РЕФЕРАТ «Внеклассная работа по иностранным языкам»















РЕФЕРАТ
на тему: «Внеклассная работа по иностранным языкам»









Выполнила:
учитель английского языка
МКОУ Бобровская СОШ № 1
Ягнина Любовь Николаевна












ПЛАН

1.Система внеклассной работы по иностранному языку в школе.
2.Принципы внеклассной работы по иностранному языку.
3.Недели, декады и месячники иностранного языка.



































Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.
С точки зрения системного подхода к формированию личности неправомерно искусственное разграничение задач учебного и воспитательного процессов и их изолированное решение. Поэтому каждая организационная форма должна быть многофункциональной, оказывать воздействие на многие стороны личности.
В создании системы важно учесть преемственность различных возрастных этапов и этапов овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Уровень языковой подготовки учащихся и их психофизиологические особенности определяют выбор содержания, форм и методов работы, а также характер взаимоотношений учителя и ученика.
В планировании и проведении внеклассной работы по предмету необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна в том случае, если каждое ее мероприятие органически вписывается в учебно-воспитательный процесс школы. В связи с этим все проводимые в рамках системы постоянно действующие и периодические формы работы должны координироваться администрацией школы и органически сочетаться с планами работы классных руководителей, деятельностью детских и молодежных организаций школы.
В создании любой педагогической системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса. Конечные цели внеклассной по предмету, а именно: 1) расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
2) стимулировать интерес учащихся к изучению предмета;
3) способствовать всестороннему развитию личности, могут быть конкретизированы учителем в соответствии с построенной им моделью системы.
При этом учитывается специфика и возможности предмета.
Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений:
1) прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, некоторых доступных умений и навыков художественной деятельности, на старших этапах – организованных умений и навыков);
2) гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире, о международном революционном движении, о детских и молодежных организациях и т. д.);
3) аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности и т. д.).
Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоничное развитие личности в системе внеклассной работы по иностранному языку.
В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. Ниже перечислены наиболее значимые принципы внеклассной работы по иностранному языку.
1.Принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребенка.
2.Принцип коммуникативной активности. Коммуникативность во внеклассной работе несколько отличается от коммуникативности на уроке иностранного языка, что обусловлено различием целевых установок и условий деятельности. Процесс обучения иностранному языку включает обучает иноязычному речевому материалу (средствам общения) и обучение деятельности общения.
3.Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка. Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребенка к иноязычной деятельности.
4.Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием ее содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Каждый этап обучения иностранному языку характеризуется определенными целевыми установками, реализация которых обеспечивается содержанием программ и учебно-методических комплектов, системой методов и приемов педагогической деятельности.
5.Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Общественный характер обучения и воспитания в советской школе, достижения методики интенсивного обучения заставили по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений личности и коллектива в процессе овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Подготовка учащихся к иноязычному общению с различными партнерами в различных коммуникативных ситуациях – одна из важнейших задач, стоящих перед урочной и внеурочной работой по предмету.
6.Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармонической личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям.
Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность внеклассной работы является соблюдение принципа коллективных, групповых и индивидуальных форм деятельности учащихся. Организация утренников, вечеров и концертов способствует претворению этого принципа в жизнь. В их подготовке и проведении могут участвовать школьники с разным уровнем владения иностранным языком, выполняя роли сценаристов, режиссеров, артистов, декораторов и т. д. При этом их художественная деятельность находится в тесном взаимодействии с деятельностью общения на иностранном языке.
Недели, декады и месячники стали неотъемлемой составной частью внеклассной работы по иностранному языку. Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединенных единой целью формирования познавательных интересов, повышения общеобразовательного уровня и уровня владения иностранным языком, развития творческой активности учащихся. Расширяя сферу применения полученных на уроках знаний, умений и навыков, они дают возможность привлечь внимание всего коллектива учащихся и учителей к изучению иностранного языка, продемонстрировать достижения в овладении предметом, повысить качество внеклассной работы.
Как правило, недели, декады и месячники проводят во второй половине третьей или в самом начале четвертой четверти. Подготовка обычно начинается за две-три недели во избежание перегрузки учащихся. После предварительного обсуждения программы с учащимися рекомендуется провести анкету, с тем чтобы выяснить, о чем они хотели бы узнать, какие интересные варианты проведения мероприятия они могли бы предложить, чем бы хотели заняться сами. Каждому из желающих принять участие в подготовке недели, декады или месячника необходимо найти занятие по душе, которое поможет ему лучше проявить и развить свои способности. Индивидуальные задания (выучить стихотворение, песню, танец, подготовить сообщение, рисунок, плакат и т. д.) сочетаются с групповыми и коллективными формами работы (постановкой спектакля, разучиванием хоровой инсценированной песни, подготовкой оформления зала, выпуском стенгазеты и др.). При этом целесообразно некоторые номера программы готовить отдельно, избегать по возможности общих репетиций, чтобы участники не потеряли интереса и все они оказались в числе самых активных зрителей. Перед всеми участниками должна быть поставлена задача очень ответственно отнестись к выполнению своих обязанностей, так как от качества подготовки любого из мероприятий недели, декады или месячника зависит престиж иностранного языка в ряду других школьных дисциплин и интерес к его изучению.
В ходе подготовки учащиеся разучивают во время фонетической зарядки куплеты некоторых хоровых песен, знакомятся с лексикой, необходимой для понимания содержания вечеров, спектаклей, работают с магнитофоном над материалом, предназначенным для выразительного чтения и драматизации. В школе проводятся конкурсы на лучшую эмблему, девиз, эскиз оформления зала, стенгазету. С целью повышения интереса учащихся к предстоящей работе в школьной библиотеке организуется выставка книг для внеклассного чтения на изучаемом языке, вывешивается список литературы, необходимой для подготовки к викторинам, олимпиадам, конкурсам. Пресс-центр КИДа организует школьные радиопередачи, рассказывающие о том, как идет подготовка, вывешивает красочно оформленные стенгазеты, бюллетени, фотовитрины.
В связи с большой воспитательной значимостью и сложностью проведения недель, декад и месячников необходима помощь учителей истории, географии, литературы, пения, рисования, а также руководителей школьных кружков в составлении вопросов и заданий конкурсов и викторин, подведении их итогов, художественном и музыкальном оформлении вечеров, фестивалей и т. д. Координирует и направляет работу по подготовке и проведению недель, декад и месячников иностранного языка штаб, членами которого являются учителя иностранного языка, директор школы, организатор внеклассной воспитательной работы, музыкальный руководитель школы, выбранные на заседании актива КИДа учащиеся. При штабе функционирует жюри, состоящее из учащихся разных классов, которое определяет критерии оценок различных языковых и творческих конкурсов, номеров художественной самодеятельности, продумывает различные способы награждения тех учащихся, которые больше других принимали участие и лучше всех справлялись со своими заданиями и обязанностями по подготовке программы, стали победителями игр, конкурсов, олимпиад и т. д. Работа штаба, пресс-центра и жюри призвана обеспечить организационную четкость подготовки и проведения выбранного мероприятия.
В школьной практике используется несколько вариантов проведения недель, декад и месячников иностранного языка. Проиллюстрируем их на примере недели иностранного языка, поскольку она является наиболее распространенной формой организации внеклассной работы по предмету.
Вариант I. К подготовке и проведению недели привлекаются учителя школы, владеющие в какой-то степени иностранным языком. В течение всей недели их общение с учащимися на некоторых этапах урока и внеурочной работы проходит на изучаемом языке с использованием рекомендованных учителем иностранного языка речевых структур. Готовятся к выполнению своих обязанностей на изучаемом языке выбранные из числа учащихся библиотекари, официанты, работники пионерской комнаты, смотрители школьного музея, дежурные по школе и классу.
Школа украшается лозунгами, транспарантами, художественно оформленными выпусками конкурсных стенных газет. На дверях всех кабинетов, библиотеки, столовой, спортзала таблички с их названиями на изучаемом языке. Все объявления по школьному радио и радиопередачи ведутся на изучаемом Языке. На нем же отдаются команды во время утренней зарядки.
В столовой вывешивается меню на изучаемом языке, официанты рекламируют блюда, обслуживают посетителей. Библиотекари дежурят у выставки книг, рассказывают о них, принимают заявки и выдают книги читателям. Экскурсоводы проводят экскурсии по школьному музею, рассказывают туристам об истории его создания, экспонатах, планах на будущее. Дежурные по коридорам, в раздевалке, на лестнице, в столовой общаются со своими товарищами только на изучаемом языке. Во время подготовки недели следует добиваться, чтобы все учащиеся общались между собой по возможности на изучаемом языке в стенах школы. С этой целью учитель просит их продумать возможные ситуации диалогов, составляет им в помощь речевые образцы, которые каждый ученик должен записать в свою тетрадь и затренировать на уроке или на занятиях кружка.
По всей школе в учебных кабинетах, учительской, буфете, столовой, библиотеке и т. д.вывешиваются таблицы с готовыми речевыми структурами, необходимыми для поддержания разговора, соответствующего обстановке и функциональному назначению помещения.
В ходе проведения недели широко используется традиционная символика страны изучаемого языка, на переменах по школьному радио звучат песни и музыка иностранных композиторов, разучиваются игры детей страны изучаемого языка. Участвуя в различных конкурсах, литературно-музыкальных вечерах, конференциях, школьники демонстрируют свое знание иностранного языка.
Достоинством этого варианта проведения недели иностранного языка является создание благоприятной экстралингвистической среды и привлечение внимания всего коллектива школы к изучению предмета. Все учителя с учетом своих языковых возможностей и специфики своего предмета стремятся внести свою лепту в подготовку и проведение недели. Так, например, на уроках физкультуры организуют спортивные состязания с командами на изучаемом языке, на уроках пения разучивают песни на этом иностранном языке, учителя литературы, географии, истории и других предметов рассказывают школьникам о выдающихся людях страны изучаемого языка: писателях, путешественниках, политических деятелях, ученых и т. д.
Вариант II. Он предусматривает целенаправленное знакомство со страной изучаемого языка, с учетом языковых возможностей каждой параллели классов. Учащиеся 5-6-х классов разучивают песни и игры детей страны изучаемого языка, знакомятся с их жизнью, историей создания детских организаций, детским творчеством, детским фольклором (четверостишия-считалки, рифмовки, загадки и т.д.). Учащиеся 78-х классов знакомятся с жизнью и творчеством детских писателей страны изучаемого языка, биографиями ее выдающихся людей, народными праздниками и обрядами, столицей страны изучаемого языка и т. д. Учащиеся 9-го класса совершают путешествия по наиболее интересным маршрутам страны изучаемого языка, знакомятся с обычаями и традициями ее народа. Старшеклассники изучают историю молодежного и революционного движения, политическую структуру общества, историю образования политических партий, биографии выдающихся людей страны изучаемого языка.
Опыт проведения недели иностранных языков показывает, что общая непринужденная психологически подготовленная языковая атмосфера в школе способствует проявлению индивидуальных возможностей всех ребят с различными уровнями обученности.
Неделя охватывает три формы работы: массовую, групповую и индивидуальную. Это вечера, утренники, пресс-конференции. Участвуют все. Рисуют газеты, плакаты, оформляют стенды. Учащиеся пишут сочинения-рефераты, готовят костюмы, музыкальное сопровождение, разучивают стихи, песни, пословицы и поговорки, игры. Проводится инсценирование сказок, выставка фотографий, радиопередачи, просматриваются видеофильмы.
Мероприятия недели способствуют расширению и обогащению приобретенного учебного, языкового и речевого опыта в курсе овладения ИЯ.
Создается положительная мотивация условий и возможности применения знаний, умений, навыков, что обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Вырабатываются такие качества, как активность, целеустремленность, коллективизм, чувство ответственности.
Благодаря всем мероприятиям повышается престиж изучения иностранного языка. При отборе языкового материала укрепляются межпредметные связи, углубляются страноведческие знания. Дети больше узнают об обычаях, традициях, нравах, культуре, которые отражены в материале олимпиад и викторин, в пьесах, песнях, стихах, играх и т. д. Все мероприятия основаны на страноведческом, лингвострановедческом материале, и проведении недели применяются (аудиовизуальные средства обучения, наглядность, которые являются образцом, эталоном исполнительского мастерства, произношения, так как записаны : носителями языка.
В процессе проведения недели пользуются познавательный, развивающий материал, разнообразные приемы, формы, методы. Вырабатывается ответственность учащихся за выполнение добровольно взятых на себя поручений.
Массовый охват учащихся разными мероприятиями повышает интерес к изучению иностранных языков, появляется мотивация к практическому владению разными видами речевой деятельности, увеличивается активный языковой запас учащихся, совершенствуется произношениеe, стимулируется интеллектуальная языковая активность, что приводит к общему повышению культурного уровня учащихся.
-Проводится заседание методического объединения учителей иностранных языков, на котором обсуждается план доведения недели, распределяются обязанности среди учителей с учетом подковки определенных мероприятий, в которых будут заняты учащиеся их классов.
Составляется программа мероприятий на все дни недели с точным указанием сроков и места проведения.
Готовится языковой материал для конкурсов, олимпиад, эстафет и других мероприятий и радиопередач, которые обычно проводятся в понедельник утром, объявляется о неделе иностранных языков и предлагается вниманию учащихся радиобеседа, например «Значение знания иностранных языков в современной жизни».
Продумывается тематическое оформление коридоров, кабинетов, зала, где проводятся мероприятия.
- В кабинете иностранных языков при подготовке учащихся к проведению «Недели ИЯ» оформляется уголок «В помощь учащимся».
- Составляется программа проведения игр.
Каждый класс выпускает стенную газету.
Каждому ученику предлагаются на выбор темы рефератов.
В дальнейшем материалы стенгазет и рефератов используются на уроках.
- Обсуждается состав жюри, а также вопрос о премировании, награждении грамотами лучших команд, участников-победителей и отдельных активных участников.
От того, как будет проведена подготовительная работа, зависит успех «Недели ИЯ». К проведению этого мероприятия в своей школе мы готовимся не менее двух четвертей.
На дверях кабинетов, в коридорах школы, в учительской вывешиваются красочные объявления, в которых сообщаются сроки проведения каждого мероприятия, приглашение-обращение ко всем учащимся с призывом принять самое активное участие.
Ведущая цель «Недели ИЯ» - желание учащихся овладевать ИЯ, повышение интереса к культуре народа-носителя изучаемого языка.
При подготовке к «Неделе ИЯ» ученики получают индивидуальные задания: выучить стихи, песни, пословицы, диалоги, роль в инсценировке, написать рефераты, заметки в школьную и классную газеты. Учителя готовят индивидуально каждого ребенка. В процессе подготовки к «Неделе ИЯ» используется радиоузел, мультимедиа, Интернет, магнитофонные записи. Особо продумывается привлечение детей, играющих на музыкальных инструментах. Большое место в подготовке «Недели ИЯ» занимает составление эскизов оформления помещения, проводится выставка книг, картин, портретов, плакатов, объявлений.
Во время «Недели ИЯ» проводятся:
викторины;
конкурсы, куда включены лексические, грамматические или устные с рисованной опорой игры, тематические загадки, ребусы, чайнворды, которые даются в виде плакатов-картин (чаще большого размера);
олимпиады, содержащие задания лексико-грамматические, по аудированию, монологической, диалогической речи, беспереводному чтению с извлечением информации и пересказу прочитанного;
тематические вечера.
Перечень мероприятий «Недели ИЯ»
Выставка газет, рефератов, загадок, кроссвордов.
Игровая эстафета.
Видеопутешествие «Лондон», музей Мадам Тюссо.
- Видеопутешествие «Великобритания».
День поэзии.
День литературного чтения.
День музыки и песен.
- Открытые уроки («Американские праздники», «Обычаи и традиции Великобритании»).
Фотовыставка лучших учащихся.
Викторина «Англоговорящие страны и их столицы».
Игра «Что? Где? Когда?».
Конкурс на лучший перевод, решение кроссвордов, ребусов.
Олимпиады.
Игры с использованием английского языка.
Радиобеседы.
Открытое занятие кружка.
- Праздник алфавита. - КВН.
Беседа о молодежных организациях Великобритании, США и прослушивание песен протеста, рассказы об исполнителях.
Прослушивание отрывков из произведений английских, американских писателей, беседы об их жизни и творчестве.
Радиопередача, посвященная американскому певцу Сингеру П.
- Конкурс смекалки (кpoccвoрды, ребусы, головоломки, стихи, песни).
- Игра «Любовь с первого взгляда»
- Игра «Поле Чудес»
- Встреча со сказками
- День пословиц и поговорок
- День музыки и песен
- День английских и американских традиций
- Этикет и английский язык
- День письма в другую страну.
Примеры отдельных мероприятий
Конкурс на лучший комментарий погоды
Ведущий предлагает рассказать телезрителям о географическом положении Великобритании, ее климате.
Комментарий погоды.
Вы международный комментатор: прокомментируйте события...
Расспросите по «телефону».
Инсценирование.
Рассказ: описать, оценить, уточнить, расспросить, личное отношение к рас сказу.
Награждение, призы победителю. Конкурс на лучший рассказ о стране изучаемого языка
Каждая команда:
готовит альбом (задание), посвященный теме, стихи, сообщение о поэтах или поэте, песни (по теме, подтемам), рассказы об авторе пьесы, отрывки из пьес, сценки;
составляет кроссворд;
готовит национальный костюм, национальное блюдо, национальный танец;
рассказывает о книгах и писателях, о песнях и их исполнителях, о художниках и картинах.
Экскурсия в англоговорящие страны: Великобританию, Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию
Заранее вывешиваются тексты по теме, список дополнительной литературы.
Учащиеся составляют короткие диалоги по каждому тексту.
Выбираются ученики-экскурсоводы.Они готовят сообщение о странах, их столицах, достопримечательностях, знаменитых людях, экономике стран.
Готовится музыкальное сопровождение «экскурсии» (песни стран изучаемого языка).
Примеры заданий для соревнований
- Кто лучше знает алфавит. На плакате дается алфавит с пропущенной буквой. Ученики должны быстро сказать, какой буквы нет. Или на листе буква. Сказать, какая буква стоит до и после нее.
- Сказать быстро, что вы можете, что разрешено, что должны сделать (по одному ученику от команды).
- Что у тебя на письменном столе дома (написать и сказать).
Кто точнее опишет внешность. По одному ученику от команды встают друг перед другом, смотрят, отворачиваются, описывают внешность.
Назвать одежду куклы.
- Кто быстрее ответит на вопросы. Задание по картинке.
Кто быстрее назовет рифмовку.
Написать расписание уроков по-английски.
Из карточек со словами построить предложение.
Назвать как можно больше слов по темам: "Family", "House", "Appearance", "My Day", "Clothes", "School".
Знакомство со страной изучаемого языка проходит с использованием разнообразных форм: вечеров, встреч участников КВН, конкурсов знатоков, викторин, пресс-конференций и т. д. Так, например, учащиеся 56-х классов готовят к неделе вечер-викторину «Из какой мы сказки?», или вечер инсценировок сказок страны изучаемого языка, или конкурс на лучшую иллюстрацию к прочитанной сказке, разучивают стихи и песни для праздничного концерта, организуют фонетические конкурсы по произведениям детского народного творчества. Учащиеся 8-9-х классов проводят страноведческий вечер или заочное путешествие по стране изучаемого языка, КВН или викторину на тему «Что ты знаешь о стране изучаемого языка?», или тематический страноведческий турнир клуба знатоков страны изучаемого языка. Учащиеся 1011-х классов проводят пресс-конференцию на тему «Молодежь страны изучаемого языка в борьбе за мир» или «Писатели лауреаты Международных Ленинских премий «За укрепление мира между народами», конкурс песен и маршей на изучаемом языке, турнир знатоков или страноведческий вечер и т. д.
В зависимости, от поставленной учителем цели недели, декады или месячники иностранного языка могут иметь большую или меньшую языковую направленность, общеобразовательный или узконаправленный характер, сочетать развитие детского творчества с расширением знаний учащихся о стране изучаемого языка и ее культуре. Так, например, с целью углубленного изучения языка в программу можно включить разучивание языковых игр; языковые конкурсы и КВНы; выпуск бюллетеней на темы: «Почему они так говорят?», «Знакомые незнакомцы» (об интернациональных словах, заимствованиях и кальках); встречи с людьми, которым знание иностранных языков необходимо в профессиональной деятельности или очень пригодилось в каких-то жизненно важных ситуациях; оформление лозунгов и альбомов с высказываниями выдающихся людей о необходимости изучения иностранного языка и их советами по овладению им; проведение бесед на темы: «Иностранные языки в жизни и деятельности выдающихся людей», «Зачем мы учим иностранные языки?», «Иностранные языки в эпоху НТР» и т. д.; написание писем зарубежным друзьям; проведение олимпиады по иностранным языкам; оформление выставок лучших ученических переводов, рабочих тетрадей и словарей, наглядных пособий, изготовленных учащимися на занятиях кружка и т. д.






























Список использованной литературы:

Алексеева И.В. «Декада английского языка», «Иностранные языки в школе» №3 20.
Кауфман К.И. «Страницы Британской истории», издательство «Титул», Обнинск, 1999г.
Колодяжная Л.Н. «Познакомьтесь: Великобритания», издание «Рольф», Москва, 2000г.
Комаров А.С. «Викторина на занятиях английского языка», «Иностранные языки в школе», №4 2001г.
КувшиновВ.И. «Конкурс знатоков английского языка», «Иностранные языки в школе», №4 1998г.
Подгорская О.Н. «Предметные недели в школе. Английский язык.», издательство «Учитель», Волгоград, 2003г.
Савина С.Н. «Внеклассная работа по иностранным языкам», издательство «Просвещение», 1991г.
Сазонов С.Л. «Неделя иностранных языков в школе», «Иностранные языки в школе», №2 2009г.
Шестова И.В. «Конкурс на английском языке в 6 классе», «Иностранные языки в школе», №3 2000г.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15