Реферат Использование личностно-ориентированных и развивающих технологий в обучении иностранным языкам в школе


Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Использование личностно-ориентированных и развивающих технологий в обучении иностранным языкам в школе
Выполнила: студентка IV курса
ф-та иностранных языков, группа 2А
Иванова Екатерина Викторовна
Пушкин
2015
Использование личностно-ориентированных и развивающих технологий в обучении иностранным языкам в школе
Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. Это Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов).
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий:
авторитарные технологии;
дидактоцентрические технологии;
личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированное взаимодействие – это взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта (Алексеев:2006).
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Рассматривая гуманно-личностные технологии, следует отметить, что они, отвергают принуждение, наоборот, носят идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
К личностно-центрированным технологиям относятся:
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
Имитационного моделирования (игровая)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Психологическая (самоопределенческая)
Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.
ДеятельностнаяХарактерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Рефлексивная
Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интегральной технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.
Технология развивающего обучения
Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Развивающее обучение:
- учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;
- опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;
- расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
- направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:
вне деятельности нет развития;
знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Развивающий характер обучения связан, прежде всего, с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения - это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи.
Особенность методики составляет целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) - особая форма активности обучаемого, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. ЦУД не тождественна активности. В данном случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов. Организовать ЦУД - основная и наиболее сложная методическая задача преподавателя. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Технология развивающего обучения предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Иными словами, оценка отражает персональное развитие учащегося, совершенство его учебной деятельности. Если учащийся работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого учащегося это весьма посредственный результат.
Использование личностно-ориентированных и развивающих технологий в обучении английскому языку в Большеврудской СОШ
Просмотрев календарно-тематические планирования разных классов, я могу сказать, что в Большеврудской СОШ для обучения английскому языку учителя используют личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Одним из примеров может являться творческий проект – стенгазета. Учитель английского языка, Лустенкова Татьяна Алексеевна, и коллектив 6 класса совместно сделали стенгазету на английском языке для недели гуманитарных предметов. Эта стенгазета привлекла всеобщее внимание. На ней были изображены предметы или названия, которые встречаются нам в повседневной жизни, и объяснены их значения (например, beeline – bee – пчела, line - линия). Очень многие ребята останавливались и внимательно читали, смеялись, и даже проверяли слова по словарю. Такая газета будет способствовать развитию памяти и ассоциативного мышления, расширит кругозор. Я думаю, эта газета обратит внимание детей на значимость языка, и на то, что если быть внимательным, его можно изучать даже самостоятельно.
Еще одну газету в это же время под руководством учителя английского языка, Прошкиной Елизавета Владимировна, выполнили учащиеся второго класса. Газета получилась очень яркой и привлекала внимание. На ней были ребусы и головоломки, кроссворды, которые соответствовали уровню знаний второго класса: цвета, алфавит и так далее. Такая газета систематизирует знания и заинтересует детей в изучении языка. Кроме того, само время создания этой газеты пройдет интересно, что покажет детям, что изучение английского может проходить весело. А для детей второго класса понять это очень важно, ведь они только начинают учить язык и если их сейчас не заинтересовать, вряд ли получится изменить их мнение впоследствии.
Я тоже решила последовать примеру учителей. 10 класс решил посвятить газету своим мамам (так как это происходило накануне Дня Матери). Они вклеили фотографии своих мам и подписали приятные слова, стихи на английском языке. В 11 классе есть девочка, которая замечательно рисует. На газете она нарисовала маму с младенцем на руках и рядом написала большое стихотворение на английском языке. Ученица 7 «А» класса сделала газету с фотографиями о своей маме и бабушке. Кроме этих трех газет, мне принесли много рисунков и открыток на английском языке, сделанные своими руками. (Фотографии газет, рисунки и открытки учащихся представлены в отчете по практике)
Другой пример личностно-ориентированных и развивающих технологий используемых в Большеврудской СОШ – игра. На одном из своих уроков Прошкина Е.В. проводила игру со вторым классом. Ребята должны были составить из букв слова, соединить буквы по алфавиту, чтобы получилась картинка, разукрасить картинку необходимым цветом и так далее. Урок проходил так интересно, что время пролетело незаметно. Все ученики были вовлечены в процесс обучения. В такой интересной форме обучения как игра, слова запоминаются лучше и быстрее.
На своих уроках я предложила ученикам решить кроссворды. В пятых классах это заняло целый урок, а в 8 «Б» и 11 классах всего несколько минут от урока. Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Кроссворд можно использовать для повторения и усвоения английских слов. Решение кроссвордов способствует развитию сообразительности и ассоциативного мышления, расширяют кругозор и развивают память, систематизирует знания, учит работать с информационными источниками. Кроме того, если ученики будут работать в группах или парно (как это было в 5 классах), они будут способствовать формированию коллектива, будут развивать ответственность. Получив кроссворд на руки, ученики видят цель, решая кроссворд визуализируются этапы ее достижения. Ученики могут оценить свои сильные и слабые стороны в английском языке. (Кроссворды учащихся представлены в отчете по практике)
Проект – еще один пример. На одном из уроков в 7 «А» классе мы проходили разные страны. Я предложила ученикам сделать дома небольшие презентации об одной из англоязычных стран и представить эту страну на уроке. Такое домашнее задание понравилось учащимся, а, следовательно, мотивировало их на работу. Презентации получились неплохие. Одна ученица меня порадовала. В ее презентации видны старания, она не содержала ошибок и была интересной и красочной. Такой урок я считаю полезным, так как во время работы учащиеся учатся извлекать из текста информацию и использовать полученные сведения, учатся обосновывать свое мнение с помощью прочитанной информации, учатся рассказывать с опорой на образец, активизируют изученный лексико-грамматический материал.
Во время прохождения практики я присутствовала на интегрированном уроке «Пушкин - Байрон», к которому помогала готовиться. Урок проводился в 10 классе учителем английского языка, Трифоновой О.П. и учителем русского языка и литературы, Ивановой С.В. Я считаю это трудным мероприятием с точки зрения организации, но, тем не менее, очень полезным. Такое мероприятие продемонстрирует ученикам межпредметные связи, позволит каждому быть вовлеченным в процесс, повысит интерес к изучению иностранного и родного языков. Именно это мероприятие было открытым, его приезжали смотреть директора из других школ, поэтому некоторые его части были отрепетированы заранее. Но такое мероприятие можно проводить и без репетиций, что еще больше заинтересует учеников.
Помимо таких масштабных мероприятий, которые учителя не могут позволить себе проводить очень часто, на уроках применяются другие, немаловажные методы, приемы и технологии. Например, учеников просят обменяться тетрадями для проверки друг друга. Взаимоконтроль относится к развивающим технологиям обучения. Взаимоконтроль - это парная работа учащихся, которые одновременно тренируют и контролируют друг друга. При взаимоконтроле усиливается и воспитывающая его функция, повышается интерес к овладению языка. Результат таких заданий - повышение интереса к процессу обучения, а итог – улучшение собственных результатов. Когда ученики научатся видеть ошибки других, они лучше смогут контролировать свою речь и деятельность.
Формированию навыков учебной деятельности способствует совместное с детьми целеполагание в начале урока, самопроверка собственных работ, применение заданий, дифференцированных по уровню сложности. Когда начинается изучение новой темы, учитель обсуждает с учениками сферы применения данного материала, его практическую направленность.
Выполнение работы над ошибками становится неотъемлемой частью самоконтроля. Основная цель – дать ученикам возможность исправить свои ошибки, которые выделил учитель, (но не исправил, а указал на них с помощью специальных обозначений). Если ученики понимают стоящие перед ним задачи, то включается не только самоконтроль но и самокоррекция, что является умением ученика исправить совершенную им ошибку. Ошибка не должна восприниматься с негативной стороны, так как в ней есть не только отрицательные стороны, но и положительный опыт. Исправляя ошибку, ученик корректирует собственную учебную деятельность.
Подводя итоги, я хочу сказать, что планируя урок, учителя стараются сделать его как можно интереснее и полезнее. Использование личностно-ориентированных и развивающих технологий помогает им в этом.
Используемая литература:
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Книга для учителя Enjoy English7
Курсовая работа «Развитие учебно-познавательной компетенции при обучении ИЯ» (3 курс, Иванова Е.В.)
http://kunitcyna.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/pedagogicheskie_tekhnologii_metody_i_priemy/tekhnologija_razvivajushhego_obuchenija/5-1-0-19; 10.11.15
http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly/bulanova_toporkova82.html; 10.11.15
http://fb.ru/article/3379/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya; 10.11.15
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4133; 10.11.15
http://festival.1september.ru/articles/641461/; 10.11.15
https://docs.google.com/document/d/1aGcwGRg0h_Yj_PkJFFQEr_cX5vSQU6yjuV7SGJ5Ch7s/edit?pli=1; 10.11.15