Пояснительная записка, тематическое планирование по музыке 4 класс Планета знаний


Ростовская область Азовский район село Новотроицкое
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новотроицкая основная общеобразовательная школа
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ

Приказ от ____________ № ______

Подпись руководителя _______ /Е.А. Мершина/
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование 4 класс
Количество часов 34 часа
Учитель Гончарова Ольга Николаевна
Программа разработана на основе программы начального общего образования по музыке, авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», автора: Т.И.Бакланова М., Просвещение, 2010.
2015-2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 класса разработана на основе на основе программы начального общего образования по музыке, авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа автора Т.И.Бакланова основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ Новотроицкой ООШ и в соответствии ФГОС НООО. и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, , М., Просвещение, 2010.
Цели и задачи:
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего   образования;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Рабочей программы курса «Музыка» автора Т.И.БаклановаСанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Примерной программы по музыке (сборник «Программы общеобразовательных учреждений», Просвещение, серия «Стандарты второго поколения») с учетом требований государственного образовательного стандарта для начальной школы;
Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки.  Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.
Общая характеристика учебного предмета
Главная  цель  музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Музыкальное образование  должно способствовать повышению культуры личности обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей.
Этому способствует целостная система задач музыкального образования:
Формирование музыкально – информационной культуры личности:
- воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;
- приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально – исторических знаний;
-приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.)
2. Формирование культуры музыкального восприятия:
- приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений;
-  формирование потребности в восприятии музыки;
- воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;
- развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;
- воспитание музыкального вкуса;
- освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.
3. Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся:
- приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;
- выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся;
- потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков;
- навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных инструментах.
4. Формирование музыкально – релаксационной культуры:
- освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально – терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии).
5. Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, потребности в самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции.
6. Формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов, потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.
Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, являетсяполиконтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально – образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.
Художественно – эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих художественно – эстетической культуры личности.
Аксиологический (ценностный) контекст является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурно-информационной среде. Данный контекст программы призван способствовать вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной культуры. Содержание основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т. д.
Психологический контекст позволяет осуществлять психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.
Семантический контекст, заключающийся в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов, обеспечивает существенное обновление и систематизацию традиционного семантического пространства уроков музыки. В данном пространстве выделены приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психолого-педагогическим потенциалом. Семантическими "узлами" целостного музыкально-развивающего пространства становятся: - музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины; музыкальные образы сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями; музыкальные темы и образы, отражающие наиболее важные для воспитания, обучения, развития и оздоровления современных школьников способы взаимодействия человека с природой, другими людьми и искусством.    В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях.     В эту систему включены следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке; музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке; музыкальные предметы и предметный мир в музыке.
Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства у детей формируются как интерес к музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и представления о музыке старинной и современной, классической и народной.
Культурологический и этнокультурный контексты обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого предусмотрено "вживание" детей в конкретные музыкально-бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.).Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.
Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите.
Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.
Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика. Использованы различные виды арт-терапии: музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия и драматерапия.
Еще одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы: сотворчество, сотрудничество, личностно-ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Так же предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно – творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.
Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:
Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;
Общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;
Общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета “Музыка”.
  Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Данные способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.
Ориентация данной программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной культуры личности с учетом ее музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей позволяет эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе.
Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвертые классы в общей учебно-игровой форме – воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):
«Где музыка берет начало?» путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс)
«Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с ее создателями и исполнителями (2 класс)
«Где живет музыка?» путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс)
"Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс)
Благодаря такой структуре программы ее содержание логично и последовательно развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них – к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно – информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и  идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценностям семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям и др.) Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов- классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествие по миру.
Таким образом, в программе «Музыка» для 1-4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные ФГОС для начальной школы:
«Музыка в жизни человека»;
«Основные закономерности музыкального искусства»;
                   «Музыкальная картина мира»
Результаты освоения учебного курса «Музыка»
Раздел «Музыка в жизни человека»
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека,  эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально - творческой  деятельности;
ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве,  в многообразии музыкального  фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные  музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное  содержание и интонационно-мелодические  особенности    профессионального ( в пении, слове, движении и др .) и народного творчества ( в песнях, играх, действах).
Выпускник получит возможность научиться:
Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально – исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально – творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»
Выпускник научится:
Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
Реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности ( в пении и интерпретации музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации);
Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
Владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Раздел «Музыкальная картина мира»
Выпускник научится:
Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др.);
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества различных стран мира;
Выпускник получит возможность научиться:
Адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально- поэтического творчества народов мира;
Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно –массовых мероприятий, представлять  широкой публике результаты собственной музыкально – творческой деятельности (пение, драматизация и др).,собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этнических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Раздел « Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, в что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
контролировать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно - нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
• эмоционально%нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
• понимания причин успеха в творческой деятельности;
• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.
ПРЕДМЕТНЫЕ
 Учащиеся научатся:
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов - виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально - выразительных средствах и художественно – образном содержании;
– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского - Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;
– об авторской песне;
• определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;
• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в обязательную часть федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и согласно учебного плана МБОУ Новотроицкой ООШ изучается в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Последовательность изучения тем: «Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки», «Музыкально путешествие от Руси до Руси», «В гостях у народов России», «Музыкальное путешествие по России 20 века».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 КЛАСС.
«Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки» (9 часов).
Встречи со знаменитыми композиторами. В рыцарских замках. На балах. На карнавалах.
«Музыкально путешествие от Руси до Руси» (9 часов).
Русь изначальная. Русь православная. Русь скоморошья. Русь сказочная. Русь былинная. Русь героическая.
«В гостях у народов России» (8часов).
У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале.
«Музыкальное путешествие по России 20 века». (8 часов).
Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и на войне. Музыка на защите мира. На космодроме. На стадионе. На фестивале авторской песни.
Тематическое планирование

п/п Раздел Тема УУД
1 «Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки» - 9 часов
Встречи – 1 ч
ЛИЧНОСТНЫЕ
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этической принадлежности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
-развитие этнических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные :-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные :-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии.
Коммуникативные :Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, в что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнера;
-контролировать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Встречи со знаменитыми композиторами: Вольфганг Амадей
Моцарт. – 1 ч
В рыцарских замках. – 1 ч
На балах. – 1 ч
На балах:полонез. – 1 ч
На балах:вальс и его «король» —
Композитор Иоганн Штраус. – 1 ч
На балах:менуэт, гавот, мазурка,
полька. – 1 ч
На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал. – 1 ч
С чего начинается Родина? – 1 ч
2 «Музыкально путешествие от Руси до Руси» - 9 часов
Русь изначальная:И. Стравинский. Балет«Весна священная». -1 ч
Русь изначальная:М. Балакирев
Симфоническая поэма-1 ч
Русь православная: церковные песнопения.- 1 ч
Русь православная: церковные песнопения. – 1 ч
Русь скоморошья. – 1 ч
Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица». – 1 ч
Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера«Сказка о царе Салтане». – 1 ч
Русь героическая: А. Бородин. Опера
«Князь Игорь». – 1 ч
Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»(«Жизнь за царя»). – 1 ч 3 «В гостях у народов России» - 8 часов
Музыка революции. – 1 ч
У пионерского костра. – 1 ч
В кинотеатре и у телевизора. – 1
Музыка о войне и на войне: песни
Советских композиторов. – 1 ч
Музыка овойне и на войне: Д. Шостакович.Симфония№7 Ленинградская). – 1 ч
Музыка на защите мира: Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра,
весны и мира». – 1 ч
На космодроме. – 1 ч
На стадионе. – 1 ч
4 «Музыкальное путешествие по России 20 века». – 8 часов
На фестивале авторской песни. – 1 ч
У колыбели. – 1 ч
На свадьбе. – 1 ч
На фольклорном фестивале: выступают
Фольклорные ансамбли. – 1 ч
На фольклорном фестивале: кто на чём играет? – 1 ч
На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного танца. – 1 ч
Урок игры на гитаре. – 1 ч
Урок фольклора – 1 ч