Урок УП Кладка столбиков 08.01.07 мастер общестроительных работ


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Семикаракорский агротехнологический техникум»
План урока производственного обучения
На тему: «Производство каменной кладки столбиков
под половые лаги»
Разработала: Черевкова Л.В.
мастер производственного обучения
г. Семикаракорск.
2015год
Утверждаю:
Зам. директора по УПР _____ Голобородова И.Н.
План урока по учебной практике
Мастер производственного обучения Черевкова Л.В.
Профессия: «Мастер общестроительных работ» (270802.09)
ПМ 0.3. «Выполнение каменных работ».
МДК 03.01. «Технология каменных работ»
У.П. Вид работ: «Выполнение комплекса каменных работ различной сложности».
Тема урока: «Производство каменной кладки столбиков под половые лаги»
Цели урока:
Обучающая:
Научить обучающихся основным способам кладки столбов. Способствовать овладению компетенций: ПК-3.2 , ОК 1-3, 6.
Научить применять теоретические знания на практике путем организации самостоятельной работы по освоению приемов и операций;
своевременно предупреждать возникновение дефектов путем организации самоконтроля при выполнении трудовых приемов и операций.
Развивающая:
Развивать интерес к профессии, умение оперативного мышления в анализе признаков нарушения технологического процесса, умения рефлексии. Вырабатывать у обучающихся позитивную, профессиональную «Я – концепцию», развивать умение принимать самостоятельные решения.
Воспитывающая:
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу, рациональному использованию инструментов и материала. Формировать у обучающихся культуру производственного труда, стремление к профессиональному совершенствованию. Формировать осознание учащимися перспективы собственного профессионального развития, использование ими природных интеллектуальных данных.
Тип урока: Урок по изучению и выполнению трудовых приёмов и операций.
Метод обучения: ситуативный, развивающий, практический.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, бригадная.
М.Т.О.: уровень-8шт, кельма-12шт, кирка-4шт, металлическое корыто для раствора-2шт, глиняный раствор-250кг, кирпич керамический-190шт. индивидуальные емкости для раствора- 12шт.
Ход урока:
1.Организационная часть (3-5мин.):
1.1. Проверка явки учащихся.
1.2. Проверка внешнего вида учащихся.
1.3. Проверка готовности к уроку.
2. Вводный инструктаж (40 мин.):
2.1. Сообщение темы программы (урока).
2.2. Сообщение целей урока
2.3 Мотивация: знания, полученные на сегодняшнем занятии, пригодятся вам в дальнейшей жизни, как в быту, так и на производстве во время строительства при устройстве различных столбов. 2.4. Актуализация опорных знаний: (в скобках предполагаемые ответы учащихся)
-- Какой раствор мы применяем? (глиняный)
--Почему? ( он пластичный, многоразового использования, безвредный )
--Какой должна быть консистенция раствора? ( густая сметана ).
--Что будет если раствор:
а) - жидкий? ( он течёт с мастерка, потери раствора, толщина шва меньше )
б) –густой? (он крошится, заполняемость шва хуже, шов больше нормы
больше времени уходит для выравнивания кирпича).
-- а какой должна быть толщина шва?
(горизонтального 8-15мм, вертикального 8-12мм.)
-- Покажите какой раствор вы приготовили, охарактеризуйте его.
--Покажите как правильно подбирать раствор мастерком и почему?
--Вспомним размеры кирпича (120мм*250мм*65мм)
--Назовите его грани (ложок, тычёк, постель).
--Как вы думаете? Есть ли какая-то связь между размерами сторон: ложковой
и тычковой? (сумма двух тычковых сторон плюс толщина шва равны размеру ложковой стороны).--Как вы думаете? Для кладки одной кирпичной конструкции можно использовать кирпич от разных производителей и почему? (нежелательно т.к у каждого предприятия свои формы для производства кирпича (допуски + - 0,2мм ), и глина различных оттенков.).
--Какими контрольно измерительными инструментами мы будем пользоваться?
(метр, уровень, угольник, отвес,)--Как проверить точность показаний уровня? (показывает)
--Что мы будем контролировать? (горизонтальность и вертикальность кладки).
--Как вы понимаете выражение: перевязка швов? Для чего она нужна?
(каждый шов должен быть перевязан выше лежащим кирпичём, чтобы кладка была крепкой и не разваливалась).-- Какие столбики вам встречались в быту? (отвечают)
--Сегодня мы с вами освоим кладку столбиков толщиной в 1,0 кирпич по однорядной системе перевязки швов..2.5. Формирование ориентировочной основы деятельности учащихся.
Инструктирование обучающихся по организации рабочего места, соблюдению безопасных условий труда (учащиеся вспоминают, мастер дополняет), расписываются в журнале по Т.Б.
Объяснение и показ наиболее рациональных приёмов кладки столбов. Вопросами, вынуждая обучающихся думать и самостоятельно принимать правильные решения.
--Сколько нужно зачерпнуть раствора, чтобы приготовить постель для одного
кирпича? (один мастерок с горой)
--Как правильно распределить раствор? (надо отступить от края кирпича на 0,5см)
-- Как вы думаете? Какой должна быть толщина шва? (1 см) Почему? (отвечают).
--Как мы перевяжем шов? (один из обучающихся показывает).
Мастер выполняет кладку одного кирпича, показывая как правильно подрезать выступивший раствор.
--Что теперь нам нужно сделать? (проконтролировать горизонтальность и вертикальность с помощью уровня).
Мастер выполняет кладку второго кирпича, подрезая выступивший раствор.
--А теперь что нам нужно контролировать? (прямой угол - угольником а горизонтальность и вертикальность кладки - уровнем).

2.6 Закрепление нового материала.
Предлагаю 1-2 из обучающихся повторить очерёдность приёмов .Распределяю по звеньям
Выдаю учащимся задание на практическую работу согласно образцу.
3. Текущий инструктаж
Деятельность учащихся
3.1 Самостоятельная работа учащихся по устройству столбиков под половые лаги с применением ранее освоенных компетенций по выполнению подготовительных работ, организации рабочего места, приготовлению расстиланию и подрезкой раствора. Своевременное предупреждение возникновения дефектов путем организации самоконтроля при выполнении трудовых приемов и операций.
Контроль качества кладки уровнем, угольником и отвесом.
Деятельность мастера
3.2 Целевые обходы рабочих мест учащихся, индивидуальное инструктирование:
1 обход—проверка организации и содержания рабочих мест;
2 обход—проверка правильности выполнения трудовых приёмов. Коллективное текущее инструктирование.
3 обход—проверка соблюдения безопасных условий труда, правильности ведения самоконтроля.
4 обход—контроль за соблюдением технологической последовательности выполнения практической работы.
5 обход—индивидуальная помощь слабым учащимся в выполнении задания.
3.3. Самооценка выполненной работы с учетом правильной организации рабочего места, соблюдения безопасных условий труда.
4.Заключительный инструктаж
4.1 Подведение итогов (достигнута ли цель урока)
4.2 Проведение анализа занятия учащимися, самостоятельная оценка выполненных работ.
4.3 Сообщение оценки качества работ, (отметить лучшие работы), разбор наиболее характерных ошибок, занесение оценок в журнал.
4.4 Объявление темы следующего урока.. Уборка рабочих мест.
5.1 Разборка кладки, зачистка и складирование кирпичей.
5.2 Уборка рабочих мест.
Домашнее задание
1. Повторить вопросы:
Что называют рабочим местом каменщика?
Что обеспечивает применение порядовок?
В какой последовательности выполняют расшивку наружных швов?
По какой системе перевязки выкладывают кирпичные столбы и простенки?
2. Рассчитать сколько потребуется керамического кирпича при кладке
столба толщиной 1,5х1,5 кирпича квадратного сечения при высоте восемь рядов.
Алгоритм учебно - производственных работ при выполнении кирпичной кладки столбов по трёхрядной системе перевязки швов.
№ Наименование работы.
Содержание учебно-производственных работ. Осваиваемые компетенции.
Кирпичная кладка столбов 1 Подготовка рабочего места и инструмента к работе.
-организация рабочего места, проверка на пригодность угольника, уровня, кельмы, молотка - кирочки. ПК 3.1
ОК 2, ОК 6.
2 Приготовление раствора, кирпича:
-доведение глиняного раствора до консистенции «сметаны».
- зачистка кирпича бывшего в употреблении. ПК 3.1
ОК 2, ОК 6.
3 Кладка тычкового ряда:
-подача кирпича и раствора к месту кладки,
- укладка кирпичей в тычковый ряд. ПК 3.1 ПК 3.2
ОК 2, ОК 3, ОК 6.
4 Кладка трёх ложковых рядов по цепной системе перевязки:
- соблюдением перевязки швов.
-размещение рабочего раствора на «постели» с отступом на 5-8мм от края,
-укладка кирпичей с заполнением горизонтальных и вертикальных швов раствором методом в прижим или в присык..ПК 3.1
ОК 2, ОК 3,
ОК 6.
5 -продолжение кладки тычкового пятого ряда с учётом перевязки швов. 6 Контроль качества кладки:
-соблюдение горизонтальности и вертикальности кладки
-контроль заполняемости швов
-контроль толщины вертикальных (8-12мм) и горизонтальных (10-15мм швовПК 3.1
ОК 2, ОК 3,
7 Разборка кладки.
Уборка рабочего места. ОК- 6.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (выполнения практического задания)
Оценка Организация рабочего места Соблюдение правил техники безопасности Качество кирпичной кладки
Кладка столба согласно алгоритма работ. Полное заполнение швов. соблюдение расшивка швов
горизонтальности вертикальности 5 правильно организовано рабочее место соблюдены правила безопасности труда без отклонений Без отклонений без отклонений без отклонений Швы расшиты полностью по горизонтальности и вертикальности
4 правильно организовано рабочее место соблюдены правила безопасности труда
отклонения составляют до10%
Заполнение швов по горизонтали, по вертикали с нарушениями Отклонение кладки по горизонтали не более 2мм Отклонение по вертикали не более 5 мм Швы расшиты с отклонениями, некоторые ряды пропущены
3 незначительные недочеты в организации рабочего места соблюдены правила безопасности труда отклонения составляют 15% Заполнение швов по горизонтали с нарушениями, по вертикали с нарушениями Отклонение кладки по горизонтали не более 3мм Отклонение по вертикали не более 10 мм Швы расшиты с отклонениями, пропущены вертикальные швы
2 нерационально организовано рабочее место нарушены правила безопасности труда.
отклонения составляют свыше 30% Заполнение швов не соответствует регламенту, заполнены «впустошовку» Отклонение кладки по горизонтали более 3мм Отклонение по вертикали более 10 мм Швы не расшиты
Проблемные производственные ситуации
Ситуация № 1
При возведении забора, где применяется кирпичная кладка столбов, швы лучше всего расшивать сразу же после кладки? на следующий день? или вовсе не расшивать?
Выберите наиболее приемлемый для вас вариант.
Ответ:
А Варианты исправления такой ситуации существуют, но они довольно хлопотные.
Б Если вам по великому несчастью досталась такая не качественная работа строителей, то можно произвести расшивку и уже после некоторого количества времени.
В Своевременная расшивка швов кирпичной кладки предоставит вам не столько силовых усилий, сколько потребует от вас усидчивости и кропотливости в своих стараниях.
Г Несколько десятилетий назад на данный этап вообще не обращали внимания, да и в наше время многие недобросовестные работники не делают расшивки швов, экономя свое личное время за личный счет своего клиента.


Проблемные производственные ситуации
Ситуация № 2
При выполнении общестроительных работ, вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного начальника прораба - закончить монтаж фундамента иа от главного инженера организации в которой работаете - приступить к кладке столба. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу.
Выберите предпочтительное решение.
Ответ:
А. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.
Б. Сначала буду выполнять задание наиболее важное, на мой взгляд.
В. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.
Г. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Семикаракорский агротехнологический техникум»
План урока производственного обучения
На тему: : «Кладка карниза разделяющего:
«Поясок с «башмаком».
Разработала: Черевкова Л.В.
мастер производственного обучения
г. Семикаракорск.
2016год
Утверждаю:
Зам. директора по УПР _____ Голобородова И.Н.
План урока по учебной практике
Мастер производственного обучения Черевкова Л.В.
Профессия: «Мастер общестроительных работ» (08.01.07.)
ПМ 0.3. «Выполнение каменных работ».
МДК 03.02. «Технология монтажных работ при возведении
кирпичных зданий».
УП. Вид работ: «Кладка сложных архитектурных элементов
из кирпича и камня».
Тема урока: «Кладка карниза разделяющего:
«Поясок с «башмаком».
Цели урока: Научить учащихся основным способам кладки карнизов. Способствовать овладению компетенций: ПК-3.3 , ОК 1-7, навыками трудовой деятельности. Учить этике трудовых взаимоотношений
Развивать интерес к профессии, логическое мышление, умения рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; вырабатывать у учащихся позитивную, профессиональную «Я – концепцию».
Формировать осознание учащимися перспективы собственного профессионального развития, использование ими природных интеллектуальных данных.
Тип урока: Урок по изучению и выполнению трудовых приёмов и операций.
Метод обучения: ситуативный, развивающий, практический.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, бригадная.
М.Т.О.: уровень-8шт., правило-2шт, кельма-12шт, кирка-4шт, гвозди-30шт, шнур-причалка-30м., металлическое корыто для р-ра-2шт, глиняный раствор-250кг, кирпич керамический-600шт. индивидуальные емкости для раствора- 12шт.
Ход урока:
1.Организационная часть (3-5мин.):
1.1. Проверка явки учащихся.
1.2. Проверка внешнего вида учащихся.
1.3. Проверка готовности к уроку.
2. Вводный инструктаж (40 мин.):
2.1. Сообщение темы программы.
2.2. Сообщение целей урока
2.3 Мотивация: знания, полученные на сегодняшнем занятии пригодятся вам в дальнейшей жизни, как в быту, так и на производстве во время строительства при устройстве карнизов.
2.4. Актуализация опорных знаний: ( в скобках предполагаемые ответы учащихся )
-- Какой раствор мы применяем? (глиняный)
--Почему? ( он пластичный, многоразового использования, безвредный )
--Какой должна быть консистенция раствора? ( густая сметана ).
--Что будет если раствор:
а) - жидкий? ( он течёт с мастерка, потери раствора, толщина шва меньше )
б) –густой? (он крошится, заполняемость шва хуже, шов больше нормы
больше времени уходит для выравнивания кирпича).
-- а какой должна быть толщина шва?
(горизонтального 8-15мм, вертикального 8-12мм.)
-- Покажите какой раствор вы приготовили, охарактеризуйте его.
--Покажите как правильно подбирать раствор мастерком и почему?
--Вспомним размеры кирпича (120мм*250мм*65мм)
--Назовите его грани (ложок, тычок, постель).
--Как вы думаете? Есть ли какая-то связь между размерами сторон ложковой
и тычковой (сумма двух тычковых сторон, плюс толщина шва равны размеру ложковой стороны).--Как вы думаете? Для кладки одной кирпичной конструкции можно использовать кирпич от разных производителей и почему? (нежелательно т.к у каждого предприятия свои формы для производства кирпича (допуски + - 0,2мм ), глина различных оттенков.).
--Какими контрольно измерительными инструментами мы пользуемся?
(метр, уровень, угольник, отвес, рулетка).
--Как проверить точность показаний уровня? (показывает)
--На каких участках чаще всего ведётся контроль? (маячки, шнур причалка).
--В какой шов мы устанавливаем первый гвоздь для шнура причалки и почему? (в вертикальный, чтобы не смещался)
--Как вы понимаете выражение: перевязка швов? Для чего она нужна?
(каждый шов должен быть перевязан, выше лежащим кирпичом, чтобы кладка была крепкой и не разваливалась.-- Какие карнизы вы изучали на уроках технологии? (разделяющий, венчающий, арочный).
--Сегодня мы с вами освоим кладку карниза разделяющего «Поясок с башмаком».
2.5. Формирование ориентировочной основы деятельности учащихся.
Инструктирование учащихся по организации рабочего места, соблюдению безопасных условий труда (учащиеся вспоминают, мастер дополняет и все вместе повторяют).
Объяснение и показ наиболее рациональных приёмов устройства карниза разделяющего. Вопросами, вынуждая учащихся думать и самостоятельно принимать правильные решения.
--Как вы думаете? Каким должен быть выступ (не более 3мм)
--Где нужно устраивать маячки? ( по кроям кладки).
--Сколько шнуров причалок и где мы должны натянуть? ( 2- один сверху, другой снизу).
Мастер с помощью учащегося выполняет сухую (без р-ра) кладку карниза.
2.6 Закрепление нового материала.
Предлагаю 1-2 уч-ся повторить очерёдность приёмов установки маячков и шнуров причалок, раскладки кирпича.
Выдаю учащимся задание на практическую работу согласно образцу.
3. Текущий инструктаж
Деятельность учащихся
3.1 Самостоятельная работа учащихся по устройству карниза разделяющего: «Поясок с башмаком», с применением ранее освоенных компетенций приготовления раствора, кладки стен по однорядной и цепной системе перевязки швов, установки маячков и шнуров причалок.
Деятельность мастера
3.2 Целевые обходы рабочих мест учащихся, индивидуальное инструктирование:
1 обход—проверка организации и содержания рабочих мест;
2 обход—проверка правильности выполнения трудовых приёмов. Коллективное текущее инструктирование.
3 обход—проверка соблюдения безопасных условий труда, правильности ведения самоконтроля.
4 обход—контроль за соблюдением технологической последовательности выполнения практической работы.
5 обход—индивидуальная помощь слабым учащимся в выполнении задания.
3.3. Самооценка выполненной работы с учетом правильной организации рабочего места, соблюдения безопасных условий труда.
4.Заключительный инструктаж
4.1 Подведение итогов (достигнута ли цель урока)
4.2 Проведение анализа занятия учащимися, самостоятельная оценка выполненных работ.
4.3 Сообщение оценки качества работ, (отметить лучшие работы), разбор наиболее характерных ошибок, занесение оценок в журнал.
4.4 Объявление темы следующего урока.
5. Уборка рабочих мест.
5.1 Разборка кладки, зачистка и складирование кирпичей.
5.2 Уборка рабочих мест.
Алгоритм учебно - производственных работ при выполнении кирпичной кладки карниза разделяющего: «Поясок с «башмаком»».
№ Наименование работы.
Содержание учебно-производственных работ. Кирпичная кладка карниза разделяющего: «Поясок с «башмаком»». 1 Подготовка рабочего места и инструмента к работе.
-организация рабочего места, проверка на пригодность угольника, уровня, кельмы, молотка - кирочки. 2 Приготовление раствора, кирпича:
-доведение глиняного раствора до консистенции «сметаны».
- зачистка кирпича бывшего в употреблении. 3 Кладка тычкового ряда:
-подача кирпича и раствора к месту кладки,
- укладка кирпичей в тычковый ряд. 4 Кладка трёх ложковых рядов по цепной системе перевязки:
- устройство крайних маячков с соблюдением перевязки швов.
- натягивание шнура - причалки,
-размещение рабочего раствора на «постели» с отступом на 8-10мм от края,
-укладка кирпичей с заполнением горизонтальных и вертикальных швов раствором. 5 Начало кладки карниза способом «башмак» с использованием двух шнуров – причалок:
-устройство выступающих и рядовых маячков,
-натягивание двух шнуров причалок,
-кладка декоративного ряда способом «башмак». 6 Кладка выступающего ложкового ряда «пояска» по шнуру-причалке:
-устройство крайних маячков «мостиком», натягивание шнура причалки.
-кладка выступающего ряда «пояска» 7 Обрез «пояска»: продолжение кладки основной стены ложковыми рядами по цепной системе перевязки:
-устройство крайних маячков с отступом.
-продолжение кладки освовной стены с учётом перевязки швов. 8 Контроль качества кладки:
-соблюдение горизонтальности и вертикальности кладки
-соотношение выступа и «обреза» декоративного пояска 9 Разборка кладки. Уборка рабочего места.
Основные оценочные показатели:
умение использовать полученные теоретические знания на практике;
правильная организация труда, рабочего места.
выполнение требований к качеству работы;
усвоение рациональных трудовых приёмов;
самостоятельность в работе;
Правильно в строго технологической последовательности выполнено задание:
рабочее место, инструмент учащегося отвечает требованиям СНиП;
подбор кирпича выполнен в соответствии со стандартом и заданием;
раствор подготовлен в соответствии с технологией приготовления и в нужной консистенции;
натягивание причалок выполнено правильно;
материалы для кладки (кирпич, раствор) поданы и разложены по месту работы правильно;
рабочие операции по кладке кирпича выполнены правильно;
контроль качества кладки произведён правильно с применением контрольно-измерительных инструментов и приспособлений;
расшивка швов выполнена качественно, с правильной поочерёдностью;
рабочее место приведено в порядок;
учащийся уложился в учебный норматив.
соблюдение требований техники безопасности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
2 балла выставляется за практическое задание, выполненное с нарушением технических и технологических требований (допущение брака), при невыполнении норм времени, слабом усвоении трудовых приёмов, существенных нарушениях в организации рабочего места, неумении самостоятельно работать и выполнять задание даже с помощью мастера производственного обучения.
3 балла выставляется за практическое задание, выполненное в соответствии с техническими требованиями, но после исправления и переделок, при незначительном невыполнении норм времени, нетвёрдом усвоении некоторых приёмов, при отдельных нарушениях в организации рабочего места, недостаточной самостоятельности в работе.
4 балла выставляется за практическое задание, выполненное в соответствии с техническими требованиями, при правильном применении основных трудовых приёмов, правильной организации рабочего места, выполнении норм времени и незначительной помощи мастера производственного обучения.
5 баллов выставляется за практическое задание, выполненное в полном соответствии с техническими требованиями, при использовании рациональных приёмов труда, правильной организации рабочего места, выполнении и перевыполнении норм времени и умении самостоятельно работать, при строгом соблюдении требований техники безопасности.
Практическая работа:
Выполнение кладки карниза разделяющего
«поясок с башмаком»
1ряд- тычковый (целых кирпичей- 15 штук)
2, 3, 4 ряды - ложковые с обрезом (20 штук целых + 2 половинки)
5 ряд - тычковый с напуском «башмак» (13 половинок)
6 ряд – ложковый с напуском (6 целых + 2 половинки)
7, 8 – ложковые без напуска (13 целых кирпичей).
Схема выполнения задания (система перевязки швов):