Пояснительная записка, тематическое планирование по русскому языку 4 класс Планета знаний


Ростовская область Азовский район село Новотроицкое
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новотроицкая основная общеобразовательная школа
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ

Приказ от ____________ № ______

Подпись руководителя _______ /Е.А. Мершина/
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование 4 класс
Количество часов 170 часов
Учитель Гончарова Ольга Николаевна
Программа разработана на основе примерной Программы по русскому языку начального общего образования, Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний». – М.: Астрель, 2012
2015 -2016уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе примерной Программы по русскому языку начального общего образования, методических рекомендаций авторов УМК «Планета знаний», авторской программы курса русского языка для 3 класса Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой, основной образовательной программы основного начального образования, учебного плана МБОУ Новотроицкой ООШ и в соответствии с требованиями ФГОС.В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
– познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
– социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Общая характеристика предмета
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов четвертого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения», что продолжает образовательную линию третьего класса. В четвертом классе углубляются знания учащихся о языке как основе речи, о связи языка с историей развития русской культуры, о тексте (тема, идея, жанры текстов, цель высказывания, способы выражения мысли и т. п.), о слове и его значимых частях (морфемах), их роли в слове, о смысловой нагрузке различных частей речи, о словосочетании и предложении как словесных конструкциях, закрепляются навыки проверки согласных и безударных гласных в корне слова.
На четвертом году обучения слово изучается как часть речи с позиций его функции (роли) в словосочетании, предложении и тексте, сначала как строительный материал их главных структурных частей, затем — как второстепенных. В курсе 4 класса в основном завершается формирование понятия о частях речи, а именно дается материал о склонении имен существительных, имен прилагательных, местоимений, спряжении глаголов и на их основе изучается правописание окончаний. В свою очередь на основе изучения форм частей речи конкретизируется языковая семантика предложений, текстов, глубже дается представление об их структуре. Дается общее понятие о предложениях с однородными членами и постановке знаков препинания при них. Внимание детей акцентируется на взаимосвязи интонационного и пунктуационного выделения слов, фраз, важных, значимых по смыслу. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению в речи наиболее эффективный для их осознанного отбора детьми для решения речевых задач.
Одной из сквозных линий курса является изучение норм: произносительных, правописных, словообразовательных, словоупотребительных, этикетных, принятых среди носителей языка. Организуется наблюдение над ролью изобразительно — выразительных средств русского языка (уменьшительно - ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок, синтаксических синонимов выражения сравнительных и других отношений.)
Важную роль в обучении русскому языку играет продолжение и углубление целенаправленной работы по формированию у четвероклассников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
Содержание рабочей программы основано на деятельностном подходе и направлено на формирование как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т. п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.). Курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию. Русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Результаты освоения учебного предмета и система его оценки
Планируемые результаты:
Личностные
У учащихся будут сформированы:
– внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
– понимание ценности нравственных норм, закрепленных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственными, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
– осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку как родному;
– адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
– чувства сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
– осознания русского языка как основного средства общения народов России;
– осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимания разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
– восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят свое отражение в языке;
– понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и его истокам;
– положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).
Предметные:
Учащиеся научатся:
– осознавать слово как главное средство языка; осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
– различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие);
– использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
– использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
– производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
– соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала); различать родственные (однокоренные) слова; осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);– осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
– применять правила правописания (в объеме содержания курса 4 класса);
– определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
– осознавать признаки текста как более объемного высказывания (несколько предложений, объединенных одной темой и связанных друг с другом);
– каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 70-90 слов, писать под диктовку тексты в 75-80 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
– осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
– устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
– излагать содержание исходных текстов в 70-85 слов, создавать тексты (сочинения) в 6–10 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
– самостоятельно организовывать свое рабочее место;
– понимать цель выполняемых действий;
– в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
– понимать важность планирования работы;
– осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
– выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
– осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
– вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
– оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
– в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
– намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
– объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
– осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
– оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
– ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
– использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
– выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
– строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
– находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
– осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
– владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
– свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
– прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
– находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
– осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
– владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
-использование критериальной системы оценивания;
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «3»- «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень Отметка и оценочное суждение Комментарий
Материал не усвоен «2» неудовлетворительно Учащийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроках многократно
Минимальный уровень «3» удовлетворительно Выполнение типового задания с незначительными ошибками или недочетами либо с привлечением сторонней помощи
«4» хорошо Выполнение типового задания самостоятельно и без ошибок
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) «4» очень хорошо Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками, не влияющими на результат
«5» отлично Выполнение задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) «5» превосходно Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок
Текущий контроль усвоения материала по русскому языку осуществляется в различных формах (словарный диктант, самостоятельная работа, письмо по памяти, списывание, тестирование), по результатам которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков.
Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится учителем по необходимости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.
Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Школа грамотея», «Проверочные работы», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся, по результатам которых учитель оценивает уровень овладения системой опорных знаний по теме. В данных разделах предусмотрены задания для применения теоретических знаний, практических умений, а также для проверки овладения навыком письма под диктовку, списывания с печатного текста.
Для проведения тематического контроля используются контрольно-диагностические материалы: « Желтовская Л. Я., Калинина О. Б. Русский язык. 4 класс: Контрольные и диагностические работы». М.: ACT: Астрель, 2014.
Задания соответствуют темам, изученным в данном крупном разделе, и проверят уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Каждое задание оценивается отдельно в соответствии с предусмотренными критериями по 5-балльной накопительной системе (1 критерий - 1 балл), которые заранее предлагаются детям. Отметка за всю проверочную работу выставляется приведением к среднеарифметическому баллу. Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах, как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), затем диктант (для проверки умений и навыков по разделу).
С целью создания ситуации успеха для ученика с любым уровнем учебных возможностей ведется лист достижений (требований) с перечислением требуемых результатов, которые ученик обязан достигнуть к концу учебного года. В этом листе отмечаются учебные достижения ребенка без строгого ограничения времени их появления. Т. е. ученик может освоить данное умение чуть позже, чем основная масса учащихся, главное, чтобы он его освоил, когда у него появится возможность для этого, но в течение четверти (учебного года).
Входная диагностика позволяет выявить остаточные знания и умения, скорректировать дальнейшую работу по повторению изученного в третьем классе. Работа анализируется учителем. В зависимости от того, с какими заданиями не справилось большинство учеников, учитель корректирует дальнейшую работу по более глубокой отработке данных тем.
Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются диктанты, контрольное списывание, тестирование, контрольный словарный диктант. (« Желтовская Л. Я., Калинина О. Б. Русский язык. 4 класс: Контрольные и диагностические работы». М.: ACT: Астрель, 2014.)В программе предусмотрено проведение контрольных работ комплексного характера (в конце 1 и 2 полугодия)
Контрольный диктант дается после изучения большой орфографической темы (для выявления уровня сформированности орфографических навыков) либо в конце четверти для подведения итогов учебного периода. Объем контрольных диктантов 75-80 слов.
Словарный диктант позволяет проверить усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами, «слов из словаря». Тренировочный словарный диктант может проводиться 1-2 раза в месяц. Учитель выделяет небольшую часть урока под первичную проверку усвоения изученных ранее словарных слов.
Контрольный словарный диктант включает в себя 15 словарных слов по выбору учителя из изученных на данный момент и проводится 3 раза в год: в начале учебного года для проверки остаточных знаний слов с непроверяемыми написаниями, изученными во третьем классе ,а также в конце каждого полугодия для проверки усвоения обязательных к изучению в четвертом классе слов.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений (в 4 классе).
Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений можно используется проектная деятельность. С этой целью рекомендуется использовать специально предназначенные страницы учебника, а также комплексную контрольную работу, отдельные задания которой направлены на умение работать с текстом, проверку уровня овладения письменной речью.
В УМК «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. В ходе проектной деятельности у уч-ся могут быть сформированы:
-способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем: умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов, обоснование принятого решения; создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п.
- предметные знания и способы действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой, темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
-регулятивные действия: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
-коммуникативные действия: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Формой контроля уровня сформированности перечисленных учебных действий и метапредметных умений является презентация проектов учащимися. Материалы проектной деятельности помещаются в портфолио ученика.
Уровень личностных достижений также отслеживается через портфолио учащегося, туда же помещаются заполненные листы требований, результаты предметных олимпиад, викторин и конкурсов, работы учащихся, которые позволяют оценить уровень индивидуальных предметных и метапредметных достижений учащихся в комплексе.
Критерии оценки самостоятельных письменных работ учащихся по русскому языку
Вид работы «5» «4» «3» «2»
Диктант Выполнение работы без ошибок, допускается 1-2 аккуратных исправления
1-2 ошибки, допускается 1-2 аккуратных исправления
3-5 ошибок на изученные правила
Более 5 ошибок на изученные правила
Проверочное списывание Выполнение работы без ошибок с соблюдением каллиграфических норм 1 ошибка, допускается 1-2 аккуратных исправления
2-3 ошибки либо более 3 исправлений Более 3 ошибок
Словарный
диктант Выполнение без ошибок исправлений
1 ошибка
2 ошибки Более 2 ошибок
Тестирование Выполнение без ошибок
Верное решение не менее 80 процентов заданий Верное решение не менее 60 процентов заданий Верное решение менее 60 процентов заданий
Тестирование с разноуровневыми заданиями Выполнение всех заданий без ошибок
Верное выполнение заданий минимального и программного уровня Верное выполнение заданий минимального уровня 1 и более ошибок в заданиях минимального уровня
Обучающее изложение, сочинение Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение), при отсутствии недочетов в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления. Имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления. имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Критерии оценки устных ответов уч-ся по русскому языку:
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности
усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Отметка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть федерального образовательного стандарта начального общего образования и согласно учебного плана МБОУ Новотроицкой ООШ изучается в 4 классе 5 часов в неделю: всего 170 часов в год.
Основные разделы предмета и последовательность их изучения: « Общаемся устно и письменно… (вспоминаем, повторяем)», «Анализируем и строим предложения», «Анализируем и строим предложения (продолжение)», «Развертываем, распространяем мысли…», «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи», «Части речи и их работа в предложении и тексте».
Содержание учебного предмета.
Речевое общение (45 ч.)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч.)
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом периоде времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Речевой этикет. Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приемы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) (26 ч.)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты.Чтение осмысленное, плавное (целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения (с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации
Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1 - 2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного для материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствии с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.
Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствии с требованиями каллиграфии и грамотного письма.
Составление текста письма (родным, друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропаже животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрешки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально. Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждение, рациональное использование при разговоре несловесных средств общения.
Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.
Оценивание высказывания, редактирование.
Язык как средство общения (125 ч.)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений (73 ч.)
Общие сведения о языке. (1 ч.) О роли языка. Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения. Сведения из истории происхождения слов (этимологические экскурсы). Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть — одеть, нравиться, красненький и т. п.). Разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).
Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, е, ю, я, с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п,р, т,г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч,4) с, С, е, Е,о, О, а,д, б, 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, 3, з, Э, э,Ж, ж,X, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Слово и его значение (лексика .). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его строение (состав слова, морфемика .). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, «проводник» истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др. ), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-).
Слово как часть речи (морфология .).Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, имеющими эмоционально-оценочную окраску (молодец, красивая, ужасная, приплелся, умная и т. п.).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имен существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имен существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имен прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый); материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен прилагательных в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях. Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношений между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.
Синтаксис
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье - варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач), выражаемых невопросительными предложениями: сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать (побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этих предложений.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).
Предложения распространенные и нераспространенные. Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определенных частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.
Наблюдения над интонацией предложений, осложненных обращениями.
Орфография и пунктуация .Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Слова с непроверяемым написанием
Автомобиль, аквариум, альбом, аппарат, аппетит, багаж, батарея, береза, береста (береста), беречь, беседа, блокнот, вверх, вниз, внимание, восхищение, вперед, гвоздика, георгин, гимнастерка, гимнастика, гладиолус, горизонт, государство, здание, здесь, здоровье, извинение, иллюстрация, Интерес, квартира, километр, колокольчик, комбат, комната, компас, корабль, корзинка, корова, костер, лопата, молоко, образ, объект, огород, огурец, одуванчик, памятник, память, песок, полотенце, помидор, природа, профессия, сверкать, сначала, собеседники, солома, соломенная, соломинка, специальность, субъект, урожай, фиолетовый, фломастер, фотоаппарат, фотография, шел.
5. Тематическое планирование
№ п/п Раздел Тема УУД
1 ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (24 ч.)
Вспоминаем качества устной речи (3 ч) Личностные:
-самоопределение;
-смыслообразование;
-нравственно-этическая ориентация
Регулятивные:
-целеполагание;
-планирование;
-прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценка;
-саморегуляцияПознавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывании в устной и письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение;
-постановка и формулирование проблемы;
-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;
-моделирование, преобразование модели;
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-синтез;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство, выдвижение гипотез;
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-постановка вопросов;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (6 ч)
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (15 ч) 2 АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (34 ч) Главные и второстепенные члены предложения (1 ч)
Части речи и члены предложения (1 ч) Формы изменения и правописание глаголов (24ч.) Проверочные работы (8 ч) 3 РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (20 ч) Предложения с однородными членами (14 ч) Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (6 ч) 4 ФОРМЫ ЧАСТЕЙ
РЕЧИ, ИЛИ КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (50 ч) Вспоминаем части речи (2 ч) Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах (2 ч) Изменение частей речи по числам и родам (повторение) (4 ч) Спряжение и склонение (повторение)(4 ч) Склонение личных местоимений (4 ч) Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи(34 ч) 5 ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ
(систематизацияизученного) (42 ч) Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств (9 ч) Изменение и правописание частей речи(6 ч) Служебные части речи (2 ч) Проверочные работы (3 ч) Используем средства языка в речи (22ч)