Статья Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся в процессе восприятия музыкального произведения


Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся в процессе
восприятия музыкального произведения
С.П.Сафронова,
педагог дополнительного образования
МБОУ НШ № 30, г.Сургут Современные этап развития социально - культурной сферы России характеризуются наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся неблагоприятной социально — экономической ситуацией. Серьёзные трансформации, переживаемые социально — культурной отраслью в условиях развития рыночных отношений, радикальным образом изменили сферу культурного потребления,
Негативные процессы в социально — культурной сфере приводят к слабой реализации воспитательного потенциала музыкального искусства, которое призвано в настоящее время стать одним из приоритетных средств духовного возрождения общества.
В настоящее время детская музыкальная культура держится во многом
благодаря энтузиазму и преданности педагогов, хормейстеров, учителей музыки, ведущих работу в образовательных учреждениях.
Педагог — музыкант призван наряду с функцией учителя, воспитателя
выполнять функцию просветителя, причем просветительская деятельность,
становится фундаментом для реализации воспитательных и образовательных задач. Одна из главных педагогических задач — формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
Восприятие музыки — важнейшая область музыкальной практики. Миллионы людей, слушая музыку, активно приобщаются к музыкальной культуре: постигают особенности музыкального искусства, приобретают способность к художественному общению.
В основе музыкального восприятия лежит сложный психологический процесс вычленения из произведений свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства — эмоции. Наиболее естественный способ вызвать эмоции у детей, является «не проходить, а изучать», «проживать» музыку, Когда мы познаем окружающий нас мир, мы не только включаем в эту деятельность наши мыслительные процессы, но и наши чувства и эмоции, посредством которых раскрывается наше собственное, субъективное отношение и к миру, и к себе. Если чувство отражает устойчивое отношение к кому — то или к чему — то, то к эмоциям относят конкретную форму протекания психологического процесса переживания того или иного чувства. Таким образом, чувство может проявляться в разных эмоциях.
Взаимоотношение эмоций и чувств
В процессе развития человека чувство появляется позже чем собственные эмоции. Если эмоции преимущественно связаны с удовлетворением первичных потребностей, то чувства связаны с мировоззрением, отношением человека к самому себе, к другим людям, обществу в целом. Чувства развиваются и формируются в процессе общения человека с другими людьми, накопления им социального опыта. Чувство несет в себе значение, которое предает человек тому, что его окружает — другим людям, предметам, явлениям природы.
Эмоции в жизни человека играют важную, приспособительную функцию. Внешнее проявление эмоции в виде звуков, мимики, жестов имеет определенное сигнальное значение и используется им как язык невербальной коммуникации. Эмоции заразительны — то, что испытывает один человек, передается другому, если последний обладает хорошей эмоциональной отзывчивостью.
Музыканту — педагогу постоянно имеющему дело с выражением и передачей различных эмоций необходимо знать природу возникновения эмоциональных состояний, с тем чтобы лучше воплощать их в своей работе,
Эмоции в музыке
Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные этические свойства. Подобное стремится к подобному и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков - Аристотеля, Платона, пифагорейцев - музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.
Начинать становление процесса музыкального восприятия следует счувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирование эмоциональнойотзывчивости у учащихся, развивать способность к переживанию. Как отмечал Л.С. Выготский («Психология искусства» - М., 1987. — С.73.)«Если произведение искусства будет восприниматься человеком лишь по обязанности - в самом процессе его восприятия оно будет вызывать только скуку и огорчение по случаю потерянного времени, то его воздействие на человека будет нулевым». При этом следует сказать, что процесс восприятия музыки в старших классах возможен при наличии музыковедческого анализа, например, как «восхищение композиторской техникой», возможно получение эстетического наслаждения (эмоциональный отзыв учащихся). Но специфика младшего школьного возраста такова, что “Я” ребенка... еще в становлении, оно не очерчено так же жестко, как у взрослого; ребенок еще не противопоставил себе весь окружающий мир. Поэтому в начальной школе преподаватель учит детей:
- внимательно слушать произведение от начала до конца, воспринимать музыку;
- проникаться ее эмоциональным содержанием;
- делать анализ произведения (эмоционально — образное содержание, средства музыкальной выразительности).
«Музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно из них понимается как освоение учащимися различных видов деятельности на уроке: хоровое пение, игра на ДМИ, музыкально — ритмические движения. Другое значение более узкое, подразумевает непосредственно слушание музыки: знакомство с произведениями различных жанров, стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников — восприятие музыки и собственно творчество — неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.
Слышать музыку — значит не только эмоционально откликаться на нее, но и понимать и переживать музыку, ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. Поэтому восприятие музыки — это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно- образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков.
В музыкальном образовании восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальные произведения композитором и воспроизведенных исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и таким образом эмоциональный опыт прошлых поколений передается последующим.
Не всегда то, что было задумано композитором при написании им своего сочинения, в адекватной форме воссоздается в сознании слушателя. В силу своей многозначности конкретизации музыкального образа у разных слушателей может оказаться различный. Эффект, производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не только от содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания и как складывается его музыкальный опыт.
«Хорошими» слушателями, т.е. большими любителями музыки оказываются те, у кого в личностной сфере можно наблюдать разного рода конфликты. Как установила психолог С. Риджуэй, чем больше конфликтов у слушателей в межличностных отношениях тем чаще они обращаются к музыке, рассматривая ее как посредника, с помощью которого они могут справится со своими аффективньми ситуациями, связанными с социальными взаимодействиями.
Восприятие музыки лежит в основе всех музыкальных занятий и предшествует любой музыкальной деятельностью. Оно дает духовное и эстетическое наслаждение и связывает с окружающим миром, поэтому так важно правильно построить этот процесс.
Подготовка к восприятию музыки должно начинаться со вступительного слова учителя. Среди методов обучения особое место живому слову учителя отводил Л.Н. Толстой. Словесные комментарии учителя были рекомендованы и рекомендуются сегодня учебными программами по предмету «Музыка».
Пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика организации музыкального восприятия должна быть направлена на тактичную поддержку
эстетических впечатлений. Естественность данного положения определяется
пониманием музыкального восприятия как процесса личностно обусловленного, а эстетического переживания — как специфического проявления индивидуальной жизни ребенка. Процесс восприятия должен быть построен так, чтобы познание музыки заключалось в познании тех эмоций, которые возникают у ребенка в результате общения с музыкой. Размышляя над воздействием музыки, поддаваясь эмоциям, школьники могут разбирать волнующие, интригующие ситуации нравственного характера. Восприятие музыки пробуждает множество зрительных образов и ассоциаций, зависимых от слушателей, их устремлений и слушательского опыта. Зрительные образы являются необходимыми на начальном этапе музыкального восприятия.
Условно выделяют следующие этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения:
- вступительное слово учителя;
- слушание произведения;
- беседа о прослушанном произведении;
- анализ;
- повторное слушание.
В организации восприятия музыки также выделяется ряд методических приемов:
- вокализация доступных мелодий, музыкальных произведений;
- ритмопластика: с целью создания жанровых особенностей музыки учащимся предлагается задание пластически выразить музыку в движении;
- сравнение образов.
Общепедагогические приемы:
- прием новизны;
- прием соучастия;
- прием игры голосом.
Учитель изменив подход к процессу восприятия музыки должен прежде всего подготовить серию вопросов: «В каком настроении я слушал бы эту музыку?», «Какие чувства и мысли возникают под воздействием этой музыки?», «Что испытывал композитор, когда писал эту музыку?», выявляя в ответах детей их собственные переживания.
В целом необходимыми условиями развития музыкального восприятия являются эмоциональная открытость И педагога, И детей. В этом случае будет радость, удивление, восхищение детьми музыкой. В этом , наверное, главная цель деятельности педагога.