Конспект коррекционно-логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в различных позициях.


Конспект коррекционно-логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в различных позициях. Слова-действия. Составление синквейна.
(подгрупповое занятие с учащимися 1 класса)
Цель: обучать произносить звук [Л] в словах с закрытым и открытым слогом, вырабатывая самоконтроль; продолжать работать над подвижностью кончика языка, добиваясь чёткого произношения звука [Л]; упражнять в определении звука в слогах и словах, в подборе слов к схемам. Развивать и закреплять фонематический слух на акустический образ данной фонемы. Воспитывать потребность в речевом общении и желании помогать друг другу.
Оборудование: картинки с изображением артикуляционной гимнастики для соноров; профиль звука [Л]; анимационная картинка «Цветок»; запись звучания балалайки, шума моря и крика чаек; картинки с изображением предметов со звуком [Л] и без него; картинки для игры «Определи позицию звука [Л] в слове»; картинка Буратино; цветные кубики, касса букв.Ход занятия.
1.Организационный момент.
а) Приветствие. -Давайте поздороваемся так, как вам хочется.(Здравствуйте. Добрый день).-Я рада вас видеть. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики. Работаем парами. (Пальчиковая гимнастика: пальчики одного ребёнка поочерёдно касаются пальчиков другого ребёнка). Какие у вас пальчики? (Тёплые, нежные, сильные …). А теперь сделайте замочек. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Вот так дружно мы будем с вами сегодня работать на занятии.
б) Дидактическое упражнение: «Кто где сидит?» (Ориентировка в пространстве). -Назовите картинку, где нет звука [Л] и сядьте. Лера, Между кем ты сидишь? Саша, кто сидит справа от тебя? Настя, кто сидит слева от тебя. Даша, кто сидит напротив тебя?
в)Беседа о погоде. –Какая сегодня погода? (Пасмурная, холодная). А какая погода бывает летом? (Тёплая, солнечная). Вы любите солнечную погоду? (Да. Конечно). Посмотрите, как радуются солнышку цветы. (Показ анимационной картинки, где цветы распускаются и тянутся к солнышку).
2.Пальчиковая гимнастика: «Ручки – цветочки». Давайте представим, что наши ручки это цветочки. (Кисти рук лежат на столе, с плотно сжатыми пальцами). Засветило солнышко. И наши «цветочки» стали распускаться, «лепесточки» потянулись к солнышку. (Пальчики медленно раздвигаются и тянутся к верху, а ладошки плотно прижимаются к столу). –Настал вечер. Солнышко прячется, и наши «цветочки» закрываются, будут «спать». (Пальчики медленно опускаются и сжимаются).
3. Сообщение темы занятия. Дидактическое упражнение: «Что звучит?» (Узнавание звучания музыкального инструмента). Звучит запись игры на балалайки. ( Дети называют, что звучит). Давайте проговорим это слово вместе тихо. Скажите, какой звук в этом слове мы услышали два раза? (Звук [Л]). Будем учиться говорить этот звук правильно.
4.Артикуляционные упражнения. «Щётка», «Маляр», «Змейка», «Парус». (Использование карточек: «Рисунки-символы»). –Узнайте, где профиль звука [Л]? (Работа с профилем звука [Л]: положение языка и характер воздушной струи).
5.Работа над звуком [Л] в открытых и закрытых слогах. «Закончи скорогворку».
Говорит - логопед. Говорят дети.
Наш Илюша очень мал ал-ал-ал-ал.
Сняли скатерть со стола ла-ла-ла-ла.
Мы забили дружно гол ол-ол-ол-ол.
Как на улице тепло ло-ло-ло-ло.
Кто стоит в углу лу-лу-лу-лу.
Мы купили новый стул ул-ул-ул-ул.
Он дощечку распилил ил-ил-ил-ил.
Мальчик песенку запел ел-ел-ел-ел.
6.Работа над голосом. «Скажите тихо-громко-шёпотом». (Скороговорка: Ослик был сегодня зол. Он узнал, что он осёл. (Домашнее задание).
7.Развитие фонематического слуха.
-«Какой слог лишний?» (ил-ил-ал; ыл-ыл-ил).
-«Назови пропущенный слог в словах». (пе…, яб…ко, свёк…, со…ма, шоко…, мо…ко).
- «Какое слово лишнее?» (лопата, лампа, ракета; лошадь, робот, лодка).
-«Самое короткое и самое длинное слово?» (Какое слово самое короткое, а какое самое длинное? Лак, лапа, лопата; пилот, водолаз, лук).ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выполнение движений в соответствии с содержанием текста стихотворения. Деревянный Буратино
По заданию Мальвины И побегал, и попрыгал,
И головкой повертел.
Три наклона быстро сделал
И опять за парту сел.
8.Слова-действия.
–Ребята, какие же задания выполнил Буратино? (Побегал, попрыгал, повертел, сделал, сел). На какой звук заканчиваются эти слова? (На звук [Л]). Что же обозначают эти слова? Действия. Мы с вами уже знаем слова-предметы, слова-признаки и вот теперь узнали слова-действия. Слова-действия обозначаем двумя линиями. У вас лежат схемы всех слов. Покажите мне схему слов-действий. А теперь придумайте своё слово-действие.
-«Строим пирамиду» -Ребята, помогите Буратино построить пирамиду. (На оранжевые квадратики надо поставить картинки со звуком [Л] в начале слова, на жёлтые картинки со звуком [Л] в середине слова, а на тёмно –красные картинки со звуком [Л] в конце слова. Красивая получилась пирамидка? (Да). Что делали вы и Буратино? (Строили). Что означает слово СТРОИЛИ? (Действие).
- «Узнай действие!» -Вытащите картинки из своего конвертика, посмотрите и запомните действие, которое там изображено, но никому не показывайте и не говорите. А теперь Лера покажет нам, а мы отгадаем что она делает. (Дети по очереди показывают действие, которое изображено на их картинке. Все остальные называют, что делает их товарищ. Буратино ставит на доску буквы, если правильно отгадали действие, из которых в конце занятия дети составят слово).РЕЛОКСАЦИЯ. –Сядьте поудобней. Сейчас вы что-то услышите. Закройте глаза и послушайте. (Слушаем шум моря и крик чаек). –Что вы слышали? Что вам захотелось делать? (Купаться, загорать, нырять…). Что это за слова? (Слова-действия).
9.Составление синквейна. –Ребята, кто же у нас сегодня в гостях? (Буратино.). Буратино тоже захотел поплавать в море. Какой Буратино? (Весёлый, умный, смешной …). Что это за слова? (Слова-признаки). А теперь назовите слова-действия, которые выполняет Буратино. (Прыгает, бегает, смеётся …).
-А теперь придумайте предложение к этой схеме: . (Буратино играет. Буратино пляшет. Буратино смеётся.). Ребята, а кто такой Буратино? (Игрушка).
10.Расскажите о Буратино. ( Буратино весёлый, умный; играет, смеётся. Буратино прыгает. Игрушка.)11.Задания от Буратино. –Выберите картинку у Буратино и составьте название изображённого предмета из букв. Где звук [Л]в названии твоей картинки? Придумайте слово – действие к вашему предмету. (Юла кружится. Лось стоит. Лодка плывёт.)12.Рефлексия.
-Смысловая рефлексия занятия (Что учились делать?). Что нам скажет Буратино? Мы это узнаем, когда сложим слово из букв. (Молодцы).
-Эмоциональная рефлексия занятия (Что понравилось?).
–Буратино приготовил для вас загадки. Вы их дома выучите и загадаете на следующем занятии.
-Пароль на выход. –А теперь мы расскажем ещё одну скороговорку про лося, старайтесь хорошо говорить звук [Л].
-Попрощайтесь! (До свидания! До встречи!).