Активизация познавательной деятельности учащихся через применение медицинского оборудования на уроках физики в условиях больницы.



Министерство образования Республики Коми



Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования»






Методическая разработка

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение медицинского оборудования на уроках физики в условиях больницы.




Автор – учитель физики -
Лизунова
Любовь Васильевна

Подпись -






Сыктывкар 2009 г



Содержание:

Введение .. 2
Актуальность проблемы здоровьесбережения
школьников .. 3
Цели и задачи педагогической деятельности .. 3
Специфика преподавания физики в условиях больницы 6
Физический эксперимент – один из способов активизации познавательного интереса. 8
Основной раздел
Опыты с применением медицинского оборудования в 7 классе:.. 9
Определение толщины масляной пленки (диаметра молекулы)........ 9
Диффузия в жидкостях ....................................................................10
Доказательство существования промежутков между молекулами 10
Свойства жидкости и газа (сжатие воздуха и воды) 10
Расширение воздуха и воды при нагревании 11
Определение плотности жидкости. 11
Зависимость давления газа от его объема и температуры.. 11
Определение веса воздуха 12
Доказательство существования атмосферного давления.. 12
«Сухим из воды»... 13
Кипение воды при повышенном и пониженном давлении 13
Демонстрация закона Паскаля.. 14
Давление в жидкости и газе.. 14
Демонстрация сообщающихся сосудов 14
Демонстрация устройства и действия открытого жидкостного манометра. 15
Простые механизмы. 15
«Домашние» экспериментальные задачи: 16
Качественные задачи.. 18
Аналитическая таблица активности учащихся 20
Заключение.. 21
Литература.. 23




Введение.
«Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути»
Джон Локк, трактат «Мысли о воспитании»


«не курьезами и диковинками должно в школе занимать дитя, а напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».
К.Д. Ушинский.

Актуальность проблемы: необходимость адаптации обучения физике в лечебном процессе учащихся в условиях больницы.


Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики в условиях больницы.

Задачи:
Изучить проблемы здоровья учащихся на современном этапе;
Классифицировать факторы, представляющие угрозу здоровью учащихся в школе;
Обозначить проблемное поле современной школы;
Определить условия, которые необходимо учесть в процессе преподавания физики в условиях стационара;
Рассмотреть активность познавательной деятельности учащихся на уроках физики через эксперимент.
Проанализировать приемы и методы стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Разработать средства для активизации познавательной деятельности учеников;
Разработать комплекс методических средств на основе использования медицинского оборудования в процессе обучения физике в условиях больницы.

Для достижения цели:
Изучена следующая литература: (список стр26.);
Дано определение понятию здоровье;
III. Определены факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся;
IV. Раскрыта специфика работы школы при больнице;
V. Обозначена специфика преподавания физики в условиях больницы;
VI. Проанализирована активность познавательной деятельности учащихся при изучении физики (прилагается);
VII. Разработаны демонстрационные, занимательные опыты, качественные задачи с использованием медицинского оборудования.
VIII. Сделаны выводы;
IX. Составлена презентация « Актуальность здоровьесбережения школьников» (прилагается)







Здоровье - это процесс динамической координации энергетических, регуляторных и иммунных функций организма, поддерживающий на необходимом уровне его состояние, обеспечивающий мобилизацию функций для эффективной жизнедеятельности в различных условиях бытия и последующее восстановление функциональных резервов.
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. В аспекте педагогики проблема здоровья детей особенно актуальна сегодня, когда наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на личностные склонности конкретного ученика.
Существуют общепатогенные факторы, наносящие вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики. Это низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за свое здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70-80% определяется его собственным отношением или возможностью влияния на факторы, имеющие отношение к здоровью, исполнительный комитет ВОЗ отметил, что осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья - ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными. "Забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становится меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, так как только размышлениями и рассуждениями проблему не решить.

О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. По данным статистики Министерства здравоохранения, специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12% на начало обучения в школе, а к окончанию всего 3 -5%)
Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-70% школьников.
Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей.
Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников 5 и более диагнозов).
Недостаток витаминов и микроэлементов в рационе питания многих детей, неблагополучная экология, неправильный режим дня, деформирующее детскую психику авторитарное воздействие учителей. В современных условиях государство и школа уже не имеют достаточных возможностей обеспечить охрану здоровья учащихся. Утратила свои позиции школьная гигиена, значительно меньше выделяется средств на образование вообще и охрану здоровья в частности. У подростков стало меньше возможностей с пользой для здоровья занять свое свободное время. Высок уровень травматизма на дорогах. В последние десятилетия возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. Растет число юных курильщиков, пивных алкоголиков, токсикоманов и наркоманов. И как следствие: любой ребенок может стать пациентом лечебного учреждения, в частности Республиканской Детской Больницы, при которой в сентябре 1991года была создана общеобразовательная школа.
Обучение детей, госпитализированных в больницу – проблема мало изученная. Решить ее квалифицированно можно только на основе комплексного взаимодействия учителей, врачей, психологов. В школах особого типа, к которым относится наша школа, учатся дети с серьезными отклонениями в здоровье, нуждающиеся чаще всего в длительном пребывании в стационаре. Одновременно с лечением они продолжают учиться по обычным школьным программам, но с другой методикой обучения, учитывающей психофизические особенности учащихся. Система работы учителя с больными школьниками основана на принципах и методах лечебной педагогики, опирающейся на ценнейшее наследие выдающегося отечественного психолога Л.С. Выгодского. Он создал фундамент теории и практики лечебной педагогики, теоретически и экспериментально исследовал законы развития болеющего ребенка. Лечебная педагогика – это специальная отрасль педагогики и медицины, объединяющая специфические закономерности, содержание, формы и методы воздействия на процессы оздоровления, обучения и воспитания больного ученика.
Идея формирования познавательных интересов учащихся, является одним из самых значимых аспектов мотивации в обучении физике. Задача учителя - разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему. Главным фактором активизации познавательной деятельности учеников при изучении физики, является практическая направленность физического образования, которая может выражаться в решении различного рода задач, выполнения практических работ и творческих заданий.
Специфика обучения физике в условиях больницы
Физика - экспериментальная наука, поэтому эксперимент является неотъемлемой частью преподавания курса физики в школе. Но в условиях современной школы недостаточно просто показывать опыты, необходимо вовлекать в их постановку учащихся, тем самым, обучая их навыкам исследовательской деятельности, которая позволяет привлечь учащихся к работе с первоисточниками, проведение экспериментов и трактовке его результатов.
18 лет я работаю с детьми, находящимися на лечении в больнице. Каждый раз задаю себе вопросы: как заинтересовать, как научить, как объяснить, как подтянуть отставшего по болезни ученика. Как работать с учащимися, прикованными к постели.
В системе средств оптимизации обучения в школе при больнице большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников, имеющих проблемы со здоровьем. Пребывание в больнице (даже кратковременное) - событие в жизни ребенка. Нарушая привычный ритм, стиль жизни и обучения нахождение в стационаре меняет привычные стереотипы поведения, отношения к учителю, к учебе, к окружающим. Как правило, ребенок с тяжелым заболеванием оказывается «выключенным» из общества, сужены его возможности, круг общения. Образование таких детей имеет огромное значение – это важнейший фактор, определяющий их судьбу и обеспечивающий их интеграцию в обществе. Дети, которые из-за болезни оторваны от привычного школьного мира, семьи, сверстников не вписываются в нормальный ритм жизни. Обучая и воспитывая больных школьников, я пришла к выводу, что основной психологический фактор при работе учителя – общение с детьми: умение снимать напряжение, поднимать настроение, совместные поиски, взаимные переживания, т.е. организовать работу так, чтобы вернуть болеющему ребенку положительное мироощущение, оптимизм, - это помогает побороть болезнь лучше, чем любые лекарства. Вера в выздоровление – половина успеха лечения, а если в больнице есть возможность учиться, то ребенок обретает надежду: «Я не только буду здоров, но и догоню сверстников». Дать школьнику мотив для учебы, возможность больше общаться с учителем, больше самому работать с литературой, с приборами – сверхзадача госпитального обучения, основанного на принципах и методах лечебной педагогики, основной из которых – «не навреди здоровью ребенка».
Творческое отношение к труду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности.
Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения и выздоровления.
Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого.
Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.
Физический эксперимент – один из способов активизации познавательного интереса.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно с помощью физического эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и « в домашние» (палатные) задания. Задавая эксперимент « на дом» , я обучаю своих школьников умению самостоятельно пополнять знания будучи в больнице. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету. "Мысленный эксперимент необходим при отсутствии соответствующей технологической базы" ( м2,стр 92)
В условиях стационара существуют специфические условия, затрудняющие проведение физического эксперимента, демонстраций, физических опытов, выполнения лабораторных и практических работ на уроках физики. Для больных детей, особенно для лежачих, показ демонстраций, опытов на демонстрационном, традиционном для школьного специализированного кабинета физики оборудования очень затруднен, а порой просто не возможен. Считая, что физика – наука опытная, а уроки физики без эксперимента – это не физика, я пошла по пути упрощения, уменьшения размеров демонстрационного оборудования (комплект оборудования «Физика на столе» по разделам «Механика», «Оптика», «Магнетизм», конструктор «Электричество»), применения виртуальных электронных демонстраций, а также использования медицинского оборудования – все это позволяет повысить интерес к изучению предмета, активизировать познавательную деятельность ученика, не уменьшая обоснованности и научности физического эксперимента.
Для достижения этих целей очень удачно и доступно, на мой взгляд, в условиях стационара стало применение медицинского оборудования. Все применяемое оборудование знакомо больничному школьнику по лечебным манипуляциям, что увеличивает интерес к предмету и уменьшает страх перед предстоящими лечебными процедурами. Применение медицинского оборудования в физическом эксперименте повышает роль физической демонстрации изучаемых явлений, уменьшает габариты приборов. Такое оборудование легко и быстро переносить из отделения в отделение, из палаты в палату. Позволяет наглядно, доступно, дешево, а главное безопасно демонстрировать физические опыты, даже для лежачих больных, ставить ряд новых опытов по различным разделам курса физики.

Опыты с применением медицинского оборудования в 7 классе:

Определение толщины масляной пленки (диаметра молекулы)
Перед постановкой опыта необходимо определить объем капли масла. Которая будет растекаться по поверхности воды в прозрачной ванночке, установленной на листе клетчатой бумаги. Для этого в шприц нужно набрать 1мл масла, надеть иголку. Оказывая усилие на поршень шприца, выпустить 0.5мл масла, считая при этом число капель. Зная V- объем всех капель и n - число капель, определить V1- объем одной капли в м3 . (V1=V/n)
При проведении опыта по растеканию масляной пленки и определению ее толщины (диаметра молекул), помещаем на поверхность воды в ванночке лишь одну каплю. Ждем 2-4 минуты, пока капля растечется по поверхности воды. Затем, измерив площадь пленки в м2 методом палетки (посчитав число клеток занимаемых каплей), вычисляем ее толщину в м. (d молекулы)
Диффузия в жидкостях
Берем прозрачный стакан и наполняем его наполовину чистой водой. Набираем в шприц раствор медного купороса (краски) и погружаем его в стакан. Осторожно и плавно выжимаем из шприца раствор и в стакане получаем четкую границу раздела между чистой водой и раствором медного купороса. К концу урока обнаруживаем небольшую размытость границы раздела. Зависимость скорости диффузии в жидкости от температуры демонстрируем также, но только с горячей водой. Для обнаружения указанной зависимости стаканчики с холодной и горячей водой нужно поставить рядом.


Доказательство существования промежутков между молекулами в жидкостях
Берем шприц 20мл, набираем 2мл воды. В другой шприц набираем 2мл спирта. Через иголку вливаем спирт в шприц с водой. Замечаем начальный уровень смеси. Затем смесь тщательно взбалтываем. Наблюдаем, что объем получившейся смеси оказался меньше суммы первоначальных объемов воды и спирта.


Свойства жидкости и газа (сжатие воздуха и воды).

Пальцем левой руки закрыть отверстие шприца емкостью 20мл, а правой давить на шток поршня. Показать учащимся, что при небольшом усилии объем воздуха можно сократить в 3- 4 раза. При отпускании поршня наблюдается расширение воздуха до прежнего объема.
Наполнить шприц водой и повторить опыт. Учащиеся приходят к выводу, что все попытки сжать воду не приводят к успеху.

Расширение воздуха и воды при нагревании


Надуть перчатку( шарик), завязать его нитью. Положить в холодильник. Через некоторое время, вынув перчатку из холодильника, обратить внимание на ее форму. Положить перчатку на тумбочку, понаблюдать некоторое время. Сделать вывод.

Определение плотности жидкости
Берем шприц с иглой и уравновешиваем его на рычажных весах. Затем в шприц набираем 1 мл воды и снова уравновешиваем его на весах. Находим, что масса 1см3 чистой воды равна 1г. Значит, плотность чистой воды 1г/см3 =1000кг/м3.
Таким же способом определяем плотности спирта, эфира, масла, глицерина. Также можно рассчитать плотность лекарства по надписи ампуле.
Зависимость давления газа от его объема
Шприц большой емкости соединяем с трубкой капельницы эластичной емкости для лекарственного раствора (можно использовать любой пластиковый эластичный сосуд, бутылку). В начале опыта давление воздуха изнутри и снаружи емкости одинаково, поэтому она имеет нормальную форму. Выдвигаем поршень шприца и тем самым увеличиваем объем, занимаемый воздухом. При этом обнаруживаем деформацию сжатия бутылки, так как давление внутри него стало меньше, чем снаружи. Таким образом демонстрируем зависимость давления газа от его объема для постоянной массы при неизменной температуре.


Определение веса воздуха

Необходимо иметь две одинаковых хирургических перчатки, весы с разновесами, булавку, нить.
Определить массу перчатки, взвесив ее на весах. Надуть ее и, перевязав ниткой, укрепить к чашке весов. Уравновесить весы гирями. Масса добавочных гирь равна массе воздуха в перчатке. По полученным данным вычислить вес этого воздуха. Учащиеся с большим интересом придумывают другие способы взвешивания воздуха. Например: уравновешивают две надутые одинаково перчатки. Затем протыкают одну булавкой. Уравновешивают то, что осталось.


Доказательство существования атмосферного давления.

Убедиться в существовании атмосферного давления можно с помощью следующего опыта. Соединяем трубкой от капельницы два шприца с выдвинутыми поршнями. Один шприц закрепляем в лапке штатива и к штоку его поршня прикрепляем проволочку с петелькой. К петельке подвешивают гирю с наборными грузами. Под тяжестью гири поршень нижнего шприца движется вниз. Увеличиваем объем воздуха путем поднятия поршня верхнего шприца, при этом обнаруживаем движение гири вверх. Это происходит вследствие действия атмосферного давления на поршень нижнего шприца.
Также эффектны опыты по принципу работы шприца, пипетки, ливера, медицинской банки, присоски аппарата ЭКГ, атласы кабинета « Астма - класса», ингаляторы и т.д. (учащиеся приводят множество примеров на доказательство действия атмосферного давления).


«Сухим из воды».
Положить на плоскую тарелку монету или металлическую пуговицу и налить воды. Монета очутится под водой. Задание: « Вынуть ее теперь голыми руками, не замочив пальцев и не выливая воды из тарелки». ( Зажечь внутри стакана бумажку. Когда воздух нагреется, опрокинуть стакан на тарелку рядом с монетой так, чтобы монета не очутилась под стаканом. Бумага погаснет, и вода постепенно будет втягиваться под стакан. Вскоре вся соберется там, обнажив дно тарелки).
Кипение воды при повышенном и пониженном давлении
Колбу заполняем водой на ѕ ее объема и затыкаем пробкой со сквозным отверстием. Колбу закрепляем в лапке штатива так, чтобы под нее можно было подвести пламя горелки. Нагреваем колбу. После того как вода закипит, уменьшаем пламя горелки, чтобы кипение было неинтенсивным. Вставляем в отверстие шприц емкостью 100мл и увеличиваем давление в колбе, вдвигая поршень. Кипение воды при этом прекращается. При уменьшении давления снова наблюдаем кипение воды.
Затем убираем горелку и, когда вода перестанет кипеть, вставим в отверстие шприц. Выдвигая поршень, уменьшаем давление в колбе. Вода в колбе снова закипает.

Учащимся из таблицы известно, что температура кипения эфира при нормальном атмосферном давлении равна 35С. Однако можно продемонстрировать кипение эфира при комнатной температуре. Для этого в шприц емкостью 20мл набираем 2 мл эфира, затыкаем отверстие и поднимаем поршень. Давление под поршнем понижается, и эфир закипает.

Может ли кипеть вода при комнатной температуре?   Наполнить одноразовый медицинский шприц, в котором отсутствовала игла, на 1/8 водой. Затем заткнуть пальцем отверстие и резко  вытянуть  поршень до крайнего положения.  Вода внутри шприца "закипела", оставаясь холодной. Почему "кипит" вода?  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Полезно сводить учащихся на экскурсию в автоклавную, где вода кипит при 2500 С, что необходимо для стерилизации инструментов.
Демонстрация закона Паскаля.
В колпачке наконечника шприца (пипетки), заполненного водой, делаем несколько отверстий. Опуская поршень, демонстрируем одинаковость вытекание воды из всех отверстий. Опыт можно показать на хирургической перчатке, а так же продемонстрировать опыт с «Арктезианским водолазом», использовав для его изготовления заполненную водой пластиковую бутылку и пипетку.
Давление в жидкости и газе.
При изучении темы «Давление в жидкости и газе» удачно заменить в классическом эксперименте по данной теме, стеклянную трубку, нижнее отверстие которой затянуто тонкой пленкой, шприцем объемом 20 мл, обрезав нижнюю часть с канюлей. Затянуть резиновой пленкой( пальчик перчатки) не составит труда ребенку, который с большим интересом сам изготовит такой прибор и самостоятельно докажет зависимость давления газа от его объема.
Зависимость давления жидкости от высоты столба. Необходимо выдернуть шток шприца, воду добавлять вторым шприцем.
Демонстрация сообщающихся сосудов
Доказательство принципа сообщающихся сосудов демонстрируют сами учащиеся на установке, изготовленной ими из трубок капельницы с разными разделительными коробками и шприцами разного сечения.




Демонстрация устройства и действия открытого жидкостного манометра

Очень удачно заменить стеклянный открытый манометр на манометр, изготовленный из трубки капельницы, бумажной шкалы, шприца. Такой манометр легко изготовляют даже лежачие дети и решают задачи. Применяя шприц, наглядно измеряются давления большие или меньшие атмосферного.

Для показа практического применения манометров демонстрирую приборы клинического метода измерения систолического и диастолического давления крови: сфигмоманометр с ртутным манометром и сфигмоманометр с металлическим мембранным манометром.



Простые механизмы
Наглядны на блочных приспособлениях, лежащих на вытяжке детей после травмы конечностей
Можно решать практические задачи с применением простых механизмов.





Механическое движение
Демонстрация на системе для капельницы, на трубке которой легко наносятся штрихи. Демонстрация равномерного движения всплывающего пузырька воздуха, определение пройденного пути и скорости его движения.
В целях повышения интереса к предмету полезны экскурсии в рентген кабинет , в хим.лабораторию, в кабинеты диагностики, в гипсовую, в кабинет охраны зрения, отоларенголога
«Домашние» экспериментальные задачи:
Наряду с классным экспериментом, который проводится вместе с учителем, задаю решить «домашние» (палатные) экспериментальные задачи. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление получение результатов. При организации и проведении «домашних» экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в условиях стационара. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы больничного обихода, медицинские манипуляционные приборы и материалы. «Домашние» экспериментальные задания я предлагаю учащимся до и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и «домашним» экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание учащихся.
Это задачи, не требующие сложных расчетов, которые могут быть решены без сложного анализа, простой подстановкой данных в формулу, подбираемую по чисто формальным признакам.
Рассчитать силу, действующую на ногу (выполняет ученик отделения травматологии с переломом ноги или руки, лежащий на вытяжке), после изучения темы «Простые механизмы. Рычаг. Блоки»
Рассчитать свое давление на пол, пока ты на костылях. Каково будет твое давление, когда нога заживет и ты будешь стоять без костылей?
Рассчитать скорость протекания лекарства из капельницы ( в км/ч, м/с); объем капли( в м3).
Рассчитать среднюю скорость падения капли в капельнице.
Рассчитать плотность лекарственного препарата, вводимого тебе через капельницу (выполняют дети, длительное время лежащие под капельницей).
Какова твоя масса после инъекции? Каким стал твой вес?


Рассчитать сопротивление твоего тела при физиопроцедуре (электрофорез, УВЧ). Данные силы тока и напряжения взять с показаний приборов аппарата во время процедуры.

Определить механическую работу при подъеме из физио кабинета в отделение.
Измерить диаметр мяча, пользуясь деревянной линейкой.
Определить массу и вес воздуха в палате (плотность воздуха взять из таблицы). Учитывая уровень подготовленности учеников, можно приложить описание работы и формул для вычисления:
С помощью линейки определить размеры палаты: длину, ширину, высоту, выразить в метрах.
Вычислить объем палаты: V = a b c.
Зная плотность воздуха, вычислить массу воздуха в комнате:
m = р V.
4. Вычислить вес воздуха: P = mg. 5. Заполнить таблицу:
а ( м)
b( м)
c( м)
V м3
р кг/м3
m ( кг)
P( H)

 
 
 
 
 
 
 

6. Сделать вывод.

Определить плотность вашего тела (во время купания )
Налить в ванну воды (её должно быть столько, чтобы можно было погрузиться полностью );
Отметить уровень воды, наклеив скотч на стенку ванны;
Погрузиться в ванну и отметить новый уровень воды;
Выйти из ванны. Доливая воду сосудом известного объёма, узнать объём воды между отметками. Это и будет объём тела;
Зная массу, рассчитать плотность тела.
Эту работу можно дать как творческое задание: придумать способ определения плотности своего тела.

Качественные задачи.

Качественные задачи - это задачи, для решения которых не требуется вычислений. Учащиеся пользуются изученными физическими закономерностями и применяют их к анализу явлений, о которых идет речь в задаче. Этим качественные задачи выгодно отличаются от расчетных. Методические достоинства таких задач многогранны. Приближая изучаемую теорию к окружающей жизни, они усиливают у учащихся интерес к предмету, способствуют развитию наблюдательности. Метод решения этих задач заключается в построении логических умозаключений, основанных на физических законах. Он служит прекрасной школой мышления, вырабатывает отчетливое понимание сущности физических явлений и их закономерностей, учит школьников практическому применению знаний, воспитывает у учащихся правильное отношение и к расчетным задачам, приучает их начинать решение любой задачи с анализа ее физического содержания.

Определить предел измерения и цену деления шкалы приборов, применяемых медсестрой во время физиопроцедур, лечебных манипуляций.



Какие физические величины можно измерить с помощью этих приборов?


Объяснить принцип действия шприца, ливера, пипетки и т.д.
Вставить плотно воронку в бутылку и быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?
Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторить опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?
Налить в блюдце немного холодного чая и положить туда кусочек сахара. Что вы наблюдаете?
Взять пипетку без резинового наконечника и опустить в воду сначала широким концом, а затем узким. Что вы видите?
Смазать пипетку жиром и опустить её конец в воду (например, набрать с её помощью вазелиновое масло) . Что вы наблюдаете?
Почему артериальное давление измеряют на руке, примерно на уровне сердца? Нельзя ли измерять давление на ноге?(Ответ. Кровяное давление всегда измеряют на уровне сердца, так как это позволяет стандартизировать результаты. В принципе, где измерять давление не имеет значения. Но, если бы давление измеряли на щиколотке, то результат измерения зависел бы от роста человека.
Проделать опыт «Сухим из воды», не применяя горящей бумаги или намоченной спиртом горящей ватки (как демонстрировали на уроке стр.11. ) Сполоснуть стакан кипятком. Опыт пройдет также успешно. Все дело в том, что совершенно безразлично каким способом будет нагрет воздух в стакане.
Цилиндрический стакан, до краев наполненный водой. Как разделить эту воду на две равные части, имея еще один стакан большего объема?
Полезно привлекать к выполнению таких заданий всех учащихся отделения, родителей и медперсонала.

Применение медицинского оборудования на уроках физики заметно увеличивает самостоятельность учащихся при решении задач, облегчает понимание физических процессов и закономерностей, математических манипуляций с формулами и переводами физических величин. Активность детей на уроке достигает 100%. Повышается процент качества обучения.
Аналитическая таблица активности учащихся на уроках физики
при выполнении практических заданий с применением медицинского оборудования.


№пп
Практическое задание
Активная деятельность учащихся
отделение
Кол-во уч-ся
Процент качества выполнения задания



Изучаемая тема : «Плотность вещества»



1
Определить плотность таблетки аскорбиновой кислоты, данной в пластиковой упаковке (витамин С) с помощью медицинского шприца и воды.
Аккуратно достают таблетку из упаковки.
Заполняют водой в упаковке освободившуюся выемку после таблетки.
Шприцом набирают всю воду из выемки и определяют объем воды, т.е. объем таблетки.
По надписи на упаковке определяют массу таблетки.
По формуле рассчитывают плотность таблетки.

Ортопедия
4
Всего выполняло 24уч, полностью выполнили задание 10уч. - 42%.
Трудности: в определении объема и переводе единиц





травматология
5






Нейрохирургия
3






пульмонология
4






Урология
3






педиатрия
4






тубдиспансер
4



2
Определить плотность геля с помощью медицинского шприца и весов.


Взвешивают пустой шприц.
Набирают гель в шприц и определяют его объем в мл, переводят в м3.
Взвешивают шприц с гелем и определяют массу геля в кг.
По формуле рассчитывают плотность геля.
Ортопедия
4
Всего выполняло 24уч, полностью выполнили задание 20уч. - 83%.
Трудности: в переводе единиц





травматология
5






Нейрохирургия
3






пульмонология
4






Урология
3






педиатрия
4






тубдиспансер
4



3.
Надпись на ампуле: кальция хлорид, 100мг/мл, 10мл.
Определить массу лекарства.
Записывают условие задачи, переводят единицы измерения величин в систему СИ.
Из формулы плотности выражают массу и рассчитывают.
Ортопедия
4
Всего выполняло 24уч, полностью выполнили задание 15уч. - 62%.
Трудности:
в выражении массы из формулы плотности и переводе единиц





травматология
5






Нейрохирургия
3






пульмонология
4






Урология
3






педиатрия
4






тубдиспансер
4




Изучаемая тема: «Сообщающиеся сосуды»



1
Экспериментальное задание: исследовать закономерности сообщающихся сосудов с помощью капельницы.
Изучают § учебника «Сообщающиеся сосуды».
Изготовляют из капельницы сообщающиеся сосуды, заполняют их водой.
Изменяя форму, высоту, наклон, сечение устанавливают закон сообщающихся сосудов .
травматология Ортопедия
5
4
Всего выполняло 24уч, полностью выполнили задание 24уч. - 100%.














Нейрохирургия
3






пульмонология
4






Урология
3






педиатрия
4






тубдиспансер
4



Заключение
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к  простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения учащихся в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.
Как показывает практика, успешность учебы и прочность знаний находятся в прямой зависимости от  уровня развития интереса ребят к предмету. Как бы ни менялось общество, учебный процесс всегда будет строиться на основе фундаментальных принципов обучения: научности, последовательности, наглядности, практической направленности. Ведущей идеи развития мышления и способов познания, особой духовной и образовательной значимости активности и самостоятельности ребенка.
Но самое главное – ученики идут на уроки физики, им хочется изучать предмет. А если у детей есть интерес к изучаемому, то можно сделать вывод, что активность порождает мотивацию учащихся и выбранная система обучения приемлема для них. И как следствие - повышение настроения, отвлечение от боли и выздоровление.
В процессе моей педагогической деятельности изучены проблемы и факторы, представляющие угрозу здоровью учащихся в школе, выявлено проблемное поле современной школы. Мною определены условия, которые необходимо учитывать в процессе преподавания физики в условиях больницы, разработан комплекс методических средств.
Проанализировав приемы и методы активности учащихся на уроках физики, я пришла к выводу, что повысить познавательную деятельность учащихся можно через демонстрационный физический эксперимент, применяя в качестве приборов медицинское оборудование, учитывая специфику госпитального обучения.
Предложенный опыт работы можно использовать как один из элементов мотивации, активизации познавательной деятельности учащихся и в обычной школе при организации индивидуальной, групповой работы на уроке, внеклассной и кружковой работе
Поставленные задачи - выполнены.
Цель – достигнута.


. Литература:
К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1968, с.20
Программа «Дети Республики Коми» (2007-2009 годы), П. Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 19.02.2007 г. № 39,
Программа «Молодежь Республики Коми» на 2007-2009 годы.
Д.А.Медведев «Обращение к Федеральному собранию»
Е.В.Павлов Межрегиональная научно-практическая конференция «Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве», М.,2008
Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. М., 1974.
Плосков В.А.Экспериментальные задачи по физике
.Г.Р.Лисенкер. Физический эксперимент в школе. М., «Просвещение», 1975.
Ф.В. Рабиза. Опыты без приборов. М.,»Детская литература» 1988.
Ю.И. Смирнов. Мир физики. Занимательные рассказы о законах физики. С-Петербург, «МиМ – Экспресс» 1995.
Н.П. Наволокова и др.Предметная неделя физики в школе. Ростов на Дону: Феникс,2007
Я.И. Перельман. Занимательные задачи и опыты. М., Детская литература» 1972
Зибер В.А. Задачи-опыты по физике. Москва-Ленинград, 1953.
Кирьяков Б.С., Моисеев С.Г., Фадин С.А. Экспериментальная задача в системе дидактического обеспечения школьного курса физики. - "Физика в школе", 2006, №1, с. 31-37.
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М., 1979.
Мошков С.С. Экспериментальные задачи по физике в средней школе. Л., 1955.
Мальцев В.Н. Значение мысленного эксперимента в физике. - "Физика в школе", 2006, №1, с. 28-30.
Павлова М.С., Любушкина Л.М. Физический эксперимент - способ развития творческого мышления. - "Физика в школе", 2006 №1 с. 14-20.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. М., 1976.
Грядунова Г.М., Ваганов Н.Н. «Психолого – педагогические особенности обучения больных школьников, находящихся на лечении в многопрофильной больнице»- «Детская больница», 2003,№4,с10-14.
«Эмоционально- эстетическая поддержка больных детей и детей- инвалидов», М,2003,с12-13.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Сайт Елькина Виктора «Занимательная физика в вопросах и ответах», «Физика и медицина»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Фестиваль педагогических идей «Первое сентября», 2007/2008
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Класс!ная физика для любознательных»










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415




   °°°°\0+0/),3=D:3-'!"%"!".8BN:==;4662./&O9?MGIJA:>=754.waNXYJ32-)()#+& JZЂЋucTE917:-2/'RkЊ§mssm_]YPFF9$“w€¦‡‹ЌzikfYTPG)¤bSXUH22-('(")& YhѓЌo_QD8058,1-'bwЏ¦otsl][XNEE7#ЇЃЊ§ЊЋЋzhkfYSOC'rZEHD8%$1514