Конспект урока по теме Деление отрицательных чисел с одинаковыми и разными знаками


Урок математики в 6 Г классе
по теме «Деление отрицательных чисел с одинаковыми и разными знаками» (ФГОС)
Дата: 07.03.2017г.
Учитель: Ерёменко Н.А.
Школа: МАОУ СОШ №40 г. Набережные Челны
Автор учебника: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели деятельности учителя.
Главная дидактическая цель урока: ввести правило деления двух отрицательных чисел с разными знаками; учить делить два отрицательных числа; развивать правильную математическую речь; воспитывать потребность и умение учиться математике.
Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий.
Решаемые проблемы: как разделить отрицательное число на отрицательное?
Виды деятельности: работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом.
Формирование УУД:
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: составить алгоритм деления отрицательных чисел и научиться применять его.
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: построить логическую цепь рассуждений.
Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания.
Основные понятия: деление, правило деления чисел с одинаковыми и разными знаками, алгоритм деления отрицательных с одинаковыми и разными знаками.
Ресурсы.
1.Учебник.
2.Рабочий лист урока.
3. Математика. Учебник-собеседник для 5-6 классов. Л.Н.Шеврин, А.Г.Гейн, И.О. Коряков, М.В.Волков. М.: Просвещение, 1989г.
4. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций, Е.А.Бунимович и др. М.Просвещение,2016г.
Ход урока.
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Афоризм к уроку:
«Математика-это больше, чем наука, это язык» (Нильс Бор).
- Как вы понимаете этот афоризм?
2. Практическая деятельность учащихся.
1) Убедитесь с помощью умножения, что деление выполнено верно:
а) (-42) :2=- 21;
б) 70 : (-7) = -10;
в) (-24) : (-6)=4;
г) 0 : (-3) =0.
2) Как разделить одно число на другое?
Какой знак имеет частное двух положительных чисел; двух отрицательных чисел; положительного числа на отрицательное?
3. Сообщение темы урока.
Сформулируйте самостоятельно тему урока.
«Деление отрицательных чисел с одинаковым и разными знаками»
4.Подготовка к работе на основном этапе.
-Что значит 18 :3?
-Что значит 18 : (-3)?
-Что значит 18 : (-3)?
Примеры: -21 : 7= -(21 :7)= -3.
63: (-9); 56: (-7); (-48) : (-8); (-2,4): (-6); (-3,5) : 7; (-6,3) : 0,9.
От чего зависит знак частного двух чисел (знак произведения)?
Таблица.
Зависимость знака произведения и частного от знаков компонентов действия.
Знак числа а Знак числа вЗнак чисел а*в и а:в+ + +
+ - -
- + -
- - +
5.Физкультминутка , упражнение для глаз.
6.Первичное закрепление (в знакомой ситуации, в изменённой ситуации)
При выполнении заданий 1-7 используется рабочий лист урока.
Рабочий лист урока
Дата __________
Ф.И. учащегося __________________________
Класс ___________________________________
Тема урока __________________________________________________________________________
Задание 1. Действуем по правилу.
Выполните деление:
а) -48:12
д) -78:(-6)
и)360:(-12)
б) 64:(-4)
е) 99:(-11)
к) -1:(-1)
в) 12:(-1)
ж) -100:5
л) -18:18
г) -30 : (-10)
з) -850:(-85)
м)-270: (-30)
Задание 2. Найдите неизвестный компонент действия:
а) 25*х= -25
г) -19*х=19
ж) х:(-8)=0
б) х*(-18)=0 д) х:1=-7
з) х:(-1)=-1
в) х*(-30)=30 е) -26:х=26
Задание 3. Вычислите:
а) -7*(-6)+17
д) 10-(-28) : (-7)
б) 18*(-5)-1
е) -36: (-8+20)
в) -8-2*(-8)
ж) -4*(-3): 12
г) -27: (-3)-10
з) 15: (-5)*(-6)
и) -64: (-8): (-4)
Задание 4. Подставьте в выражение а*в: с указанные числа и выполните вычисления:
а) а=-12,в=8,с= -6;
б) а=24,в=-3,с=9;
в) а=60,в=0,с=-5;
г) а=-18,в=-3,с=-9.
Задание 5. Сравните с нулём:
а) -48: 6 < 0 б) -72 : (-9) в) -1 : (-1)
32 : (-4)
-52 : 2 5:(-1)
-42: (-3)
81 : (-9) -7:(-1)
16 : (-8)
-36 : (-3) 0:(-1)
Задание 6. Вставьте пропущенное число.
а) -16 : …=-8 б) -6 : …=6 в) … : (-4)=0
36 : … =-9 4 : …=-4 …: (-1)=1
… : (-5)=11 -7 : …=1 … : 6= (-1)
…. : 3=4 -5 : …=-1 … : (-7)=-1
Задание 7. Заполните таблицу:
а 26 -2 14 -40 -1 - 12-35-671,2 -1,4
в 5 1 -2 -20 -1 14154-35-0,6 -0,7
а : в 7.Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению: п.36 изучить, знать правила,№
8.Рефлексия учебной деятельности и самооценка.
Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились верные высказывания.
А) Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо разделить ____________ делимого на ___________ делителя,
Б) При делении чисел с разными знаками надо:
1) разделить ____________ делимого на ___________ делителя;
2) поставить перед полученным числом знак ________,
В) Делить на ______ нельзя.

Урок 2.
Продолжение рабочего листа.
Задание 8. Заполните таблицу, перечертив её в тетрадь:
Делимое 58-7,24 ?
Делитель 49? 616Частное ? 125-14
1.Актуализация знаний. Устно.
1)Вычислите частное:
а) (-4) :2
б) (-14) : (-2)
в) 215 : (-5)
г) 0 : (-31)
д) (- 1 2) : 12е) 3: (- 13)
ж) (- 45) : (- 54)
2) Найдите корень уравнения:
а) 7,8 : х=7,8
б) х: 125,8=0
в) (-3)*х=6,3
г) -5х=-0,25
д) -1*(-7)*х= 21;
е) 9*(-4)*х=36
2. Подготовка к работе на основном этапе.
Запишите свойства единицы и нуля при делении натуральных чисел. Запишите их в буквенном виде:
а : 1=а;
0 :а =0, а≠ 0.
Делить на нуль нельзя!
Вычислите:
(-123): (-1)
234: (-1)
-345 : 1
0 :23
0 : (-43)
(-34) :0
В чём особенность последнего выражения ? (Данное выражение не имеет смысла).
-Сделайте вывод.
(Свойства нуля и единицы для натуральных чисел справедливы и для отрицательных чисел).
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
1)Стр. 197, №1151 (1-й столбик, на доске и в тетрадях, самопроверка).
Ответ: а) 123 ; б) -125; в) - 29; г) 223; д) - 56; е) 6.
2) стр.198, №1154
Ответ: а) х; б) –к; в) 9; г) -41; д) -1,9.
4.Включение в систему знаний и повторение:
№1165 (стр.199)
9= 3*3; 9= (-3)*(-3);
16=4*4; 16=(-4)*(-4);
25=5*5; 25= (-5) *(-5)
5.Самостоятельная работа и осуществление контроля.
Тренажер из 20 примеров (варианты 1-8).Запишите только ответы.
Критерии оценивания:
«5» -верно решено 20 примеров,
«4» -верно решено 17-19 примеров,
«3» -верно решено 13-16 примеров,
«2» -верно решено менее 13 примеров.
6. Рефлексия учебной деятельности и оценивание учащихся.
7.Домашнее задание: № 1173,1177.