Урок-путешествие по Древнему Египту


Урок – путешествие по Древнему Египту в 5 классе.
Цель урока: повторить и систематизировать знания по истории Древнего Египта.
Ход урока:
Учитель. Добрый день. Сегодня мы с вами собрались, чтобы совершить игру-путешествие по Древнему Египту.
Произнося слово Египет мы начинаем вспоминать о пирамидах, священной реке Нил, о сфинксах с ликами фараонов. Но какими в действительности были египтяне? В каких природных условиях, в каком обществе они жили? Каков был уровень их научных знаний? Давайте все вместе отправимся на поиски древнегреческой цивилизации.
Правила игры. Две команды писцов совершают путешествие по Нилу по заданию фараона. Путешествие по Нилу полно опасностей и преград. Командам предстоит преодолеть пять нильских порогов на своем пути, это возможно только при выполнении заданий, которые поджидают на порогах. Правильно выполнил –продолжай путь. Команды писцов должны добраться не только до конечного пункта города Мемфиса, но и постараться набрать как можно больше баллов. Команды борются за звание «Заслуженный писец Древнего Египта» (1 место) и «Старший писец» (2 место).
Маршрут путешествия: от истоков Нила до Мемфиса с остановками на всех порогах. В путешествие отправляются команды ( название команд придумывают сами обучающиеся).
Наблюдать за продвижением команд будет жюри в составе…
Итак, в путь!
Корабль может тронуться в путь, если игроки покажут свои знания исторической карты и ответят на вопрос:
1к. Показать по карте местоположение Египта.
2к. Показать одну из величайших рек мира, протекающую по территории Египта.
2 . Для преодоления первого порога следующие задания писцам команд:
1к. Почему бога Нила Хапи и бога солнца Ра особенно почитали египтяне?
2к. Египтяне верили в приметы. Видеть кошку во сне истолковывалось как быть хорошему урожаю. Как вы думаете, почему кошка считалась священным животным?
Все вы знаете, что в Египте нет лесов, лишь кое-где зеленеют рощи пальм. Берега Нила покрывают непроходимые заросли тростника. Ценные породы деревьев в Египте не росли, древесина пальм низкого качества, поэтому египтяне охотно использовали тростник в своем хозяйстве. Из его толстых стволов делали хижины, обмазывая их глиной, а так же лодки. Из тонких побегов плели коврики, на которых спали. Молодые побеги тростника употребляли в пищу. В последствии из него научились делать материал для письма, напоминающий бумагу.
Вам предстоит прочитать папирус, который пострадал от времени. Нужно вставить выпавшие фрагменты (вместо прочерков) в текст папируса. « В долине реки… образовалось государство Древний Египет. Оно расположено в прибрежной части…Основным занятием древних египтян было… Также они занимались строительством пирамид для своих… Египтяне верили в разных богов. Большим почетом пользовался бог солнца… Самые великолепные гробницы-…строили для фараонов. Хоронили царя Египта пышно. Его клали в золотой гроб, называемый… В ходе завоевательных походов Тутмоса III территория Египта…(3 порог преодолен).
Задание капитанам команд.
1к. Мог ли о восстании бедноты (1750 г. до н.э.) знать фараон Тутмос III (1500 г. до н.э.)?
2к. Мог ли фараон Хеопс (2600 г. до н.э.) знать что-либо о восстании бедноты в Египте (1750 г. до н.э.)?
Пока капитаны команд выполняют задание, мы займемся исторической перестрелкой. Суть задания в следующем: каждая команда по очереди называет слова, которые имеют отношение к Древнему Египту. Выигравшей, считается та команда, которая последней назовет слово. (4 порог преодолен).
Задание 5 порога.
1к. Развитию какой науки способствовал религиозный обычай мумифицировать покойников? Жрец наблюдает за работой земледельцев и рабов на храмовом поле и подсчитывает :собрали всего 500 мешков зерна; 30 мешков надо оставить жрецам; 20 мешков- для питания рабам; 80- скоту; 50- для посева. Сколько мешков можно продать? Каким образом жрец узнает ответ? Знание, какой науки вы использовали, чтобы помочь жрецу?
2к. В чем особенности египетского искусства? Почему произведения живописи и скульптуры сделаны строго по образцу? Как это было связано с религиозными представлениями египтян? Почему до сих пор Большого Сфинкса можно считать чудом света?
Итак, преодолен последний порог. Пока жюри подводит итоги, вы можете ответить на вопросы:
1.Египтяне во главе с Тутмосом III подошли к Евфрату. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду и с удивлением замахали руками и закричали: «Быть не может, да ведь река, текущая наоборот!» Почему египтяне назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?
2.Назовите растение Древнего Египта. Его знали на Руси, возделывали даже в Удмуртии. Говорили, что от этого растения ни холодно, ни жарко?
Слово жюри. Спасибо всем участникам путешествия.