Выступление по теме самообразования:Активизация познавательной деятельности одарённых детей

« В нашей стране не талантливы только лентяи».
Н.Островский

Концепция модернизации российского образования предполагает "ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей".
Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. Одарённость. Базой для создания таких условий должна стать специально организованная работа. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал умнее, способнее, одареннее? Конечно, если развитием умственных и творческих способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях, результат обязательно будет. Изучив специальную педагогическую литературу по данной проблеме, разработала систему работы с одаренными детьми, которую внедряю в своей педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность в данном направлении поделена на несколько этапов:
1 этап: Выявление способных детей (одарённых) С целью раннего выявления одаренных детей проводится диагностическое обследование детей, поступающих в школу, на предмет готовности к школе и для выявления склонностей детей, а затем уже в 1 классе. По полученным результатам проводится собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей.
2 этап: Создание банка данных об одаренных детях. Учитывая данные диагностики, создается список одаренных детей по областям: в учебной деятельности по предметам, в спорте, музыке, изобразительном искусстве, актерском мастерстве и т.д. Этот банк данных непостоянный. Он может изменяться, дополняться.
1 класс
Учебная деятельность

Русский
язык
Матема- тика
Окружающ
мир
Технология
Литератур
ное чтен.
ИЗО
Физкуль-тура
Музыка

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.
Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.
Сисягин А.
Дадашев Р.
Скворцов И.
Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.
Белянина Е.
Смирнов Р.

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.
Белянина Е.

Белянина Е.
Смирнова Ю.
Сисягин А.
Дадашев Р.

Рябова Т.
Смирнова Ю.
Цветкова К.
Белянина К.
Сисягин А.


В спортивных достижениях - Дадашев Р.(шашки)(Участие в общешкольном мероприятии «День здоровья»)

В музыкальном творчестве - Рябова Т.,Смирнова Ю., Цветкова К., Белянина К.,
Сисягин А. (выступления на сцене в ДК под руководством Вербиной Е.Ю.)

В художественном творчестве – Белянина Е., Смирнов Р.(1 место «Новогодний серпантин»)

В литературном творчестве –Рябова Т.(1 место в областном конкурсе «Я и моя семья»)


2 класс

Учебная деятельность

Русский
язык
Матема- тика
Окружающ
мир
Технология
Литератур
ное чтен.
ИЗО
Физкуль-тура
Музыка

Цветкова Е.(олимпиада)
Федина О.(олимпиада)
Рябова Т.(олимпиада)
Цветкова Е.(олимпиада)
Федина О.(олимпиада)
Рябова Т.(олимпиада)
Сисягин А.
Дадашев Р.

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.
Белянина Е.
Смирнов Р.

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.
Белянина Е.

Белянина Е.
Смирнова Ю.
Сисягин А.
Дадашев Р.

Рябова Т.
Смирнова Ю.
Цветкова К.
Белянина К.



В спортивных достижениях - Дадашев Р.(шашки)(Участие в общешкольном мероприятии «День здоровья»)

В музыкальном творчестве - Рябова Т.,Смирнова Ю., Цветкова К., Белянина К.,
(выступления на сцене в ДК под руководством Вербиной Е.Ю.,выступления в Ковернино, Ковернинском р-не, Н.Новгороде)

В художественном творчестве – Белянина Е., Цветкова Е..( «Новогодний серпантин», «Звёздный дождь» )

В литературном творчестве –

В актёрском мастерстве – Белянина Е., Смирнов Р.(«Звёздный дождь»)

3 класс

Учебная деятельность

Русский
язык
Матема- тика
Окружающ
мир
Технология
Литератур
ное чтен.
ИЗО
Физкуль-тура
Музыка

Цветкова Е.(олимпиада)
Рябова Т.(олимпиада)
Федина О.(олимпиада)
Цветкова Е.(олимпиада)
Рябова Т.(олимпиада)
Федина О.(олимпиада)
Сисягин А.
Дадашев Р.

Цветкова Е.
Рябова Т.
Федина О.
Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.
Белянина Е.
Смирнов Р.

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.

Цветкова Е.
Федина О.
Рябова Т.
Белянина Е.

Белянина Е.
Смирнова Ю.
Сисягин А.
Дадашев Р.
Цветкова Е.

Рябова Т.
Смирнова Ю.
Цветкова К.



В спортивных достижениях - Дадашев Р.(шашки)(Участие в общешкольном мероприятии «День здоровья»)

В музыкальном творчестве - Рябова Т.
(выступления на сцене в ДК под руководством Вербиной Е.Ю.,выступления в Ковернино, Ковернинском р-не, Н.Новгороде)

В художественном творчестве – Белянина Е., Цветкова Е..( «Новогодний серпантин», «Звёздный дождь» )

В литературном творчестве –

В актёрском мастерстве – Белянина Е., Смирнов Р.(«Звёздный дождь»)


4 класс

Учебная деятельность

Русский
язык
Матема- тика
Окружающ
мир
Технология
Литератур
ное чтен.
ИЗО
Физкуль-тура
Музыка

Цветкова Е.(олимпиада-прошла на районный уровень)
Рябова Т.(олимпиада)

Цветкова Е.(олимпиада)
Рябова Т.(олимпиада)
Дадашев Р.

Цветкова Е.
Рябова Т.

Цветкова Е.
Рябова Т.
Белянина Е.

Цветкова Е.
Рябова Т.

Цветкова Е.
Рябова Т.
Белянина Е.

Белянина Е.
Смирнова Ю.
Сисягин А.
Дадашев Р.
Цветкова Е.

Рябова Т.
Смирнова Ю.
Красильникова А.


В спортивных достижениях - Дадашев Р.,Симановский А.(шашки)(Участие в общешкольном мероприятии «День здоровья», участи в районном соревновании по шашкам)

В музыкальном творчестве - Рябова Т.
(выступления на сцене в ДК под руководством Вербиной Е.Ю.,выступления в Ковернино, Ковернинском р-не, Н.Новгороде), Смирнова Ю., Красильникова А. (выступления на сцене в ДК под руководством Вербиной Е.Ю.)

В художественном творчестве – Белянина Е., Цветкова Е..( «Новогодний серпантин», «Звёздный дождь»,районные конкурсы )

В литературном творчестве – Иванова А.(3 место за чтение стихотворения «Звёздный дождь»

В актёрском мастерстве – Белянина Е., Смирнов Р.(«Звёздный дождь»)




3 этап: Работа с одаренными детьми на уроках. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала детей на уроках в своей работе использую современные развивающие образовательные технологии, в том числе внедряю ИКТ и проектную деятельность. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.
Использование на уроках исследовательской деятельности (поиск необходимой информации по заданию учителя, либо по инициативе самого учащегося), проектной технологии, личностно- ориентированный подход (олимпиады, индивидуальные задания, индивидуальный тип общения с ребёнком),дифференцированный подход(метод открытий-создание групп детей по интересам, уровню подготовки, способностям), создание ситуации успеха (карточки- подсказки, наводящие вопросы при решении индивидуальных заданий), организация соревнования(существенно повышает положительный настрой ,усиливает мотивацию),эвристические методы («мозговой штурм», «мозговая атака»),эвристические вопросы (вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения) , нетрадиционные формы урока(аукцион, деловая игра,турнир, общественный смотр знаний, эстафета, путешествие) ведут к повышению активизации познавательной деятельности одарённого ребёнка на уроках.


4 этап: Внеурочная работа с одаренными детьми Но в связи с современной насыщенностью учебным материалом невозможно только на уроках создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому проблему может решить дополнительное образование.
Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса. Выявлять и развивать одаренных учащихся можно через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Для этого можно использовать разнообразные формы работы:
" ролевые тренинги, " предметные викторины, " творческие и интеллектуальные конкурсы, " мозговые штурмы, " интеллектуальные марафоны и т.д.. Также можно создать группы детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Эффективность работы с детьми в этом направлении определяется успехами учащихся на конкурсах, олимпиадах, марафонах и спортивных соревнованиях разного уровня. Благодаря такой работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся в посещении кружков, растет интерес детей к знаниям, расширяется кругозор учащихся, повышается "качество знаний", развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности учащихся Учащиеся принимают активное участие и становятся победителями различных школьных и муниципальных мероприятий - олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций, слетов, спортивных соревнований, акций и т.д.


5 этап: Создание портфолио
Создание "портфеля" индивидуальных достижений учащихся (портфолио) - это инновационный метод диагностирования в обучении и во внеклассной работе.
Информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, будущий классный руководитель. Весь материал, собранный в портфолио, помогает не только учителю, но и самому ученику анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Система работы с учащимися по развитию способностей, использование современных технологий позволяет добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей. Причем 3, 4 и 5 этапы проходят одновременно в течение всей учебной и внеурочной деятельности. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог и умел бы воспользоваться этими возможностями, мог продвигаться по пути к собственному совершенству, был способным адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельным и конкурентоспособным.



Заголовок 115