Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики


Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
Сегодня, образование входит «в число основных государственных приоритетов многих стран мира. Большинство из них сегодня приступили к радикальным изменениям, стремясь создать гибкую мобильную систему образования, отвечающую новым требованиям в условиях глобальной конкуренции». Исходя из того, что развитие отдельных отраслей и экономики в целом любого государства невозможно без совершенствования образовательной системы, подготовки высоко квалифицированных кадров, соответствующих требованиям рынка. Интеграционные явления, происходящие в современном мире, касаются всех сторон жизнедеятельности общества. Думаю, что в настоящий момент, в нашем, быстро меняющемся мире, возможно, не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции. Сегодня,процесс мировой интернационализации образовательного пространства, проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития образования. Такие тенденции отчетливо проявляются в образовательной политике ЮНЕСКО, ОЭСР), Европейского Союза, ОБСЕ). Обратившись к сфере образования РК (и, думается, не только Казахстана), можно обозначить не один ряд острых, актуальных вопросов — проблем. Особое же множество противоречивых подходов, дискуссионных точек зрения возникает при обсуждении различныхприемов проверки знаний и умений. В истории развития кардинально менялись приемы, методы и приемы выставления оценок, частоту проведения контрольных мероприятий на знание и содержания, меры которые эффективно влияли бы на детей, мотивацию. Например в Дании система оценивания действует на всех образовательных программах. Оценивание там включает пять основных этапов при оценивании. И это действует на протяжении всего учебного года. Первый этап-это планирование программы оценивания. Второй этап- составление приемов усовершенствования процессов в образовательном пространстве. Третий этап, это когда проводится инспекция групп участников всего образовательного процесса, т.е. выпускники школ, студенты, работодатели. Четвертый этап-это проведение собрания, где расматриваются итоги инспекций по оцениванию качества образовательного процесса. Например К примеру, в «Дании система оценивания введена во все основные образовательные программы. Процесс оценивания, который осуществляется на протяжении всего учебного года, включает пять этапов. Первый этап заключается в планировании программы оценивания, второй - в выработке методов по усовершенствованию процессов внутри образовательного пространства. На третьем этапе инспектируются такие группы участников образовательного процесса, как выпускники, студенты, работодатели. В четвертый этап входит проведение собрания с обзором результатов работы комитета по оцениванию качества образовательного процесса. Пятый этап включает в себя проведение заключительного консилиума, где комитет отчитывается о проделанной работе прошлый рабочй год. На пятом этапе проводится заключительная конференция, на которой комитет отчитывается о проделанной за учебный год работе». «В Швеции существует четыре формы оценивания на уровне национальной политики в области образования. Первое направление включает оценивание субъектов и образовательных программ на национальном уровне, второе - оценивание образовательных программ для аккредитации, третье - оценивание некрупных образовательных учреждений для установления уровня профессиональной подготовки выпускников, четвертое - общая оценка всего образовательного процесса». В Америке система по оцениванию называется аккредитацией. «В США система оценивания и контроля качества образовательного процесса называется аккредитацией. Это одна из ведущих форм оцениванияобразовательного процесса. Это в университетах и колледжах Соединенных Штатов Америки. Оценивание ведется в двух направлениях , где оценка –внутренняя и внешняя. Она выступает ведущей формой оценивания образовательного процесса в университетах и колледжах США. В данной системе оценка ведется по двум направлениям - внутренняя система оценивания и внешняя. « Во внешней системе задействованы такие организации, как федеральный орган, орган конкретного штата, агентство по аккредитации института, специализированное агентство по аккредитации учебных программ учебного заведения. Процесс внутреннего оценивания включает отчет Комитета университета по выполнению учебных программ, планирование и развитие новых учебных программ, оценивание студентов по результатам их успеваемости.» «На сегодняшний день, направления системы казахстанского образования на всех её ступенях, ориентированы на конечный результат, при этом сам процесс обучения не является ведущим. Образование в нашей республике, к сожалению, до сих пор носит репродуктивный характер, в отличие от государственных систем образования таких «продвинутых» стран, как: Япония, Голландия, Канада, Сингапур, и т.п., в которых ведущая роль принадлежит развивающему образованию, которое способствует развитию процесса саморегуляции у обучающихся. Хорошим показателем этому являются результаты Международной программы оценивания достижений в обучений учащихся, которым исполнилось 15 лет (Programfor International Student Assessment - PISA). В 2009 году наше государство впервые приняло участие в исследованиях и показал такие результаты по критериям: первое-это исполь зование сложных учебных текстов , которые пригодились бы в жизни, второй критерий- использование моделей для определенно конкретных целей, где наша страна показывает всего 5 % в сравнении с другими странами, где проходили эти исследования. По третьему показателю, где делаются выводы о роли естественных наук нужно выбрать и объединить объяснения из дисциплин естественного цикла и определить умение применять их в жизни. Показатель составил 3,6% в сравнении со странами ОЭСРа - 20,5%». (Назарбаев Н.А.(2005) Казахстан на пути ускоренной экономической и политической модернизации- Послание Первого Президента РК, Астана: Елорда, стр. 44.) Происходящие в мировом масштабе прогрессивные процессы преобразований в области образования, не оставляют в стороне и нашу республику. В данном Послании.в своем Послании Президент Назарбаев Н.А. указывает что один из главных приоритетов-это кчественное и достойное образование и вхождение вмировое образовательное пространство. «В 2020 году Казахстан осуществит полный переход на 12-летнюю модель обучения. Разработка нового Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан подготовит педагогов по вопросам критериального оценивания для внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся в учебный процесс. Альтернативой традиционной системе оценивания является критериальное оценивание 12-летней школы, разработанное АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Для того чтобы разработать единую новую систему оценивания достижения достижений учащихся в области образования нужно использовать различные системы оценивания и международный опыт частных негосударственных организаций на территории Республики Казахстан. [http//cyberleninka.ru. Эта работа экспертов дала возможность широкому пониманию и представлению отечественных специалистов в области формативного оценивания и его использования для обеспечения подготовки учащихся к суммативному оцениванию. «Критериальное оценивание - это часть интегрированной образовательной программы, внедренная в НИШ Казахстана, появилась в связи с законом принятым в РК 2011 году 19 января. Закон звучит следующим образом "О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд». Впервые была применена в г. Астана, а точнее в Назарбаев интеллектуальной школе. Далее стала использоваться во всех интеллектуальных школах Казахстана». [http://www.wikigrain.org/] Ознакомившись с происходящими в мировом масштабе, в республике прогрессивными процессами преобразований в области изучения и внедрения технологии критического оценивания в процесс обучения думаю, что критериальный подход к оцениванию учащихся будет популярен и в современной сельской школе, потому что этот принцип поможет осуществить обратную связь , которая позволила бы всем категориям образовательного процесса, а именно учителя, учащиеся и родители понимали бы уровень усвоения данного материала и соответственно это меня побудило на необходимость поиска иных подходов к оцениванию спомощью которых мы бы устранили отрицательные моменты в процеессе обучения в школе. От умения оценивать себя самостоятельно зависит развитие навыков саморегуляции, что в свою очередь может привести к формированию навыков работать самостоятельно. [Перед системой образования встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно- познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни Для достижения "учебной самостоятельности" особое значение имеет контрольно-оценочная работа, самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, - необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии]. [http://www.wikigrain.org/]. Почему изменения надо начинать со школы? Потому что только школа знает, что ей нужно. Назрела острая необходимость изменить систему оценивания знаний изменить систему оценивания знаний, исходя из умения ученика не только вспомнить и воспроизвести какие – либо знания, но и применить их в решении той или иной проблемы. Что же нам нужно изменить в оценивании?». Если идти по традиционной тропе в педагогике, то учитель оценивает пользу и эффективность познавательной деятельности учащихся по количеству правильных ответов , итоги тестов и контрольных работ. (Руководство для учителя 1 уровня, 2015 год, 3-е издание. Одним приоритетов в современном мире является то, что решать проблемы , которые не имеют четкого и конкретного решения, доказывать и обосновывать новые подходы и аргументировать каждое свое решение. Как достичь таких результатов? Если только использовать традиционные методы и подходы то определенного результата мы никак не добьемся. Здесь альтернатива – конструктивисткое обучение. Конструктивисткий подход это когда преподаватель оценивает, при чем выделяет самые ценные, а именно самостоятельные рассуждения учеников, их «умные вопросы», самостоятельно исправленные ошибки. Дается оценка всем аспектам познавательно-активной деятельности учащихся. Т.е. оцениваютя не только деятельность, но и их усилия получению новых знаний. Из этого вытекает острая в настоящий момент проблема для реализации данного лозунга на практике, для того, чтобы осуществился переворот, обучающемуся необходим доступ к оцениванию. Раньше учитель был контролёром– монополистом, а в настоящее время он должен познакомить учащихся с инструментами оценивания, раскрыть ему основания или критерии, по которым производится оценивание, должен научить пользоваться критериями оценивания своих результатов.воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. Эти новые задачи неординарны, но есть средство для их решения. Также и в моей школе учителям нужно проводить уроки с применением критериального оценивания, что даст возможность учащимся самооцениванию своих результатов. Наблюдение и анализ учебного процесса и применение критериального оценивания помогают учащимся более успешно учиться, а учителям более эффективно преподавать. Если учитель наблюдает за процессами в классе, они имеют возможность анализировать процесс обучения. Учителя, таким образом, получают возможность наблюдать за действием учащихся класса, в которой они исследуют то, как происходит учение прийти к пониманию этого процесса и более эффективно влиять на него через собственное преподавание. Чтобы узнать, как освоен учебный материал, в какой степени эффективны методы и приёмы преподавания, учителя проводят наблюдения за учениками в момент обучения, собирают информацию на основе обратной связи, проводят эксперименты в ходе учебного процесса. Огромная роль в данный момент отводится формативному оцениванию, которое позволит провести диагностику процесса обучения на начальной и промежуточной стадии. А если диагностика даст неудовлетворительные результаты , учитель совершенствует качество учения, внеся на основе полученной информации необходимые изменения. Как раз это и есть определение оценивания обучения и для обучения. Блэк и Виллиямс отмечают важность оценки при проведении занятий в классе, учителям следует знать, как проводить такую оценку. Лучшим способом является использование оценки результатов обучения, применение критериального оценивания как способа развития самооценки учащихся. Учащиеся должны знать о том, что их оценивают, и что им необходимо усвоить и самостоятельно обработать информацию.( Руководство для учителя 1 уровня (2015).) В связи с этим в нашей школе необходимо внедрить критериальную систему оценивания учебных достижений учащихся. Что же даст моей школе данное преобразование? Чтобы это понять непременно должна помочь учителям научить оценивать по –новому…Думаю, это буду делать через обучающие семинары, коучинги, менторинги. В связи с новыми требованиями должна измениться школа, мои учителя и я, претворяя в жизнь новые подходы в обучении и преподавании. В условиях своей школы я вижу, что имеются резервы для развития и совершенствования педагогических навыков учителей моей школы, главное суметь правильно организовать работу коллектива и работать над программой развития школы. Моя задача, как учителя -лидера внести в работу всего педагогического коллектива новые подходы. Я думаю, что смогу в будущем формировать коллаборативную среду, которая поможет каждому учителю мыслить более конкретно, эффективно и совместно искать ответы на многие вопросы.сегодня в сфере образования происходят кардинальные изменения и преобразования, которые направлены прежде всего на развитие детей и будущее страны, и перед нами, учителями, стоит серьезная задача - претворить в жизнь идеи внедрения новых подходов в обучении и преподавании.
Использованная литература:
1. Вагапова Н.Н., Бектурова З.К.,(2014) Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в 12-летней школе республики Казахстан, Международный журнал экспериментального образования, № 3, стр. 150-151.
2. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной Организации Образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».
3. Назарбаев Н.А.(2005) Казахстан на пути ускоренной экономической и политической модернизации: Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана, Астана: Елорда, стр. 44.
4. (онлаин на http://www.wikigrain.org/).
5. Руководство для учителя 1 уровня (2015).