Школа 2100 пояснительная записка, матрица на 4 года, тематическое планирование по окружающему миру 1. 2 класс



Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы «Школа 2100» по курсу «Чтение и начальное литературное образование» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Чиндиловой и др.
Цели и задачи учебного предмета
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в марте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета

Личностные
Метапредметные


Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).



Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Содержание курса литературного чтения

Содержательные линии
Кол-во часов
Планируемый предметный результат

1
Виды речевой и читательской деятельности


Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

2
Круг детского чтения

Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

3
Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

4
Творческая деятельность

Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).


























Тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе


Тема урока
Кол-во часов
Дата
проведения
/корректировка
Планируемый
предметный результат
Характеристика деятельности учащихся
Примечание

1
Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца».Первый урок вежливости
1
1.03

Приемы ориентирования в учебнике.
Различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

Чтение
Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения (подробно).


















































2
Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь»,
Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку»)
1
2.03

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать элементы книг; пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; различать жанры художественных произведений (рассказ, стихотворение).
Знакомство с понятием «жанр»; чтение по ролям. Читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту.



3
Настоящие друзья детства.
В. Драгунский «Друг детства»
1
4.03





Д*
Игрушки для девочек и мальчиков. (В. Берестов «Про машину», А. Барто
«Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито»)

5.03





4
Играть – это увлекательно!
(Е. Чарушин «Никита – охотник»)
1
7.03

Читать текст про себя и анализировать прочитанное, составлять предложения по картинкам. Читать по ролям.



5
Игры в слова.
(Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова»,
И. Токмакова «Плим», «Динь-дон»,
С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон»)
1
8.03

Работать со стихотворным текстом, давать толкование словам, уметь выразительно читать, находить ответы в тексте. Декламировать стихотворные произведения.
Работа со словами, близкими по смыслу (синонимами)



Д
Э. Успенский «Удивительное дело». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
1
9.03

Осознанное чтение целыми словами. Выразительное, правильное чтение



6
Почему Незнайка не стал поэтом?
(Н. Носов
«Приключения Незнайки» (отрывок)
1
11.03

Строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части. Читать по ролям.



7
Как найти настоящих друзей?
(Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1
1
14.03

Читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, лексическая работа. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста



8
Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела.
1
15.03

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.



9
Что можно увидеть в обычном дворе.
(Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»)
Урок - экскурсия
1
16.03

Устное изложение текста по плану. Формулировать и высказывать своё мнение о прочитанном по плану. Чтение скороговорок, работа с литературоведческими приемами (описание сравнений)
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.



Творческая деятельность
Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитанное произведение или план.






















10
О младших сестрёнках и братишках.
(В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца»,
Я. Аким «Мой брат Миша»)
1
18.03

Произведения о детях, о взаимоотношениях людей. Составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту. Читать стихотворение, формулировать своё отношение к прочитанному. Знакомство с понятием «строфа», чтение по строфам



11
О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество»,
Г. Граубин «Окно»
и Э. Мошковская «Трудный путь»)
1
21.03

Читать стихотворение, формулировать своё отношение к прочитанному. Чтение по строфам. Отвечать на вопросы по тексту.



12
Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвертый урок вежливости.
(Г. Остер «Вредные советы»,
стихи И. Демьянова)
1
22.03

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Читать текст про себя; уметь выразительно читать с передачей настроения, уметь высказывать своё мнение



Д
М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок), Б. Заходер «Два и три»,
М. Зощенко «Глупая история»
1
23.03

Устное изложение текста по плану



13
Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа № 2
1
25.03

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения. Выразительно читать и вести беседу о прочитанном. Знакомство с понятием «тон»
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.





14
Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова.
Внеклассное чтение по теме раздела 2
1
4.04

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Выразительно читать и вести беседу о прочитанном.



15
Очень разные животные.
(Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки
1
4.04

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Работа с фразеологизмами, нахождение и исправление ошибок в употреблении личного местоимения «она»
Чтение
Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.


Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения (подробно)


Культура речевого общения

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.


Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке















16
Очень разные животные.
(Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки
1
5.-4

Выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение



Д
М. Пришвин «Медведь»
1
5.04

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев



17
Весёлые и грустные стихи о животных.
(Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник...».) Пятый урок вежливости
1
6.04

Понимание содержания литературного произведения. Находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста. Работа над лексическим значением слов; составление характеристик героя



18
Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны»)
1
8.04

Произведения о природе. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев



19
С. Михалков «Щенок»
1
11.04

Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами. Рассказ от лица героя



20
Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»)
1
12.04

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать. Знакомство с понятием часть», чтение скороговорок.



Д
М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок)
1
13.04

анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам



21
«Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры»)
1
15.04

Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам. Определение темы рассказа, понятие рассказа как жанра, отличие рассказа от стихотворения.



22
Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка»,
И. Токмакова
«Котята»)
Урок - экскурсия
1
18.04

Различение жанров произведений: рассказ. Анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту



23
Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц
«Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных»
1
19.04

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему. Соотносить иллюстрацию и название рассказа; уметь озаглавливать части текста Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Характер героя, его поступки и их мотивы



24
Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3
1
20.04

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Анализировать прочитанное. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Характер героя, его поступки и их мотивы



25
Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад»,
В. Бирюков «Сентябрь»,
Т. Золотухина «Лужи-зеваки»)
1
22.04

Произведения о природе. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию. Выборочное чтение. Знакомство с понятием «звукопись», словесное рисование

Творческая деятельность
Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитанное произведение или план.

















Осмысленно, правильно читать целыми словами.

Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Подробно пересказывать текст.

Составлять устный рассказ по картинке.

Заучивать наизусть небольшие стихотворения высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


Различать рассказы и стихотворения
































































































26
Волшебная осень.
(В. Песков «Листья падают с кленов»,
И. Токмакова «Туман»,
«Осень»)
1
25.04

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. «Изобразительные слова»



27
Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»)
1
26.04

Соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.



28
Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель» И.Токмакова «Медведь»)
1
27.04

Различение жанров произведений. Выразительное чтение. Декламация. Определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы



29
Н. Сладков «Песенки подо льдом»,
И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»
1
29.04

Читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном.



30
Как нарисовать словами весну.
(Н. Сладков «Шапки долой!», И.Токмакова «Весна»)
1
2.05

Восприятие на слух и понимание художественного произведения. По иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; уметь объяснять непонятные слова. Художественный образ весны



31
Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава»)
1
3.05

Произведения современной отечественной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации. Приемы сравнительных описаний



32
Маленькие открытия писателя
М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»)
1
4.05

Понимание содержания литературного произведения. Пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа. Выразительное чтение. Выборочное чтение



33
А. Александров «Лесные шорохи»,
Г. Скребицкий «Лесной голосок»
1
6.05

Пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа.



34
«Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем»)

1
10.05

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Выразительно читать, находить главную мысль, определять тему, строить монологическое высказывание.



35
Проверочная работа № 4
1
11.05

Умение применять полученные знания



36
Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы).
1
13.05

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.



37
Внеклассное чтение. Проверка техники чтения
1
23.05

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.



38

1
24.05





39
Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца».
1
25.05






Резерв
1
27.05






















Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе


Тема урока
Дата
Примечание


ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ




Раздел I. «Там, на неведомых дорожках...»



1
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия»)
2.09


2
Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом
5.09


3
Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б. Заходер «Сказочка»
6.09


4
Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
8.09


5
Народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы» волшебной сказки.
9.09


6
Как сказки сказываются.
Урок – экскурсия в библиотеку
12.09


7
«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок».
13.09


8
Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк-Горбунок»)
15.09


9
Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок».
16.09


10
«Добрым молодцам урок». А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
19.09


11
Герои «Сказки о рыбаке и рыбке»
20.09


12
Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
22.09


13
Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович»
23.09


14
«Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)
26.09


15
От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)
27.09


16
Как сказы сказываются (П.Бажов «Серебряное копытце»).
29.09


17
Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное копытце»).
30.09


18
Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая коса».
3.10


19
Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»).
4.10


20
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая коса» - это сказка.
6.10


21
Всех скороговорок не перескороговоришь.
Урок - экскурсия
7.10


22
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1.
10.10


23
Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок
11.10



Раздел II. Сказочные человечки



24
Введение в раздел. В стране Вообразилии. (голландская народная песенка «Морская прогулка»)
13.10


25
Знакомство с Муми-семейством. (Т.Янссон «Шляпа Волшебника»). Вступление. 1-я часть.
14.10


26
Тайны шляпы Волшебника. (Т.Янссон «Шляпа Волшебника» 2-я часть).
17.10


27
Сказочная повесть Т.Янссон «Шляпа Волшебника»
(3-4-я части).
18.10


28
Опасное путешествие Бильбо (Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч. 1 и 2).
20.10


29
Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи» ч. 3 и 4).
21.10


30
Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (Глава «Пауки и мухи» ч. 5 и 6).
24.10


31
Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (Глава «Пауки и мухи» ч. 7 и 8).
25.10


32
Характеры героев сказки А.Милна «Винни-Пух» (глава 3).
27.10


33
Главный герой повести А.Милна «Винни-Пух».
28.10



ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ



34
Песенки сказочных человечков.
8.11


35
Уроки Мальвины (А.Н.Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино»).
10.11


36
Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни проходит отчаяние, но всё кончается благополучно»).
11.11


37
Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино».
14.11


38
Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино».
15.11


39
Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж.Родари «Приключения Чиполлино»).
17.11


40
Чиполлино приходит на помощь (Дж.Родари «Приключения Чиполлино»).
18.11


41
Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Части 1-2).
Урок - экскурсия
21.11


42
Кто же такой Карлсон?
А. Линдгрен («Малыш и Карлсон». Часть 3-я).
22.11


43
Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
Часть 4-я).
24.11


44
Обобщение по разделу.
Проверочная работа № 2.
25.11


45
Сочинение-рассказ о сказочном человечке.
28.11


46
Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки
29.11



Раздел 3 «Сказочные богатыри»



47
Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
1.12


48
Былина как фольклорный жанр.
Урок – экскурсия в музей
2.12


49
Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
5.12


50
Илья Муромец – богатырь земли Русской.
16.12


51
Илья Муромец – любимый народный богатырь (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»).
8.12


52
Сравнение богатырской сказки и былины.
9.12


53
Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»).
12.12


54
Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв».
13.12


55
Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Назнай»).
15.12


56
«Богатырь» Назнай.
16.12


57
Повторение по теме «Былины и богатырские сказки»
19.12


58
Мечты о смелых и отважных. Т Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты».
Проверочная работа № 3.
20.12


59
Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой
23.12


60
Раздел 4 «Сказка мудростью богата»



61
Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»
26.12


62
Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик»).
27.12


63
Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик»).
29.12



ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ



64
Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»).
12.01


65
Герои киргизской сказки «Мудрая девушка».
13.01


66
Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева»).
16.01


67
Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева».
17.01


68
К чему приводит жадность (долганская сказка «Как появились разные народы»).
19.01


69
Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).
20.01


70
Что высмеивают сказки? Японская сказка «Добрый крестьянин».
23.12


71
Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Ивовый росток».
24.01


72
Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка»
26.01


73
«Сказка о глупости» И. Франко
27.02


74
«Сказка – ложь, да в ней намёк» (И. Франко «Сказка о глупости»)
30.01


75
Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
31.01


76
Мудростью богаты. Русские народные загадки.
2.02


77
Как придумать загадку? Литературные загадки.
3.02


78
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 4.
6.02


79
Зачем поют колыбельные песни.
7.02


80
Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?
9.02



Раздел 5 «Сказка – ложь, да в ней намёк»
10.02


81
Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон»
13.02


82
Мудрые сказки о животных (русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»).
14.02


83
Кто сильнее? (русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»).
16.02


84
Как ум и хитрость силу побеждают. (русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»).
17.02


85
Чего стоит ум? (африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы»).
20.02


86
Чем силён Симба? (африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы»).
21.02


87
Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»).
27.02


88
Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»).
28.02


89
Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».
2.03


90
Любимые герои сказок.
Виртуальная экскурсия в театр
3.03


91
Какие вопросы задают сказки? (эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»).
6.03


92
Современные сказки о животных. (А.Курляндский «Ну, погоди!»).
7.03


93
Как создаются мультфильмы. (сказка – сценарий А.Курляндского «Ну, погоди!» )
9.03


94
Разные стихи о животных (Г.Сапгир «Песня»,Л. Квитко «Смелые воробьи»).
10.03


95
Разные стихи о животных (Л. Квитко «Весёлый жук»., Ю.Мориц «Резиновый ёжик»)
13.03


96
Авторские считалки.

14.03


97
О чём говорят считалки? (Б. Заходер «Считалия»)
16.03


98
Сочиняем считалку.
Урок-экскурсия, игра
17.03


99
Обобщение по разделу V. Колыбельные русских поэтов
20.03


100
Проверочная работа № 5.
21.03


101
Внеклассное чтение. Литературные стихи - сказки
23.03


102
Внеклассное чтение. Литературные стихи - сказки
24.03



ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ




Раздел 6 «Самое обыкновенное чудо»



106
Введение в раздел( Г. Горбовский «Розовый слон»)
3.04


107
Чего не могут взрослые?
(А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1-я часть).
4


108
Знакомство с маленьким принцем. (А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 2-я часть). Т
6


109
Лекарство от одиночества.
(А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 3-4-я части).
7


110
Секрет Лиса. (А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 5-6-я части).
10


111
Секрет счастья. (Дж. Родари «Солнце и туча»)
11


112
Мечты о чудесах. (Дж.Родари «Как Алиса в море побывала», В.Орлов «Я рисую море»).
13


113
Чудеса вокруг нас. (В.Берестов «Честное гусеничное»).
14


114
Необычное в обычном мире. (В.Хмельницкий. «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»).
17


115
«Другие» сказки (В.Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»)
18


116
Музыкальные сказки Г.Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка»).
20


117
Очеловеченный мир сказок. Б.Сергуненкова (сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»).
21


118
Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный»
24


119
Внеклассное чтение. Сказки - миниатюры
25


120
Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»).
27


121
Уроки творчества Дж. Родари

28


122
Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева
2.05


123
Весёлые стихи (М.Бородицкая «Колдунье не колдуется». Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!»).
4


124
Какая душа у поэта? (Б.Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»
5


125
Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо».
Проверочная работа № 6.
11


126-127
Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»
12
15


128
Проверка техники чтения
16


129
Урок – отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки»
18


130-136
Резервные уроки
19
22
23
25
26
29
30










Программно-методическое обеспечение обеспечения по литературному чтению
Учебник, рабочие тетради (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен)
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. 1 класс. («Капельки солнца»). – М.: Баласс; Школьный дом, 2012

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 1-й класс. - М.: Баласс, Школьный дом, 2015

3.Литература для дополнительного чтения

1.Примерные программы начального общего образования в 2 частях М.: Просвещение 2014(Стандарты второго поколения)
2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Пронина О.В, Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в1-м классе.Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2011

1.Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1– 4 классы

2.Образовательная система "Школа 2100" новые результаты и их проверка (1-4 кл.) – электронное приложение

3.Журнал «Начальная школа плюс До и После» - периодическое издание

4.Ресурсы Интернет


















13 PAGE 14215

13 PAGE 14415



14 |ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·щ14 ёц