План – конспект урока по истории России. Класс: 9 Тема: «Александра I : Начало правления. Реформы М.М. Сперанского» по учебнику А.В.Торкунова


План – конспект урока по истории России.
Класс: 9
Тема: «Александра I : Начало правления.
Реформы М.М. Сперанского»
Базовый учебник: История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цель урока по содержанию:
обучающая
создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;
выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и неудачами этих начинаний.
развивающая
развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
воспитательная:
создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Тип урока – урок усвоения новых знаний с применением технологии развития критического мышления.
Оборудование: История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова., компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Эпиграфы урока:
В политике Александр тонок,
как кончик булавки, остер, как бритва,
фальшив, как пена морская.
Шведский дипломат ЛагербилькеОн человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
А.С. Пушкин
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности школьников. Сообщение целей и задач урока.
1 этап. Вызов
Учитель. В 1801 г. русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой
А вот что он понимал под этими словами — счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?
Учащиеся сначала индивидуально, формулируют важнейшие проблемы России.
Итог работы — общеклассный кластер
(результат обсуждения в группах) на доске.
Цели царствования Александра I:
ликвидация последствий
правления Павла I; отмена крепостного права;

Цели Александра I


развитие образования в стране
введение конституции;
усовершенствование государственного аппарата,
создание парламента
Учитель. С первых же дней молодой император взялся за государственные дела.
Еще в 1797 г. он писал: «Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, чтобы создать народное представительство, которое составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им».
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «Дней Александровых прекрасное начало».
Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801—1806 гг.?
Работа с материалами § 2—индивидуально,
На доске: Преобразования Александра I в 1801—1806 гг.
Ликвидация последствий правления Павла I
-возвращение репрессированных:
- проведена амнистия 12 тыс. человек.
- открыты границы.
-разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы.
-восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
Решение крестьянского вопроса
-1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах.
-1808, 1809 гг. — Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.
-1801 г. — право не дворян покупать землю.
Усовершенствование государственного строя России
- 1802 г. — Сенат — высший судебный орган.
Проведена реформа государственной власти:
- 1802—1811 гг. — созданы министерства, заменявшие коллегии.
-установлено единоначалие.
Учитель. Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения? (Не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.)
Учитель. Какой же возникает вопрос?( почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное?)
2 этап. Осмысление
Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера — ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала XIX в.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М.Сперанского.
Историческую справку — биографию М.М. Сперанского — сообщает один из учащихся, стр. учебника 17.
ЗАДАНИЯ ПАРАМ
Задание 1
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 17. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы;
б) какие права получили бы эти сословия.
Задание 2
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте три вопроса по изменению положения сословий в России.
Задание 3
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 19. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Среди вопросов, подготовленных учащимися, должен прозвучать и такой: «Кого не устраивал предложенный вариант реформ?».
В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.
Учитель обращает внимание учащихся на приведенный в учебнике (с. 21) отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:
«Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».
Учитель. В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?
Учитель предлагает познакомиться с характеристикой Александра.
Александр I: особенности характера. На доске
П.А. Строганов отмечал: «Император взошел на трон с наилучшими намерениями — утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…»
А. Чарторыйский, друг царя, писал: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю».
Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: «Ты все хочешь учить, а я — самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе».
В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, не разгаданным до гроба.
Учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле — самодержец и т.д.
3 этап урока. Рефлексия
Проводится в виде написания синквейна.
Вот примеры синквейнов, подготовленных учащимися:
АЛЕКСАНДР
Мыслящий, наивный.
Мечтает, планирует, но не осуществляет.
Он — сфинкс, не понятый до гроба.
Он самодержец.
РОССИЯ
Огромная, сильная,
Создает, трудится, развивается.
Она достойна счастья.
Надеюсь.
СПЕРАНСКИЙ
Умный, мечтающий.
Планирует, разрабатывает, стремится.
Он мечтает о свободе в России.
Напрасно.
V. Подведение итогов
Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали на уроке?
Получили ли вы полное представление о реформах начала царствования Александра?
Чему научились в ходе работы?