Школа 2100 пояснительная записка, матрица на 4 года, тематическое планирование по окружающему миру 1. 2 класс



Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2, на основе авторской учебной программы «Школа 2100» по курсу «Окружающий мир». Авторы: А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов, С.В.Тырин.

Цели и задачи учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах.
Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру
Основной задачей авторы УМК видят не в сообщении ученику новых, неизвестных ему знаний, а в систематизации его уже немалого жизненного опыта и применении такового для ориентации ученика в окружающем мире. Освоение материала строится так, чтобы ученик ненавязчиво приобретал самое важное для дальнейшего образования – умение находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом. Главная практическая цель – показать неразрывную взаимосвязь школьника с окружающей действительностью. Ученик должен ощутить себя гражданином своего города, своей малой родины.
Общая характеристика курса Окружающий мир
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе, как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Учебным планом образовательной программы начальной школы МАОУ «СОШ №2» на 2015- 2016 учебный год в 1 классе на изучение курса «Окружающий мир» отводится 33 учебных недели по 2 часа в неделю, общий объем учебного времени составляет 66 часов.
Особенности содержания курса
Программой предусмотрена реализация исследовательского метода в процессе познания окружающего мира младшими школьниками, что позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление учащимися достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем детей мире. При реализации исследовательского метода школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выделяя характер и особенности предметов и объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Среди методов познания окружающего мира в 1 классе целесообразно использовать наблюдение, опыт, а также формировать навыки работы с литературными источниками, через посильную для младших школьников исследовательскую работу по составлению мини-энциклопедий на разные темы. Поскольку эта работа требует много времени и значительной подготовки детей, а также привлечения родителей, используется план опережающих заданий, где даются рекомендации по тематике, содержанию и оформлению такого вида творческих работ.
Опережающие задания (работа с родителями и учениками): учимся находить знания из других источников
1.Составление и сбор материалов, интересных фактов о животных и растениях к мини-энциклопедии «Моя энциклопедия».

2. Составление коллекций, сбор различных предметов, их классификация по разделам к мини-коллекции «Моя коллекция».

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета

Личностные
Метапредметные


Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).




Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества
· осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.




















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Содержательные линии
Кол-во часов
Планируемый предметный результат

1
Человек и природа

134 ч.
1 линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2 линия развития – уметь определять своё отношение к миру
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

2
Человек и общество

134 ч.
1 линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2 линия развития – уметь определять своё отношение к миру
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
























Тематическое планирование уроков окружающего мира в 1-м классе


Тема урока
Кол-во часов
Дата
Проведения
/корректировка

Планируемый
предметный результат
Характеристика деятельности учащихся
Примечание

1
Как мы будем учиться.
Экскурсия по школе.
1
2.09

Уметь ориентироваться в учебнике, опираясь на условные обозначения. Умение выполнять простейший анализ и делать выводы
Познакомиться с учителем и одноклассниками.
Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе.
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.
Практическая работа: составить режим дня.
Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.





















2
Ты – школьник.
1
4.09

Умение обсуждать, анализировать с опорой на рисунки, схематические рисунки. Роль руки и слов в общении. Понятие и принятие роли школьника



3
Путешествуем, не выходя из класса
1
8.09

Умение работать в паре, общаться. Соотносить слово и предмет, действие. Умение показывать и называть предмет, находящийся в поле зрения, называть словом отсутствующий предмет



4
Ценный совет.
1
10.09

Умение работать в паре, общаться. Понять важность знаний, роль обмена знаниями в жизни людей. Научиться ценить помощь других людей. Знать, что такое совет, какую информацию он содержит, для чего нужен; значение понятий опыт, жизненный опыт. Уметь давать совет, воспользоваться чьим-либо советом



5
Зачем нам нужен жизненный опыт?

1
15.09

Умение работать в паре, общаться. Взаимопонимание на основе показывания и называния предметов, действий. Умение анализировать, рассуждать. Понимание роли опыта в жизни



6
Где и куда
1
17.09

Умение работать в паре, группе, общаться. Оперирование понятиями «вперед», «назад», «влево», «вправо» по отношению к себе и к собеседнику



7
Где и куда
1
22.09

Знать назначение слов вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз и т. п. Выполнять действия по указывающим направление словам;



8
Учимся определять верх и низ
Урок - экскурсия

24.09

ориентироваться в пространстве.



9
Раньше и позже
1
29.09

Рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся, отвечать на вопрос когда?



10
Предметы и их признаки.
Урок - экскурсия
1
2.10

Называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи; называть предметы и определять их признаки; отличать предметы по набору их характерных признаков
Называть окружающие предметы и их признаки.
Различать предметы и выделять их признаки.


11
Предметы и их признаки
1
6.10

Иметь представление о признаках предметов; понятие свойства предметов; описывать предметы, их части. Узнавать (определять) предметы по их признакам, частям, описанию



12
Сочетания предметов
1
9.10

Оперировать свойствами предметов в окружающем мире, обнаруживать зависимость и изменения в группах предметов в процессе их группировки, сравнения



13
Сочетания предметов
1
13.10

Определять признаки, свойства частей, действий предметов; находить, подбирать и называть предметы-признаки по рисункам и по представлению, с опорой на жизненный опыт



14
Осень: природа готовится к зиме
1
16.10

Знать правила поведения в природе; основные признаки, характеризующие время года вообще и осень в частности. Находить и называть признаки осени, опираясь на результаты наблюдений. Делать выводы по результатам наблюдений.
Оценивать правильность поведения в природе.
Заполнять таблицу по результатам экскурсии. Умение работать в паре, в группе
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».


15
Осень: природа готовится к зиме. Урок - экскурсия
1
20.10





16
Осень: природа готовится к зиме
1
24.10





17
Наши помощники – органы чувств
1
27.10

Оценивать роль и специфику разных органов чувств. Различать информацию, получаемую от разных органов чувств. Ориентироваться в полученных знаниях, уметь применять их в жизни
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.
Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.



18
Наши помощники – память и ум
1
30.10

Понимать роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств. Научиться соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться памятью



19
Родители, учителя и книги
1
10.11

Рассуждать о роли родителей и учителей
в ознакомлении детей с окружающим миром,
о значении книг в жизни человека и его личном опыте. Пользоваться книгой, советом взрослых для ответа на возникающие вопросы
Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека.


20
Повторение и самостоятельная работа №1 (с.3-4)
1
13.11

Знать, что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума; уметь пользоваться помощью взрослых, книг для получения информации




21
Ты и твоя семья
1
17.11

Понимать значение семьи в жизни человека. Положительное отношение ко всем членам семьи, дружба и взаимопомощь в семье
Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями.
Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Практическая работа по освоению правил поведения в доме. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи.


22
Ты и твоя семья. Пр.пит.«Пора ужинать»
1
20.11





23
Учимся быть самостоятельными.
1
24.11

Усвоение правил здорового образа жизни и безопасности в отсутствии взрослых. Умение оказывать простейшие виды первой помощи.



24
Учимся быть самостоятельными
Урок-практикум «Один дома»
1
27.12





25
Ты и твои друзья
1
1.12

Правильно воспринимать другого человека. Умение рассказать о друге. Формулирование правил общения



26
Ты и твои друзья. Пр.пит. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»
1
4.12

Вежливый стиль общения. Умение делать выбор и обосновывать его. Моделирование ситуаций общения



27
Повторение и самостоятельная работа №2 (с.5-6)
1
8.12

Умение применять полученные знания в практической деятельности



28
Зима: покой природы
1
11.12

Знать признаки зимы, уметь находить, отличать и выделять их. Знать особенности погоды зимой, особенности живой и неживой зимней природы. Устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных. Анализировать иллюстрацию, сравнивать, обсуждать в паре. Называть зимние месяцы. Сопереживать, испытывать желание помочь нуждающимся животным и птицам. Заполнять дневник наблюдений
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».


29
Зима: покой природы
Урок - экскурсия
1
15.12





30
Зима: покой природы. Пр.пит. «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»
1
18.12





31
Повторение и самостоятельная работа №3 (с.7-8)
1
22.12





32
Итоговая работа №1
(с.15 – 18)
1
25.12

Умение применять полученные знания и опыт



33
Учимся решать жизненные задачи. Пр. пит.«Удивительные преврашения пирожка»
1
12.01





34
Город, в котором мы живем
1
14.01

Различать город и село. Роль объектов инфраструктуры для функционирования города. Знать функции города, показывать взаимосвязь с его структурой. Понять, что взаимопомощь людей разных профессий – основа существования каждого из нас.
Рассказывать о занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни.
Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города на основе дополнительной информации.
Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.
Выполнять правила уличного движения.
Характеризовать разные виды транспорта. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни.
Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей.
Приводить примеры использования человеком богатств природы.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства.
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний.


35
Город, в котором мы живем.
Урок - экскурсия
1
19.01





36
Учимся быть пешеходами
1
21.01

Освоить на практике правила поведения на улице. Понять, что правила поведения делают нашу жизнь безопаснее. Знать и уметь объяснять основные правила безопасного поведения на улице города, некоторые знаки дорожного движения. Знать и называть профессии людей, связанные с безопасностью на улице.



37
Учимся быть пешеходами.
Урок – экскурсия (с родителями)
1
26.01





38
Путешествие Колобка
1
28.01

Иметь представление о том, что каждая вещь проходит долгий производственный путь до потребителя. Профессии людей, занятых в производстве. Умение общаться с взрослыми с целью получения необходимой информации. Установление взаимосвязей в природе.



39
Хозяйство человека
1
2.02





40
Повторение и самостоятельная работа №4 (с.9-10)
1
4.02





41
Богатства природы. Пр.пит. «Самые полезные продукты»
1
9.02

Понять, что человек зависит не только от людей разных профессий, но и от компонентов природы, используемых им, природных богатств (ресурсов). Уметь классифицировать природные богатства (живые – неживые, силы природы)



42
Твёрдые тела, жидкости и газы. Практическая работа
1
11.02

Иметь представление о различных состояниях веществ (твердое, жидкое, газообразное) и их свойствах. Уметь выделять и описывать признаки предметов.



43
Повторение и самостоятельная работа №5 (с.23-24)
1
16.02

Уметь ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни



44
Весна: пробуждение природы
1
18.02

Иметь представление о пробуждении природы весной. Знать признаки весны. Наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи. Умение наблюдать, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Умение работать в паре, группе. Умение связно рассказывать об изменениях в природе весной
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».


45
Весна: пробуждение природы
Урок – экскурсия
1
1.03





46
Весна: пробуждение природы. Пр.пит. «Где найти витамины весной»
1
3.03





47
Итоговая работа №2
(с. 13 – 14, 19 – 20)
1
10.03

Умение применять полученные знания
Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни.


48
Живое и неживое
1
15.03

Отличие живых организмов от неживых предметов. Признаки живых организмов. Бережное отношение к живым организмам: Главный критерий – любой живой организм может погибнуть и стать неживым.
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам.
Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные – дикорастущие растения.



49
Растения и животные. Пр.пит. «Всякому овощу свое время»
1
17.03

Знать отличия растений от животных. Иметь представление о роли растений и животных в природе и в жизни человека. Оперировать понятиями «кормильцы», «едоки»



50
Равновесие в природе
1
22.03

Иметь начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии. Уметь находить взаимосвязи в природе



51
Домашние любимцы и комнатные растения
1
24.03

Понимать роль и значение домашних животных и культурных растений в жизни человека. Знать их особенности. Знать правила и необходимость ухода за домашними животными и растениями



52
Наши помощники – домашние животные и культурные растения. Пр. пит. «Плох обед, если хлеба нет»
1
5.04

Роль домашних животных и культурных растений в хозяйстве человека. Иметь представление о разнообразии домашних животных и культурных растений и их особенностях.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности).


53
Повторение и самостоятельная работа №6
(с.25 – 26)
1
7.04

Уметь применять полученные знания



54
Человек – разумное существо
1
12.04

Иметь представление об отличительных чертах человека в животном мире. Разум – важнейшая черта человека. Ответственное отношение к окружающему миру
Приводить примеры особенностей человека как разумного существа.
Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере. Оценивать конкретные примеры поведения в природе.


55
Природа и мы
1
14.04

Знать правила поведения в парке, в лесу, в природе



56
Повторение и самостоятельная работа №7 – 8
(с.27 – 28; 29 – 30))
1
19.04

Уметь применять полученные знания



57
Лето: природа цветет и плодоносит. Пр.пит. «Как утолить жажду»
1
21.04

Называть основные отличительные признаки лета: длинный день, жара, гроза, дождь, зеленый покров, цветение растений, размножение растений и животных, созревание плодов. Знать правила безопасного поведения в природе. Бережное отношение к природе
Различать времена года по признакам.
Характеризовать времена года.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года


58
Лето: природа цветет и плодоносит.
Урок – экскурсия
1
26.04





59
Отчего и почему. Пр. пит. «На вкус и цвет товарищей нет»
1
28.04

Иметь представление об особенностях причинного объяснения окружающего мира. Упражняться в поиске причин и следствий того или иного явления
Приведение примеров простейших причинно-следственных связей


60
Повторение и самостоятельная работа №9 (с.31-32)
1
3.05

Применение полученных знаний
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни


61
Итоговая работа №3
(с.11 – 12; 21 – 22)
1
5.05

Самооценка и взаимооценка знаний



62
Учимся решать жизненные задачи. Пр.пит. «Время есть булочки»
1
10.05

Способность применять полученные знания в жизни



63
Часы по усмотрению учителя (Резерв)
Пр.пит «Праздник урожая»
1
12.05





64

1
17.05





65

1
19.05





66

1
24.05













Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2-м классе


Тема урока
Дата
Примечание


ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (18ч)




РАЗДЕЛ I. НАША ПЛАНЕТА




Введение (4 часа)



1
Как мы будем учиться
7.09


2
Общие слова – понятия
9


3
Из чего состоят все предметы Практическая работа
14


4
Из чего состоят все предметы Проверочная работа №1
16



Земля и солнце (16 часов)



5
Природные часы, календарь и компас
21


6
Природные часы, календарь и компас Урок - экскурсия
23


8
Глобус – модель Земли Практическая работа
27


9
Повторение и обобщение. Проверочная работа №2
30


10
Контрольная работа №1
5.10


11
Земля в космосе
7


12
Притяжение Земли Урок-экскурсия
12


13
Смена дня и ночи. Проверочная работа №3
14


15
Смена времён года Практическая работа
18


16
Смена времён года
21


17
Где на Земле теплее
25


18
Погода и климат Практическая работа
28



ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)



19
Урок-тренинг Проверочная работа №4
9.11


20
Контрольная работа №2
11



Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 часов)



21
План и карт Практическая работа
16


22
План и карта Практическая работа
18


23
Глобус и карта
23


24
Повторение Проверочная работа №5
25


25
Что изображают на карте
30


26
Что изображают на карте
2.12


27
Материки и океаны
7


28
Повторение Проверочная работа №6
9



Формы земной поверхности (7 часов)



29
Реки и озёра
14


30
Реки и озёра
16


31
Равнины и горы
21


32
Повторение Проверочная работа №7
23



ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (20 Ч)



33
Моря и острова.
11.01


34
Моря и острова.
Проверочная работа №8
13


35
Учимся решать жизненные задачи.
Контрольная работа №3
18



РАЗДЕЛ II. ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ



36
Экологические системы
20


37
Экологические системы
Проверочная работа №9
25


38
Природная зональность
27


39
Природные зоны холодного пояса
1.02


40
Леса умеренного пояса
3


41
Засушливые зоны умеренного пояса
8


42
Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов)
10


43
Горные экосистемы
15


44
Повторение Проверочная работа №9
17


45
Люди, города и страны.
22


46
Люди, города и страны Проверочная работа №10
1.03


47
Контрольная работа №4
3



Части света (10 часов)



48
Путешествие тучки по Европе
10


49
Путешествие тучки по Европе
15


50
Азия
17


51
Путешествие в дальние страны Африка (сообщения школьников).
Проверочная работа №11
22


52
Путешествие в дальние страны Америка (сообщения школьников)
24



ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (16 Ч)



53
Путешествие в дальние страны Австралия и Антарктида (сообщения школьников)
5.04


54
Россия – наша Родина.
7.04


55
Россия – наша Родина. Проверочная работа №12
12


56
Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п. Урок - экскурсия

14


57
Урок – экскурсия Наша природная зона
19



Наша маленькая планета Земля (4 часа)



58
Наша маленькая планета Земля
21


59
Наша маленькая планета Земля
26


60
Мой край – моя Земля
28


61
Урок повторения Проверочная работа №13
3.05



Повторение пройденного материала (4 часа)



62
Учимся решать жизненные задачи
5


63
Проект «Всемирная выставка»
10


64
Игра «Путь человечества»
12


65
Контрольная работа №5
17


66 -
70

Часы по усмотрению учителя (Резерв)
19
24
26
31








Программно-методическое обеспечение обеспечения по окружающему миру
Учебник, рабочие тетради (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен)
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля

1.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир («Я и мир вокруг»). Учебник для 1-го класса в 2-х частях. – М.: Баласс; Школьный дом, 2014

2.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1-й класс. - М.: Баласс, 2014

1.Примерные программы начального общего образования в 2 частях М.: Просвещение 2014(Стандарты второго поколения)
2.Окружающий мир («Я и мир вокруг»). 1 класс. Методические рекомендации для учителя /Под ред. А.А. Вахрушева. - М.: Баласс, 2012
3.Курапова И.И. Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1-2 классов. - М.: Баласс, 2012

1.Комплект наглядных пособий «Окружающий мир», 1 класс. - М.: Баласс, 2012

2.Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1– 4 классы

3.Образовательная система "Школа 2100" новые результаты и их проверка (1-4 кл.) – электронное приложение

4.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1-го класса. - М.: Баласс, 2012

5.Журнал «Начальная школа плюс «До и После» - периодическое издание

6.Ресурсы Интернет

Итоговые и самостоятельные работы по окружающему миру 1 класс Вахрушев А.А., М.: Баласс; Школьный дом, 2014
















Заголовок 415