Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2015-2016 учебный год


Аналитический отчёт
педагога-психолога
МБОУ «Шумаковская СОШ»
о проведённой работе
за 2015 – 2016 учебный год
Новосельцева Ольга Игоревна
Аналитический отчет
Целью работы психологической службы на 2015 – 2016 учебный год являлось повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития обучающихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении, а так же психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО и ФГОС ОО.
Задачи:
- обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;• обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;• психолого-педагогическое изучение детей; профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;• оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в сложных и критических ситуациях;• консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;• важной задачей работы психологической службы является переход от работы в системе "психолог-ребенок" к системе "психолог-педагог-ребенок".
Работа по выполнению данных задач велась по четырем направлениям: просветительская, профилактическая, диагностическая и коррекционная.
Психологическое просвещение и профилактика велась на протяжении всего учебного года. Были проведены родительские собрания в 1 и подготовительном классе по теме: «За парту сел наш ученик» (проблемы адаптации) 16.10.2015 г.; в 5 классе «Влияние ФГОС ОО на учебную нагрузку пятиклассников: как помочь своим детям?» 20.11.2015 гю, 10 – 11 класс «Психологические особенности поведения старшеклассников» 11.12.2015, в 11классе «Роль родителей при подготовке школьников к ЕГЭ и ГИА. Санитарно-гигиенические требования при подготовке к экзаменам» 21.03.2016 г.В первых, пятых и десятых классах проведены родительские собрания по результатам адаптации детей к школе, родителям были предоставлены полученные результаты и даны рекомендации. В этом учебном году школьников имеющих трудности в адаптации не выявлено, хотелось бы отметить, что большую роль в успешной адаптации школьников играет появление детского сада и подготовительного класса. Пропаганда психолого-педагогических знаний среди педагогов при помощи выступлений на педсоветах, совещаниях, методических советах, заседаниях МО. Были освещены такие проблемы как рассмотрение коррекционно-развивающей программы при переходе на ФГОС ООО, как преодолеть трудности в обучении школьников, рассмотрены диагностические методики для классных коллективов.В течение учебного года совместно с членами совета профилактики велась работа с неуспевающими детьми и их родителями, с учениками имеющих пропуски и низкую учебную мотивацию. Были проведены беседы и индивидуальные и групповые занятия для детей «группы риска», в нашей школе 9 таких обучающихся, большая доля таких школьников обучается в 3 классе, это дети гиперактивные. Классному руководителю 3 класса и родителям данных школьников были даны психолого-педагогические рекомендации.Психологическое просвещение велось в 11-х и 9-х классах по подготовке их к ЕГЭ и ГИА. Совместно с классным руководителем Тюленевым И.М. и Лаптевой О.А. были проведены беседы: «Обучение приёмам релаксации и снятия напряжения», «Как выйти из состояния стресса» выданы рекомендации по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА.Психологическая диагностика велась на протяжении всего учебного года. В сентябре - ноябре проводилось диагностическое исследование адаптации обучающихся 1, 5, 10 классов. Проведено анкетирование на определение детей «группы риска», уровня воспитанности школьников, исследовано формирование личностных УУД у обучающихся начальной школы и обучающихся 5 класса. Хотелось бы отметить, что 100% обучающихся 4 и 5 класса имеют высокий уровень формирования личностных УУД по всем показателям, 1 класс – 88%, 2 класс – 91%, 3 класс – 80% В работе с классами использованы следующие диагностические методики: методика «Социометрия Морено» (изучающая статус школьника в системе межличностных взаимоотношений); методика «Мотивация Лускановой» (изучающая уровень школьной мотивации); «Опросник Спилбергера» (изучающий уровень тревожности старшеклассника); методика «СПА» (изучающая социально-психологическую адаптацию школьника); методика Рокича (изучающая ценностные ориентации).
Результаты исследования адаптации в 10-м классе: высокий уровень адаптации у 72 % детей, 28% учащихся имеют средний уровень адаптации.
Результаты мотивации: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная мотивация не выявлена.
В октябре проводилось диагностическое исследование адаптации в 1-х классах и 5-х классах.
В 1-х классах были использованы следующие диагностические методики: методика «Школа, дом, двор» (изучающая уровень адаптации учащихся начальной школы). Методика «Графический диктант» (изучающая уровень сформированности произвольной сферы и саморегуляции). Методика «Лесенка» (изучающая уровень самооценки младшего школьника). Проективная методика «Что мне нравится в школе?» (изучающая уровень школьной мотивации). Заполнение карты классным руководителем «Психологический анализ адаптации». Также велось наблюдение за обучающимися на уроках и переменах.
Результаты исследования адаптации в 1-х классах: высокий уровень адаптации у 75%, 25% имеют средний уровень адаптации к школе.
Результаты мотивации:
Высокую учебную мотивацию имеют 50 % учащихся; внешняя мотивация у 25%обучающихся, игровая мотивация у 25% обучающихся.
Результаты произвольности и саморегуляции:
Высокий уровень произвольности и саморегуляции имеют 50% учащихся 1-х классов; средний уровень у 25% учащихся и низкий уровень у 25% учащихся 1-х классов.
Результаты самооценки: нормальный уровень самооценки у 75% учащихся 1-х классов.
В 5-х классах использованы следующие методики: методика «Мотивация Лускановой» (изучающая уровень школьной мотивации). Методика «Сферы интересов учащихся» (изучающая интересы учащихся). Методика «Слова» (изучающая уровень словарного запаса учащихся). Методика «Выделение существенных признаков» (изучающая особенности мышления). Методика «Социометрия Морено» (изучающая статус школьника в системе межличностных взаимоотношений). Методика исследования уровня внимания и самоконтроля.
Результаты исследования адаптации в 5-х классах: высокий уровень адаптации имеют 71% обучающихся; средний уровень адаптации у 29% обучающихся.
Результаты мотивации: высокая учебная мотивация сформирована у 71% учащихся; практически сформировано отношение к себе как к школьнику (хороший уровень мотивации) у 29% обучающихся.
В октябре проводилось анкетирование уровня воспитанности обучающихся школы и выявление детей «группы риска».
В апреле - мае проводилось изучение готовности 4-х классов к обучению в среднем звене школы. Были использованы следующие диагностические методики: методика «Мотивация Лускановой» (изучающая уровень школьной мотивации). Методика «Самооценка Дембо-Рубинштейна» (изучающая уровень самооценки школьника). Методика «Э.Ф. Замбицявичене» (изучающая уровень умственного развития). Методика «Социометрия Морено» (изучающая статус школьника в системе межличностных взаимоотношений). Методика «Филлипса» (изучающая уровень тревожности младшего школьника).
Результаты исследования готовности перехода обучающихся в среднее звено школы: 71 % обучающихся 4-х классов успешно готовы к переходу в среднее звено школы; 29 % имеют среднюю готовность к среднему звену и имеют низкую готовность к переходу в среднее звено школы.
Результаты мотивации: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная мотивация у 29% обучающихся 4-х классов.
Результаты уровня тревожности: 57% имеют высокий уровень общей тревожности в школе; страх самовыражения у 71% учащихся; страх не соответствовать ожиданиям окружающих у 29%.
В течение года проводилось обследование дошкольников, в обследовании приняли участие 12 человек, дети имеют среднюю (50%) и высокую (33%) готовность к школе, 2 (17%) обучающихся имеют низкую готовность к школе
Также в течение года проводилась индивидуальная диагностика детей по запросам классных руководителей и родителей (законных представителей).
Психологическая коррекционно-развивающая работа проводилась в первом классе для повышения уровня адаптации, в классах с детьми с ОВЗ. В основном занятия проводились по повышению уровня мотивации, развитию познавательных процессов, развитию межличностного взаимодействия.
Индивидуальная коррекционная работа проводилась во 3-м, 6-м, 7- м классах по развитию познавательных процессов.
Психокоррекционная работа проводилась с детьми по запросам классных руководителей и родителей (законных представителей).
Психологическое консультирование.
На протяжении всего года велась индивидуальная консультативная работа с детьми, педагогами и родителями (законными представителями). Было проведено 29 консультаций. В начальной школе работа велась в основном по запросу родителей и педагогов, обеспокоенных недостаточным уровнем интеллектуального развития детей, нарушением в поведенческой и эмоционально-волевой сфере.
Одним из важных направлений работы психологической службы – это работа психолого-медико-педагогического консилиума. Обучающемуся 2 класса было рекомендовано по итогам года посетить ПМПК Курской области, но родители школьника отказались. Совместно с классным руководителем Некрасовой И.Л. ведется работа с родителями обучающегося. С целью повышения профессионального уровня принимала участие и выступала с докладами на педагогических советах, учавствовала в плановых и неплановых заседаниях ПМПк, выступала с докладами на районных семинарах педагогов-психологов на базе МБОУ «Полевской лицей» по теме «Личностные качества педагога-психолога», МБОУ « В. Медведицкая СОШ», посетила областной семинар на базе «Песчанской СОШ» Беловского района по теме «Семейное воспитание» Работу психологической службы за 2015 – 2016 учебный год можно считать удовлетворительной, на 2016 – 2017 учебный год планирую усовершенствовать работу с родителями обучающихся, а также запланировать систематическую работу по психологической подготовке школьников к сдачи ЕГЭ и ГИА, организации профориентации учеников совместно с классными руководителями .В 2016-2017 учебном году работа педагога-психолога будет определяться следующими целями:
Цель психологической службы в школе - психолого-педагогическое сопровождение школьников в организации образовательной деятельности, обеспечение условий для полноценного психологического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, а так же создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка при переходе на новые образовательные стандарты ФГОС НОО и ФГОС ОО. Задачи:• изучение личности обучающихся и ученических коллективов в целях
- организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
- пропаганда среди обучающихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
- реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
- своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
- ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
- содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
- оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, - создание условий для социально-психологического развития классных коллективов.
Педагог-психолог Новосельцева О.И.