Урок по естествознанию на тему: Окружающая природная среда (5 класс%


урока: Окружающая природная среда.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для формирования у учащихся знаний об окружающей природной среде. Ввести понятия: «природная среда», «адаптация». Объяснить, как происходят изменения в природной среде, что такое естественная среда обитания и её виды. Помочь учащимся понять, каким образом и почему живые организмы приспосабливаются к условиям среды обитания. Показать на примерах уязвимость природной среды, подвести к пониманию необходимости бережного отношения к окружающей среде.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа иллюстраций и фотографий.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе.
Оборудование: учебники, иллюстрации, фотографии.
Используемая литература: У.А. Есназарова, Н.К. Бекалай «Естествознание», Б.Ш. Абдиманапов, А.В. Прищепина, Л.М. Фокина «Естествознание», Д. Тайлер и др. «Всемирная география»,Е. Голубева «Занимательное естествознание».
Ход урока
Этап урока Содержание Методы, ФОУД
I. Организа-ционный момент Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. - Сегодня мы продолжим разговор о природе. Но начиная с сегодняшнего урока, мы будем рассматривать природу немного с другой точки зрения. Как вы думаете, что мы начинаем изучать?
- Мы будем рассматривать природу с точки зрения её взаимосвязи с человеком. Природа и человек.
- Тема нашего урока «Окружающая природная среда»
- Какова цель нашего урока?
- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели?
- Какими источниками информации вы можете воспользоваться сегодня на уроке?
- Как вы думаете, какой ещё очень важный источник информации вам понадобиться на этом уроке?
(уже имеющиеся знания о природе и её компонентах)
- Как тема нашего урока связана с темами предыдущих уроков?
(мы говорили о природе и сейчас продолжим разговор о ней)
- Какие главные понятия мы разобрали на предыдущих уроках?
(природный комплекс, природный компонент, зональность, симбиоз, природное сообщество, ареал и т.д.)
- Какие главные выводы мы сделали при изучении этих тем?
(природа это целостная система, в которой всё находится во взаимосвязи) Фронтальная беседа.
Запись в тетради.
Фронтальная беседа.
Беседа на актуализацию знаний.
III. Усвоение новых знаний. - Как вы думаете, что такое окружающая природная среда?
- Какое определение будет более точное?
Окружающая природная среда – это естественная природа, окружающая человека (в которой он живёт) и другие живые организмы.
- А из чего состоит окружающая природная среда?
(из природных компонентов: воздуха, воды, почвы и горных пород, растений и животных, климатических условий)
- Как вы думаете, компоненты природной среды будут оказывать влияние друг на друга или нет?
Приведите примеры.
(почвы оказывают влияние на растения, те в свою очередь на почвы и животных и т.д.)
- Может ли окружающая природная среда меняться?
- По каким причинам? (естественным, в ходе своего развития и от вмешательства человека)
- Окружающая природная среда является средой обитания, а какие виды среды обитания вам известны, где обитают живые организмы?
1. Наземно-воздушная; 2. Водная;
3. Почва; 4. Живые организмы.
- Какие условия необходимы для выживания живым организмам?
(температура, влажность, свет, пищевые ресурсы)
- Одинаковые ли на Земле условия окружающей природной среды? (нет, в одних местах жарко, в других холодно и т.д.)
Адаптация – приспособление организмов к условиям среды обитания.
- Какие примеры адаптации животных вы можете назвать?
- Откройте учебник на стр.128, какие причины адаптации называет автор текста?
1) приспособление к климатическим условиям;
(густая шерсть, спячка, ночной образ жизни и т.д.)
2) приспособление к добыванию пищи;
(длинная шея, длинный и липкий язык и.т.д.)
3) приспособление к защите от врагов.
(иглы, запах, покровительственная окраска т.д.) Эвристическая беседа.
Запись в тетради.
Эвристическая беседа.
Запись в тетради.
Запись в тетради.
Работа с текстом учебника, обсуждение, запись в тетради.
IV. Закрепление Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.
- Что такое природная среда? Из чего она состоит?
- Как и почему происходит изменение окружающей природной среды?
- Какие виды естественной среды обитания вам известны?
- Какие условия необходимы для жизни живым организмам?
- Что такое адаптация?
- Какие виды адаптации, и по каким причинам могут происходить? Фронтальный опрос.
V. Домашнее задание. § 53 (пересказ). Запись в дневнике.
VI. Итог урока. Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
- Какова была цель урока? - Удалось ли её достигнуть?
- Что вам понравилось на этом уроке, а что не понравилось?
- Что необходимо изменить на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились? Фронтальная беседа.