Оздоровительное плавание и аквафитнес, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста.


Оздоровительное плавание и аквафитнес как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста
Введение
Тема данной работы «Оздоровительное плавание и аквафитнес как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста» является весьма важной и актуальной для нашего времени.
В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция ухудшения осанки школьников. Очевидно, данная проблема связана с технологизацией и глобальной компьютеризацией общества, возрастающей гиподинамией молодого поколения в период активного возраста. При этом практически все специалисты считают физические упражнения наиболее эффективным средством профилактики и коррекции осанки. Чтобы получить максимальный корригирующий эффект, физические упражнения следует выполнять по определенным правилам, а также использовать наиболее продуктивные из них. Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой.
Цель моего исследования – разработать программу по коррекции сколиоз средством плавания и аквафитнеса для детей младшего школьного возраста. Объектом исследования является процесс коррекции осанки посредством оздоровительного плавания и аквафитнеса.
Предметом исследования являются особенности применения коррергиющих упражнений в водной среде.
Задачи исследования:
Разработать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки;
Изучить особенности влияния программы гидрореабилитации на детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки по ряду антропометрических измерений;
Оценить результаты занятий по программе гидрореабилитации
В рамках данного исследования выдвигается следующая гипотеза – Разработанная программа может являться одной из доминирующих в комплексном использовании средств коррекции сколиозов 1 и 2 степени.
Методы используемые в исследовании:
Теоретический анализ и обобщение литературных источник;
Антропометрия;
Математическая статистика
Общие сведения об исследовании
Контингент испытуемых – учащиеся 2а класса; возраст – 9-8 лет; всего в исследование прияло участие 20 человек.
Место проведения- МБОУ СОШ №13 и физкультурно-оздоровительный комплекс «Ока»;
Время проведения – 3 месяца (с января по конец марта 2011 года);
Методика сбора информации – просмотр медицинских карт, проведение измерений антропометрических показателей.
Исследование было осуществлено в 3 этапа.
Этап 1. Создание коррекционной программы
В ходе анализа литературных данных и методических пособий (в течение 3-х месяцев), была разработана программа гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки (см.приложение). При создании программы учитывались работы А.А. Потопчука, Ф.И. Дидура, М.Б. Цыкунова, А.В. Овечкиной, Кардамоновой Н.Н. и др.
Этап 2. Проведение констатирующего эксперимента
Первоначально были изучены медицинские карты школьниц 2а класса школы №13, г. Дзержинска. Из числа школьниц выявлены 10 детей с нарушение осанки. И на основе медицинских показателей была создана экспериментальная группа (В). Затем, в группах начального обучения плаванию физкультурно-оздоровительного комплекса «Ока» были определены 10 детей, имеющих нарушение осанки. Они составили контрольную группу (А), занимающуюся по обычной программе обучения спортивным способам плавания. На этом этапе становилась задача углубленного обследования по выявлению нарушения осанки (см. табл. 1,2. и диаграммы).
Этап 3. Проведение формирующего эксперимента
Формирующий эксперимент был проведен в естественных условиях, в процессе обучение плаванию в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса «Ока».
Группа А (контрольная) занималась по обычной программе обучения спортивному плаванию.
Группа В (экспериментальная) занималась по разработанной программе гидрореабилитации сколиозов детей младшего школьного возраста.
Группы находились под постоянным контролем специалиста ЛФК. Эксперимент проводился в течение 3-х месяцев (с января по конец марта 2011 года). В конце эксперимента были проведены итоговые измерения в группах А и В. Итоговые измерения были внесены в таблицы результатов. (см. табл. 3,4. и диаграммы)
В результате всей проделанной работы можно говорить о следующем:
В процессе исследования разработана программа коррекции сколиоза средствами плавания и аквафитнеса для детей младшего школьного возраста, т.е. цель исследования достигнута.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Разработана программа гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки.
Программа направлена на решение следующих задач:
Сформировать у детей специальную мотивацию к занятиям плаванием
Воспитать навыки правильной осанки
Улучшить координацию движений
Улучшить показания осанки
Изучены особенности влияния программы гидрореабилитации на детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки по ряду антропометрических измерений (разница в расстоянии треугольников талии; разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток; положение позвоночников вперед; экскурсии грудной клетки).
Оценки результатов занятий полученных по программе гидрореабилитации позволяет сделать следующие выводы:
Почти каждый пятый ребенок имеет признаки нарушения опорно-двигательного аппарата.
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель. Задачи, Методы
Цель:
Разработать и проанализировать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки.
Задачи:
Разработать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки;
Изучить особенности влияния программы гидрореабилитации на детей младшего школьного возраста, имеющих нарушений осанки по ряду антропометраческих измерений;
Оценить результаты занятий по программе гадрореабилитацииМетоды:
Теоретический анализ и обобщение литературных источников;
Антропометрия;
Математическая статистика

Методы исследования:
Методика антропометрических исследований детей является достаточно унифицированной и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами. Поэтому для измерения антропометрических показаний использовалась сантиметровая лен, отвес, линейка. Все исходные данные исследования вносились в таблицы (см. табл. Исходных данных 1,2) по этим результатам были построены диаграммы.
В процессе исследования проводились измерения следующих антропометрических показателей (см):
Разница в расстоянии треугольников талии;
Разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток;
Положение позвоночника вперед;
Экскурсия грудной клетки.
Рассмотрим каждый из методов более подробно:
1.Разница в расстоянии треугольников талии
Треугольник талии – это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине.
Для определения разницы просветов между треугольниками из большего показателя вычитается меньший. В результате, чем меньше разница, тем правильнее осанка.
2.Разница в расстоянии от средней линии до уголков лопаток
Расстояние от средней линии до углов лопаток измеряется с помощью отвеса и линейки. Отвес подвешивается к верхнему шейному позвонку (атланту), на грудной отдел привязывается лента. Измерение представляет собой измеренное расстояния позвоночника (атланта) до нижнего угла лопатки. Чем меньше разница, тем лучше осанка.
3.Положение позвоночника вперед
Позвоночник имеет изгибы. Изгиб в шейном и поясничном отделах спереди (лордоз), в грудном и крестцовом отделе – сзади (кифоз).
Измеряется расстояние от отвеса до тела в поясничном отделе. Чем меньше расстояние от отвеса до спины, тем лучше.
4.Экскурсия грудной клетки
Экскурсия грудной клетки характеризует подвижность грудной клетки и определяется между величинами максимального вдоха и полного выдоха. Величины ее зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания. В среднем экскурсия грудной клетки равно 6-9 см. У тренированного человека эта величина увеличивается в силу предъявляемых к дыхательному аппарату требований.
Что бы измерить окружность грудной клетки, необходимо взять сантиметровую ленту правой рукой за нулевое деление, а левой за середину. Поднять локти и наложить ленту на грудную клетку так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди – по нижнему краю сосковых кружков.
Опустить локти и соединить концы ленты на правой стороне груди, около грудины. Во время фиксации ленты просчитать вслух до трех. Число в месте соединения ленты показывает окружность грудной клетки в спокойном состоянии. Затем сделать максимальный вдох и на высоте вдоха зафиксировать результат измерения. После этого измерить окружность грудной клетки на предельном выдохе. Разность между последними результатами и показывает экскурсию (подвижность) грудной клетки.
ВЫВОД
Плавание – одна из наиболее эффективных форм лечебной физкультуры для профилактики и коррекции осанки. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, при плавании исчезает ассиметричная работа межпозвоночных мышц, восстанавливаются нормальные условия для роста тел позвонков.
Занятие плаванием благоприятно влияет на всестороннее полноценное физическое здоровье ребенка, на борьбу с нарушением осанки.
Подобранные упражнения на суше и в воде оказывают благотворное влияние:
- разгрузка позвоночника;
- приобретение навыков плавания;
- увеличение силы тонуса и мышц;
- коррекция плоскостопия;
- постановка правильного дыхания;
- улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;
- закаливание;
- эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.