Аналитический отчет о работе педагога-психолога Златопольской средней школы за ? полугодие 2014-2015 учебный год


Аналитический отчет о работе педагога-психолога Златопольской средней школы за Ι полугодие 2014-2015 учебный год
Цели: Создание благоприятных социально психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательного процесса.
В сохранении психического здоровья участников образовательного процесса, стояли следующие задачи:
Создание благоприятных психологических условий для осуществления учебно-воспитательного процесса
Изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифферинцированого подхода в процессе обучения и воспитания.
Реализация программ преодоления учащимися трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно - развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения.
Создание психологических условий для реализации образовательных программ.
- Профориентационная работа.
- Работа с одарёнными детьми.
- Идейно нравственное воспитание учащихся.
5. Пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа
жизни, содействие в преодолении учащимися факторов риска утраты
здоровья.
Для решения поставленных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с годовым планом работы.
Статистический отчет
В Златопольской средней школе обучение ведется на 2-х языках .15 комплект классов.
предшкола с русским и казахским языком обучения – 29 учеников.
1-ый, 3-ий, 5-ый, 7-ой и 8-ой классы с государственным языком обучения.
1-9 классы с русским языком обучения.
Общее количество учащихся: 171 человека.
Количество проведенных мероприятий за прошедший учебный год:
Учащиеся (кол-во мероприятий) Педагоги (кол-во мероприятий) Родители (кол-во мероприятий)
Консультации 54 37 18
Просвещение 23 14 15
Коррекционно-развивающая работа Индивид. Групповое 6  8 
54 36 8 5 
Диагностика Индивид. Групповое    
63 51  30 26 

Консультативное направление
За прошедший период было проведено 54 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, а также 37 – для педагогов школы, и 18 консультации для родителей учащихся.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:
трудности в общении со сверстниками
эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
проблемы в детско-родительских отношениях
трудности в профессиональном самоопределении
трудности обучения
консультации по результатам групповой диагностики
В процессе консультирования решались следующие задачи:
прояснение и уточнение запроса;
сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
диагностика нарушений;
рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
составление плана дальнейшей работы по запросу.
Также в течение отчетного периода активизировано такое направление, как индивидуальное консультирование родителей учащихся «группы риска». Данное направление реализовывалось через приглашения родителей в школу и через совместные выходы с классным руководителем в семьи учащихся.  
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу. Стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. Во 2 полугодии необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.

Диагностическое направление.
Проводилась с целью предъявления информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает, - учителям, родителям. В течение 1 полугодия 2014-2015 учебного года применялись методики, с помощью которых можно оценивать психологическое развитие детей во время обучения. Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы школы с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.
Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.
В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование:
Диагностика невротического и депрессивного характера (опросник ИСН)
Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)
Диагностика исследование уровня школьной тревожности ФиллипсаПсихологическое обследование предшколы. Содержание внутренней позиции, изучение психологического развития детей(В нач учебного года)
Изучение уровня воспитанности учащихся
Социометрия
Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии»)
С результатами и рекомендациями знакомила администрацию школы, классных руководителей и педагогов. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися.
По результатам социометрических исследований классным руководителям, даны рекомендации по дальнейшей работе с классами.
После проведения групповых исследований проводились индивидуальные и подгрупповые консультации по сформированности познавательных процессов и способах их развития и сформированности профессиональных планов и интересов по желанию учащихся.
По результатам исследований в 9-х классах начала проводить собеседования с учащимися по определению дальнейшего выбора образовательного маршрута.
С целью оценки психологического микроклимата в классных коллективах в 1-9 классах было проведено диагностическое обследование с использованием набора диагностических методик: «Социометрия Дж. Морено» - определение коэффициента групповой сплоченности коллектива.
Результаты данного обследования позволяют сделать выводы о характере микроклимата в классных коллективах.
Обследование было проведено в 1-9 классах. В каждом классе был определен индекс групповой сплоченности коллектива. Нужно отметить, что почти во всех классах присутствует средний уровень сплоченности или уровень, приближенный к среднему показателю, что говорит о достаточно благоприятном микроклимате.
Таким образом, оценка психологического микроклимата классных коллективов позволяет сделать следующие выводы:
Почти во всех классных коллективах преобладает достаточно благоприятный микроклимат.
Рекомендации по поддержанию и укреплению психологического микроклимата классных коллективов:
Развивать и поддерживать внутри классных коллективов дух единства и солидарности через совместные школьные и внеклассные мероприятия;
Повышать престиж учителя и руководителя в глазах учащихся;
Учить принимать индивидуальные ценности каждого человека;
Развивать чувства эмпатии, толерантности по отношению к окружающим.
Нужно отметить диагностическую работу в 5 классах. Переход в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них в 5 классе снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость. В 5 классах изучался уровень школьной тревожности, мотивации. Полученные результаты в начале и конце пятого класса, сравниваются, и на их основании осуществлялся анализ, сделаны выводы относительно произошедших изменений, были даны рекомендации и учителям, и родителям.
Так же ведется работа диагностика уровня готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Диагностика проводится в 2 этапа. После первого этапа диагностики по выявленным проблемам с детьми велась работа, как классным руководителем, так и психологом Результаты работы с этими детьми будут выявлены при повторном диагностировании в начале 2-го полугодия
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление
За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися предшкольного класса, 1, 5, классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 36 групповых коррекционно-развивающих занятий. Основной контингент – учащиеся 5,6,7 классов. В 8- 9 классах коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. Также индивидуальная работа проводилась с учащимися 6, 7 и 8 классов. Проведено 54 индивидуальных занятия.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
развитие внимания
коррекция эмоционального состояния
работа со стрессовыми состояниями
работа с агрессией
развитие коммуникативных навыков
Групповые занятия в среднем и старшем звене проводятся на эмоциональную стабилизацию, развитие внимания, мыслительных операций. Занятия проходят с использованием элементов тренинга, психологических игр: «Развивающие занятия на сближение коллектива 1-6 классы», «Я и мои друзья» - предшкола, «Планета моего класса» - 5 класс, «"Введение в школьную жизнь" 1 класс, «Путь к успеху» - группа риска, «Формула успеха», «Мои эмоции» и т.д.
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, по отзывам самих участников. Однако стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися 8, 9 классов. Низкая посещаемость занятий учащимися, возможно, связана со следующими проблемами: недостаточная мотивированность учащихся, высокая «загруженность» учащихся.
Выводы. Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
В дальнейшем необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.

Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для учащихся. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов:
Стратегии поведения в конфликте
Психология общения
Способы снятия стресса
Мир труда и профессий
В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих данное направление деятельности можно считать эффективным.2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 15 выступлений для родителей учащихся (1 общешкольное и 14 классных родительских собрания). Темы проведенных выступлений: «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе», «Помощь при переходе из начальной школы в среднее звено», "Время кризиса",«Стили семейного воспитания», «Влияние неблагоприятных условий семейного воспитания на формирование личности», , Профилактика аутодеструктивного поведения. Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка, рекомендации для родителей по работе с "трудными" подростками.
В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.
3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.
В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.
4) Выступления на педагогическом совете и методических объединениях. Тема выступлений «Адаптация 5 класса», «Профилактике девиантного поведения учащихся», «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности пед.коллектива, ознакомление с рекомендации по работе с детьми девиантного и гиперактивного, агрессивного поведения. Рекомендации педагогам «Как обращаться с учащимися 5-го класса в период адаптации к новым условиям»,
Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной.
Методическая работа.
Осуществляется непосредственно в течение всего полугодия – это планирование работы, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
Так в этом году закончила индивидуальную проблему по самообразованию, по теме «Исследование влияния компьютерной зависимости, на агрессивное поведение подростков». В завершении была разработана Коррекционная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. «Успокоить вулкан» разработаны рекомендации для родителей и учителей при работе агрессивными детьми.
Для повышения профессионального уровня посещаю семинары.
В школе имеются рабочий кабинет психолога, где проводятся диагностика, развивающие занятия с учащимися, консультирование родителей, детей, педагогов. В кабинете оформлен консультационный стенд для учащихся, родителей, педагогов.
Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит:
Нормативно-правовую документацию
Рабочие журналы
Папки с результатами диагностических обследований
Программы и конспекты коррекционно-развивающих, факультативных занятий и спецкурсов
Папки с рекомендациями для родителей и педагогов
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.
Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей
Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей
Оформление документации педагога-психолога
Посещение конференций и семинаров в целях самообразования
Участие в конкурсах
Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.
***
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.