Рефлексивный отчет по изменениям собственной практики в серии последовательных уроков.( Отчет C)

Рефлексивный отчет по изменениям собственной практики в серии последовательных уроков.

С февраля этого года я проходила курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан (базовый уровень).
«Результат инициированного самим учителем процесса его собственного профессионального развития будет нагляден, в первую очередь, в ходе этого процесса, а не после его завершения. Качественная работа по развитию включает: апробирование новых технологий, оценивание, рефлексию и обзор. Все они имеют преобразовательное воздействие. Результаты всегда имеют практическую направленность: они являются изменениями или улучшениями на практике; эффективными способами преподавания и обучения, значимыми в профессиональном росте, представляя собой, как внутренний, так и внешний рост, отраженной в многоуровневой модели обучения » (Руководство учителя, стр 193 )
Я поняла, что в центре внимания на уроках должны находиться мои ученики, а не я, как учитель, который «давит» своим авторитетом на учеников и не должна давать информацию детям в готовом виде, а давать им возможность получать знания самостоятельно и развивать саморегуляцию и мотивацию. Так как большинство сторонников конструктивисткой теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствует ни успешному их усвоению, ни развитию их готового понимания, ни взаимодействия с уже имеющимися. (Руководство учителя, стр 110). Работая традиционно, на уроке большую часть времени говорила я, много писала на доске или демонстрировала материал. Ученики же спокойно сидели и слушали (иногда не слушали, а занимались своими делами). Дети чаще всего работали по шаблону, просто воспринимали информацию, которую им давали, класс был пассивным (активной на уроке была я). Дети не могли аргументировать свои ответы, рассуждать, делать выводы, подходить к работе творчески. Я хотела повысить качество усвоения детьми предметного материала, превратить свой пассивный класс, в класс активный, критически мыслящий. В своем классе я у видела ,и «беспокойную Альму», и «защищающегося Дейва » , и «беспомощную Ханну». Поняла, что должна учитывать характер учащихся и их способности, а также возрастные особенности .
Осознала как важно на уроке выбрать правильно «отправную точку» (Руководство для учителя, стр 139),так как это позволит нам быть в потоке, как говорил Чиксентмихайи. Серию уроков я начала с урока изучения новой темы «Линейные неравенства с одной переменной» в 6 классе. До курсов я не отводила время на проведение различных тренингов, так как считала, что это отнимает итак недостающее время на уроке, обращала мало внимания на отношения отдельных учащихся друг к другу . Теперь на уроках я стала использовать различные тренинги, «позитивы», вводные игры для того, чтобы создать в классе доверительные отношения, хороший эмоциональный настрой. Проведение тренингов помогло мне лучше разглядеть взаимоотношения между учениками класса, я стала относиться по - другому к каждому ученику , представлять, что мне дальше нужно сделать для сплочения коллектива, перестала зацикливаться только на своем предмете. Поняла, что тренинги , «позитивы» являются мощным инструментом для того чтобы сделать уроки математики более интересными, внести в них разнообразие, которые помогут отойти от «серости» и «скучности» традиционных уроков и они также могут нести и воспитательную роль. Поэтому и стала проводить на каждом уроке различные вводные игры, так как в 6 классе они еще любят играть. Например на первом уроке провела тренинг «Цветные ладони»: ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, зеленую), вырезанные из цветного картона. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством разными способами. Это был первый урок из серии последовательных, на лицах детей я увидела сначала удивление, после радость. Я увидела, что у них улучшилось настроение, дети стали более открытыми, активными, у замкнутых в себе детей появлялось желание работать, общаться, происходил настрой на доверительное отношение. Также на всех уроках проводила занимательные физминутки: «елочка», «две половинки», «танцуют все», позитивные видеоролики, используя ИКТ, так как дети этого возраста еще нуждаются в активных физических формах деятельности на уроках (здоровьесберегающие технологии - они способствовали повышению работоспособности, активности учащихся, преодолению усталости и сонливости). Не маловажным также я считаю использование позитивных видеороликов , с помощью таких видеороликов как «Про добро», «Семь чудес света» и других смогла внедрить в свои уроки воспитательные задачи нравственного аспекта. Я была рада видеть их сияющие глаза и слышать смех детей, поняла, что мои уроки перестали быть скучными, дети с радостью спешили на мои уроки.
Тему и цели урока раньше сообщала детям в начале урока сама, критерии успеха мы не определяли вообще. Теперь, взглянув по - новому на собственное преподавание и обучение, я осознала важность определения темы, цели урока и критериев успеха именно детьми, так как это способствует тому, что ученики становятся активными участниками образовательного процесса. Поэтому то, что дети тему урока определяли сами, позволяло им стать субъектами , а не объектом воздействия учителя. Например на первом уроке они сами, разделившись на группы с помощью карточек собирали мозаику , на которых были записаны стихи-шутки о неравенствах, обсуждали в группе, чем будем заниматься сегодня на уроке, анализировали и рассуждали. Так как на уроках планировала сформировать у учащихся понятие о линейных неравенствах с одной переменной и способах их решения и тема «Неравенства » учащимся знакома, так как изучалась в предыдущих классах и на предыдущих уроках: в начальных классах они сравнивали числа, буквенные выражения, на предыдущих уроках изучили свойства числовых неравенств, числовые промежутки, линейные уравнения , поэтому эту тему решила объяснить с опорой на знания, полученные ранее, опираясь на конструктивисткую теорию, «данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников» (Руководство для учителя, стр 110).
На этапе изучения нового материала использовала различные стратегии для развития критического мышления и активные формы работы, так как одним из качеств, необходимых современному ученику является умение критически мыслить. Само это понятие означает « мышление о мышлении» , когда на уроке создается ситуация, в которой в результате наблюдения и осмысления какой-либо информации анализа приходишь к принятию решения . И именно это показали дети при изучении новой темы на уроках с новыми подходами к преподаванию и обучению. Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии их активного вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию. (Александер) . Эти идеи соответствуют конструктивисткой теории , которая позиционирует учеников в качестве активных участников процесса преподавания и обучения. (Руководство учителя, стр 156,157). Например на первом уроке учащимся было дано задание записать выражения в виде неравенства и придумать свои примеры: запишите в виде неравенства, я задумала число меньшее десяти , у меня сорок или около сорока тенге, «уровень реки поднялся в пределах: больше двух, но меньше трех метров»? Абсолютно все активно включились в работу, даже ученик со слабой учебной мотивацией наперебой с другими приводил свои примеры: « у меня более ста дисков», «на улице температура выше 15 градусов».
Использовала стратегии «Знаю - Хочу узнать - Узнал» и « Инсерт» . Использование данных приемов способствовало тому, что мои ученики начинали думать, осмысливать новую информацию, находить в тексте главное, существенное, а самое главное мои дети начали читать учебник, а не довольствоваться тем, что я им расскажу. Ребята работали в группах, что способствовало их диалоговому обучению. Им нравилось оценивать друг друга, самим оценивать свои знания, то есть брать ответственность за свое обучение на себя. В ходе любой работы старалась оказать поддержку, подбодрить, похвалить тех, кто еще робко включался в работу. «Л. Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «зоне ближайшего развития». ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапозон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому» (Руководство учителя,134).
Конечно еще рано говорить о результатах , но уже есть успехи. Например «тихий» и с низкой учебной мотивацией ученик Ч. Д преодолел страх перед выходом к доске, учится презентовать работу группы, стал выполнять домашнюю работу, которую раньше выполнял не всегда, мотивируя тем, что не понял материал
.
самооценивание Обмен тетрадями и взаимооценивание
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» помог мне выстроить систему оценивания таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
С помощью рефлексии сравнили ,какие изменения произошли в знаниях по сравнению с началом урока, и оценили свое эмоциональное состояние.
Цели и задачи в целом были достигнуты, на некоторых этапах наблюдалась скованность, растерянность, но я считаю, что это нормально, ведь для учащихся было необычно то, что они по- новому были вовлечены в учебный процесс.
На втором уроке обратила внимание учащихся на оценочные листы, накопительные балы. За каждый этап урока определенное количество баллов. При актуализации знаний, вместе с учащимися разработали критерии оценивания. Что должны знать и уметь для выполнения данного задания:
Знают правила раскрытия скобок;
Знают свойства числовых неравенств;
Могут записывать неравенства с помощью числовых промежутков.
При изучение нового материала , совместно работая в группе составляли алгоритм решения линейного неравенства и сравнивали с предложенным мною алгоритмом (на слайде). Закрепляли знания выполняя самостоятельную работу: первые 5 минут попытка решить самостоятельно, затем в парах сменного состава по стратегии «штурман и пилот», затем снова объединились в группы для совместного решения неравенств и взаимообучения и взаимооценивания. Я решила применить данную стратегию, так как хотела объединить в пары детей разных уровней, так , чтобы сначала свой пример объяснил ученик с сильной учебной мотивацией, затем слабый, предполагая, что в процессе обучения у слабого ребенка поднимется мотивация к обучению. Так и вышло, ученик со слабой учебной мотивацией Ч.Д. сказал: «Мне понятнее, когда объясняют одноклассники, я теперь могу решать неравенства и могу объяснить другому, как решать». Но на этом этапе возникли и сложности: не просто было организовать пары сменного состава, так как скорость выполнения заданий у каждого учащегося индивидуальна и поэтому возникли ситуации, когда у учащихся не было партнеров. В этом случае я сама проверяла задание и предлагала перейти к следующему заданию , не оглашая ошибки и оценки. А когда появлялся ученик, выполнивший задание, я объединяла их в пару и наблюдала, как идет взаимообучение и взаимопроверка, все ли ошибки обнаружены и сравнивала оценки, выставленные мной, с оценками, выставленными при взаимооценивании.
Считаю что достигла своих целей, дети приобретали знания не по принуждению, а осознанно . Я согласна с утверждением: « Если обучающиеся научатся контролировать свой процесс обучения, просить о помощи только в случае необходимости, то у учителей будет намного больше времени на то, чтобы более продуктивно сделать учебный процесс индивидуализированным» (Руководство учителя, стр 143). Дети с интересом участвовали во всех этапах уроков, в обсуждении теоретического материала, обменивались полученными знаниями. Работа в группах и парах сменного состава, выступление в роли спикера позволило даже детям с более низким уровнем знаний почувствовать себя в роли учителя, эксперта, что повлияло на повышение их уровня мотивации к обучению.
Большое значение в диалоге имеет равноправное общение, которое и присутствовало на всех этапах урока. Здесь я опиралась на высказывание Мерсера (2005) который сказал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в паре или группе, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным» чем взаимодействие в форме беседы «учитель - ученик», и , таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий.
Как можно судить по вышесказанному , какой бы модуль не применяла на уроке, видна их тесная взаимосвязь между собой, и один отделить от другого невозможно. К примеру модуль «лидерство» конкретно не планировался мной , но его можно было проследить во время групповой работы. Внедрение в урок модулей Программы помогло мне активизировать класс, вовлечь в работу всех учащихся, творчески подойти к работе. Я поняла , что мне нужно оттачивать свое педагогическое мастерство, стремиться к самосовершенствованию. Опыт опыту рознь, можно досконально знать свой предмет , гордиться своим стажем, но без творческого «горения» такой учитель будет давать малопродуктивные уроки, пусть даже не будет у него двоечников, но в памяти учеников он останется «черствым сухарем». Я ставлю перед собой цель учить детей по -новому, ведь теперь я не смогу работать традиционно. Мои взгляды на процесс преподавания изменились . Использование идей Программы по внедрению семи модулей на уроке действительно дает положительные результаты. В дальнейшем я планирую использовать в своей работе семь модулей Программы, стараться улучшить качество знаний учащихся, воспитывать их критически мыслящими, способныхми к самообучению и саморегуляции.
Использованная литература:
«Руководство для учителя», третий (базовый ) уровень, АОО «Назарбаев интеллектуальные школы»,г. Астана, 2012г
«Единство цели», Ш. А. Амонашвили
Задания для выполнения в период практики в школе, третий (базовый ) уровень, АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», г.Астана, 2012г
«Формативное оценивание в начальной школе», Кыргызская академия образования, Бишкек,2012г

Раздаточный материал первого этапа «Лицом к лицу».



















Мамунова Бакытжамал Темирбековна портфолио учителя 3-го уровня
6 группа
Г.Кокшетау 20. 04 2015 отчет С











90G _ J
·
·
·
·
·H”М’5")
·
·
·
·
·
·…ђr‚h3$
·
·
·
·
·
·
·смvTKM)N
·
·
·
·
·
·
·
·
·ЃxtGKџ