Выступление по теме Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и русского языка


Алиппаева Гульнар Рашитовнаучитель начальных классов
КГУ «Булаевская средняя школа № 2»
район М. Жумабаева
Северо-Казахстанская область
Активизация познавательной активности учащихся на уроках математики и русского языка, как средство повышения качества знаний
Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить ребёнка мыслить, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, я несколько лет работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности на уроках математики и русского языка»
Итак, как же сделать ребенка счастливым в школе?
Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место вступает познавательный интерес.
В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отстаивания в учении.
Ребенок, отправляясь в школу, ждет что-то новое, радостное для себя, надеется на успех, на одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребенка глаза горят от познания нового – готова почва для его дальнейшего роста и прогресса.
Расскажу о некоторых видах работ, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся. Таких видов работы много: это игры, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, занимательные задачи, задачи – шутки, задачи в стихах, творческие работы, прослушивание кассет, использование электронного учебника, игровые и занимательные ситуации.Считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением. Поэтому в своей работе я руководствуюсь изречением Сократа: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давая ему делать свои робкие шаги».
Основные задачи моей работы:
дать учащимся прочные и глубокие знания по предметам;
содействовать творческому развитию каждого учащегося, как на уроке, так и вне урока;
вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
воспитать у детей любознательность, самостоятельность, честность, личную инициативу;
добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения нравственно эстетических норм.
Чтобы ребенок успешно освоил программу начального образования, он должен научиться мыслить логически. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Каждый этап урока должен учить ребенка мыслить нестандартно, творчески, критически. Конечно, задания для учащихся должны быть интересными. А чтобы каждый ученик получил удовлетворение от работы и не потерял интерес к предмету, задания даю различной степени сложности. Например, для устного счета предлагаю следующие задания;
Дано игровое поле. Используя ходы наискосок, перепрыгивая через дорожку, необходимо составить все возможные суммы и разности (произведения и частные):
( 6+6=12 6+7=13 8+6=14 6+9=15)
6---------------7---------------9---------------8
6---------------6---------------6---------------6
12---------------15---------------13---------------14
Используя аналогичное игровое поле, но с пустыми «домиками», даю задание – найти значение рассыпавшихся выражений:
( 23+7=3030-4=2652+8=60 60+6=54)
23---------------4---------------52---------------6
2---------------?---------------7---------------?
?---------------3---------------?---------------8
Отгадай загадки пирамид:
50?? ? 60 23


262413 27 32 48 11 59 24 ? 7 ?
Какая цифра заменена буквой?
А2+А=49 2В+В4=57 7P+P=A6
R5-R=R14C-C1=12
Решите неравенство и узнайте загаданное число:
55+8<?<55+9
Определите логическую взаимозависимость:
10 5 25 1572?
15 ? 100


По схемам придумай задачи
40 5015

Найдите и исправьте ошибки в решении данных уравнений:
23+х=11 х+19=45 64-х=25
Х+41+23 х=45-19 х=64+25
Х=64 х=40х=89
23+64=440+19=4564-89=25
41=41 25=25 25=25
Сосчитайте треугольники:
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник
А уж вам – то как не знать!
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю и внутри!


Одним из средств активизации познавательной деятельности младших школьников является дидактическая игра. Эффективность обучения и воспитания через игру определяется возрастными особенностями младших школьников, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой, по сути.
Познание учебного материала в играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний. Но самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает здоровую атмосферу здорового соревнования, заставляющего учащегося не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящие ответы, сопоставлять, анализировать, оценивать. Высоко оценивая процессы игры, В.А. Сухомлинский писал : «Без игры не и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности. Игра – это есть искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Среди большого разнообразия игр выбираю интеллектуально – развивающие игры. Характерной чертой развивающей игры является наличие познавательного содержания и открытых путей решения игровой задачи, требующей смекалки, сообразительности, нестандартного мышления.
На уроках русского языка использую разнообразные игры. Например:
Игра «Наборщик»- придумать слова из букв данного слова:-
-активность
-дружба
-снежинка
Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова.
Выйдут новые слова
Игра «Волшебная цепочка»-превращение слов
ЛОТО, МЕЛ, СЕЛО, РЕКА, ЖУК
Изменить одну букву и сделайте:
-Сделайте из волка лося.
-Сможете ли вы барса превратить в лису?
Как из мухи сделать слона?
Как можно превратить дым в пар?
Занимательные модели, лесенки, сквозные буквы
И_ _ _И_ _К
_И_ _И_ _ _ К _ _ _К
_ _ _ ИИ_ _ _ _ К_ _ _ _ _ _К
И_ _ _ _ _ К_ _ _ _ _ _ _ _ _К
Даю также игровые задания, в которых детям предстоит не только расшифровать слова, но также выбрать лишнее слово из расшифрованной группы слов:
ААЛТЕРК, КОЖАЛ, ШКААЧ, ДМОНЧЕСАЭ
НИАВД, СЕОТТ, СЛОТ, ЛЕКСОР
Анаграммы
волос (слово) Зов (воз)
весна (навес) зарница (разминка)
Грамматическая арифметика
ЗЕМЛЯ+Н+ИК+А=? (земляника)
КАБАН+АН+ЛУК? (каблук)
КОТ+ЕЛКА-КА=? (котел)
КАР+П=? (карп)
Различные игры на превращение слов позволяют предупредить возможные ошибки детей, которые нередко пишут «кол», «бал» вместо «дал», «цель» вместо «щель» и т.д., смешивая при письме похожи по начертанию буквы. Таким образом, игры со словами позволяют мне интересно и занимательно учить детей. Одновременно развивается внимание, находчивость, появляется интерес к учению, к учебной деятельности. А самое главное, дети активны на уроке.
Игра словом, воспитание словом, по выражению С.Я.Маршака, помогает раскрывать в ребенке творческого начала, воспитывает чувство юмора и развивает его всестороннее. Игра словом помогает воспитывать у ребенка его природные языковое чутье, готовит к восприятию тех сложных поэтических форм, которые изучаются в 5-6 классах.
А на уроках математике часто, помимо заданий вычислительного характера, использую различные закономерности, занимательные и нестандартные задачи, данные из книги рекордов Гиннеса, развивающие внимание, воображение, мышление, память.
Например, предлагаю ученикам продолжить числовой ряд, используя для этого выявленную закономерность:
9,1,7,1,5,1,…
16,12,15,11,14,10,…
37*3=111 999*4=4*1000-4
37*6=222 999*5=5*1000-5
………… …………………
Продолжи ряд чисел:
2,6,10,…
1,4,7,10,…
1,3,7,13,21,31,…
3,4,7,12,19,28,…
Предлагаю задания, в которых математическая закономерность представлена в графической форме:
«Исключите лишнее»:
тонна, килограмм, метр, грамм, центнер
час, минута, век, километр, месяц, неделя
940+576 654+78 238+137 987+777
Загадочные примеры
Предлагаю детям решить такие примеры:
Для внесения в урок разрядки, переключение внимания, минутки отдыха предлагаю загадки-вопросы:
Сколько «шагов» сделает за 1 минуту щука?
Если петух закукарекает изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись 3 человека?
Шесть картофелин варились в кастрюле 30 минут. Сколько минут варилась в кастрюле 1 картофелина?
Провожу так называемые «наблюдательные разминки», которые воспитывают самостоятельность мышления и интерес к учению.
Задания-вопросы из окружающей жизни с последующей проверкой:
-Сколько этажей в нашей школы?-Сколько классов на нашем этаже?
-Сколько столов в нашем кабинете?
Развитию математического мышления и познавательной активности учащихся способствует решение нестандартных задач. Задача, которая решается не по известному стандарту (алгоритму), требует более определенной степени творчества и оригинальности со стороны ученика, стандартная же задача ничего подобного не требует. К развивающим нестандартным задачам относятся:
Задачи с несформулированным вопросом.
Задачи с неполным составом условия.
Задачи с избыточным составом условия.
Задачи – головоломки.
Нереальные задачи.
Задачи с меняющимся содержанием.
Решение задач такого рода и их обсуждения показывает детям возможность наличия у одной задачи несколько правильных ответов, развивает умение обосновывать свою точку зрения. В своей работе при обучении учащихся большое внимание уделяю нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащийся легко отыскивают с помощью составления таблицы или схемы.
Решать задачи – дело тяжелое, для детей младшего школьного возраста тем более, но если это делать с юмором, с героями различных мультфильмов, которые попадают в различные затруднительные ситуации, то такие задачи вызовут веселое оживление в классе, зажгут огонек любопытства в глазах детей. Мир детства невозможно представить себе без сказки, также как и без загадки, скороговорки, считалки. Например, использую занимательные задачи:
Девочка Элли, храбрый Лев, мудрый Дровосек и песик Тотошка летели на воздушном шаре 1 сутки и еще 15 часов. Сколько времени они затратили на полет?
Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счету день его терпение кончилось?
Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа и 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой
У Винни Пуха 2 горшочка с медом, это в 3 раза меньше, чем банок варенья у Кролика. Сколько банок варенья у Кролика?
В семье три сестры: Таня, Света и Марина. Таня не старше Марины, а Света не старше Тани. Кто из сестер старше всех? Кто младше всех?
Задачи такого рода вызывают у детей интерес, активизировать мыслительную деятельность, формируют самостоятельность, развивают логическое мышление, исключая шаблонность мышления. А если в учебной деятельности использовать только стандартные единообразие задания, то это может привести к торможению интеллектуального развития детей.
Поэтому я считаю, что использование музыкальных, поэтических минут, не очень броской наглядности, игровых, проблемных ситуаций, различных занимательных заданий, развивающих упражнений, малых форм фольклора приводит к повышению творческо–поисковой активности, к активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, к желанию узнавать каждый день что-то новое.
Необходимым условием, активизирующим познавательную деятельность, является и поощрение. В первые годы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, сформулировано самосознание. Положительные эмоции способствуют формированию познавательных действий, потому дети младшего школьного возраста постоянно нуждаются в поощрении, в одобрении и признании. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, появляется стремление к творческой деятельности, улучшается психологический климат в классе.
Проводимая в системе работа по активизации познавательной деятельности дает свои результаты. Дети к 4 классу могут мыслить, сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы. Но самое главное, что учащиеся при переходе в среднее звено, не теряют интереса к учению, познанию, а наоборот сохраняют его и развивают. И в своей работе стараюсь создать условия, которые обеспечивают ребенку успех в учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.