Урок-игра «Математическое ралли» : Умножение и деление целых чисел ( 6 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение « Школа № 30 города Донецка»
Урок-игра «Математическое ралли».
Учитель математики: Сивоненко И.М.
Данный урок в 6-м классе проводится при изучении темы: « Умножение и деление целых чисел».
Задачи урока:
Образовательные: Наработка и закрепление умений и навыков выполнения действий с целыми числами.
Развивающие: Развитие внимания, математически грамотной речи, логического мышления, умений анализировать и обобщать данные.
Воспитательные:
Воспитание познавательной активности, терпеливости, упорства в достижении цели; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие коммуникативных качеств, при работе в группах.
Ход игры:
Класс разбивается на группы по 5-6 человек.
Каждая группа – это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который хорошо выполняет различные действия с целыми числами.
Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения.
Команды готовы и мы начинаем наш увлекательный заезд!
1-й этап. «Изучение карты маршрута ».
Для этого необходимо собрать мозаику. Каждая команда получает карточку с примерами и набор разрезанных картинок, с обратной стороны которых есть ответы. Выбрав среди фрагментов ответы, соответствующие заданиям, нужно сложить картинку (рекомендуется элементов картинок 10-12, а с правильными ответами 8, что даст возможность участникам выбрать только нужные фрагменты для формирования картинки). Команда, которая первой правильно решит примеры и соберет « маршрутный лист» - набирает 5 баллов, а каждая последующая команда, соответственно -4; 3 или 2 балла.




2 -й этап.
«Полоса препятствий».
У каждой команды на пути есть преграды, которые нужно преодолеть, решив ребусы. За каждый верно разгаданный ребус начисляется 1 балл верно угадавшей команде.
Слайд 4 (линейка)
Слайд 5 (транспортир)
Слайд 6 (троллейбус)
Слайд 7 (метро)
Слайд 8 (знаменатель)
Слайд 9 (число)
3 -й этап.
Слайд 10.
«Гонка за лидером». Прохождение этого этапа ограничено по времени. За 1 минуту каждой команде нужно как можно больше дать правильных ответов на поставленные вопросы. Каждый верный ответ – 1 балл.
Вопросы для первого экипажа:
Как называется результат сложения? (Сумма)
Сколько минут в одном часе? (60)
Как называется прибор измерения углов? (Транспортир)
Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
Назовите модуль числа -6? (6)
Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная)
Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
Одна сотая часть числа. (1%)
Третий месяц летних каникул. (Август)
Наименьшее четное натуральное число. (2)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Соперник нолика. (Крестик)
Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок)
Результат вычитания. (Разность)
Число, противоположное 5. (-5)
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
Одна сотая часть метра. (1 см)
Если 50 разделите на половину будет... (100)
Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
Вопросы для второй команды:
Как называется результат умножения? (Произведение)
Сколько секунд в одной минуте? (60)
Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)
Назовите модуль числа -4. (4)
Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)
Чему равен развернутый угол? (180)
Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1. (0)
Последний месяц учебного года. (Май)
Наибольшее двухзначное число. (99)
День недели, предшествующий пятнице. (Четверг)
Одна десятая дециметра. (1 см)
Сколько сторон у квадрата? (4)
Число противоположное -7. (7)
Единица измерения углов. (Градус)
Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)
Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)
Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом? (Нечётное число)
Градусная мера прямого угла? (90°)
Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
Когда произведение равно 0? ( один из множителей 0).
Вопросы для третьей команды:
Как называется результат деления? (Частное)
Сколько месяцев в году? (12)
Как называется прибор для измерения длины отрезков? (Линейка)
Назовите наибольшее однозначное число. (9)
Число, на которое нельзя делить. (0)
Назовите модуль числа -2. (2)
Число противоположное -4. (4)
Угол, меньший 90 градусов. (Острый)
Первый месяц осени. (Сентябрь)
На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя)
Высшая оценка знаний в школе. (5)
Наименьшее четное число. (2)
Равенство с переменной. (Уравнение)
Наименьшее целое положительное число. (1)
Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное)
Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом? (Чётное)
Одна сотая часть километра. (10 метров)
1/60 часть минуты. (Секунда)
Самая низкая оценка в школе. (1)
Вопросы для четвертой команды:
Как называется результат вычитания? (Разность)
Сколько часов в сутках? (24)
Как называется инструмент для построения окружности? (Циркуль)
Наибольшее двухзначное число. (99)
Модуль числа 15. (15)
Как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная)
Чему равен прямой угол? (90 градусов)
Число, не относящееся ни к положительным, ни к отрицательным? (0)
Одна седьмая часть недели. (День)
Первый месяц нового учебного года. (Сентябрь)
Наименьшее целое положительное число. (1)
Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)
Одна десятая дециметра. (1 см)
Число, противоположное 9. (-9)
Первый месяц лета? (Июнь)
В каком случае произведение равно нулю? (Множитель равен нулю)
Как найти неизвестное вычитаемое? (Уменьшаемое вычесть разность)
Самый короткий месяц года. (Февраль)
20 умножить на половину. (10)
Чему равна сторона квадрата, периметр которого 20? (5)
4 -й этап.
Слайд 11.
«Пит - стоп». (Техническая остановка, на проверку слаженной работы команды)
В этом этапе принимают участие все члены экипажа, поэтому важно правильно распределить обязанности среди команды. Каждый экипаж получает примером на все действия с целыми числами. Все участники выполняют по одному действию, но результат каждого предыдущего действия будет использован в последующем. Одновременно работают по 2 команды у доски.
Каждое верно выполненное действие приносит команде 1 балл, плюс дополнительный балл, команде, которая выполнит задание раньше..Слайд 12-13.
5-й этап.
« Нестандартное решение». Слайд 14.
На этом этапе учащимся предстоит ответить на ряд вопросов, но вопросы не простые, а с «хитринкой». За каждый верный ответ начисляется 1 балл, команде, которая первой отвечает верно.
На что похожа половина яблока? (На другую половину)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)Каким станет белый платок, если упадет в синее море? (мокрым)
«Три» слона в воде, сколько ног на дне? (4)
В комнате горит 5 свечей, 3 – задули. Сколько свечей осталось? (3, две другие сгорели полностью)
Если у четырёхугольника отрезать один угол, то сколько углов будет? (5)
Капитан старше помощника на 8 лет. Какая разница в возрасте будет между ними через 5 лет?
Какое наибольшее число можно записать с помощью четырех единиц? (1111)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
• Если у четырёхугольника отрезать один угол, то сколько у него их останется? (5)
6-й этап.
«Финишная прямая». Слайд 15.
Нужно решить пример на все действия с целыми числами, выбрать правильные ответы в таблице. С обратной стороны ответов, команда сможет прочесть спрятанное слово.

Слайд 16.
102 320 240 50 -118 0
по бе фи да ни ш
Итоги игры.
Подсчитываются набранные командами баллы и объявляется победитель. Участники команд, занявших первое и второе места, получают соответственно оценки «5» и «4».
Рефлексия.
Слайд 17.
Каждому ученику предлагается оценить проведенный урок, выбрав смайлик, соответствующий его восприятию.
Заключительное слово учителя. Слайд 18.