Рабочая программа росписи по ткани Батик


Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»
Рассмотрено и рекомендовано Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
к реализации МС, протокол № ____ __________________ директор МКОУ ДОД «ЦРТДиЮ
от «_____» ____________ 20 ____ г зам. директора по УВР имени Г.И.Замаратского»
руководитель МС _______________ ФИО ____________ Е. С. Калениченко
ФИО приказ № ____ от «____» _____ 20___
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно – эстетической направленности
«Батик».
Детского объединения «Юные художники»
на 2016 – 2017 учебный год
Возраст обучающихся - 12-18 лет
Срок реализации программы – 1 год
Программу разработала
Романова О.А.
Педагог дополнительного образования
МКУ ДО «ЦРТДиЮ имени Г.И.Замаратского»

г. Железногорск - Илимский
2016 год
Пояснительная записка
- Направленность
Дополнительная общеобразовательная программа «Батик» - программа художественно-эстетической направленности.
В основу данной программы положена программа Бариновой Т.А. «Батик», но отличается от неё количеством учебных часов, т.к. является предметом по выбору для обучающихся Художественной студии «Центра развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского».
Общее с программой Бариновой Т.А. «Батик» – использование базовых теоретических основ.
Программа составлена в соответствии с нормами, установленными законодательной базой (нормативно-правовая база, на основе которой была разработана программа, приведена в «Положении о дополнительной общеобразовательной программе Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»») и на основе имеющихся знаний, умений и навыков педагогов Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского», их личностного опыта работы с учащимися по освоению дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности.
-Актуальность-
Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. В настоящее время на уроках труда в общеобразовательной школе недостаточно уделяют внимания художественно-эстетическому воспитанию девочек-подростков, их умению выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами. Ведущие потребности подростков – это подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с окружающим миром. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. Занятия по художественно-творческой росписи ткани имеют огромные возможности для развития у детей творческого воображения, фантазии. Этот вид декоративно-прикладной деятельности доступен не только для одаренных детей, им могут заниматься дети школьного возраста. Ребенок начинает чувствовать себя автором создания конкретных предметов (галстук, платок, шарф), выполненных, например, способом узелкового батика. Дети создают продукт своего творчества, который доставляет радость всем.
-Отличительные особенности данной программы
Программа дает возможность развития творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствования. Основное направление программы – реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность
Программа «Батик» позволяет детям познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности
Художественная роспись ткани, как вид декоративно-прикладного искусства, помогает решить проблему выбора ребенка вида изобразительного искусства. Занятия батиком способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.
Основа программы - изучение и овладение основными приемами росписи по ткани, знакомство с общими сведениями о батике, областью применения, особенностями используемого в работе материала, обучение навыкам в пользовании основными инструментами, выполнения спецэффектов и способам устранения ошибок.
Обучение предполагает творческий подход, развитие фантазии и художественного воображения.
Настоящая программа предполагает персонифицированный подход к обучающимся, способствует развитию креативности ребенка, его творческой самостоятельности. В результате осуществляется целенаправленное, целостное, системное обучение, позволяющее осмыслить динамику развития и полученные результаты.
Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Основные принципы
Поскольку деятельность объединения направлена на развитие созидательной, творческой личности ребенка, образовательный процесс основывается на концептуальных принципах:
- принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями;
— принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной концепции и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом;
— принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский);
— принцип доступности. Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок;
— принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского — привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты;
— принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов;
— принцип междисциплинарного подхода. Использование знаний различных областей науки и искусства.
Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава группы, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью, индивидуальных результатов обучения.
В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом.
Результативность освоения программы – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики обучающегося.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педагога с детьми.
Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Благоприятный психологический климат- это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности - создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности.
Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:
установление личных контактов;
б) подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;
в) этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;
г) предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;
д) аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов. Это снимает тревожность, рождает уверенность;
ж) внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
-Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся от 12 до 18 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности.
-Объем и срок освоения
Срок обучения - 1 год, занятия проводятся по одному учебному часу в неделю.
-Формы обучения- очная, (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4).
- Особенности организации образовательного процесса
Прием на обучение проводится на основании заявления родителей (законных представителей ребенка).
Обучающиеся объединяются в группы с учетом психологических особенностей и их творческих наклонностей. Набор в группы осуществляется в установленные учреждением сроки.
В связи со спецификой технологии росписи, рекомендуемое количество детей в группе не должно превышать 8 -10 человек.
-Режим занятий
Год обучения Продолжительность занятия Количество часов в неделю Количество учебных недель Количество часов в год
1 1час 1 34 34
Всего часов по программе: 34
Цель программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
Личностные:
В ценностно-эстетической сфере - воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни, знать культуру своего народа, основ культурного наследия других народов.
В познавательной сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных технологиях росписи ткани; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные:
Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (музеи, театры, дизайн и др.);
Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;
Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
Формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные:
В познавательной сфере - познакомить детей с историей возникновения и развития батика, различными способами окраски ткани, умение различать основные виды росписей по ткани и их отличительные особенности, способствовать усвоению детьми теоретических знаний, обучать практическим умениям и навыкам в искусстве художественной росписи ткани.
В ценностно-эстетической сфере - формировать положительные мотивации к творческой деятельности, умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу, осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных, формировать такие качества личности, как дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность по отношению к окружающим
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название темы Всего часов Теория Практика
1 История возникновения и развития росписи по ткани. 1 1 -
2 Понятие композиции. Принципы ее построения. 1 0,5 0,5
3 Основы цветоведения. 1 0,5 0,5
4 Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные. 3 0,5 2,5
5 Узелковый батик 3 0,5 2,5
6 Набойка 3 0,5 2,5
7 Холодный батик 6 1 5
8 Горячий батик 4 1 3
9 Свободная роспись 3 0,5 2,5
10 Смешанный батик 8 1 7
11 Выставка работ. 1 1
Итого 34 7 27
Планируемые результаты
-Требования к уровню подготовки обучающихсяПо окончанию обучения учащиеся должны
знать:
Историю художественной росписи тканей
Основные законы цветоведения, разнообразные выразительные средства (цвет, линия, композиция, объем, ритм);
Способы, приемы и различные технологии росписи ткани.
Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи
Технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами
Терминологию, используемую при обучении
уметь:
Последовательно вести работу от цветового эскиза, графического шаблона до готового изделия;
Владеть композиционными приемами и колористическим решением работы;
Выполнять несложные декоративные изделия в заданной технике;
Работать самостоятельно и в группе;
Эмоционально отзываться на красоту искусства и окружающего мира;
Творчески использовать средства художественного изображения, прилагать максимум творческих усилий для аккуратного и успешного выполнения работ.
Выполнять различные технологии росписи
Организовать свое рабочее место
-Компетенции и личностны качества, которые могут быть сформированы у обучающихся:
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере - знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных технологиях росписи ткани; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (музеи, театры, дизайн и др.);
Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;
Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
Формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды росписей по ткани и их отличительные особенности.
В ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения Продолжительность занятия Количество часов в неделю Количество учебных недель Количество часов в год
1 1час 1 34 34
Всего часов по программе: 34
Продолжительность каникул:
2016г - 2017 г 2017г -2018г
Осень - 29.10.16 г– 06.11.16г Зима – 28.12.16г - 08.01.17г Весна – 25.03.17г – 02.04.17г для 1 класса – 15.02.17г – 21.02.17г Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение занятий
Работа проводиться в хорошо проветриваемом помещении, имеющем вытяжную вентиляцию. Освещение должно быть размещено с левой стороны и спереди, а падающие тени не создавать помех для работы.
Рабочие столы должны быть достаточно широкими, чтобы на них можно было разместить не только раму с натянутой тканью, но и инструменты, приспособления, краски. Условно рабочий стол делится на три зоны. В центре располагается рама, слева от нее – инструменты и приспособления, справа – баночки с красками и резервирующим составом. На отдельном столе должна стоять электрическая плитка, вентилятор или фен и утюг.
В кабинете есть настенная доска, для выполнения графических работ, развешивания плоских наглядных пособий.
- Информационное обеспечение – при подготовке занятий педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и видеоматериалы.
- Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, образование высшее, I кв. категория.
Формы аттестации
- формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Во время реализации общеобразовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня формирования УУД.
- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов.
Обучающиеся имеют возможность самореализоваться на трех уровнях:
1-й уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ);
2-й уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки);
3-й уровень – внеучрежденческий (районные, областные выставки).
Оценочные материалы (Закон №273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5) В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание  лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше,  если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Важным показателем развития воспитанников является самооценка, от которой зависит стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.(приложение №1)
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично)- ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники батика и материалы.
• 4 (хорошо) - ставится при некоторой неряшливости в исполнении батика, недочетов в композиции и в цветовом решении, неточностях технологического исполнения задания.
• 3 (удовлетворительно)- ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, учащийся неряшлив и безынициативен.
Методические материалы
-Особенности организации образовательного процесса – процесс организации образовательного процесса очный.
-Методы обучения
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их. При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация  таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением на доске графических работ. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде. Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна.
-Формы обучения
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.
Исходя из психофизиологических особенностей детей среднего и старшего школьного возраста, отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики:
- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;
- нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;
- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха;
- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач
-Формы организации учебного занятия- лекция, презентация, практическое занятие, мастер-класс, творческая мастерская и др.
Занятия по курсу проходят в групповой форме. Группы формируются по одновозрастному принципу, что позволяет корректнее учитывать возрастные особенности детей, определять методику обучения, подход к организации коллективных работ, правильно запланировать время для практической деятельности и отдыха.
-Педагогические технологии:
Педагогические технологии Достигаемые результаты
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Применение данной технологии, помогает ребенку в расширении кругозора, развитии познавательной деятельности, в формировании и развитии общеучебных определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Обучение в сотрудничестве
(командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.
Информационно- коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
-Алгоритм учебного занятия
Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение изделия. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. В практическую часть входит составление эскиза и работа в материале.
Как правило, занятие состоит из 4-х частей:
Вводная часть (беседа или игра).
Теоретическая часть (технологический процесс).
Практическая часть.
Закрепление изученного материала и подведение итогов занятия.
Вводная часть проходит в виде беседы по технике безопасности во время работы с красителями, материалами и инструментами, рассказ об истории возникновения батика, основных способов росписи по ткани, показ наглядного материала.
Теоретическая часть включает показ руководителем технических приемов работы с материалом в действии. Для этого могут использоваться схемы, таблицы, где четко прослеживается последовательность и порядок этапов в работе.
Практическая часть может проводиться как совместно со всем детским коллективом, так и с разделением детей на подгруппы. Педагогу необходимо помнить о том, что даже при выполнении единого для всех учебного задания, для каждого ребенка сохраняется момент индивидуальности творчества. Каждый творит свою неповторимую поделку. Отметим, что планируя практический раздел урока, надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. С целью обеспечения занятости детей, быстро справляющихся с практической работой, педагогу следует готовить к уроку 2-3 дополнительных задания.
Теоретическое и практическое обучение детей производится одновременно, при некотором опережении в изучении теоретического материала.
Закрепление изученного материала и подведение итогов осуществляется в конце занятия.
Дети, обучающиеся по программе, представляют собой возрастные группы от 12 до 18 лет, что является воспитательным аспектом, направленным на развитие коммуникативных качеств каждого участника группы.
Программа «Батик» позволяет осознать ребенку весь процесс декоративно-прикладного творчества в жизни людей, почувствовать удовлетворение от результатов собственного труда, увидеть его значимость, развивает чувственную сферу ребенка (радость, огорчение, сопереживание), что в дальнейшем позволяет детям успешно освоить мир человеческих отношений и формы их проявления.
Значительным достижением занятий по программе будет высокий уровень самостоятельности и проявление творчества в выборе темы и способа выполнения работы; желание и стремление сделать все своими руками, совершенствование полученных знаний, умений и навыков, практическое их применение; фантазия и поиск нового.
-Дидактические материалы
Наглядные пособия демонстрируются при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых при работе над батиком, относятся:
Таблицы с графическим изображением последовательности выполнения той или иной техники росписи;
Образцы росписи по ткани, выполненные в различных техниках; образцы с различными видами брака;
Различные иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о художественной росписи по ткани, ее истории, о декоративно-прикладном искусстве.
Хорошим наглядным пособием могут служить ранее выполненные работы обучающихся в объединении.
Материалы, инструменты, приспособления.
Лучшими тканями для росписи являются ткани из натурального шелка – крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет, но можно использовать и хлопчатобумажные ткани – батист, штапель, тонкий поплин, маркизет. Для росписи ткань натягивают на раму, пяльцы. Для нанесения на ткань рисунка способом холодного батика применяют стеклянные трубочки различного диаметра. Но для этой цели можно использовать как стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Инструменты для работы в технике горячего батика очень разнообразны. Это – воронки, кисти, штампы, каталки, трубочки и т.д.
В росписи тканей способом батика могут использоваться анилиновые красители, акриловые краски по ткани и шелку. Одни красители закрепляются на пару, водной бане, другие просто достаточно прогладить горячим утюгом.
Резервирующий состав можно использовать готовый, а можно приготовить самим. Изготовление резервирующего состава для горячего батика: парафин, пчелиный воск, технический вазелин.
Кисти могут понадобиться разного размера, как беличьи, так и жесткие щетинные. Кроме всего перечисленного, в наличии должен быть утюг – для выпаривания воска из ткани; резиновые перчатки – краски интенсивные и при попадании на кожу плохо смываются; кнопки – для закрепления ткани на раме; газеты – для выпаривания воска при горячей технике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Футболки. Креативная роспись/ А.В. Деревянко- М.: Суфлёр; Ростов н/ Д: Феникс, 2013.
2..Шилкова Е.А. Волшебный батик-М.: РИПОЛ-классик, 2012.
Интернет – ресурсы
Необходимость использования Интернет-ресурсов при составлении списка литературы для организации образовательного процесса обусловлена невозможностью использования только имеющейся у педагога литературы по ряду причин, главная из которых отсутствие литературы современного года издания предусмотренного требованиями.
1. Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru/catalog.asp
2. Дополнительное образование
http://dopedu.ru/
Информационный портал системы дополнительного образования детей содержит материалы по следующим разделам: нормативно-правовое обеспечение, методическая мастерская, образовательные программы, профессиональные объединения.
3. Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
В разделе «Дополнительное образование» каталога представлены в онлайновом режиме различные викторины, кроссворды, филворды.
4. Педсовет
http://pedsovet.org/m/
Ресурс выходит под патронажем Фонда поддержки российского учительства. Содержит большое количество материалов по различным дисциплинам, в том числе по искусству, хореографии, театру, спорту, туризму, экологии, шахматам.
5. Материалы на сайтах Интернет по батику:
http: //fe stival. 1 september.ru/articles/560662/
http://www. silkfantazi. com/index. php?categoryID= 140
http://www.kam.ru/batik_materialy_dlia_batika_2525
http://elka-art.ucoz.ru/blog/2009-03-07-6
http: //www. kam. ru/batik_vidy_batika_2500
http://www. narodko. ru/article/bati/ctudying/
http: //www. dellari.ru/teacher/batik/
http: //image s. yandex. ru/yandsearch?text
http: //www. art-mozaika. ru/batik. php?page=2
http: //www.vestiario. ru/articles/
http://art-batic.ru/info/istoriya-batika/
http: //rn. wikipedia. org/wiki/Батик/
http://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf
http://www.fine-art-collection.com/library/batik/batik8.htmlhttp://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/About/Batik.html Приложение №1
Индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Вид и название детского объединения _________________________________
Ф. И. О. педагога ___________________________________________________
Дата начала наблюдения _____________________________________________
Сроки диагностики
Показатели 20____- 20_____учебный год
Начало года Конец года
I.Организационно-волевые качества:
Терпение
Воля
Самоконтроль II.Ориентационные качества:
Самооценка
2. Интерес к занятиям в детском объединении III.Поведенческие качества:
Конфликтность
Тип сотрудничества IV.Личностные достижения учащегося

Воспитательные, развивающие задачи. Формируемые качества. Механизм отслеживания.
1.Формирование и закрепление интереса к прикладному творчеству. Эмоциональность,
кропотливость,
усидчивость,
терпеливость,
отзывчивость. Участие в выборе темы, в конкурсах. Систематичность и частота посещений.
2.Воспитание эстетического вкуса. Способность дать адекватную оценку собственным работам и работам других участников. Участие в беседах, обсуждениях, организация внутригрупповых выставок; включенное педагогическое наблюдение.
3.Воспитание коммуникативных качеств. Навыки общения с другими людьми, культура поведения, чувство долга, ответственности. Включенное педагогическое наблюдение. Применение полученных знаний, умений и навыков на практике, участие в вечерах, выставках, конкурсах, диспутах.
4.Развитие творческих способностей. Самостоятельность, инициатива, творческое воображение, фантазия. Включенное педагогическое наблюдение. Диапазон самостоятельного творчества через систему специальных заданий.
Приложение №2
Техника безопасности труда
Перед началом занятия нужно проверить готовность помещения и инструментов. Если при осмотре обнаружены неисправности, то их следует устранить, если же это сделать невозможно, то таким и инструментами пользоваться во время занятий нельзя.
Подготовка рабочих мест зависит от характера выполняемой работы, но в любом случае работу необходимо организовать так, чтобы исключить всякую возможность несчастного случая.
Учащиеся должны твёрдо знать и выполнять правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Необходимо периодически повторять правила техники безопасности, особенно при нарушении этих правил учащимися. В тех случаях, когда длительное время не пользовались машиной или инструментом, требуется обязательное повторение правил техники безопасности. Педагог должен быть уверен в том, что учащиеся знают и выполняют эти правила не только в школе, но и дома.
Правила пожарной безопасности
Помещение к занятиям должно быть подготовлено с учётом требований пожарной безопасности. Нельзя загромождать проходы, двери, окна. Запрещается хранить в мастерской легко воспламеняющиеся жидкости, масляные тряпки, излишки бумаги и лоскутки.
Недалеко от входа в мастерскую должен висеть огнетушитель. Педагог и учащиеся должны знать план эвакуации на случай пожара.
При малейшей неисправности проводки или при необходимости замены ламп, чистки плафонов вызывать электромонтёра.