Конспект кружкового занятия по математике на тему Умники и умницы (2 класс)

Учитель – Линейцева Т.В.

МБОУ «СОШ№66» г.Владивостока

Занимательная математика (внеурочная деятельность)
Занятие по математике во 2 классе
Тема: Интеллектуально-развлекательная игра
« Умники и умницы»
Цель:
– расширение математического кругозора и эрудиции учащихся,
– формирование познавательных универсальных учебных действий, развитие логического мышления учащихся,
– формирование коммуникативных умений младших школьников.
Задачи:
– обучать приемам логического мышления;
– развивать наблюдательность, геометрическую зоркость, умение анализировать, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески, интерес к математике;
– воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: компьютер,  интерактивная доска, раздаточный материал, накопительные жетоны, медали победителям.
Форма учебного сотрудничества – групповая форма работы.
УУД, формируемые на занятии:
Личностные:
– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
– воспитание чувства справедливости, ответственности;
– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления, навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные:
– моделирование, самостоятельное выделение, формулирование, решение проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание.
Метапредметные:
– использование знаково-символических средств, моделей;
– развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
– формирование положительных эмоциональных установок к себе и сверстникам;
– создание позитивного отношения к школе.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Организационный момент. Мотивация.


–Сегодня мы проведем интеллектуально-развлекательную игру
« Умники и умницы».
Нам пригодятся знания, полученные на уроках и на занятиях кружка «Юный интеллектуал».
– Чем мы занимались в кружке занимательной математики?
– За правильные ответы вы получите медали.
– Зарабатываем медали.
Дети рассказывают о том, чему они научились на уроках математики и во внеурочной деятельности: считать, решать задачи, разгадывать ребусы, головоломки, кроссворды, составлять геометрические фигуры из различных фигур, конструировать.
Л:учебно-познавательный интерес к учебной деятельности
Р: целеполагание
К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Разминка.
На доске вывеска «Умники и умницы». – Давайте покажем, какие мы умники и умницы. Для начала – разминка.
Вопросы для разминки:
  – Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
  – Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (мягким знаком «угол» в «уголь»).
   – Какое женское имя имеет тридцать «я»? (Зо –я)
  – Какой месяц всех короче? (май: три буквы)
– Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога. Помногу ль досталось? (по полпирога их было трое: бабушка, мама, внучка).
 – Первое – нота, второе – то же,
     А целое на боб похоже. (Фа – соль)
 – Сколько концов у тридцати с половиной палок? (62)
– Пастух гнал гусей. Один впереди трех идет, один  трех подгоняет и два посередине идут. Сколько у него было гусей? (4)
– Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля?
(Может, если он находится в этом автомобиле)
– Мальчик упал с 4 ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если упадет с 40 ступенек? (Всего одну, т.к. вторая у него уже сломана, либо не больше ни одной, если повезёт.)
– В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью.)
Дети, отвечая на вопросы, по одному выходят к доске и объясняют свой выбор ответа.
За правильный ответ получают медали.
П:моделирование, построение логической цепи рассуждений.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р: контроль, оценка
Л.: способность к самоорганизованности, владение коммуникативными умениями

Физкультминутка
Учитель проводит с детьми гимнастику для глаз, а также упражнения для мобилизации внимания, для улучшения мозгового кровообращения и снятия утомления с мышц туловища.
Дети выполняют упражнения под музыку.


Основной этап
(игровая деятельность)
Игра «Умники и умницы»
ґ°Используется презентация. На игровом поле несколько секторов.
Учитель предлагает задания по секторам.
Секторы игрового поля.
Ребусы
(показ на интерактивой доске).
В мире животных.
По двору ходили гуси. Всего у них было 22 ноги. Подошли 3 утенка и 4 козленка. Сколько ног гуляет теперь по двору? (44 ноги)
Задачи шутки:
    - Маленький, серенький, на слона похож. Кто это? (Слоненок.)
- На какой вопрос никто не может ответить "Да"? ( На вопрос «Ты спишь?»,   если человек спит.)
    - Каких камней на дне моря не найдешь? (Сухих.)
    - На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.)
    - Под каким кустом прячется заяц во время дождя? ( Под мокрым.)
    - Какую ленту в косу не вплетешь? (Пулеметную, шоссейную.)
    - На каких полях трава не растет? (На шахматных, тетрадных.)
    - Кто ходит сидя? (шахматист)
    - Какую ветку не найдешь на дереве? (железнодорожную)
    - Какую чашку нельзя наполнить? (перевёрнутую)
Это интересно
1).Из Москвы поезд выехал в полночь, а в 8 часов прибыл на станцию назначения. В 19 часов он отправился обратно. Когда поезд вернется в Москву? (3 часа ночи)
2).Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть? (1ч 40 минут =100 минут)
3).В гостях у сказки.
От Бабы Яги до Кощея Бессмертного ведут 3 дороги, а от Кощея до Кикиморы – 4 дороги. Сколькими способами можно дойти от Бабы Яги до Кикиморы, если надо зайти к Кощею? (12 способов)
Геометрия вокруг нас
Сколько геометрических фигур? (показ на доске)
Всякая вкуснятина
1).Число яблок в корзине – двузначное число. Яблоки можно поделить поровну между 2, 3, 5, 6 ребятами. Сколько яблок в корзине? (30 яблок)
2).На рыбалке
Рыболов поймал 15 окуней и разложил их на 5 кучек так, чтобы в каждой кучке было разное количество рыб. Разложи их так же. (1 2 3 4 5)
Рассуждаем
Вы купили в магазине телевизор, на который фирма – производитель дает гарантии два года. Какое из следующих высказываний наиболее верное:
    - Телевизор не сломается в течение года;
    - Телевизор не сломается в течение двух лет;
    - В течение двух лет вам не придется платить за ремонт телевизора;
    - Телевизор сломается на третий год.
Участники на дорожках
Трое учащихся, набравших наибольшее количество медалей, выходят участвовать на дорожки. Набравший наибольшее количество медалей имеет право выбора дорожки.
Красная дорожка самая короткая, но ошибок допускать нельзя.
На желтой дорожке допускается одна ошибка.
На зеленой дорожке допускается 2 ошибки, но она самая длинная.
. Участник с зеленой дорожки имеет право выбора сектора.
На вопросы, которые не могут ответить игроки, отвечают оставшиеся учащиеся класса и зарабатывают дополнительные медали.

П:моделирование, построение логической цепи рассуждений.
Р: контроль, оценка
Л:учебно-познавательный интерес к учебной деятельности
К: умение с достаточной полнотой и точностью высказывать собственные суждения и давать им обоснование


Подведение итогов.
Учитель подводит итог занятия:
– Чем мы занимались сегодня на занятии?
– Какие задания вам показались наиболее интересными? Трудными?
Где могут пригодиться умения решать такие задачи?



Дети отвечают, что они сегодня играли в игру. Решали интересные задачи, разгадывали ребусы, головоломки, считали. Высказывают своё мнение, какие задания для каждого из них показались трудными, какие интересными. Ученикам нравятся занимательные задачи, они высказывают пожелание поиграть ещё. Проявляют готовность в самостоятельном поиске и подборе заданий для следующих занятий.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р.: определение наиболее эффективных способов достижения результатов
Л.: Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний

Рефлексия
Учитель объявляет, что дети, пройдя сектора игрового поля, проявляя смекалку, сообразительность, применяя знания, полученные на предыдущих занятиях, заработали медали.
– Сколько медалей вы заработали?
Учитель награждает победителей.

Дети подсчитывают количество медалей у себя, помогают друг другу в подсчётах, определяют победителя.
Р: контроль, адекватное оценивание результатов своей деятельности
Л.: понимание причин успешной и неуспешной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.