Годовой аналитический отчёт педагога-психолога


Годовой аналитический отчёт
педагога-психолога
МКОУ «Ливадийский УВК»
за 2014 - 2015 учебный год
Утверждаю
Директор МКОУ
« Ливадийский УВК»
Мазур Л.А._________
«__»_________2015 г.
1.Общие цели и задачи деятельности в 2014-2015 учебном году.
Цель: Cодействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
Задачи: 1. Выявить психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителями наметить программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации к школе, сопровождение обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Держать под особым контролем переходные переломные моменты в жизни школьников с целью преодоления трудностей при переходе на новую возрастную ступень, сопровождение учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Осуществлять диагностическую, коррекционно- развивающую работу с неуспевающими, недисциплинированными школьниками, работать по развитию познавательных процессов.
4.Продолжить диагностическую, профилактическую, коррекционную работу с уч-ся по профилактике асоциального поведения.
5.Осуществлять просветительскую работу и консультирование с администрацией школы, учителями, родителями по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
6. Проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
2. Анализ профессиональной деятельности.
В соответствии с этими задачами была построена работа психолога, включая следующие виды деятельности: диагностика, коррекция, консультативная, просветительская работа, организационно- методическая работа.
2.1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
1.В соответствии с требованиями по ФГОС проводилась диагностика готовности детей к школьному обучению (сентябрь, апрель) обучающихся 1 класса по методикам: Семаго «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Рисунок человека», проективная методика «Рисунок школы», « Школа зверей», методика Л.П. Пономаренко «Дерево», (сентябрь), Опросник мотивации «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой «Изучение школьной мотивации». Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики выявил значительное улучшение показателей при вторичной диагностике (увеличился процент детей с высоким уровнем готовности к школе с 54 до 96% , уменьшился процент детей с 3-4 уровнем с 7 % до 4% По результатам анкетирования педагогов и родителей почти все обучающиеся успешно адаптировались к школе Слабая адаптация по мнению педагога и родителя у мальчика-инвалида, обучающегося на дому ( в силу болезни). К концу года заметна положительная динамика по результатам диагностики самооценки (1 человек с заниженной С\О), у всех ребят хорошо развиты коммуникативные умения. Но, к сожалению остался 1 человек (4%), который имеет сниженный уровень учебной мотивации. С ними (и с педагогом 1 кл.) началась и продолжиться работа в следующем году по повышению учебной мотивации.
2. В соответствии с требованиями по ФГОС проводилась диагностика УУД у детей 2 класса по методикам: «Тест простых поручений», «Лесенка», «Выделение существенных признаков», «Рукавички», «Изучение школьной мотивации» , проективная методика «Рисунок школы», « Школа зверей». Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики выявил незначительное улучшение показателей при вторичной диагностике.
3.Кроме этого велась работа по сопровождению детей 3 класса, включающая в себя мониторинг, состоящий из следующих методик: «Лесенка», «Изучение уровня учебной мотивации», «Корректурная проба», «Исключение лишнего», «Рукавички», анкетирование детей и родителей «Адаптирован ли ребёнок к школе». По результатам сравнительной диагностики мотивации к учебной деятельности можно отметить значительное снижение детей со сниженной мотивацией, нет детей с низкой мотивацией, улучшились показатели по тесту «Исключение лишнего» (высокий и средний уровень вырос с 18% до 100 %), по мнению родителей все ребята успешно адаптировались к учебному процессу в школе. В следующем году планируется продолжить работу по формированию и развитию УУД у учащихся.
4. Диагностика школьной тревожности в 5-ых классах проводилась в октябре и в апреле. В 5 А классе на начало года и конец года не было ребят с высокой тревожностью, но у 1 ребёнка была завышенная с/о, и у 3-заниженная С\О. К концу года самооценка стала объективной. В 5 б классе диагностика показала, что у 15% учащихся повышенная тревожность. В течении года с детьми проводилась коррекционная работа, которая дала положительные успехи. Ребята успешно прошли курс занятий по развитию уверенности в себе. Все обучающиеся успешно адаптировались к среднему звену. Перешли в полном составе в 6 класс, хотя в 5-б классе осталось незначительное количество ребят с повышенной тревожностью.
В следующем году планируется продолжение работы по профилактике дезадаптации в 1кл. и 5 классах.
5. Диагностика профориентационных интересов и склонностей (1-4 класс), характерологических особенностей личности обучающихся, мотивов выбора профессии, стилей общения (5-9 класс). По результатам диагностического обследования выявлено, что основным (ведущим) мотиватором поиска информации о профессиях в 1-2 классах- является школа, в 3-4 кл-родители и СМИ, около 70-80% детей знают о профессиях своих родителей и место их работы. Одним из ведущих показателей при выборе профессии в 1 классе является- высокая зарплата, во 2 кл- интерес к профессии, в 3 кл- интерес к профессии и зарплата, в 4 классе- интерес к самой профессии. По результатам диагностики в 5-9 классах выявлено, что при выборе профессии у ребят преобладают индивидуальные внутренние мотивы над внешними и уверенный стиль общения (относительно агрессивного и неуверенного). С ребятами проведены занятии по пополнению знаний о профессиях, привлечению интереса к новым и популярным видам профессий и т.д. Предложены индивидуальные консультации.
6.Диагностика учащихся 13-15 лет (8-9кл.) по методике М.И. Рожкова, М.А. Ковальчук на изучение предрасположенностей к употреблению наркотиков (отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, акцентуация характера, неуверенность в себе. Полученные данные были доведены до сведения родителей и детей (общие результаты по классам, т. к. анкета проводилась анонимно- для получения более точной информации).По результатам анкетирования , не были выявлены учащиеся, которые бы интересовались наркотическими средствами. На родительских собраниях были проведены беседы о детских вредных привычках и их профилактике. С ребятами были проведены занятия , показаны видеофильмы, видеоролики, презентации по профилактике вредных привычек.
7. Диагностика интеллектуальных способностей неуспевающих обучающихся 2-4 (по запросу учителей) включала в себя следующие методики: «Исключение слов», «Классификация понятий», «Изучение зрительной и слуховой памяти», «Изучение объёма и распределения внимания», исследование концентрации и устойчивости внимания», и др. По результатам диагностики ребята прошли курс упражнений по развитию познавательных УУД .
8.Диагностика семейных отношений- в течение года с отдельными обучающимися и их родителями (методика «Рисунок семьи», «Незаконченные предложения» , анкеты, индивидуальные беседы с детьми, классными руководителями) показала необходимость продолжения работы с родителями и детьми по урегулированию внутрисемейных конфликтов. По результатам детской диагностики практически в каждом классе есть семьи, в которых недостаточно комфортные психологические условия для воспитания детей: конфликты, ссоры в семье, отсутствие взаимопонимания. Есть семьи, с которыми школа ведёт особую работу (в них родители частично уклоняются от основных своих родительских обязанностей) .После проведения индивидуальных бесед-консультаций с детьми и родителями, посещений семей ( в рамках рейдов и классными руководителями) у многих изменилась атмосфера в семье на более благоприятную.
В будущем году планируется продолжение работы в данном направлении с детьми, находящимися в социально-опасном положении.
2.2. КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА (Групповая коррекционно-развивающая, тренинговая работа.) Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию к школе, в 9-х кл. сократилось число конфликтов между учениками классов, учащиеся 8 классов определились с выбором профиля обучения на следующий год. Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся. Проводилась коррекционно-развивающая, тренинговая, профилактическая работа в сопровождении учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов 9, 11 кл. Стремились создать условия для повышения стрессоустойчивости выпускников.
Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям. В школе есть ещё одна категория детей и их не мало, это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении школьной программы (чтения, письма, счёта). Проявления СДВГ очень разнообразны: расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков, нарушения поведения и т.д. С этой группой ведутся занятия по коррекции. Занятия проводятся в ГПД, в них входят дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения на развития мелкой моторики рук, упражнения на развития внимания, самоконтроля, релаксация. Детям занятия нравятся, они с удовольствием идут на них.
2.3. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГАМИ .Проводились индивидуальные и групповые консультации на темы:
Адаптация к школе первоклассников.
Адаптация пятиклассников.
Межличностные отношения в классе, с педагогами.
Семейные взаимоотношения.
Агрессивные проявления в поведении детей и подростков.
Эмоциональный стресс школьников в связи с учебной нагрузкой.
Взаимоотношения между полами (любовь)
Слабая успеваемость.
Профессиональной самоопределение
Детские страхи и др.
При подготовке к консультациям изучалось большое количество специальной литературы. Возникали затруднения по решению проблем, связанных с поведением школьников. В следующем году планируется совместная работа с психологами других школ по проведению консультаций
Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобучу – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях.
Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.
«Нравственные аспекты в формировании личности ребёнка», «Роль семьи и школы в сохранении и укреплении здоровья детей», выступление на родительском собрании для родителей пятиклассников, первоклассников и т.д.
2.4.ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Профилактическая работа психолога велась по следующим направлениям:
Профилактика дезадаптации 1, 5 классов.
Профилактика неуспеваемости.
Профилактика тревожности и эмоциональной неустойчивости учащихся и педагогов.
Профилактика асоциального поведения.
Профилактика агрессивного поведения.
Профилактика внутрисемейных конфликтов.
Профилактика вредных привычек.
Профилактика внутригрупповых конфликтов.
2.5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
Выступления на родительских собраниях в 1 классе на тему: «Готовность детей к школе. Адаптация первоклассников. Результаты диагностики готовности детей к школе.
Выступление на ШМО классных руководителей на темы: «Формы работы классного руководителя с обучающимися. Совместная работа психолога с педагогами и классными руководителями»,»
«Формирование у детей ответственности за свои поступки», «Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения».
Выступление на ШМО учителей начальных классов на темы: «Проектная деятельность в начальной школе и её значение для развития ребёнка», «Условия психологического сопровождения в условиях современного обучения в рамках введения ФГОС».
Выступление на родительском собрании в 8 классе на темы: «Знакомство со стратегиями семейного воспитания подростков», «Знакомство с приёмами работы с подростками (подростковая грубость)», «Знакомство с результатами диагностики по профориентации, ДРО, коммуникативных навыков. Лекция «Экология души».
Выступление на родительском собрании в 4 классе на темы: «Особенности начала учебного процесса 4 класса. Знакомство со стратегиями семейного воспитания младших подростков», «Коррекция детско- родительских отношений, знакомство с приёмами работы с младшими подростками», Знакомство с результатами диагностики учебной мотивации.
Выступление на родительских собраниях в 5А и 5Б классах на тему: «Особенности подросткового возраста. Адаптация пятиклассников к среднему звену. Результаты диагностики».
Выступление на родительском собрании с родителями будущих первоклассников: «Подготовка ребёнка к школе».
3.Методическая работа.
УЧАСТИЕ В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ.
- Посещены плановые методические объединения педагогов-психологов.
4.Повышение квалификации.
4.1. ПОТРЕБНОСТЬ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ НА БУДУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД.
По возможности посетить курсы по следующим темам:
Индивидуальное консультирование
Современная диагностика
Коррекционно-развивающая работа
Другое
ВЫВОДЫ
В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Большим плюсом в работе для меня было согласованность в работе с администрацией. Помощь в организации и проведении психологических занятий (расписание), согласованность в действиях – немаловажный аспект в работе. Планирую на следующий учебный год введение дополнительных образовательных программ «Успешный ученик», «Мой выбор», «Дружный класс», «Я выбираю жизнь» за счёт внеурочной деятельности, которые позволят более чётко организовать групповую коррекционную работу, что всегда бывает сделать непросто.
Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Проведение данной работы требует большого количества времени (чего в школьной жизни катастрофически не хватает), поэтому эта работа ведётся отдельными упражнениями. Старалась строить свои взаимоотношения с учителями предметниками и классными руководителями через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными клиентами. Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют просто неадекватно. Это является немаловажной проблемой, которая встаёт передо мной на будущее. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей, которые пытаются решить семейные проблемы (развод в частности) путём привлечения ребёнка на свою сторону, не думая о том, что для него и папа и мама являются любимыми и родными. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат. В отдельных «сложных» случаях привлекались администрация.
В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. С детьми , родителями проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков учащихся , наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов.
Впереди много работы, так как, несмотря на хорошие результаты, остается ещё ряд проблем. Но мы надеемся, что реализация в нашей школе требований ФГОС позволит обучающимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
5. Основные цели и задачи на 2015 -2016 учебный год.
Цель: Cодействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
Задачи: 1. Выявить психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителями наметить программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе, сопровождение обучающихся 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Держать под особым контролем переходные переломные моменты в жизни школьников с целью преодоления трудностей при переходе на новую возрастную ступень. Сопровождение 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Осуществлять диагностическую, коррекционно- развивающую работу с неуспевающими, недисциплинированными школьниками, работать по развитию познавательных процессов.
4. Продолжить диагностическую, профилактическую, коррекционную работу с уч-ся по профилактике асоциального поведения.
5. Осуществлять просветительскую работу и консультирование с администрацией школы, учителями, родителями по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
6. Проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
7. Продолжить и укрепить тесное сотрудничество семьи и школы в интересах
ребёнка.

Педагог- психолог: