В.Г. Сутеев «Дядя Миша».


План- конспект урока (ФГОС)
Тема урока: В.Г. Сутеев «Дядя Миша».

Тип урока: открытие новых знаний

Использование технологии: проблемно- диалогическая
Учебник: автор Ефросинина Л.А.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг В. Г. Сутеева, рисунки о животных.
Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая
Цель: познакомить детей с новой сказкой о животных «Дядя Миша», с творчеством В.Г. Сутеева.
Планируемые результаты:
предметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану.
метапредметные: развивать воображение при работе над сказкой;
УУД регулятивные: определять цель урока с помощью учителя;
пересказывать по предложенному плану;
познавательные: расширить знания о писателе и его произведениях; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя;
коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать участие в совместной деятельности.
Личностные: формировать понятие через содержание сказки ( добро и зло).
В нужной жизненной ситуации доводить начатое дело до конца, оказывать помощь друг другу.




Этапы урока
Цель: Создание условий для осознанного вхождения в учебную деятельность
1.Организационный момент.
Деятельность учителя
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Деятельность учащихся. Проверяют готовность по критериям.
2. Актуализация объективного опыта Цель: повторение изученного для открытия новых знаний.
Деятельность учителя
1.Речевая разминка.
Скороговорка:
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.
Загадки о животных.
Деятельность учащихся
Повторить скороговорку 3 раза : «тихо», «не очень тихо», «громко» (фронтальная работа).
Работа с моделями
Просмотр рисунков о животных


3.Формирование новых знаний Цель: Мотивация к учебному действию, затруднения в индивидуальной деятельности. Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.
Деятельность учителя
1. Сообщение темы урока.
2.Постановка проблемы.
Мы побывали на выставке рисунков, разгадали загадки. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру? РУУД
- Рассказ
- Сказка
- Стихотворение
?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение.
3. Слово учителя об авторе.
-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.
-Заголовок произведения “Дядя Миша”.
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд – Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт. Заголовок – это не просто слова. Эти слова – всему голова!
- О чём может быть текст с таким названием?
--После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения
- Как вы думаете, о чем она? Кому предназначена? Почему так решили? Автор этой книги В.Г. Сутеев.
- Знакомы ли вам его произведения?
Деятельность учащихся
- А я думаю, что знакомы. В.Г. Сутеев автор многих детских книг (показ «Кто сказал мяу», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и др.). Все свои книги он иллюстрировал сам, также рисовал иллюстрации и к книгам других авторов. А мультфильмы, которые вы так любите, созданы по сценарию и при непосредственном участии В. Сутеева.
Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети)
4.Изучение новых знаний и способов деятельности. Цель: Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.

Деятельность учителя
Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети) КУУД

– Понравилось ли вам произведение? ( ответы детей)
Деятельность учащихся Деятельность учителя
Дети делятся на 4 группы. Учитель предлагает каждой группе подготовить ответы на вопросы.
1 группа П УУД КУУД
 Что вам понравилось?( Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.)
2 группа
-Что вам не понравилось?( Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца. – Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков. – Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.)
3 группа
- Когда вам было весело?( Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.)
4 группа
- Когда вам было грустно?( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.)
Физминутка.
Легко прыгнем, как бельчата, Пойдем мягко, как лисята,
Быстро-быстро, как зайчата, Пробежимся, как мышата
Как котята ловим рыбку, Ну, а если, надоест,
Как ежата выгнем спинку, Мы походим косолапо, как Дядя Миша
ходит в лес.
5. Первичная проверка. Цель: предъявление результатов.
 Упражнения в моделировании
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?(Сказку).
- Почему вы так решили? Докажите.( Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.)
6. Закрепление изученного. Цель: умение составлять модели
- Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.
- Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.)
-Правильно. Покажите это на своих моделях.
– А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.)
- Покажите на модели фамилию автора.
- Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?("Дядя Миша").
Деятельность учащихся
-А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями? – "Лиса и Медведь". – "Обманутый Медведь". – "Зимние запасы". – "Звери готовятся к зиме". – "Лес готовится к встрече зимы".)
Деятельность учителя
-Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?
- Смоделируйте название сказки.1 слайд
Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.
 Работа с текстом
- Кто главный герой в сказке?
-Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.
– С чего начинается сказка?
– Покажите на модели.
– Почему использовали двустороннюю стрелку?
- Как это явление называется в литературе, в русском языке
- Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.)
- Покажите на модели.
- Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?
- Как он относился к делу?  "Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет".
- Кто потом позвал Медведя?(Белочка.)
- Покажите на модели.
– Как Медведь собирал орехи? ( "Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил".)
-С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.)
-Куда Кот позвал медведя?
-Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?
– Кто встретился потом?( Лиса.)
- Что предложила Лиса Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.)
– Покажите на своих моделях.
– О каком еще герое говорится в сказке?( О Мышонке.)
- Покажите на модели
– Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.("Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?")
-А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)
8. Обобщение и систематизация.
Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? "Дядя Миша".
– Дети! "Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок". Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор?

Деятельность учителя
. Какая пословица, которая точно отражают основную мысль нашей сказки?
Дети читают и выбирают ту пословицу, которая им ближе.
 За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. ПУУД – Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. – Делу – время, а потехе – час. – Кончил дело – гуляй смело. – Какова работа, такова и награда.
9. Подведение итогов.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Почему мышонок ничего не сказал?
А что сказали бы Дяде Мише вы?
Можно ли назвать сказку поучительной? Чему она учит?


10. Рефлексия.
Чему научились вы? Похвалите себя за работу. Вы стали мудрее, чему-то научились у героев В. Сутеева. Подумайте
к кому из героев сказки вы хотели бы сегодня сказать спасибо и за что, поблагодарите его.