Роспись по ткани (батик)

Конспект открытого занятия по трудовому обучению.
(Декоративно- прикладное творчество) в 10 б классе.
ГОУ ЦППРК «Детская личность» ВОУО
Департамента образования города Москвы
Тема урока рассчитана на 4 занятия.
Урок на 30 минут.
Урок проводит учитель изобразительного искусства и труда
Миронова Елена Викторовна.

Тема урока: Холодный батик. Композиция «Листопад».

План урока.

1. Организационная часть. 1 мин.

2.Фронтальный опрос учащихся. 4 мин.

3. Планирование предложенной работы. 2 мин.

4. Самостоятельная работа. Роспись фона в холодных тонах. 19 мин.

5.Физкультминутка. 1 мин

6. Знакомство с эффектом карбамида. 2 мин.

7. Подведение итогов урока. 1 мин.

Раздаточный материал:

1.Краски по ткани «Батик» фирмы «Гамма».
2.Кисти и подставки для них.
3.Рамки с натянутой на них тканью (на ткань нанесен рисунок клеем- резервом).
4.Салфетки.
5.Банки с водой.
6.Цветные карточки.
7.Карбамид.

Дидактический материал:

1.Работы в технике батик.
2.Акварельные этюды.

Словарь:

Карбамид.

Технические средства обучения:

Магнитофон.

Образовательные задачи:

1.Расширение знаний по декоративно – прикладному искусству.
2.Знакомство с техниками росписи ткани.
3.Обучение приемам самостоятельной работы.
4.Умение пользоваться художественными материалами и инструментами в технологии батика.


Коррекционные задачи:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
2.Развитие эмоционально-волевых функций.
3. Формирование зрительного и слухового внимания и памяти.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание эстетического вкуса.
2. Самоутверждение учащихся в коллективе класса.
3. Культура поведения во время работы в классе.




Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поработаем в технике холодный батик. Сначала вспомним правила работы и техники безопасности.

(Для экономии рабочего времени, учитель проводит фронтальный опрос на карточках.)

Вопросы по правилам работы и технике безопасности:

1.Что, вы будете делать, если краска попала в глаза.
А) Тереть руками глаза.
Б) Промоете глаза водой.
2Как подготовить рабочее место для работы красками.
А) Воспользуешься клеенкой.
Б) Подойдет рабочий стол.
3. Как ты поступишь после окончания работы.
А) Поторопишься покинуть класс.
Б) Наведешь порядок на рабочем месте.

Молодцы, ответили верно.

Вспомним, что мы делали на прошлых уроках.
1 этап- Эскиз акварельными красками по сырой бумаге.
2 этап - Обвели рисунки резервным клеем на ткани.
3 этап. Роспись в технике холодный батик.

Сегодня на уроке мы выполним фон композиции «Листопад» и познакомимся с новым приемом росписи. Используя карбамид, мы получим удивительный эффект.
Начинаем самостоятельную работу. Расписываем фон в холодной гамме. Используем синий, сиреневый, зеленый, голубой и фиолетовый цвета. Работаем, не торопясь и предельно внимательно.
Ребята, послушайте какую живописную картину, создал Иван Бунин в стихотворении «Листопад».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

(Во время практической работы звучит аудио запись «Звуки природы».)
Физкультминутка. Кисточки отложили. Закрыли глаза. Открыли глаза. Наклонили голову влево, вправо.
Продолжаем роспись.
Внимание! Знакомимся с новым приёмом.
Кристаллы карбамида положить на только что расписанную ткань. Понаблюдав, можно заметить, как он начинает впитывать краску. В результате краска становится светлее в некоторых местах, даже обесцвечивается. Результат всегда будет разный, всё зависит от влажности ткани и от величины кристаллов соли.
Заканчиваем работу. На сегодняшнем уроке мы завершили роспись фона композиции « Листопад», познакомились с новым приёмом для росписи ткани. Как называется химическое вещество, которое мы использовали для росписи ткани?
Верно это карбамид. Посмотрите, какие хорошие работы у вас получились! Все молодцы!
15