подобрала для урока Т.Б разминку «КОМПЛИМЕНТЫ»
к началу урока, объяснила, как можно использовать его для организационного момента на уроке. Решили, что вначале дети посмотрят отрывок фильма, тогда им легче будет характеризовать героев произведения.
22.09 Т.Б волновал вопрос о том, как лучше организовать оценивание для обучения. Я объяснила, мы разработали критерии оценивания. Продумали задания для групп
23.09 Решила посоветовать рассадить группы детей как положительных, отрицательных и второстепенных героев произведения и «проиграть» ситуацию. Встретилась с Т.Б.и предложила свою идею, надеюсь, что она поняла, что я хочу.
24.09 Состоялся урок моей подопечной в 10 классе. Урок прошел очень продуктивно. Удалось вовлечь в активную работу всех учеников, выступали дети, которые долгое время не были активны. Даже не читающие дети просмотрели фильм.Я наблюдала за детьми, и отметила, что они на этом уроке работали намного лучше. Мы просмотрели видео урока и проанализировали его. Договорились о дальнейшем сотрудничестве, общаться нам стало намного легче.
27.09 Т.Б.написала в своем рефлексивном отчете , что наше сотрудничество было плодотворным, но многое еще непонятно, но желание сотрудничать не пропало