Методическое пособие для проведения практического занятия по теме:Разборка двигателя

Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Воронежский механический техникум»
(ГОБУ СПО ВО «ВМТ»)




РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
Протокол № ____ от _____________
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_______________О.А.Дружинина

___ _______________ 201 г.




Инструкция

для проведения практической работы № 1

Разборка двигателя

Междисциплинарный курс 03.01: Сервисное обслуживание автомобилей
на предприятиях

Для специальности: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта




Разработал
преподаватель А.С. Ермаков

Председатель цикловой
комиссии В.А. Григорьев

Согласовано:
методист В.М. Паткович



г. Воронеж
2015


Тема: Разборка двигателя.

Цель работы: научиться правильно и в полном объеме проводить разборку двигателя легкового автомобиля, закрепить основные особенности разборки двигателя.

Оборудование: двигатель ВАЗ-21011, комплект съемников, инструмента и приспособлений, стенд для разбрки-сборки двигателя.

Порядок выполнения работы
1. Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенд для разборки и слейте из картера масло; 2. Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельной заслонки; 3. Снимите топливный насос, распределитель зажигания, ключом 67.7812.9514 выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 4. Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор и кронштейн генератора; 5. Снимите насос охлаждающей жидкости, отсоединив от насоса и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя; 6. Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю; 7. Приспособлением А.60312 отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой; (см. рис. 1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 1 Снятие масляного фильтра
8. Выверните датчик контрольной лампы давления масла, снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера; 9. Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором А.60330/R и отвернув ключом А.50121 храповик; (см. рис 2)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 2 Снятие храповика





10. Снимите крышку головки цилиндров и крышку цепного привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса; 11. Ослабьте колпачковую гайку 6 натяжителя цепи, отверните гайки 4 крепления его к головке цилиндров, снимите натяжитель и, отвернув болт 2, снимите башмак 3 натяжителя цепи; (см. рис. 3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

цепь привода распределительного вала; 2 – болт крепления башмака; 3 – башмак натяжителя; 4 – гайка крепления натяжителя; 5 – корпус натяжителя; 6 – колпачковая гайка натяжителя; 7 – болты крепления успокоителя; 8 – болт крепления звездочки валика привода масляного насоса
Рис. 3 Снятие натяжителя цепи 12. Отверните ограничительный палец цепи, снимите звездочки привода масляного насоса и распределительного вала и выньте цепь; 13. Ослабьте гайки шпилек 4. Отвернув гайки крепления, снимите корпус подшипников шпилек 4 и, удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса 3 подшипников, выньте распределительный вал 2; (см. рис 4)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 4 Снятие распределительного вала
14. Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускным трубопроводом; 15. Снимите упорный фланец 1 валика привода масляного насоса и выньте валик 3 из блока цилиндров (2 – болт крепления фланца, 4 – ключ);(см. рис 5)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 5 Снятие упорного фланца валика привода масляного насоса 16. Универсальным съемником А.40005/1/7 из комплекта А.40005 снимите звездочку с коленчатого вала; (см рис. 6)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Рис. 6 Снятие звездочки коленчатого вала
17. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами; ВНИМАНИЕ: При разборке двигателя пометьте поршень, шатун, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место. 18. Установите фиксатор 5 (см. рис. Снятие маховика ), отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала, снимите переднюю крышку картера сцепления; (см. рис. 7)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

1 – ключ; 2 – маховик; 3 – болт крепления маховика; 4 – шайба; 5 – фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания; 6 – передняя крышка картера сцепления
Рис. 7 Снятие маховика двигателя
19. Выталкивателем А.40006 выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу; (см. рис. 8)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 8 Снятие подшипника первичного вала коробки передач
20. Снимите держатель сальника коленчатого вала. 21. Отверните болты крышек коренных подшипников. Снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.
Контрольные вопросы
1. Перечислить основные детали двигателя.
2. Перечислить порядок разборки двигателя.
3. Как правильно маркируются крышки коренных подшипников коленчатого вала?
4. Какие особенности разборки шатунов двигателя?

Список использованных источников

1 Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей – М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2000.
2 Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей, - МАДИ, 2002г.
3 Под редакцией Кузнецова Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей,- М.: Транспорт, 1991.
4 Колесник П.А., Шейнин В.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей,- М.: Транспорт, 2002.
5 Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей,- Форум, 2005.









13PAGE 15


13PAGE 14615




Разборка двигателя ВАЗ 2101Разборка двигателя ВАЗ 2101Разборка двигателя ВАЗ 2101Разборка двигателя ВАЗ 2101Разборка двигателя ВАЗ 2101 Заголовок 1 Заголовок 215