Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с гиперактивностью на уроках музыки.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с гиперактивностью на уроках музыки.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон.
Природные звуки окружают детей ещё во внутриутробном развитии, Это голос мамы, близких людей, звуки дождя, ветра, пробуждения природы, пение птиц. В период беременности первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12 неделе. Затем они постепенно усовершенствуются, и примерно к 20 неделе ребёнок уже может слышать. Затем ребёнок воспринимает больший объём звуков. В дошкольном возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. У них появляется интерес к познанию музыки. Постепенно представления о музыке расширяются всё больше. Так и о сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.
В современном обществе немалое количество детей, гиперактивны, не могут совладеть со своим телом и эмоциями. Они требуют к себе индивидуального подхода и коррекции и именно музыка способна не только благотворно влиять на психику гиперактивных школьников, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере на уроках музыки. Огромный коррекционный и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, который получают такие обучающиеся по средствам пения. Голосовое звучание человека является показателем его эмоционального состояния. Особенно у детей с повышенной расторможенностью, пение является эффективным средством регуляции эмоциональной сферы.
У значительной части школьников адаптационный потенциал ослаблен за счет эмоциональных нарушений, проявляющихся в аффективно-регулятивных, эмоционально-коммуникативных затруднениях, декомпенсации познавательной деятельности и гипофункции эмоционально-нравственной сферы. Наиболее остро подобные эмоционально-личностные процессы протекают в младшем школьном возрасте, осложненном проблемами освоения новой социальной и школьной среды и, в связи с этим, повышенным уровнем тревожности детей. Музыка способна не только благотворно влиять на психику гиперактивных школьников, но ее также нередко использую в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере на уроках музыки. Например, чересчур подвижный и расторможенный ребёнок, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неуверенный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, приобрести уверенность в своих силах.
На уроках реализуются коррекционные цели и задачи. Дети включаются в различные виды деятельности: сольное и ансамблевое пение, сольное и ансамблевое музицирование на детских музыкальных инструментах, овладение элементами нотной грамоты, пение и игра, активное восприятие музыки, вслушивание в изучаемые произведения, размышление по поводу услышанной или исполненной музыки.
Каждый вид деятельности представляет себе свои возможности для ведения разноплановой коррекционной работы. В связи с этим особый интерес представляют коррекционно-развивающие возможности.
Мною поднимают проблемы внимания, такие, как: «не слушает», «не завершает начатые задания», «мечтает», «не может сосредоточиться», «отвлекается», «не может работать самостоятельно», то есть основная проблема – это неспособность сконцентрировать внимание на продолжительный период. Ребенок очень легко отвлекается на посторонние стимулы, с трудом переключает внимание с одного задания на другое, испытывает сложности в организации самостоятельной деятельности, рассеян и забывчив, его внимание и восприятие поверхностно. Переключать процессы внимания помогает музыка. А музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.
Для этого на уроках использую музыку Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.
Так же во время исполнения различных песен использую движения: жесты и мимику, которые детям очень нравятся. У гиперактивных детей они снимают нервно – психическое напряжение, помогаю ему быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми и учителем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект. Например: «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку. Наблюдая детей с гиперактивностью, я пришла к выводу, что просушивание классики влияет положительно, помогает снять психоэмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные отношения детей в классе. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать.
В процессе урока ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает ребенка более здоровым и счастливым.
Литература:  1. Битова А. Л. Музыкотерапия. - М., 2009.
2. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М., 2008. – 208 с.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 2006. – 400 с.