Урока производственного обучения по профессии Мастер общестроительных работ Кладка кирпичных столбиков


Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
«Динской механико-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока производственного обучения
по профессии Мастер общестроительных работ
"Кладка кирпичных столбиков"
выполнила: Курыш Елена Германовна
мастер п/о
Динская
2016 г
Тема урока: «Производство каменной кладки столбиков»
Цели урока:
Обучающая:
Научить обучающихся основным способам кладки столбов. Способствовать овладению компетенций: ПК-3.2 , ОК 1-3, 6.
Научить применять теоретические знания на практике путем организации самостоятельной работы по освоению приемов и операций;
своевременно предупреждать возникновение дефектов путем организации самоконтроля при выполнении трудовых приемов и операций.
Развивающая:
Развивать интерес к профессии, умение оперативного мышления в анализе признаков нарушения технологического процесса, умения рефлексии. Вырабатывать у обучающихся позитивную, профессиональную «Я – концепцию», развивать умение принимать самостоятельные решения.
Воспитывающая:
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу, рациональному использованию инструментов и материала. Формировать у обучающихся культуру производственного труда, стремление к профессиональному совершенствованию. Формировать осознание учащимися перспективы собственного профессионального развития, использование ими природных интеллектуальных данных.
Тип урока: Урок по изучению и выполнению трудовых приёмов и операций.
Метод обучения: ситуативный, развивающий, практический.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, бригадная.
М.Т.О.: уровень-6шт, кельма-12шт, кирка-4шт, металлическое корыто для раствора-2шт, глиняный раствор-250кг, кирпич керамический-190шт. индивидуальные емкости для раствора- 12шт.
Ход урока:
1.Организационная часть (3-5мин.):
1.1. Проверка явки учащихся.
1.2. Проверка внешнего вида учащихся.
1.3. Проверка готовности к уроку.
2. Вводный инструктаж (40 мин.):
2.1. Сообщение темы программы (урока).
2.2. Сообщение целей урока
2.3 Мотивация: знания, полученные на сегодняшнем занятии, пригодятся вам в дальнейшей жизни, как в быту, так и на производстве во время строительства при устройстве различных столбов. 2.4. Актуализация опорных знаний: (в скобках предполагаемые ответы учащихся)
-- Какой раствор мы применяем? (глиняный)
--Почему? ( он пластичный, многоразового использования, безвредный )
--Какой должна быть консистенция раствора? ( густая сметана ).
--Что будет если раствор:
а) - жидкий? ( он течёт с мастерка, потери раствора, толщина шва меньше )
б) –густой? (он крошится, заполняемость шва хуже, шов больше нормы
больше времени уходит для выравнивания кирпича).
-- а какой должна быть толщина шва?
(горизонтального 8-15мм, вертикального 8-12мм.)
-- Покажите какой раствор вы приготовили, охарактеризуйте его.
--Покажите как правильно подбирать раствор мастерком и почему?
--Вспомним размеры кирпича (120мм*250мм*65мм)
--Назовите его грани (ложок, тычёк, постель).
--Как вы думаете? Есть ли какая-то связь между размерами сторон: ложковой
и тычковой? (сумма двух тычковых сторон плюс толщина шва равны размеру
ложковой стороны).
--Как вы думаете? Для кладки одной кирпичной конструкции можно использовать кирпич от разных производителей и почему? (нежелательно т.к у каждого предприятия свои формы для производства кирпича (допуски + - 0,2мм ), и глина различных оттенков.).
--Какими контрольно измерительными инструментами мы будем пользоваться?
(метр, уровень, угольник, отвес,)
--Как проверить точность показаний уровня? (показывает)
--Что мы будем контролировать? (горизонтальность и вертикальность кладки).
--Как вы понимаете выражение: перевязка швов? Для чего она нужна?
(каждый шов должен быть перевязан, выше лежащим кирпичём, чтобы кладка была крепкой и не разваливалась).
-- Какие столбики вам встречались в быту? (отвечают)
--Сегодня мы с вами освоим кладку столбиков толщиной в 2,0 кирпича по однорядной системе перевязки швов..
2.5. Формирование ориентировочной основы деятельности учащихся.
Инструктирование обучающихся по организации рабочего места, соблюдению безопасных условий труда (учащиеся вспоминают, мастер дополняет), расписываются в журнале по Т.Б.
Объяснение и показ наиболее рациональных приёмов кладки столбов. Вопросами, вынуждая обучающихся думать и самостоятельно принимать правильные решения.
--Сколько нужно зачерпнуть раствора, чтобы приготовить постель для одного
кирпича? (один мастерок с горой)
--Как правильно распределить раствор? (надо отступить от края кирпича на 0,5см)
-- Как вы думаете? Какой должна быть толщина шва? (1 см) Почему? (отвечают).
--Как мы перевяжем шов? (один из обучающихся показывает).
Мастер выполняет кладку одного кирпича, показывая как правильно подрезать выступивший раствор.
--Что теперь нам нужно сделать? (проконтролировать горизонтальность и вертикальность с помощью уровня).
Мастер выполняет кладку второго кирпича, подрезая выступивший раствор.
--А теперь что нам нужно контролировать? (прямой угол - угольником а горизонтальность и вертикальность кладки - уровнем).

2.6 Закрепление нового материала.
Предлагаю 1-2 из обучающихся повторить очерёдность приёмов .Предлагаю решить 1-2 проблемную производственную ситуацию.
Распределяю по звеньям
Выдаю учащимся задание на практическую работу согласно схемы раскладки кирпича.
3. Текущий инструктаж
Деятельность учащихся
3.1 Самостоятельная работа учащихся по устройству столбиков с применением ранее освоенных компетенций по выполнению подготовительных работ, организации рабочего места, приготовлению расстиланию и подрезкой раствора. Своевременное предупреждение возникновения дефектов путем организации самоконтроля при выполнении трудовых приемов и операций.
Контроль качества кладки уровнем, угольником и отвесом.
Деятельность мастера
3.2 Целевые обходы рабочих мест учащихся, индивидуальное инструктирование:
1 обход—проверка организации и содержания рабочих мест;
2 обход—проверка правильности выполнения трудовых приёмов. Коллективное текущее инструктирование.
3 обход—проверка соблюдения безопасных условий труда, правильности ведения самоконтроля.
4 обход—контроль за соблюдением технологической последовательности выполнения практической работы.
5 обход—индивидуальная помощь слабым учащимся в выполнении задания.
3.3. Самооценка выполненной работы с учетом правильной организации рабочего места, соблюдения безопасных условий труда.
4.Заключительный инструктаж
4.1 Подведение итогов (достигнута ли цель урока)
4.2 Проведение анализа занятия учащимися, самостоятельная оценка выполненных работ.
4.3 Сообщение оценки качества работ, (отметить лучшие работы), разбор наиболее характерных ошибок, занесение оценок в журнал.
4.4 Объявление темы следующего урока.
5.1 Разборка кладки, зачистка и складирование кирпичей.
5.2 Уборка рабочих мест.
Домашнее задание
1. Повторить материал и ответить на вопросы:
Что называют рабочим местом каменщика?
Что обеспечивает применение порядовок?
В какой последовательности выполняют расшивку наружных швов?
По какой системе перевязки выкладывают кирпичные столбы и простенки?
2. Рассчитать сколько потребуется керамического кирпича при кладке
столба толщиной 1,5х1,5 кирпича квадратного сечения при высоте восемь рядов.