Урок по русскому языку Функционально-смысловые типы речи


План-конспект
открытого урока по
русскому языку и культуре речи

Функционально-смысловые типы речи.
Описание состояния среды.

ЦП
Поприветствуем друг друга, проверьте готовность к уроку. Здравствуйте. Тема нашего урока: (слайд)
Зная тему урока, сформулируйте цели (слайд), а именно: что мы должны узнать и чему научиться.
-Где вы сможете применить эти знания и умения?
-Расскажите, что вы знаете о типах речи? (индивидуальные задания трех студентов с презентациями).
Т.о., по особенностям синтаксических связей и по функционально-смысловым характеристикам все речевые произведения делятся на три типа: описание, повествование, рассуждение.
Насколько хорошо вы разбираетесь в типах речи покажет терминологический диктант.
Задание: определите названия типов речи, ответ запишите.
Терминологический диктант. Запишите названия типов речи. (задания на карточках)
Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.
Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.
Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
Теперь проверим (слайд с ответами)
-Что можно описать? Назовите виды описаний. (слайд с видами описаний)
-Как вы думаете, какие из видов описаний вы будете рассматривать в школе с учащимися?
2. Сегодня на уроке мы научимся наблюдать изменения состояния окружающей среды, описывать их, используя различные средства языка, а также продолжим совершенствовать речевую культуру, т.к. речевая культура- это неотъемлемая часть общей культуры человека (высказывание на доске) В этом нам помогут замечательные репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского.
Художник писал преимущественно морские пейзажи, поэтому его можно назвать маринистом. Если посмотреть значение этого слова в словаре, то увидим, что маринист – художник, рисующий морские виды, а это, в свою очередь, является одним из видов пейзажа, т.к. пейзаж –это и есть отражение состояния природы в искусстве.
Море описывают не только художники – маринисты, но и художники слова. Таким замечательным художником слова был Василий Андреевич Жуковский.
Я прочитаю отрывок из стихотворения В.А.Жуковского «Море», сравните эти строки с репродукциями картин Айвазовского. Что общего? (звучит музыка, по телевизору демонстрируются репродукции картин Айвазовского).
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою
-Что общего в описании моря, передачи чувств?(слайд)
«Сюжет картины, - говорил Айвазовский, - слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта Я до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем своей кистью».
Согласитесь, Айвазовскому и Жуковскому удалось донести всю прелесть этого непредсказуемого, переменчивого природного явления.
Известный художник Исаак Левитан говорил: «Настроение природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими переживаниями; но природу, где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не всякий может».
А мы научимся передавать стихию природы, и в этом нам помогут репродукции картин И.В. Айвазовского.
-Послушайте текст и назовите его принадлежность к типу речи. Ответ аргументируйте. (музыка) Тексты на партах.
Бездонное лунное небо. Создается впечатление таинственной ночной жизни. Безмолвие. Мутная подвижность воздуха настораживает. Чувствуется утомленность замершего моря. Едва слышно разрезая воду, возникает корабль-призрак на фоне бледно-желтой лунной дорожки, отороченной светом скучающей луны. Тихо, но неспокойно.
-Описанная картина возникла в вашем воображении? Опишите её.
Сравните картину, нарисованную вашим воображением с репродукцией картины Айвазовского «Черное море ночью». Такую картину вы себе представляли?
Прочитайте текст вслух ещё раз. Определите образную систему предложенного отрывка
·. (ночное Черное море, луна, лунная дорожка, корабль-призрак)
-Чтобы описать состояние природы, нужно знать структуру данного описания, познакомимся с ней (слайд).
Т.о. данное мы определили, наша задача найти новое.
-Выберите из текста слова, которые изображают состояния природы.
(мутная подвижность, утомленность замершего моря, едва слышно разрезая воду, бледно-желтой лунной дорожки, отороченной светом, тихо, но не спокойно)
Если проанализировать отрывок, какие языковые средства использует автор?
Состояние природы выражено:
-безличными глаголами
-словами категории состояния
-существительными
-дееприч. и причаст.
-Объясните, почему же неспокойно, почему подвижность воздуха настораживает?
Обычно так бывает перед бурей, особенно когда облака имеют такой мрачный вид.
Но мы будем настроены оптимистично. Будем надеяться, что бури все-таки не будет и этот одинокий корабль спокойно пристанет к родной пристани.
Работа по картине «Девятый вал». Теперь обратим внимание на другую репродукцию картины Айвазовского «Девятый вал»
Герои этого полотна показаны в исключительной ситуации. Всю ночь бушевал шторм, корабль потерпел крушение, люди продолжают сражаться с грозной стихией, которая готовит им ещё одно испытание: обрушивает девятый вал. По древнему поверью моряков, буря рождает девять валов. Девятый - самый сокрушительный, роковой и последний. Согласитесь, настроение этой картины совсем иное, её можно рассмотреть с двух позиций: оптимистического и пессимистического начал. Внушает оптимизм то, что люди все-таки спаслись; но корабль разрушен, борьба продолжается, что рождает и пессимистические ожидания.
Предлагаю творческую работу по этой репродукции.
1 вариант – оптимисты
2 вариант –пессимисты.
Опишите состояние природы, используя различные языковые средства.
Слушаем описание состояния среды. Будьте внимательны, т.к. после необходимо проанализировать услышанный текст, пользуясь предложенными критериями (на слайде).
Заключительное слово.
Бесспорно, ни один из вас не попадал в сильный шторм. А вот лирический герой романтической повести А.Бестужева – Марлинского «Фрегат «Надежда», опубликованной в 1833 году испытал его. Послушаем отрывок из произведения.
Случалось ли вам испытывать сильный шквал на море?.. На минуту воцаряется какая – то грозная тишина: море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху, водная метель с визгом летит над водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком, изорванным молниями, белой стеной катится вал Ближе, ближе, близко – ударил! Нет слов, нет звуков, чтобы выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана, встретившего препону; кажется, весь ад пирует и хохочет
4. Домашнее задание. Закончить написание сочинения – описания по репродукции Айвазовского «Девятый вал», а также подобрать примеры к каждому стилю речи.

1. Терминологический диктант. Запишите названия типов речи.
Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.
Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.
Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.

2. Прочитайте текст и назовите его принадлежность к типу речи. Ответ аргументируйте.
Бездонное лунное небо. Создается впечатление таинственной ночной жизни. Безмолвие. Мутная подвижность воздуха настораживает. Чувствуется утомленность замершего моря. Едва слышно разрезая воду, возникает корабль-призрак на фоне бледно-желтой лунной дорожки, отороченной светом скучающей луны. Тихо, но неспокойно.





15