План — конспект кружкового занятия Удивительная физика


Бабасёва Н.П. – учитель физики
МКОУ Чулымский лицей
Новосибирской области.
Я хочу поделиться своим опытом работы с учащимися 5 – 6 классов. В течении нескольких лет в нашем лицее ведётся в этих классах физический кружок: «Удивительная физика». В работе кружка используем следующие учебники и учебные пособия: 1. А.Е Гуревич, Д.А.Исаева,Л. .С.Понтак. " 5 - 6 класс"
2. Рабочая тетрадь у учебнику А.Е. Гуревич,Д.А. Исаева,  Л.С. Понтак,  "Введение в естественно - научные предметы" : 6 класс
3. Я.И.Перельман. «Занимательная физика» М, «Наука» 1991 г (Книга №1, 2)
4. Л. Гальперштейн «Забавная физика» М, «Детская литература» 1993 г.
5.Л.А.Горев «Занимательные опыты по физике» М, «Просвещение» 1985 г
6.Ф.Б.Рабиза «Опыты без приборов» » М, «Детская литература» 1988 г
7. М.А. Гершензон «Головоломки профессора Головоломки» » М, «Детская литература» 1989 г.
5. Ресурсы Интернета.
Используемая методическая литература: 
Методическое пособие к учебнику А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.ПонтакПланирование занятия темы « В мире света» для 6 класса. (7 часов)
№ урока Тема Содержание занятия Практическая работа Демонстрации Творческие задания детей
7 Обобщение
по теме: «В мире света» Понятия и законы темы «Исследование тени от преграды» «Лицом к лицу», осветитель, «комната Эймса», бутылочки с водой. Изготовление камеры - обскура.
(инструкция в учебнике стр 107)
Занятие по повторению и обобщению материала темы
Цель: Повторить и обобщить знания по теме.
Задачи:
Показать применение физической теории на практике.
Продолжить формирование умений проводить исследования.
Продолжить поддерживать интерес обучающихся к предмету.
Вступительное слово учителя.
Ребята, тема занятия кружка «Световые явления».
Как вы уже поняли тема «Световые явления» интересна и увлекательна. Сегодня состоится экскурсия в мир занимательной науки с целью обобщение и повторение темы. В путешествии нам помогут большие знатоки науки физики , обучающиеся 11 класса: Вика, Виталий.
Вика: Здравствуйте ребята.
Виталий: Здравствуйте.
Вика: Нам хочется напомнить, что световые явления изучаются в разделе Оптика – разделе физики.
Виталий: С какими световыми явлениями вы уже познакомились
Вика: Какие оптические явления, наблюдаемые в атмосфере планеты , вами уже изучены?
Виталий: Мы будем загадывать загадки , а вам следует рассказать , всё что вы знаете об увиденном.
1. Красивое коромысло над лесом повисло? (Радуга)
2. Сначала - блеск, за тем – треск, за треском – плеск, Что это? (молния, гром, дождь) 3. Что с земли не поднимешь? (тень)
4. В нашей комнате одно Есть волшебное окно, В нём летают чудо – птица, бродят волки и лисицы летом снег идёт, А зимою – сад цветёт. В том окне чудес полно, Что же это за окно? (телевизор)
5. Днём спит, ночью глядит. (луна)
6. Летит Жар – птица, хвостом гордится (комета)
Учитель: На доске вы видите заполненный кроссворд, ваша роль составить вопросы к понятиям в нём. Чей вопрос к каждому из понятий будет последним, вручается жетон. В конце опроса подведём итоги.
1 л у ч
2 т е н Ь
3 з е рК а л о
4 л и н За
5 ц в е Т
6 с пе К т р7 м и к О с к о П8 з а к О н
Выполнение лабораторная работа «Исследование тени от преграды»
1. Расположите на столе свечу, экран с отверстием и экран. Перемещая, экран добейтесь, чтобы на нём образовалось светлое пятно от отверстия.
2. Расположите в пучке света шарик на подставке и двигайте его к экрану Изменился ли диаметр тени на экране? Нет, да, увеличился, уменьшился
Совпали ли формы тела и тени? Нет или да?
3. Расположите в пучке света маленький кружок (диск) на подставке. Вращайте кружок вокруг вертикальной оси. Опишите, что вы наблюдаете.
Где можно применить явление прямолинейное распространение света ? Например:
Для рисования портретов друзей.
Что бы нарисовать портрет нужно расположить голову друга, между бумагой и лампой. Установить объекты так, что изображение вашего друга было похожим на него. Обрисовать контур головы человека, а затем вырезать его и наклеить на лист цветной бумаги. Портрет готов. ( Ребята рисуют портреты друг друга).

Объясните почему такое рисование портретов возможно? Готовим выставку портретов обучающих
Виталий: Сегодня вы присутствуете на презентации героев теневого театра. Повторяйте за мной. Попробуйте сами создать его героев, например птицы, рыбы, головы человека . Объясните как создаются теневые герои театра
Вика: Представляем вам модель экспоната Парка чудес «Галилео». Этот парк недавно открылся в Новосибирске и стал довольно популярным среди населения города и области. Мы подобный экспонат создали сами , из под коробки под обуви, листа стекла и прокаленного песка. Знакомимся с ним. ( Песочный холст) Объясните его действие. Попробуйте, себя в роли художников.
Виталий: Хочется рассмотреть ещё важное одно свойство света – его отражение. Рассмотрим отражение света, используя плоские зеркала.
Учитель: Познакомимся с ещё одним применением отражения света плоскими зеркалами. Установка называется «Лицом к лицу». Для её работы, необходимо сесть с другом лицом друг к другу. Посередине, между вами установите экспонат, так, что бы совпали черты лица. Посмотрите на интересную картину.

Объясните наблюдаемое явление. Выделите законы отражения в плоских зеркалах.
средине, между вами установите экспонат, так, что бы совпали черты лица. Посмотрите на интересную картину. Объясните наблюдаемое явление. Выделите законы отражения в плоских зеркалах.
Вика: На вашем столе находится бутылочка с водой. Прочтите текст учебника через бутылочку с водой. Что вы можете сказать об увиденном? Чем объяснит?
Посмотрите внимательно, в верхней части бутылочки с водой образовался пузырь с воздухом. Постарайся, посмотри на тот же текст через пузырь с воздухом опиши явление и укажи причину увиденному.
Учитель: Как человек видит окружающий мир?
Как точно сказано: человек смотрит глазами, а видит мозгом. Мозг запоминает объекты, которые нас окружают, поэтому бывают случаи, когда он достраивает, то что воспринимают глаза. Такие явления называют оптическими иллюзиями. Зрительные иллюзии – это искаженное восприятие глазом действительности. Оптические обманы - не случайные спутники нашего зрения – они сопровождают его при строго определённых условиях, с неизменным постоянством закономерного явления и имеет силу для каждого нормального человеческого глаза.
1.Наблюдаем такие картины:

Опишите впечатления.

Как считаете, какой из солдат на картинке выше? Для доказательства измерьте линейкой высоту каждого. Сделайте вывод.
Представляю вам комнату Эймса, изготовленную руками кружковцев. Конструкция этой комнаты придумана художником и психологом Адельбертом Эймсом в 1946 году. Благодаря ложной перспективе - создана оптическая иллюзия, предметы находясь в разных углах комнаты оптически выглядят как предметы разного размера, хотя их размеры одинаковы. Всё дело в оптической иллюзии, которую на практике и демонстрируют в комнате Эймса. Весь секрет в конструкции помещения. Комната имеет не прямоугольный периметр, как это кажется наблюдающемуся , а форму неправильной трапеции.
lefttop
Учитель: Наше занятие подошло к концу. Всем говорим спасибо.
А ребятам просим своё мнение о заседании кружка на плакате.