Урок изобразительного искусства Русский сувенир (1 класс)


Урок изобразительного искусства.
Тема урока: Русский сувенир
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: познакомить детей с историей развития и характерными особенностями традиционной русской матрешки
Задачи урока:
- учить отличать Загорскую, Семеновскую и матрешку из Полхов-Майдана; учить выполнять элементы росписи данных видов матрешки;
- развивать память, мышление, воображение, фантазию;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Форма урока: заочная экскурсия
Тип урока: сообщение новых знаний
Материалы и оборудование для преподавателя:
Иллюстрированный материал, мультимедийное оборудование, презентация, шаблоны матрешек.
Материалы для детей: гуашь, кисти, палитра, салфетки, стаканчики с водой, лист пробник.
Ход урока:
1 Орг. момент. (Приветствие, проверка готовности к уроку).
- Ребята, сели хорошо, убрали посторонние вещи и приготовились меня внимательно слушать.
2. Сообщение темы и целей:
- Сегодня мы с вами побываем на «экскурсии» в музее русской матрешки и познакомимся с этим знаменитым и популярным сувениром.
3. Вводная беседа:
- Ребята, скажите, а вы встречались раньше с русской матрешкой?
- Как вы думаете для чего служит эта красивая расписная кукла? (она является украшением или сувениром, обычно матрешек дарили в подарок)
- Скажите, а чем отличается матрешка от других кукол? ( матрешка сделана из дерева и внутри имеет еще несколько кукол)
4. Сообщение новых знаний:
- А сейчас, ребята, мы отправимся на экскурсию в музей русской матрешки.
- Наш класс, ребята, превратится в один из залов музея, а я стану экскурсоводом и познакомлю вас с историей русской матрешки и ее особенностями.
История русской матрешки очень интересна. Появилась она в нашей стране довольно необычно. В 1891 году в мастерскую А.И. Мамонтова в Москве привезли из Японии странную фигурку добродушного лысого старика. И изображала эта фигурка – мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки понравились взрослым и детям и они послужили прообразом нашей матрешки.
Промысел разбежался по всей России. Появилось немало школ по изготовлению матрешек. В 1900 году матрешку начали изготовлять кустари Сергиевского Посада, где игрушки из дерева изготовлялись с давних пор. Сначала матрешка имела форму древнерусского шлема, на спроса на Руси такая игрушка не получила. А дошла до наших дней обычная форма деревянной игрушки в виде русской девочки. И обычная матрешка состояла из восьми фигурок.
- А теперь, ребята, познакомимся с тремя видами традиционной русской матрешки , и начнем с ЗАГОРСКОЙ . Загорскую матрешку легко узнать. Она отличается нежностью, праздничностью, легкостью цветов. Светлыми тонами украшаются платок,
сарафан, фартук, кофта.
Кроме Загорской деревянной матрешки существует ещё Семёновская и матрешка из Полхов-Майдана. У этих матрёшек свои особенности в изготовлении и росписи.
СЕМЕНОВСКАЯ матрешка имеет много желтого цвета, так как город Семенов находится недалеко от села Хохлома и это оказало большое влияние на роспись матрешки. В отличие от Загорской у Семеновской матрешки в руке цветок, а у Загорской – петух.
У матрешек из ПОЛХОВ-МАЙДАНА , есть такое село в Нижегородской области, роспись совсем другая. Обратите внимание, ребята, здесь используются цвета: красный, синий, желтый и черный. Рук, платка, сарафана у этой матрешки нет. На передней части используется роспись декоративных цветов.
- Вот такие существуют три традиционных вида матрешки. Вот мы вами и совершили экскурсию в дом русской матрешки. И на самом деле есть такой музей в небольшом особняке почти в самом центре Москвы. В его стенах собрана крупнейшая коллекция самой русской игрушки – матрешки.
5. Первичное закрепление нового материала:
- А сейчас, ребята, мы с вами проведем небольшой конкурс. От каждого ряда нам потребуется по два человека. Конкурс называется «Собери матрешку». Все вы знаете как собираются пазлы. Значит вам, ребята, необходимо собрать три матрешки. Загорскую собирают ребята из третьего ряда, Семеновскую – из второго и Полхов-Майдановскую - из первого ряда. Кто быстрее и правильно соберет матрешку, тот и будет победителем конкурса.
- И так – начали…
- А мы, ребята, немного вспомним то, что я сейчас вам рассказывала.
- Кто мне скажет – с какими матрешками мы познакомились?
- Скажите, какие четыре основных цвета, имеет Полхов-Майдановская матрешка?
- А как можно отличить Загорскую матрешку от Семёновской?
- Итак, победителем в конкурсе стали ребята…
6. Практическая работа учащихся «Дорисуй матрешку»
- А теперь мы с вами на некоторое время попробуем стать народными умельцами и поможем мастерам дорисовать матрешек.
- Сейчас, ребята, каждому из вас я раздам шаблон матрешки. Художник ее уже начал расписывать . А вам необходимо догадаться мастер из какого центра народных промыслов начал расписывать матрешку и как правильно завершить роспись .
Каждый из ребят рассказывает какая ему досталась матрешка, и что необходимо ей дорисовать.
В процессе самостоятельной работы учащихся педагог по необходимости оказывает индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка матрешек. Педагог обращает внимание на каждую матрешку, не забывая похвалить работу каждого ученика.
7. Итог урока. Рефлексия.