Синтез доказательств мониторинга процесса развития школы.

Синтез доказательств мониторинга процесса развития школы.
Продолжение отчета 5 Приложение 10
1.Отчет о том, как оценивались компетенции учителей.
Повторный аудит на выявление уровней профессиональных компетенций учителей был проведен с целью определения сильных и слабых сторон компетенций учителей после проведения запланированной работы, направленной на улучшение практики в преподавании. Тестирование показало, что практика учителей намного улучшилась. Их действия стали намного уверенней и осмысленней. Учителя считают, что обучающие курсы по Программе «Рефлексия в практике», участие в коучингах и работа в фокус-группах помогли повысить их уровень сформированности профессиональных компетенций.

Диаграмма 1. Психолого-педагогическая компетентность

Из диаграммы видно, что учителя во время учебного процесса постоянно стимулируют и мотивируют учеников на учебу, развивают умение рефлексировать свою деятельность, развивают учеников в процессе обучения, умеют установить и устранить причины возникновения трудностей в учебе.
Вывод: Психолого-педагогическая компетентность сформирована у учителей на высоком уровне (от 75% до 97%).
Учителю необходимо уметь выстраивать взаимоотношения как с коллегами, так и с учащимися на уроке и во внеурочное время. Но отношения не могут развиваться без общения, без умения вести диалог, умения поддержать и развить дискуссию на уроке, устраняя языковые барьеры. С помощью анкетирования мы смогли определить уровень сформированности компетенции отношений педагогического коллектива и представили в таблице 1 «Компетентность отношений».


Таблица 1. Компетентность отношений

Из данной таблицы видно, что 87% учителей умеют организовать на уроке диалог с учащимися по своему предмету, выстраивать доброжелательные взаимоотношения с учащимися. 79 % учителей создают на уроках коллаборативную среду для организации и развития дискуссии на уроке. 100% учителей умеют устранять языковые барьеры.
Вывод: компетентность отношений сформирована от 79% до 100%, на высоком уровне.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения учебного материала, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, организовать дифференцированный подход к учащимся. Учителя нашей школы имеют возможность ежеурочно применять ИКТ , так как имеется хорошая материально-техническая база. Учащиеся отмечают положительное влияние использования ИКТ учителями на учебный процесс. Они говорят, что уроки с применением интерактивной доски или компьютерной техники намного интереснее, легче усваивается учебный материал, оперативно можно проверить свои знания и получить оценку. Какие же изменения мы наблюдаем в области сформированности ИКТ- компетенций учителя за последнее время?
Диаграмма 2. Использование ИКТ в обучении

Данные диаграммы показывают, что 100% учителей регулярно используют при подготовке к уроку компьютер и 95 % общаются с коллегами через электронную почту. 93 % постоянно пользуются интернетом и 87 % используют мультимедиа в процессе урока.
Вывод: уровень ИКТ компетентности учителей повысился до высокого уровня.
Как показал повторный аудит, уровень сформированности управленческой компетентности у учителей повысился. Учителя правильно планируют деятельность учителя и учащихся на уроке, используют активные формы обучения, ведут правильный отбор содержания, умеют организовать обратную связь на уроке, объективно оценить деятельность учащихся.
Таблица 2. Управленческая компетентность учителя

По данным таблицы можно сделать вывод, что коллектив учителей в большей степени обладают управленческой компетентностью. 94 % учителей школы умеют планировать урок, 85% научились постоянно соблюдать тайм-менеджмент. Групповую работу на уроке умеют организовать 100 % учителей, но 17% из них по каким-то причинам редко используют данную форму работы на практике. 90% учителей учитывают при планировании возрастные особенности учеников, но все же 10% редко уделяют этому внимание. В целом наблюдается положительная динамика развития.
Вывод: Управленческая компетентность учителя в ходе урока сформирована на 80% - 90% (высокий уровень).
При переходе на обновленное содержание образования учителю необходимо владеть компетентностью оценивания и анализа учебного процесса. Владение данной компетентностью позволит учителю использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания, а также улучшить качество преподавания и отслеживать продвижение каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Какие же результаты мы получили при проведении повторного аудита по данной компетентности?
Таблица 3. Компетентность оценивания и анализа учебного процесса

Анализируя данные таблицы, можно утверждать, что 97% учителей умеют разрабатывать критерии оценивания работы учащихся в группах и парах и применяют критерии оценивания на уроках. Регулярно разрабатывают критерии оценивания индивидуальной работы по дескрипторам 69% учителей школы. Но всё же 21 % учителей редко используют стимулирующие критерии в разработке оценок. Конкретизируют всестороннее оценивание знаний при помощи аргументов 87% учителей. Однако ещё 13% учителей используют оценку знаний, которая не фокусируется на всестороннем оценивании и анализе. Так же мы выяснили, что 84% учителей школы определяют причины недостатков учеников в обучении и создают условия для развития учеников.
Вывод: компетентностью оценивания и анализа учебного процесса владеют от 68% до 87% учителей школы (ближе к высокому уровню)

Отчет о распределении коучей среди групп учителей.
Коллектив школы разделен на 5 фокус-групп по направлениям циклов: начальные классы, учителей казахского языка и казахской литературы, гуманитарного цикла, естественно-математического цикла, развивающего цикла. За каждой группой были закреплены коучи. Коуч №1 – основной, компетентный в данном направлении, и коуч № 2 - помощник или наставник другого направления и уровня. Проводя в предыдущей практике тим-коучинги, мы увидели положительные результаты в улучшении практики, как самих коучей, так и профессиональных навыков учителей группы. Поэтому мы решили продолжить начатую работу по тому же принципу, поменяв только коучей № 2.
В настоящий момент мы имеем следующий состав коучей фокус-групп:
ФГ учителей начальных классов: 1. Катьетова О.С. (3 базовый уровень) и 2. Крюковская А.Е. (2 основной уровень)
ФГ учителей казахского языка и казахской литературы: 1. Кабдракишева А.С. (1 продвинутый уровень) и 2. Сыздыкова А.М. (3 базовый уровень)
ФГ гуманитарного цикла: 1. Таран Е.Г. (1 продвинутый уровень) и 2. Полторадина Н.Л. (2 основной уровень)
ФГ естественно-математического цикла: 1. Жапаргазинова А.Х. (1 продвинутый уровень) и 2. Довгаленко И.В. (2 основной уровень)
ФГ развивающего цикла: 1. Левашова Т.В. (3 базовый уровень) и 2. Демиденко И.А. (1 продвинутый уровень).

Синтез записей по встречам ментора с заместителем директора.
Заслушав отчет заместителя директора (менти) о проделанной работе с командой развития и просмотрев записи протоколов встреч, можно сделать вывод, что работа ведется планомерно, в соответствии с поставленными целями и планом. Менти был предоставлен анализ анкет по сформированности профессиональных компетенций учителей, сформулированы выводы по результатам анкетирования. На одной из встреч обсуждалось запланированное на ноябрь родительское собрание по теме «Влияние оценки на успех ученика». При проведении собрания учителя использовали разные формы его организации: «круглый стол», «коучинг», групповая работа, с защитой постеров, выполнением заданий и их оцениванием, используя критерии оценивания. Родители побывали в роли учеников и учителей. Родительское собрание было нацелено на «Создание условий для осмысления родителями значимости оценки в продвижении ученика и достижении успеха». Собрание прошло успешно. Анализы посещенных уроков показывают значительные улучшения в преподавании учителей, благодаря применению новых подходов в обучении. Менти отмечает, что большую помощь учителям оказывают занятия по Программе «Рефлексия в практике», а также работа фокус-групп, проводимых каждую неделю. Через микропреподавание в учебных группах несертифицированных учителей, тренеры и сетртифицированные учителя отрабатывают активные методы, организацию парной и групповой работы, техники рефлексии и обратной связи. Прорабатываются на занятиях с учителями формы, виды и эффективные методы системы оценивания. Также на занятиях фокус-групп по специальному плану рассматриваются вопросы практического применения изученных на коучингах новые подходы в обучении.
Родительское собрание в форме коучинга по теме
«Влияние оценки на успех ученика»

Рефлексия


Вывод: ЗДУВР отлично справляется с поставленными задачами, продолжает развивать лидерские качества управленца, поддерживает членов команды, повышает свои профессиональные навыки.

Синтез процесса коучинга и данных по планам и встречам, а также по поставленным целям.
С целью совершенствования профессиональных знаний и навыков учителей по использованию в практике критериального оценивания к данному периоду практики было проведено 5 коучингов по темам:
№ 1 « Оценка в рамках – решение всех проблем»
№ 2 « Целеполагание и его роль в оценивании»
№ 3 «Виды и техники оценивания»
№ 4 «Как организовать оценивание в классе»
№ 5 « Критериальное оценивание – ключ к успеху».
(Последний коучинг проводился в ноябре.)
Командой развития было принято решение проводить тим-коучинги с целью развития взаимодействия двух коучей, преподающих на разных ступенях обучения. В ноябре провели последний запланированный коучинг № 5, который провели два коуча 3 и 2 уровня. Тим - коучинг проведен на высоком уровне, учителя работали по группам, разрабатывая критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ. Учителями было решено составить банк критерий оценивания для контрольных работ по предметам на фокус – группах. Работа коучей была целенаправленной на совершенствование профессиональных знаний и навыков учителей по использованию в практике критериального оценивания. Для того, чтобы определить степень осмысления тем, рассматриваемых на коучинге, была организована обратная связь по следующим вопросам:
Чего вы достигли?
К чему вам надо стремиться?
Как вы этого достигните?
Проанализировав разные формы обратной связи, мы пришли к выводу, что в результате проведенных по плану коучингов, учителя овладели видами оценивания, научились составлять критерии оценивания заданий по предмету, оценивания групповой, парной и индивидуальной работы. Благодаря коучингам и работе фокус-групп учителя научились формулировать smart-цели, улучшили свои ССП, КСП, частично овладели программой «7 модулей», стали применять на уроке активные формы обучения.
Вместе с тем, еще существует проблема в осуществлении обратной связи. Обратная связь осуществлялась в основном в традиционной форме, т.е. от ученика к учителю. Поэтому зоной ближайшего развития была определена обратная связь от учителя к ученику, которая может выражаться в виде рубрик, письменных комментариев и индивидуальных устных комментариев.
Какие же изменения в практике учителя произошли в результате проведения тим-коучингов можно узнать, прочитав ЭССЕ коуча, сертифицированного учителя 3 базового уровня, работая в паре с коучем 2 основного уровня.

ЭССЕ «Изменения в моей практике»







Тим-коучинг « Критериальное оценивание – ключ к успеху»

Определение + и – КО Рефлексия




Отчет по процессу Lesson Study
На данном этапе практики исследование урока с использованием подхода Lesson Study осуществлялся несертифицированным учителем физики. Ментором этого учителя является сертифицированный учитель математики, имеющий сертификат первого продвинутого уровня. Помогали осуществлять подход Lesson Study на уроке учителю физики учитель английского языка 3 базового уровня, несертифицированный учитель казахского языка, учитель биологии 3 базового уровня. Учителя английского и казахского языка были привлечены с целью осуществления полиязычия на уроке. А также учителя 3 базового уровня оказывали помощь учителю в отборе активных методов и форм организации учебного процесса на уроке, планировании КСП. Итак, творческой группой учителей была разработана серия последовательных уроков. После проведения каждого урока, команда собиралась и обсуждала увиденный результат совместного труда. Разбирались ошибки и недочеты, планировался следующий урок с учетом предыдущих замечаний. Обсуждали работу наблюдаемых учеников, соответствие подобранных заданий уровню учащихся А,В,С. Результаты наблюдения фиксировались в листах наблюдений. Процесс наблюдения за учащимися А,В,С не вызывал затруднений у учителей-наблюдателей. Учащиеся работали спокойно, в комфортной обстановке, не догадываясь, что за ними ведется наблюдение.
Учителя успевали фиксировать свои наблюдения за учениками и делать определенные выводы. По окончанию урока, проводился его анализ с разных позиций. Наблюдатели отметили, что учителем был проведен отбор исследуемых учеников по уровням верно, подобранные задания в соответствие с уровнем развития и подготовки учеников помогли создать детям ситуацию успеха на уроке. От урока к уроку улучшалась практика учителя, повышались профессиональные качества, уровень сформированности компетенций.
Вывод: Проведение урока с использованием подхода Lesson study позволил учителю на основе анализа собственной деятельности увидеть положительные и отрицательные моменты урока от планирования до его реализации. Учитель, видя свои недочеты в уроке, оперативно старался их устранить на последующих уроках. Осуществление обратной связи и коррекция знаний стало неотъемлемой частью урока. Разноуровневые задания позволили отследить развитие каждого ученика на своем уровне, создавая для них ситуацию успеха на уроке. Благодаря подходу Lesson study учителя смогли улучшить навык исследования, анализа и синтеза учебного процесса.




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







Отзыв учителя о работе по реализации подхода Lesson study






Составление ССП Разработка КСП


Синтез данных по изменениям в классной практике:
С целью выявления изменений, происходящих в классной практике учителя, в результате посещений коучингов, фокус-групп, групп по Программе «Рефлексия в практике» для несертифицированных учителей, администрацией школы посещались рабочие уроки. Также были организованы серии открытых уроков, для коллектива школы, где демонстрировались полученные знания и умения по организации учебного процесса с применением новых подходов в обучении. На практике учителя смогли продемонстрировать 30% образцовых уроков, 50% хороших уроков и 20% уроков, требующих улучшения. Уроки учителей оценивались по дескрипторам, которые включают 10 пунктов по оцениванию урока:
1. Точные и глубокие знания предмета.
2. Качество планирования урока и управления учебным процессом.
3. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.
4. Умение вовлечь и мотивировать учеников.
5. Способность достоверно и объективно оценивать.
6. Умение организовать обратную связь.
7. Использование образовательных ресурсов.
8. Методика организации домашнего задания.
9. Благоприятный психологический климат на уроке.
10. Вербальные и невербальные коммуникативные навыки.
Чтобы получить ответ на вопрос: «Как учитель оценивает изменения в своей практике?», мы проводили интервьюирование и ЭССЕ.












6.1 Серия уроков по среднесрочному планированию
Урок биологии № 20 Класс 6
Тема урока:
Цветок. Соцветие. Лабораторная работа № 14
« Рассмотрение строения цветка»

Цели урока:
1.Знают части цветка. Строение и значение каждой части цветка. Разновидности цветов по строению ( обоеполые и однополые); разновидности растений по расположению однополых цветов (однодомные и двудомные); понятия соцветие, простое и сложное соцветие, разновидности простых и сложных соцветий, биологическую роль соцветий.
2. Умеют находить части цветка на рисунках и натуральных объектах, устанавливать взаимосвязь строения цветка с выполняемой им функцией; самостоятельно добывать знания о разновидностях соцветий, по рисункам- схемам определять вид соцветия; приводить примеры растений имеющих определённый вид цветка или соцветия.

Smart цели
- называют и показывают части цветка;
- объясняют понятия двойной и простой околоцветник, обоеполый и однополый цветок, двудомное и однодомное растение, простое и сложное соцветие
- сопоставляют рисунок соцветия с растением

Методы
беседа, частично-поисковый метод, наглядно иллюстративный, практический.

Вид деятельности
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Вводная часть

Приветствие


Выход на тему урока
«Мозговой штурм» С использованием ИКТ





5 мин
Пожелание успеха, определение настроения учащихся, организация внимания учащихся, объяснение хода урока.
Слайд 1
1.Ребята, вспомните на какие две группы, делятся органы растения по выполняемой ими функции?
2.Какие органы относят к вегетативным и почему?
3.Назовите генеративные органы.
4.Почему цветок, плод и семя относят к группе генеративных органов?
5.Определите, какой генеративный орган мы должны изучит первым, и почему вы так думаете?
Слайд 2
Итак тема нашего урока «Цветок» , но не только. Посмотрите внимательно на слайд. С чем еще мы должны сегодня познакомиться?
- Давайте сформулируем задачи урока, для этого я предлагаю вам опорные слова
- Какое ?
- Какие ?
- Что такое .?
- Каково ?






Отвечают:
Вегетативные и генеративные

Корень и побег, так как они выполняют функцию питания, роста и развития

Цветок, семя, плод

Они необходимы растению для размножения


Цветок. Так как из цветка образуются плоды с семенами
соцветиями

Основная часть

Формирование групп
Самостоятельная работа в группах по инструктивной карточке с выполнением лабораторной работы № 14


30 мин
Формирует группы 2 парты – 1 группа.
Раздаёт инструктивные карточки, лабораторные тетради и оборудование к лабораторной работе.
Проводит инструктаж и напоминает правила работы в группах.
Следит за работой групп
Консультирует и корректирует работу


Читают учебник
Ищут ответы на вопросы
Выполняют лабораторную работу и задания карточек № 1, 2

Заключительная часть
Самооценка








Рефлексия
Вопрос итог





Закрепление знаний с использованием ИКТ



3 мин








2 мин






5 мин
На доске критерии оценки выполнения работы. Учащиеся подсчитывают баллы и прикрепляют магнит на лестнице успеха.
Карточка 1- 20 баллов
Карточка 2- 16 баллов
«Отличные знания» - 36 б.
«Хорошие знания – 35- 28 б.
«Удовлетворительные» - 27- 21
Используя опорные слова подведите итог уроку:
- Я сегодня на уроке узнал
- Для меня стало открытием, что
- Мне было интересно работать, так как

Учитель включает слайды и задаёт вопросы:
Какое строение имеет цветок?
Какие части в цветке главные?
Что это за цветы?
Какие это растения?
Какой вид соцветий им характерен?
Подсчитывают и прикрепляют магниты



Домашнее задание
§ 20, 21, стр. 76 «Я» - письменно.
* выполнить аппликацию цветка на ватмане А-4 из цветной бумаги или пластилина.

Ресурсы
- Презентация «Цветок. Соцветие»
- Инструктивные карточки
- ответы на задания карточек
- лабораторные тетради
- цветы примулы, гербарий цветов
























6.2 Наблюдения за уроками
При посещении уроков стало видно, что в практике преподавания и организации учебной деятельности у учителей произошли большие изменения. Учителя стали применять на уроках активные методы и формы обучения. Большая часть учителей регулярно используют на уроке ИКТ, осознанно подходят к оцениванию, используя листы оценивания, критерии оценивания, как индивидуальной работы, так и групповой. В течение урока многие учителя ведут мониторинг деятельности учеников, осуществляют обратную связь и проводят коррекцию знаний. Молодые учителя научились рационально вести отбор содержания на урок, формулировать SMART-цели, проводить рефлексию на каждом этапе урока, улучшили свои КСП. Организация групповой работы на уроке у большей части учителей изжила формальный характер. Учителя владеют алгоритмом организации групповой работы, и работа учащихся доказывает это. Но все же, некоторые учителя еще не смогли продемонстрировать на своих открытых уроках правильную организацию групповой работы. Учащиеся не знали своей роли, и отсутствовало взаимодействие между членами группы. Отдельные учителя продемонстрировали образцовые уроки, на которых было видно, что учитель владеет профессиональными компетентностями организации групповой работы, оцениванием учащихся по разработанным критериям, дескрипторам, организацией обратной связи, исходящей от учителя с проведением коррекционной работы, организацией рефлексии.
Вывод: Поставленная работа по реализации ПРШ-2 способствовала улучшению классной практики у большей части учителей. Необходимо продолжать работу в данном направлении для достижения 100% результата.










Изменения в практике несертифицированного учителя


Сбор информации по оцениванию, формативное оценивание, ИКТ на уроке, стратегия «Горячий стул», рефлексия «Мишень»


6.3 Эвалюация учащихся.
Проводя интервьюирование среди учащихся, мы узнали, что ученикам нравится работать в группах, выполнять совместные задания, выполнять свою роль в группе, оценивать себя и своих одноклассников по критериям,
Ученики отмечают, что уроки стали намного интереснее, так как им предоставляется возможность создавать постеры, модели, кластеры, выводить формулы и правила, изучать в группе интересный материал. Ученикам нравится, когда в конце урока им предоставляется возможность прикрепить смайлик или стикер на «лесенку успеха» или «мишень». А также учащиеся радуются, когда от учителя получают смайлик за правильный ответ или правильно выполненное задание.





6.4 Работа учеников
Посетив ряд уроков, было видно, что учащиеся умеют взаимодействовать в парах и группах, выполняя совместную работу. Учащиеся могут защитить свои постеры, презентовать их. Так же учащиеся научились осуществлять рефлексию своей деятельности, самооценивание и взаимооценивание, оценивать себя по критериям, работать с оценочным листом. Учащиеся не боятся вступать в диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, не боятся высказывать свои предположения и доводы. На уроках между учителем и учеником стали выстраиваться партнерские взаимоотношения.
Ученики владеют разными видами оценивания

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Ученики оценивают свою работу по критериям
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415























Мисщенчук Вера Николаевна N
8 группа
ЦПМ г. Астана Портфолио руководителя организации образования


13PAGE \* MERGEFORMAT143015




  8Licensed for non-commercial, educational purposes only.15