Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики


Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
Качество образования и его доступность – основные составляющие современной образовательной среды. Какими теоретическими знаниями и практическими умениями будут обладать школьники сегодня в школах на прямую зависит будущее страны. Поэтому в интересах любого государства - стимулирование более эффективного обучения и преподавания, создание в своем государстве лучшей образовательной системы. Во всем мире в настоящее время происходит поиск этой системы, который выливается в реформирование образования. И все это не случайно. Всем странам не просто захотелось провести реформы и что-то изменить, а это стало необходимостью в быстро меняющемся современном мире. Состояние и динамика развития образования все существеннее определяет траекторию развития каждого государства. Знание постепенно трансформируется в ресурс, определяющий конкурентоспособность государства и его статус в мировом сообществе. От уровня и качества знаний, их практического внедрения зависит не только экономический рост, уровень благосостояния народа, но и качество жизни в целом. Поэтому государство, которое намеревается соответствовать международным процессам, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью.
Общество всегда было заинтересовано в высокообразованных гражданах, поскольку только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих профессиональные навыки и знания. В нашем мире образование играет одну из главных ролей. Человек, который приступает к обучению, превращается в личность. Его духовный мир обогащается. А образование прогрессивно влияет на человека.
Изучая и анализируя системы образования в разных государствах я отмечала для себя общее с нашей системой; находила наличие того или иного направления в структуре рассмотренных стран, выявляла приоритетные и перспективные направления для нашей казахстанской системы образования, примеряла процессы преобразований на свою школу. Отметила для себя, что современное образование в нашем государстве отслеживает лучший мировой опыт и примиряет его на себя.
Прежде чем начать глобальные изменения в системе образования необходимо сначала детально изучить и проанализировать достоинства и недостатки как того, что меняют, так и того, на что изменяют. Анализ способствует пониманию современных тенденций в образовании. Существует целая система рейтингов, оценивающая качество образования на разных уровнях под руководством различных межгосударственных организаций с целью выявления новых тенденций в образовании.
Используя результаты рейтинга самых популярных мировых систем образования среди европейских стран, для себя отметила, что Финляндия является лидером по качеству образования среди «125 стран мира. Из европейских стран достойные позиции занимают: Исландия, Ирландия, Дания, Швейцария и Бельгия. Также в десятке лучших страны из Азии: Сингапур, Гонконг, Тайвань и Малайзия. Голландия заняла 18-е место по качеству образования и опередила Японию, Великобританию, Германию, Швецию и Францию. По качеству преподавания естественных наук в ТОП -10 из Европы вошли Финляндия, Бельгия, Швейцария, Франция и Чехия. Из азиатских стран на первом месте - Сингапур, Гонконг, Индия, Тунис и Тайвань. Рейтинг показал, что лучшими являются азиатские и европейские системы образования. Замечено также, что не всегда экономически развитые страны занимают ведущие позиции по образованию. Так, например, Китай и Тунис обогнали Великобританию».( Мировой рейтинг образовательных систем 125 стран http://www.school.edu.ru )
Пытаясь найти лучшую образовательную модель, ученые всего мира отслеживают факторы, влияющие на результаты образования. Так, например, в Финляндии, где система образования одна из лучших в мире, национальная программа отличается особой гибкостью: «Мы ставим высокие требования, но хотим, чтобы учителя имели возможность выбора». В финской программе акцент делается на том, что учителя должны адаптировать методику обучения к специфическому контексту, в котором им приходится работать; в ней признается тот факт, что дети овладевают знаниями с разной скоростью, однако в результате они все должны соответствовать высоким требованиям. Процесс формулировки требований зачастую бывает долгим, трудным и противоречивым. Появляющиеся в результате программы выглядят по - разному. Тем не менее, у всех результативных систем есть общие черты в этом отношении. На ранних этапах обучения огромное внимание уделяется языковой и математической грамотности. Такой подход объясняется, в том числе, результатами исследований, которые показывают, что между ранним овладением базовыми навыками и уровнем дальнейших успехов существует сильная положительная корреляция. Вдобавок наблюдается тенденция к унификации международных стандартов, особенно в отношении системы PISA в странах ОЭСР, а также других систем оценки, действующих в наиболее успешных школьных системах. В решении проблем мирового образования, важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они предполагают участие различных образовательных систем. Так по результатам международного теста по выпускным баллам школьников за 2006-2010 годы, а также по статистическим данным самих государств - например, по количеству детей, поступающих в университеты, был составлен рейтинг самых успешных образовательных систем мира. По словам одного из составителей рейтинга сэра Майкла Барбера, самыми успешными оказались те страны, где статус учителя высок и существует развитая образовательная культура. "Лидирующие позиции в нашем списке занимают те государства, которые предоставляют учителям высокий статус, - сказал в интервью газете Times Майкл Барбер. - В этих странах есть настоящая культура образования".
Майкл Барбер обратил внимание на уровень преподавателей: лучшие ученики - это те, кого учат лучшие учителя. И дело не только и не столько в зарплате, так как большую роль играет общественный статус и уважение к профессии, хотя фактор денег также был учтен в исследовании.
На экономические показатели страны смышленость и эрудиция школьников отражается напрямую, особенно теперь, в условиях глобализированной экономики, где высоко ценятся навыки и профессионализм работников.
«Сегодня, в период становления информационного общества, когда для успешного функционирования государства необходимо эффективное использование и дальнейшее развитие высоких технологий, нехватка специалистов технического профиля является и для Казахстана серьезной проблемой. Одним из мощных способов совершить некоторый прогресс является применение чужого позитивного опыта, опыта других стран, и умение учиться на чужих ошибках. А понять чужой опыт, можно лишь проанализировав и сравнив с похожей ситуацией в своей стране».(электронный источник www.KazEdu.kz/referat)
Изучая и сравнивая образовательные системы мира, я пришла к выводу, что в лучших образовательных системах Юго-Восточной Азии (Япония, Китай и др.), Западной Европе (Германия, Франция и др.), США, Канаде обязательное двенадцатилетнее образование. У нас же обязательно основная школа (девять классов) и средняя школа (одиннадцать классов). Я думаю, что в нашем государстве благодаря политики Президента мы можем провести реформирование в данном направлении.
«К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана. Правительством Республики разработан пошаговый План мероприятий по переходу на 12-летнее образование. Мировой опыт организации общего образования предусматривает 12-13-летнее обучение, и мы не вправе отставать. «Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы в 1992 году приняла Декларацию, в которой отмечается, что «преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование».(Источник: информационный портал премьер-министра Казахстана pm.kz)
«Так, согласно Декларации, в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе, в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и в других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира». ».(Источник: информационный портал премьер-министра Казахстана pm.kz)
«В Казахстане необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. В данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе». В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство».(Источник: информационный портал премьер-министра Казахстана pm.kz)
При проведении анализа принципов государственной политики в области образования я отмечаю, что Закон об образовании РК ни в чём не уступает своим зарубежным аналогам, имеющим более длительный срок существования. Закон об образовании нашего государства в полной мере соответствует духу демократии, предоставляет широкие возможности для получения начального и общего среднего образования всеми категориями граждан республики. Закон четко предусматривает все ситуации, которые могут возникнуть в сфере образования. Роль государства в реализации задач современного образования очень велика и планомерна. В этом аспекте Казахстан не уступает другим, даже более развитым, странам.
Став участницей курсов повышения квалификации педагогов по Кембриджской системе преподавания, в основу которой положена конструктивистская теория, предполагающая предоставление ученикам возможности для размышлений над своими знаниями и убеждениями, для постановки вопросов, пополнения объема знаний, корректировки своего понимания определенных тем в процессе изучения. Данный процесс «позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять представления о мироустройстве. При использовании учителем указанной формы преподавания ученики выполняют весьма значимую роль: активно конструируют знания в условиях социального взаимодействия со сверстниками. Учитель в данной ситуации обеспечивает возможностями для обучения, материалами и пр., но сами ученики должны обладать желанием действовать с целью достижения собственного понимания предмета». (Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Стр.107)
. Сегодня у нас в стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновационный процесс» и др.
Поэтапные действия в системе образования прописаны в государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Сверяя пошаговые действия с данным документом мы, учителя, на местах принимаем участие в изменении нашей системы и активно вовлечены в ее реформирование. На нас, учителей первого продвинутого уровня, возложена миссия, быть лидерами по преобразованию школ из нутрии, начиная с низов, быть способным оказать помощь в сотрудничестве с другими в создании, управлении и планировании обучающей среды, помочь в овладении большим набором стратегий преподавания. Глубокое понимание того, как происходит процесс обучения в целом, а также учитывать мотивацию, эмоции каждого отдельного учащегося. Для повышения мотивации учеников назрела необходимость внедрения новых методик и технологий, новых подходов в обучении и преподавании. «Пажарес (1996) утверждает, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все его действия в классе». (Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Стр.106)
Изменяя учителя - мы меняем обучение учащихся, а в целом пытаемся изменить всю систему образования. Модернизация образования необходима и школе, в которой работаю я. Обучившись на первом этапе курсов, выйдя на практику, я попыталась в своей школе применить полученные знания. Моя деятельность была направлена на решение задач, стоящих перед школой, необходимости создания мобильной, открытой модели методической работы, внесение изменений в план развития школы. «Учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения. Процессы любых преобразований школы и общества требуют от учителя переориентации его создания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) педагогической деятельности. В этой связи обнаружились противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности учителя и современными потребностями школы и общества в учителе-новаторе с творческим, научно-педагогическим мышлением».
Детально изучив направления Программы развития образования РК и видя преобразования, которые прошли в ряде систем образования лучших стран мира, благодаря модернизации нашего образования мы сможем конкурировать с лучшими образовательными системами мира. Внедрение в систему новых организационно-экономических механизмов позволит повысить качество образования на основе адаптированной структуры, содержания и технологии обучения, с привлечением лучших квалифицированных специалистов. Все вносимые преобразования положительно сыграют на педагогах, а они в свою очередь смогут помочь ученикам в формировании у них метасознания. Педагоги, обученные по программам трехмесячных курсов, призваны обучить учащихся тому, как учиться и формированию их как независимых, самомотивированных, увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в цифровых технологиях. ( Руководство для учителя. Стр.103) И благодаря такому новому молодому поколению наше государство сможет реализовать намеченные глобальные планы- обеспечение конкурентоспособности Казахстана на мировом уровне.
Использованная литература:
«Анализ лучших систем образования» (интернет-ресурс http://cpm.kz/forum/index.php )
Барбер Майкл. «Как добиваются успеха самые эффективные школьные системы мира» //Mona Mourshed Consistently high performance: Lessons from the world’s top performing school systems // McKinsey&Company. June 2007. Перевод публикуется в редакции «МакКензи».
Бондарцова Т. М. « О проблеме реформирования сферы образования в республике Казахстан»
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы
«Итоги международного исследования TIMSS, PISA-2009. Основные выводы» ( интернет-ресурс http://sibac.info/index.php)
«Как сделать отличную образовательную систему еще лучше?» Восемь важнейших результатов исследования.
«Основные тенденции развития мировой образовательной системы» (интернет- ресурс http://buklib.net/books/)
«Рейтинг 20-ти лучших систем образования мира» (интернет- ресурс http://elvisti.com/node/119218 )
Руководство для учителя первого (продвинутого уровня)
«Состояние и проблемы образования в Казахстане на современном этапе». ( интернет-ресурс http://rudiplom.ru/lectures/pedagogika/1319.htm)