Аналитический отчет работы педагога-психолога


Заслушан на МО «ЗОЖ»
22.05.14 г.
Аналитический отчет работы педагога-психолога
Петровой Татьяны Евгеньевны
за 2013-2014 год
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Саранпаульской средней общеобразовательной школы
Проблема: Психологическое сопровождение УВП по теоретико-прикладному и практическому направлениям.
Цель: содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых образовательного учреждения; изучение психологического комфорта обучающихся. Раннее и своевременное выявление психических нарушений у детей с 1 по 6 классы; сохранение психологического здоровья обучающихся, родителей и педагогов школы.
Задачи:
- изучение трудностей обучения и воспитания учащихся школы;
- исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой (комфортностью);
- обучение обучающихся эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству;
- развитие рефлексии, толерантности обучающихся;
- повышение самооценки обучающихся;
- исследование динамики интеллектуального и личностного развития школьников, используя психологические диагностики.
- выявление детей «группы риска», изучение условия развития и воспитания в семье.
- профилактика конфликтно-опасных ситуаций в подростковом возрасте и на этапе взросления (суицидальное поведение, ситуации в экзаменационный период, девиантное поведение, снятие стресса, тревожности, агрессивности и др.).
Гипотеза: сформированность у учащихся толерантного поведения, способности к сотрудничеству и адаптации в социуме; повышения самооценки.
1.Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога.  
* Имеется Положение о психологической службе;
* Имеются должностные инструкции, документы федерального и регионального уровней, инструктивно-методические письма Комитета образования по психологическому сопровождению;
* Составлена циклограмма работы педагога-психолога;
* Составлен план работы на учебный год; совместный план работы педагога-психолога с медицинским работником, социальным педагогом;
* Ведутся журналы учета деятельности: консультаций с родителями, учениками и педагогами; учета групповых и индивидуальным форм работы с детьми «группы риска», по запросам учителей, классных руководителей, родителей и учащихся; журналы результатов тестирования учащихся по отношению к учителям-предметникам, классным руководителям и др.
Анализ по направлениям работы:

1. Адаптация в 1 классе.
Для изучения школьной адаптации учащихся 1-х классов было проведено исследование по изучению мотивации к обучению, уровню школьной тревожности и наличию страхов, определению самооценки, уровню психологического климата классных коллективов.
Сопоставив все эти данные по исследованию и по наблюдению на уроках можно сделать вывод, что адаптация учащихся 1 –х классов прошла на высоком и среднем уровне, дети с дезадаптацией не выявлены, что очень нас радует.
Уровни 1 – «»А 1 – «Б» 1 – «В»
1.Высокий уровень - 1(6%) -
Средний уровень 14(100%) 15(94%) 12(100%)
Низкий уровень - - -

Средний результат адаптации по 1-ым классам (на начало года).
Уровни 1 – ые классы
1.Высокий уровень 1(2%)
2.Средний уровень 41(98%)
3.Низкий уровень -
Выводы проведенной работы психолога:
Были взяты под особый контроль дети с высоким уровнем страха, повышенной тревожность, агрессивностью, заниженной самооценкой, низкой адаптацией, т.е. дезадаптацией – в течение года проводились коррекционные групповые индивидуальные занятия, беседы – в конце учебного года результаты улучшились, низкий уровень перешел в средний.
После уроков с группами детей проводились тренинги для дальнейшей адаптации к школе, к обучению.
Ежедневно с детьми, нуждающимися в коррекционной работе по развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы проводились индивидуальные и групповые занятия (по запросам классных руководителей, родителей, самих детей).
На конец учебного года результаты намного стали лучше, высокий уровень увеличился за счет среднего уровня.
Средний результат адаптации по 1-ым классам (на конец года).
Уровни 1 – ые классы
1.Высокий уровень 12 (28%)
2.Средний уровень 30 (71%)
3.Низкий уровень -
Адаптация в 5 классе.
В течение сентября-ноября 2013 года изучалась работа классных руководителей, учителей-предметников; проводилась исследовательская работа по адаптации пятиклассников.
Задачи, которые ставились в адаптационный период:
Помочь ребенку вжиться в позицию – школьника пятиклассника.
Помочь пятикласснику на адаптацию «разногласице» требований учителей-предметников.
Взаимодействие классных руководителей и учителей-предметников.
Для наиболее эффективного изучения уровня адаптации 5-классников был изучен уровень тревожности и страхов; уровень мотивации к обучению; уровень психологического климата, выявились изолированные дети; исследован уровень развития психических и познавательных процессов; проведено родительское собрание с результатами исследования и рекомендациями; в 1 полугодии были проведены тренинги по темам: «Познавая себя», «Я и мир вокруг меня»; во 2 полугодии велся элективный курс «Какие мы разные»; посещались уроки учителями начального звена, классными руководителями, психологом, валеологом, социальным педагогом, администрацией школы.
В исследовании приняли участие 33 ученик 5-х классов из 35.
Начало года.
5 - А 5 - Б
Высокий 0 2(12%)
Средний 10(83%) 18(82%)
Низкий 2(17%) 1(6%)

Решением педагогического консилиума стали рекомендации по устранению причин дезадаптации. По эти направлениям и работали в течение всего года.
Учителя-предметники на своих уроках работали над развитием техники чтения и счета.
в течение урока следили за осанкой учащихся, проводили систематически физкультминутки.
Педагог-психолог и учителя-предметники организовали с учащимися 5-х классов индивидуальные и групповые занятия на снятие тревожности и страхов, на развитие психических и познавательных процессов.
Классные руководители продолжили работу по формированию классного коллектива.
На протяжении первого полугодия (октябрь – декабрь 2013г.) с целью ознакомления развития психических и познавательных процессов, эмоциональной сферы; развития положительного психологического климата к школе и классным коллективам – проводились тренинги для учащихся 5-х классов, уроки психологии, подвижные и развивающие игры.
Итоги анализа по адаптации подтверждают, что адаптация прошла в основном на среднем и высоком уровне. К концу учебного года результаты изменились в лучшую сторону.
Конец года.
5 - А 5 - Б
Высокий 4(33%) 7(33%)
Средний 8(67%) 14(67%)
Низкий 0 0


Адаптация в 10 классе.
Для изучения адаптационного периода 10-классников к новым условиям общеобразовательного учреждения, адаптации в новом классном коллективе были посещены уроки и внеклассные мероприятия; проведено исследование по изучению психологического климата; исследование уровня тревожности, самооценки, отношения к обучению; проведена социометрия (выявлены изолированнее дети). В исследовании приняли участие 14 учеников из 10-х классов. Проанализировав полученные данные можно выделить группы:
1. Учащиеся с высоким уровнем тревожности:
10 а класс – 5 (36%).
2. Учащиеся, изолированные от классного коллектива:
10 а класс – нет.
3. Учащиеся с низким уровнем мотивации к обучению и адаптации:
10 а класс – 0.
Начало года.

С этими учащимися в течение года велась просветительская, коррекционная и профориенационная работа. С высоким уровнем тревожности стало меньше на 3 ученика.
Конец года

2.Психологический климат в классных коллективах.
С целью выявления уровня взаимоотношений в коллективе; уровня характера делового сотрудничества и отношения к значимым явлениям жизни, по плану 2013 - 2014 учебного года, мною, педагогом-психологом Петровой Т. Е., проведена диагностика по методике Л. Н. Лутошкина «Психологический климат коллектива». В анкетировании приняли участие 328 учеников школы.
Результаты исследования показали следующую картину.
Степень благоприятности Кол-во Процент
Высокая степень благоприятности 136 42
Средняя степень благоприятности 159 48
Неблагоприятный психологический климат 33 10
ИТОГО: 328 100%

Если посмотреть данные по гистограмме за несколько лет, то можно заметить, что с в основном уровень психологической благоприятности в классных коллективах Саранпаульской школы находится на высоком и среднем уровне и это очень радует, т. к. благоприятные взаимоотношения в коллективе способствуют хорошему самочувствию и учебе. Но все, же присутствует и низкая степень психологической благоприятности. С данной категорией детей ведется постоянная работа по повышению благополучия в классе и школе.

Для определения уровня комфортной благоприятности педагогов школы проведено анкетирование у 26 человек. Полученные результаты свидетельствуют о наличие высокой и средней степени комфортной благоприятности педагогов в школе.
Всего педагогов Высокая степень благоприятности Средняя степень благоприятности Низкая степень благоприятности
26 Кол-во Процент Кол-во Процент Кол-во Процент
9 35 17 65 0 0

Для выявления мнения родителей о степени комфортности детей в школе, в классах, проводилось анонимное анкетирование родителей учащихся школы в количестве 92 человек.
Полученные результаты говорят о наличие высокого и среднего уровня психологического комфорта учащихся в щколе.
Всего педагогов Высокая степень благоприятности Средняя степень благоприятности Низкая степень благоприятности
92 Кол-во Процент Кол-во Процент Кол-во Процент
22 24 68 74 2 2
Вывод: Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что в основном в классных коллективах (учащиеся, педагоги, мнение родителей) преобладает высокая и средняя степень благоприятности. Но все же присутствует и низкая степень благоприятности у учащихся (33 – 10%) и по мнению родителей (2-2%). Поэтому, необходимо обратить особое внимание на организацию совместной деятельности и совместные дела для поднятия эмоционального настроения и сплочения коллектива.
3.Психологическое сопровождение детей «группы риска».
В этом учебном году по нескольким причинам, а это: сниженный уровень интеллекта ребенка; наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии (элементы невротизма, аутичности, психопатии и пр.); неврологические осложнения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушающие внимание и зрительно-моторную координацию; социально-психологические трудности, были выявлены дети «группы риска».
Всего детей «группы риска» - 8.
Дети, оставшиеся без попечения родителей- 14;
Дети, проживающие в малоимущих семьях – 54;
Дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов – 0;
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев – 0;
Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях – 0;
Дети – жертвы экологических и техногенных катастроф – 0;
Дети – жертвы стихийных бедствий – 0;
Дети – инвалиды – 2;
Дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии – 23 ;Дети с отклонениями в поведении – 8;
Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств – 0;
Дети – жертвы насилия – 0;
Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях – 0;
Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях – 0.
С целью формирования у учащихся:
социально-позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности; развития и раскрытия индивидуальности школьников;
их духовно-нравственного и творческого потенциалов; устранению негативных явлений в сфере поведения и отношения детей с окружающими - работа с детьми «группы риска» строилась по разным направлениям: консультации по вопросам поведения и учебы;
диагностика на выявление уровня развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы;
коррекционная, профилактическая и просветительская работа (индивидуальная и групповая).
В этом году были проведены уроки психологии с элементами тренинговой работы в классах:
1 «А» - 7 1 «Б» - 7 1 «В» - 4 2 «А» - 3 2 «Б» - 8 2 «В» - 4 3 «А» - 3
3 «Б» - 5 4 «А» - 2 4 «Б» - 2 1-4 «В» - 10 5 «А» - 7 5 «Б» - 7 5-6 «В» - 6
6 «А» - 2 6 «Б» - 2 7 «А» - 7 7 «Б» - 7 8 «А» - 8 8 «Б» - 8 9 «А» - 5
9 «Б» - 5 10 «А» - 3 11 «А» - 2 Итого: 124 урока
Так же каждый год в коррекционных классах проходит педагогический консилиум, на котором обсуждаются вопросы обучения, воспитания, коррекционной работы с детьми, полученные результаты сопоставляются с обучаемостью детей, делаются выводы и даются рекомендации по дальнейшей работе с детьми, учителями и родителями.
4.Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения.
В соответствии с планом мероприятий школы на 2013 – 2014 учебный год по созданию классов предпрофильной подготовки мною было проведено анкетирование учащихся 7 - 9 классов (февраль-апрель) с целью выявления уровня интеллектуального развития, отношения учащихся к учебным дисциплинам и открытия профильных классов по запросам учащихся и родителей. Всего было продиагностировано 88 учеников. Для исследования была использована методика ШТУР (школьный тест умственного развития подростков), карта познавательных интересов, Эрудит, отношения учащихся к учебным дисциплинам;
Проанализировав полученные данные по данным методикам, выявили:
учащихся, набравших баллы выше нормы:
Направление 9 классы 8 классы 7 классы
Физико-математическое 20 67 11 37 6 23
Гуманитарное 5 17 1 3 2 9
Естественное 12 40 7 23 4 18
Общественно-политическое - - - - - -
Научно-культурное - - - - - -

также были выявлены учащиеся, набравшие баллы ниже нормы:
Направление 9 классы 8 классы 7 классы
Физико-математическое 4 13 14 47 12 54
Гуманитарное 8 27 14 47 15 68
Естественное 7 23 14 47 8 36
Общественно-политическое - - - - - -
Научно-культурное - - - - - -
По результатам исследования по методике ШТУР были даны рекомендации учителям-предметникам, чтобы обратили особое внимание на учащихся, показавших низкий результат или его отсутствие с целью коррекционно-развивающей работы на уроках, консультациях, индивидуальных занятиях, элективных курсах.

Остальные учащиеся, набрали норму баллов или ближе к норме по всем направлениям.

Есть учащиеся, улучшившие результаты в сравнении с прошлым годом по диагностике ШТУР
(8 классы).
Направление 9 классы 8 классы
Физико-математическое 16 53 16 53
Гуманитарное 12 40 12 40
Естественное 13 43 17 57
Общественно-политическое 17 57 7 23
Научно-культурное 15 50 14 47


На основании всех этих исследований (баллы выше нормы по ШТУРу и совпадение с картой познавательных интересов) были даны рекомендации учащимся 9 классов по выбору профиля в 10-ом классе:
1. Физико-математический – 1;
2. Естественно-научный – 3;
2. Гуманитарный – 1.
5. Намерения учащихся 9-х классов в выборе типа учебного заведения.
Обучение в школе Обучение в ПТУ, СУУЗ и т. п. Не продолжать обучение Не определились
16 7 5 10

Профессиональное самоопределение учащихся 11-х классов.
Сделали выбор профессии Не определились с выбором профессии
15 (79%) 4 ( 21%) из них 6 учащихся идут в Армию
Профессиональные предпочтения учащихся 11-х классов
(из 26 учащихся, определившихся в профессиональном выборе)
Человек-техника Человек-человек Человек-природа Человек-знаковая система Человек – художественный образ
5 (26%) 6 (32%) - 5 (25%) 3 (16%)


6. Профилактика конфликтно-опасных ситуаций в подростковом возрасте и на этапе взросления (суицидальное поведение, ситуации в экзаменационный период, девиантное поведение, снятие стресса, тревожности, агрессивности и др.).
В начале учебного года составлен план по профилактике суицида среди несовершеннолетних в МОУ СССОШ, по которому было проведено:
1. Беседы с детьми, склонных к суицидальному поведению (по запросам классных руководителей, родителей).
2. Проведены тренинги для учащихся данной группы на повышение самооценки, адаптацию в школе, повышению положительных взаимоотношений с учащимися, родственниками, учителями.
3. На МО классных руководителей и родительском клубе познакомила с проблемой суицидальных детей, о необходимой помощи таким детям. Темы выступлений на заседаниях Мо классных руководителей совещаниях педагогов: «Психологический кризис и виды кризисных ситуаций», «Социально-педагогическая и психологическая помощь в кризисных ситуациях», «Как помочь ребенку преодолеть кризисные ситуации в жизни», «Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних», «Условия, когда эмоции помогают исполнению профессиональных обязанностей и снижают риск выгорания».
4. Были выпущены буклеты для учителей, учащихся и родителей: - «Подростковый суицид», «Подростковая агрессия», «Посттравматические стрессовые расстройства», «Подросток и «Плохие компании», «Смерть близкого человека», «Насилие в семье».
5. На родительских собраниях родителей познакомили с темами:
Агрессивный ребенок (сентябрь)
Формирование толерантности у детей (сентябрь)
Профилактика суицидального поведения детей (октябрь)
Самооценка. Особенности социальной и психологической адаптации в обществе (ноябрь)
«Профориентация в школе» (март)
«Влияние тревожности на социальный статус школьника» (май).
Самый честный ЕГЭ. Волнуйтесь спокойно – у Вас ЕГЭ (май)
3.Самосовершенствование, участие в конкурсах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации (в течение года на поселковом, районном, окружном и региональном уровнях).
Участие Тема Цель Результат
Методическое объединение Участие в семинарах, МО классных руководителей, заседаниях Совета профилактики и Совета администрации. В течение года
Конференции, педсоветы 5 – педагогических консилиума;
3 – педагогических совета;
4 – общешкольных родительских собрания.
4 – классных родительских собрания (1, 5, 8, 9, 11 кл.) Изучение уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, физического развития, уровня адаптации учащихся (1-4в, 5-6в, 8-9в, 1, 5 классы).
Изучение проблемы, выступление с результатами исследования.
Для родителей будущих первоклассников – как подготовить
1, 5 кл. – адаптация к школе.
8-9 кл. – проблемный подростковый возраст.
11 кл. – проблемы выбора профессии. В течение года
Семинар «Индивидуально-личностное и социально-психологическое развитие школьников с учетом специфики региональной среды» Курсы повышения квалификации
Декабрь, 2013г
п. Саранпауль5. Общий вывод.
По результатам работы по всем направлениям прошла коррекционно-развивающая работа.
1. Индивидуальная.
В течение года основной формой работы являлись: беседы, тренинги, классные часы, упражнения
на развитие познавательных процессов, упражнения на снятие напряжения, стрессов и страхов.
Всего за учебный год индивидуальная работа была проведена с:
а) учащимися - 173 занятия; консультаций - 92 ; б) родителями – 34 консультаций;
в) с учителями, классными руководителями, специалистами школы – 1 тренинг; 28 консультаций.
Основными направлениями индивидуальной работы являлись:
* негативное отношение к школе и учителям, к обучению;
* создание предпрофильных и профильных классов;
* взаимоотношения учащихся с одноклассниками, учителями, родителями и отношением к себе и социуму.
2. Групповая работа.
Всего 124 занятия - это дискуссии, тренинги, тесты, анкеты, беседы, классные часы и др.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности проведения индивидуальной и групповой работы, так как эта работа помогает многим поправить проблемы по дезадаптации, по преодолению трудностей в общении, неуверенности (повышением самооценки и умением вести себя в социуме).
Можно сделать вывод, что в основном цель достигнута в социально-психологической помощи и содействии в профориентации, по мере возможности обеспечивались комфортные условия для обучения детей, но осталась проблема работы по формированию положительного взаимоотношения учащихся с одноклассниками, учителями, родителями, и отношением к себе и социуму общения, с учетом общего уровня воспитания каждого ученика школы.Основные проблемы профессиональной деятельности:
Кабинет психолога не оснащен необходимой оргтехникой, а также аудиоаппаратурой, нет диагностических методик, например Кейс «Лилия», «Семаго», профилактическая программа «Ибис», психодиагностических блоков, программа «Экватор», «Комфорт», «Сигнал» и др. Директор школы А. Д. Попов
Педагог-психолог Т. Е. Петрова
Статистический отчет
За 2013/ 2014 учебный год
Всего приемов 460 Из них детей 335 родителей 99
специалистов 26
Количество обследований
(всего) 354
детей 320 Родителей 0
Специалистов 34
из них индивидуальных обследований 18
детей 18 Родителей 0
Специалистов 0
Количество индивидуальных консультаций 154
детей 92 Родителей 34
Специалистов 28
Количество групповых
мероприятий
(семинары, тренинги, собрания) 13
С родителями 8
Со специалистами 5
Количество индивидуальных занятий с детьми 173
Общее количество детей, посещающих индивидуальные занятия 33 Количество групповых занятий с детьми (коррекционно-развивающие) 23
Общее количество детей, посещающих групповые занятия 324 Участие в психолого-педагогических консилиумах 5 Плановых 5 Внеплановых 0
Участие в медико-психолого-педагогическом консилиуме 1 Плановых 1 Внеплановых 0
Экспертная работа (участие в работе комиссий, подготовка к аттестации и конкурсам педагогов и ОУ, работа по запросам ведомств) 3 Плановых 3 Внеплановых 0
Количество открытых занятий
педагога-психолога 3
Запросы психологу в течение года (один запрос отмечается один раз)
Основная тематика запросов (количество)
О В ПЭ А К ДРО ПрофЗДРУГОЕ
Администрация 36 10 31 11 9 4 3 18 3 Родителей 11 3 14 3 4 2 4 26 - Специалистов 37 15 26 10 5 4 19 12 4 Учащихся 6 2 5 1 5 2 2 59 - О - проблемы, связанные с обучением; В - проблемы, связанные с воспитанием; П -проблемы, связанные с поведением; Э – эмоциональные проблемы; А – проблемы, связанные с адаптацией; К – коммуникативные проблемы; ДРО - проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями; Проф - профессиональная ориентация; З – проблемы, связанные с зависимостями
Дата составления отчета: «28» мая 2014 года
Директор школы: _______________________/ А. Д. Попов
Подпись педагога-психолога: _________________/Т. Е. Петрова/