Программа: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ШОУ-ГРУППА «ПОЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ»


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

ШОУ-ГРУППА «ПОЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ»

Пояснительная записка

Музыкальное искусство - важнейшее средство воспитания, которое оказывает содействие развитию личности школьника, постижению духовных ценностей, накопленных человечеством, привлечению к мировой художественной культуре. Усвоение достижений мировой культуры происходит в процессе активной музыкальной деятельности учащихся, с использованием разных путей познания музыкального искусства (а через него окружающего мира и самого себя).
На основании Закона Российской Федерации «Об образовании», основным документом, определяющим целенаправленность и содержание учебно-воспитательного процесса, является дополнительная общеобразовательная программа, которая должна обеспечивать определенное государственным стандартом качество образования, уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития.
Направленность программы   по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному назначению – художественная, по форме организации – кружковой, по времени организации - трехлетней.
Образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности, является модифицированной, на основе учебного пособия "Основы эстрадного вокала" педагога дополнительного образования Кузьгова Р.Ж., Павлодар, 2012.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. В программе уделяется внимание изучению задатков музыкального мира ребенка, его запросов, интересов, способностей. Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляются на протяжении всех уровней.
Основная цель программы – овладение учащимися музыкальными знаниями, умениями и навыками эстрадного и классического вокального пения, развитие слуха, голоса, музыкальных и творческих способностей, повышение эффективности результатов учения и обучения учащихся путем формирования и совершенствования у них общеучебных умений и навыков, организация их самостоятельности в кружковой деятельности, развитие наклонностей, способностей и творческой одаренности, воспитание духовности и общей культуры школьников.
Основные задачи:
В ходе достижения цели предполагается решение следующих задач.  Обучающие: 
сформировать навыки певческой установки обучающихся;
научить использовать при пении мягкую атаку; 
сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
 обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; 
сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. 
Развивающие: 
развить гармонический и мелодический слух; 
совершенствовать речевой аппарат; 
развить вокальный слух; 
развить певческое дыхание; 
развить преодоление мышечных зажимов; 
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; 
развить гибкость и подвижность мягкого нёба; 
расширить диапазон голоса; 
развить умение держаться на сцене. 
Воспитательные: 
воспитать эстетический вкус учащихся; 
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; 
воспитать чувство коллективизма; 
способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами; 
воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
сформировать потребности в общении с вокальной музыкой, создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена шоу-группы;
пробуждать в детях интерес к творческой жизни города, Республики Крым;
прививать любви к РОДИНЕ через вокальный репертуар;
воспитывать у детей чувства патриотизма на примерах лучших музыкальных произведений.

Характеристика программы
Направленность: художественно-эстетическая.
Тип программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Вид программы: модифицированная.
Основные формы учета знаний и умений детей в различные периоды обучения:
- зачет по основам знаний в области вокального творчества (распевание; пение канонов; пение распевок, вокализов, дыхательная гимнастика, самостоятельная работа);
- зачет по знанию того или иного произведения, качество исполнения (концерты, выступления на городских мероприятиях, участие в конкурсах ).
Требования к образовательным результатам
Современное качество содержания образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Изучая программу вокального кружка обучающийся постепенно сможет овладеть компетентностями, относящимися к вокальному творчеству, как к предмету деятельности в соответствии с возрастными особенностями.

Ожидаемые результаты:
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
чисто интонировать, петь на дыхании;  
петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;   должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;   понимать дирижёрские жесты и следовать им;   знать средства музыкальной выразительности.     петь под фонограмму в группе и соло;     уметь преодолевать мышечные зажимы;     уметь вести себя в коллективе.
Третий год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
петь чистым естественным звуком, легко, нежно звонко, мягко, правильно
Четвертый год обучения:
соблюдать при пении певческую установку;
  петь на цепном дыхании; уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;   уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;   уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
петь в диапазоне: первые голоса – ля м.октавы – фа 2-ой октавы; вторые голоса –соль м.октавы – ми ь – 2-ой октавы;   пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;   уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;   уметь петь на два, три голоса с сопровождением, без сопровождения;     уметь держаться на сцене;   обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.
Пятый год обучения:
уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;   обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;   испытывать потребность к певческой деятельности. - петь в диапазоне: первые голоса – ля м.октавы – фа # 2-ой октавы; вторые фа # м.октавы – ми 2-ой октавы; третьи – фа м.октавы – ре 2-ой октавы;   петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;   знать правила охраны голоса в предмутационный период;     уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;   уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;   иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;   настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы.  
Большое значение в жизни коллектива имеют выступления. Ребята, обучающиеся в вокальной группе, естественно, похожи на всех остальных школьников. Пожалуй, только одним они отличаются от большинства сверстников: практически с первых лет обучения они начинают участвовать в музыкально-просветительской деятельности школы, выступают в концертах перед одноклассниками, жителями города, родителями, принимают участие в конкурсных программах, фестивалях, то есть работают как профессионалы. Дети, занимающиеся вокальным искусством очень рано начинают понимать, что такое воля и выдержка, удачи и неудачи; они скоро осознают, что профессиональное занятие искусством – это не легкое наслаждение, а прежде всего труд.
На занятиях вокала нужно готовить учеников к тому, что все они могут добиться желаемого результата благодаря своему трудолюбию. В будничных уроках поют все дети, без исключения, а вот на исполнение сольных произведений на концертах отбираются лучшие, а точнее сказать, те кружковцы, которые удачнее других показали себя во время занятий.
Учебный процесс рассчитан на 5 лет обучения. Начальный, общеразвивающий – 1 год обучения и основной. Продолжительность занятий 4 часа в неделю (144 ч. в год), наполняемость до 15 чел. в группе.
Занятия 2-5-го образовательного уровня проводятся два раза в неделю по 3 академических часа (216 ч. в год), наполняемость 10-12 чел. в группе.
3 часа в неделю отводится для занятий с солистами и 3 часа на сводные репетиции.
Программа предусматривает творческую конкуренцию – на этом основывается вся система знаний. Ребенок 6-7 лет, обладающий явно выраженными музыкальными способностями принимается в младшую группу - 1 уровень, после окончания которого он, либо остается в группе учащихся 1 года обучения, либо продолжает обучение на 2-м уровне с воспитанниками. Для всех без исключения принятых в кружок, 2 уровень - воспитанники – своего рода испытательный срок: сдавая своеобразный переходный экзамен, который может быть и отчетным концертом кружковец подтверждает, что педагог не ошибся в его музыкальных способностях, что он может профессионально развиваться в том темпе, который диктует уровень кружка. В дальнейшем ученику еще дважды предстоит пройти через “фильтрующие” экзамены - II уровень – III уровень – те ученики, чье профессиональное будущее не вызывает никаких сомнений.

Этапы работы по программе                          
  1 этап (начальный)
  1 год обучения
  получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты

  2 этап (основной)-Звёздочки-
  2-3 год обучения
  закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение

  3 этап (заключительный) -Звёзды-
  4-5 год обучения
  овладение в совершенстве исполнительским мастерством для дальнейшей профилизации  

Придается большое значение личности педагога, его руководящей роли в музыкально-воспитательном процессе. Степень активности зависит не только от природных данных (слух, голос, пластика движений), и профессиональной подготовки, но и от педагогического мастерства руководителя, его заинтересованности в результате, эмоциональности преподавания, умению найти подход к каждому ребенку.
Вчера – учащийся кружка, сегодня – студент, а завтра зрелый музыкант, сам ставший педагогом и наставником. В этом проявляется одна из главных задач программы: преданность своему ремеслу – в данном случае музыке, педагогике – поддерживается и передается от поколения к поколению.


Учебно-тематический план 1 год обучения

N

Тема
Кол-во часов
Форма
контроля



теория
практика
всего



1.

2.
3.
4.

5.

6.

7.
8.
Вводное занятие.
Ознакомление и выработка основных вокально-певческих навыков.
Пение несложных попевок.
Слушание музыки
Пение песен современных композиторов.
Музыкально-ритмические движения. Хореография
Игра на детских музыкальных инструментах.
Организация и проведение концертов.
Беседы от искусстве, прослушивание музыки, посещение концертов.
1
4

6
4
4

4

2

1
8

12
12
38

14

10

18
6
2
12

18
16
42

18

12

18
6

Зачетное занятие, открытое занятие, занятие-конкурс








Участие в концертной, конкурсной деятельности
Создание проектов


Всего
25
119
144



Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы кружка. Оборудование кабинета. Правила работы кружка. Режим работы кружка. Песня, как понятие. Пение , песенное творчество, как оно отражает жизнь того или иного народа.
1. Ознакомление и выработка основных вокально-певческих навыков.
Основа вокально-хорового искусства, основа вокально-хоровых навыков. Певческая установка. Дирижерский жест. Дыхание. Звукообразование, дикция, фразировка. Строй и ансамбль. Качество звука.
2. Пение несложных попевок.
Пение как основное средство музыкального воспитания. Пение на примере неложных попевок - в основном это украинские и русские народные песни несложные по своему исполнению, используются для распевания и получения основных певческих навыков.
3. Слушание музыки.
Развивать интерес, любовь к музыке, расширять музыкальный кругозор, повышать музыкальную восприимчивость детей, воспитывать зачатки музыкального вкуса. Понятие – вокальная и инструментальная музыка.
Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой.
Систематическое слушание музыки помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.
Музыкальные произведения для слушания должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям этого возраста. Также во время слушания музыки детям предлагается что-либо представить под то или иное произведение, а затем рассказать о представленном. Иногда кружковцам предлагается под музыку рисовать, то что они придумали или представили. Чаще – это домашнее задание.
4.Пение песен современных композиторов
Пение как основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальная память, слух, чувство ритма.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.
При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветриваемом помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
5.Музыкально-ритмические движения. Хореография.
Разнообразные виды музыкально - ритмических движений вводятся в быт детей посредством игр с пением, хороводов, игр – сказок, сопровождаемых музыкой. В музыкально - ритмических движениях, проводимых под музыку, не должно бать сложных упражнений, построений, танцев, копирующих движения взрослых. В основе движений всегда лежит музыка яркая, художественная, и одновременно доступная детям. Музыкально - ритмические движения в 1 категории – это заложение основы пения с движениями на сцене, в соответствии с замыслом педагога и исходя из текста песни, ее ритма и характера. Уже в этом возрасте кружковцам преподаются основы хореографии на специальных занятиях.
6. Игра на детских музыкальных инструментах.
Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей.
Начинается обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, как правило с ударных - бубен, звоночки, треугольник, кастаньеты, маракасы и др.затем педагог может оставить за детьми право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Руководитель ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнить любимые мелодии, самостоятельно музицировать.
7. Организация и проведение концертов
Углублению восприятию музыки детьми, совершенствованию их музыкальных способностей, умений и навыков служат концерты и праздники, проводимые в школе, городе.
Концерты являются одним из важных звеньев в общей цепи эстетического воспитания.
Руководитель стремится различными средствами сделать жизнь кружковцев радостной, красивой, обогатить детей художественными впечатлениями. Концерт включает в себя целый комплекс различных видов искусств. Сюда входят песни с подтанцовками, чем кружковцы помогают друг другу, сольное пение в сопровождении фортепиано, а далее и фонограммы.
Начинающий исполнитель очень восприимчив и отзывчив на все, что дается в яркой, увлекательной форме, а потому концерты и открытые занятия являются могучим воспитательным средством. Они не только доставляют детям радость, но и обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор: дети приобретают новые знания и умения, закрепляют уже имеющиеся.
Учебно-тематический план 2-3 года обучения




ТЕМА
Количество часов
Форма
контроля



теория
практика
всего



1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
Вводное занятие
Дыхание. Дыхательная гимнастика.
Вокально-певческая постановка корпуса.
Как беречь голос.
Звукообразование и звуковедение.
Формирование качества звука.
Интонация.
Дикция, артикуляция, слово.
Работа над песнями и выразительность исполнения.
Многоголосное пение.
Импровизация
Сольное пение
Хореография
Организация и проведение концертов
Беседы от искусстве, прослушивание вокальной музыки, посещение концертов..
1
6
8
2
4
4
4
6
4

6
4
4
6
1
12
10
2
4
10
12
6
26

12
6
12
18
14

12
2
18
18
4
8
14
16
12
30

18
10
12
22
20

12

Зачетное занятие, открытое занятие, занятие-конкурс










Участие в концертной, конкурсной деятельности.
Создание проектов


Всего
65
151
216


Содержание программы 2-3 года обучения

Вводное занятие.
Повторение раннее изученного. Ознакомление с планом работы кружка на данном уровне. Подбор репертуара. Оборудование кабинета. Правила поведения на кружке вокала. Режим работы кружка.
Владение своим голосовым аппаратом.  Закрепление знаний о строении голосового аппарата.  Знакомство с основами музыкальной культуры.
1. Дыхание. Дыхательная гимнастика.
Понятие – дыхание. Вдох, как в разговоре – в начале фразы. В середине фразы во время пения научить детей удерживать дыхание. Вдох резко носом. Рот закрыт. Рука на животе для контроля. Она чувствует как при вдохе живот как бы “выпячивается” чуть вперед – мышцы напрягаются. Научить вокалистов держать дыхание до тех пор, пока дирижер не опустит руку. Освоение детьми выдоха – рука на животе чувствует как мышцы живота ослабевают, живот как бы “уходит” на место. Плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Научить кружковцев петь по дирижерскому жесту – если он медленно поднимает руку – делать плавный вдох, если быстро – короткий. Обратить внимание на руку дирижера, чтобы не опоздать или не опередить остальных.
2. Вокально-певческая постановка корпуса.
Научить детей естественной позе во время пения – стоя или сидя. От того, как человек держит “корпус” (т.е. тело) зависит его осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Освоить с юными певцами, чтобы голос звучал свободно, легко и ничего ему не мешало: плечи опущены, спина прямая, шею не вытягивать, подбородок не поднимать.
Если певцы поют сидя, научить их не ставить ноги на стул того, кто сидит перед ними, не горбиться чтобы все это не мешало свободному звучанию голоса. Сидеть прямо, руки – на коленях.
3.Как беречь голос.
На занятиях рассказывать детям, что голос- это рабочий инструмент певца, если не следить за его здоровьем, то можно заболеть, а то и вовсе лишится голоса. Понятие – голос, как он возникает? Понятие – голосовые связки – это складки в горле, когда они смыкаются, возникает звук. Если горло не беречь, напрягать его постоянной болтовней, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, складки воспаляются, и голос получается грубым и сиплым. Закаливание горла – полоскание – каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув голову, произносим протяжно следующие звуки:
А-а-а-а
Э-э-э-э
И-и-и-и
О-о-о-о
У-у-у-у
Звуки произносим поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук.
4.Звукообразование и звуковедение.
Научить детей отличать красивое пение от некрасивого. Уши – контролеры. Они определяют – правильно или неправильно мы поем песню.
Освоить красивое пение гласных звуков. Вдох – как будто нюхаем цветок. Мягко, аккуратно, как бы “ставим” гласную на “звуковую ленту”. Научить кружковцев держать, тянуть звук (пока хватит дыхания) и “снимать ” его, как будто ставим точку. Ни при вдохе, ни при выдохе стараться не “толкать” звук.
Следить, чтобы во время пения рот был округлым, как будто держим во рту небольшую сливу. При смене гласных звуков не дергать губами, а то звук потеряет форму и станет некрасивым. Мышцы лица не напрягать. Открывать рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываем рот в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука, и он как бы расправляется во весь свой рост (ведь недаром в концертных залах высокий потолок).
Научить детей по дирижерскому жесту – увеличивать и уменьшать громкость звука. Рука вперед – сила звука постепенно увеличивается. Не кричать. Постепенно убираются руки – сила звука постепенно уменьшается. Если не хватает дыхания, то после короткого вдоха снова повторить звучащую гласную и незаметно “влиться” в звуковой поток. Если дети поют группой – научить делать вдох не одновременно с соседом, а до или после него ,чтобы звук не прерывался и был ровным. Понятие – цепное дыхание – все делают вдох по очереди, по непрерывной цепочке.
5.Формирование качества звука. Интонация.
Понятия - быстрой, медленной музыки, веселой и грустной. Темп. Характер.
Научить детей петь медленно, ласково, протяжно, негромко - если это спокойная песня, а не танец или марш, следить, чтобы звук был нежным, ласковым. Если песня в быстром темпе, характерная – петь быстро, энергично, четко выговаривая все гласные и согласные звуки. Они, как мячики, должны отскакивать от языка, звонко и округло.
6.Дикция, артикуляция, слово.
Пояснить вокалистам, что песня будет звучать выразительно, если красиво “вести” мелодию, на улыбке, округло. Но если плохо, не ясно произносить слова, - песня не получится. Будет непонятно, о чем в ней поется. Научить детей четкому произношению, т.е. дикции, артикуляции. Слышимость отдельных слов, фраз зависит не от громкости, а от четкости произношения. Порой дети не замечают, что они непонятно говорят: слова произносят неясно, “глотают” буквы, поэтому иногда бывает трудно понять, разобрать слова. Проговаривание скороговорок – быстро и по нескольку раз. Стараться, чтобы губы энергично шевелились, как бы обрисовывая каждый звук. Пояснить, что во время пения некоторые буквы произносятся не так как пишутся (счастье – щастье, флаг – флак, мороз – морос, чтоб – штоб).
7. Выразительность исполнения.
Научиться понимать содержание песни, понять, о чем она, что означают произносимые слова, задумываться над содержанием песни. Уметь следить за своей речью, за тем, чтобы она была четкой и выразительной, вкладывать смысл в каждое произнесенное слово, делать остановку между фразами, выделять главные слова. Уметь донести смысл песни до слушателя. Выразительное, музыкальное исполнение. Точно и выразительно передавать характер, настроение, смысл.

8.Многоголосное пение.
На примерах народных песен показать красоту многоголосного пения. Научить петь не только одну мелодию, а и украшать ее подголосками, второй. Понятие - вторить – многоголосие - значит подпевать первому голосу. Песня, которая звучи на несколько голосов или, как говорят многоголосно, похожа на кружево, где голоса, как нитки, сплетаются в красивые музыкальные узоры-рисунки. Понятие - КАНОН- т.е. начинает петь один, а через некоторое время другой поет туже мелодию. Понятия - сопрано – первый голос или первое сопрано. Средний детский голос – второе сопрано. Низкий детский голос - альт – второй голос.
9.Импровизация.
Понятие: Импровизация. Ритмическая и вокальная импровизация. В вокальной импровизации используем слова, а можно обходится без них. Понятие: ”Рефрен”. Свободная импровизация – досочинение. Для ритмической импровизации можно использовать ударные инструменты. Сочинение и импровизация позволяют следить за развитием ученика, выявляют степень его музыкальности, служат росту творческих возможностей. Из всех многообразных творческих действий ребенку ближе всего импровизация.

10.Организация и проведение концертов
Углублению восприятию музыки детьми, совершенствованию их музыкальных способностей, умений и навыков служат концерты и праздники, проводимые в школе, городе.
Концерты являются одним из важных звеньев в общей цепи эстетического воспитания.
Руководитель стремится различными средствами сделать жизнь кружковцев радостной, красивой, обогатить детей художественными впечатлениями. Концерт включает в себя целый комплекс различных видов искусств. Сюда входят песни с подтанцовками, чем кружковцы помогают друг другу, сольное пение в сопровождении фортепиано, а далее и фонограммы.
Начинающий исполнитель очень восприимчив и отзывчив на все, что дается в яркой, увлекательной форме, а потому концерты и открытые занятия являются могучим воспитательным средством. Они не только доставляют детям радость, но и обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор: дети приобретают новые знания и умения, закрепляют уже имеющиеся.
12. Хореография

Развитие вокально-хореографических, музыкально-творческих способностей и эмоционального мира, обучающихся через приобщение к различным видам танцевальных направлений в шоу-группе. Обучить выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;

Предполагаемые результаты обучения
Предполагается, что в конце 2-х лет обучения обучающиеся должны: 
чисто интонировать, петь на дыхании; 
петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; 
должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус;
 петь чистым естественным звуком, легко, нежно звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; 
петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; 
понимать дирижёрские жесты и следовать им; 
знать средства музыкальной выразительности. 
петь под фонограмму в группе и соло; 
уметь преодолевать мышечные зажимы; 
уметь вести себя в коллективе. 
соблюдать при пении певческую установку; 
петь на цепном дыхании; 
уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; 
уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню; 
уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни; 
уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
петь под фонограмму 2-голосные произведения. 
обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; 
испытывать потребность к певческой деятельности. 
пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком; 
уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы; 
уметь петь на три голоса с сопровождением, без сопровождения; 
уметь держаться на сцене; 
обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.








Учебно-тематический план 4-5 года обучения




ТЕМА
Количество часов
Форма
контроля



теория
практика
всего



1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.

Вводное занятие.
Дыхание. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Ладоинтонационная работа
Импровизация.
Хореография.
Слушание музыки.
Работа с нотным станом.
Пение и движение.
Метризация слов. Работа над метроритмом
Вокально-хоровая работа.
Организация и проведение концертов
Беседы от искусстве, прослушивание музыки, посещение концертов
1
6

6
8
2
5
7
6
8

6
1
18

14
20
14
15
15
18
10

24


12
2
24

20
28
16
20
22
24
18

30


12

Зачетное занятие, открытое занятие, занятие-конкурс








Участие в концертной, конкурсной деятельности
Создание проектов


Всего
55
161
216



Содержание программы 4-5 года обучения

Вводное занятие.
Повторение раннее изученного. Ознакомление с планом работы кружка на данном уровне. Подбор репертуара. Оборудование кабинета. Правила поведения на кружке вокала. Режим работы кружка.
1. Дыхание. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой.
Дыхание укрепляем в процессе пения. Следить за тем, чтобы вокалисты брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова.
Использование наиболее приемлемых элементов медицинской дыхательной гимнастики Стрельниковой.
2. Ладоинтонационная работа.
Пение интонационных моделей, мелодических оборотов и коротких мелодических фраз. Пение с названиями нот по нотной записи. Раннее включение двухголосия оказывает большую помощь над чистотой интонирования. Пение канонов: ученики и педагог. Пение песни с прохлопыванием или вышагиванием ее ритмического рисунка. Чтение ритмического рисунка с хлопками.
3. Импровизация.
Понятие: Импровизация. Ритмическая и вокальная импровизация. В вокальной импровизации используем слова, а можно обходиться без них. Понятие: Рефрен. Свободная импровизация – досочинение. Для ритмической импровизации можно использовать ударные инструменты. Сочинение и импровизация позволяют следить за развитием ученика, выявляют степень его музыкальности, служат росту творческих возможностей. Из всех многообразных творческих действий ребенку ближе всего импровизация.
 Образное раскрытие сущности каждой импровизации в упражнениях. Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов. Продолжить развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности. Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. 
4.Хореография.
Работа над метроритмом, обогащая двигательные задания образной направленностью, художественностью выполнения. Откликаться на музыку несложными движениями – покачиваниями, подскоками, кружением. Двигательные импровизации в каком – либо “образе” воспитывают свободу воображения, фантазию, учат воспринимать музыку как целостный музыкальный образ. Понятие - длительность звука, сильная и слабая доли, музыкальные размеры, фраза, затакт (как и в работе над метроритмом). “Азы” выразительного движения – маховое, пружинное, плавное. По окончанию 4-5 года обучения дети смогут знать:
- названия танцевальных шагов, хореографических понятий, элементов, позиций, комбинаций (эстрадного, бального и народного направления);
- знать о положительной роли вокально-хоровых и хореографических занятий на общее психологическое и физическое состояние организма;
Уметь:
- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;
- следить за правильным  положением рук, корпуса, ног и головы во время движения;
- выполнять основные элементы эстрадного, бального и народного танцев: движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в усложнённых вариантах;
- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических  упражнений;
- уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные термины, определяющие характер музыки,
- уметь определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений.

Слушание музыки
Развивать интерес, любовь к музыке, расширять музыкальный кругозор, музыкальный кругозор, повышать музыкальную восприимчивость детей, воспитывать зададки музыкального вкуса. Понятие – вокальная и инструментальная музыка.
Характер музыки. Регистр. Динамика. Темп. Составление рассказов о прослушанной музыке. “Рисование” музыки. Что напоминает музыка? – песню, танец, марш? Что можно представить?
Работа с нотным станом.
Пособие “Пуговицы”. Выкладывание на импровизированном нотном стане несложных попевок, фрагментов знакомых мелодий, отрывков из изучаемых песенок. Сочинение ритмических рисунков. Уметь продолжить ритмическую импровизацию за педагогом.
Пение и движение.
Эмоциональное раскрепощение детей. Условия для естественного выявления моторных реакций. Двигательная импровизация. Воспитание воображения, фантазии. Учить воспринимать музыку как целостный музыкальный образ.
8.Метризация. Работа над метроритмом.
Метризация двухсложных, трехсложных слов. Прохлапывание каждого слова. Правильное ударение. Проговаривание с хлопками придуманных фраз. Досказывать начатые педагогом слова. Узнавать песню по записанному на доске ритмическому рисунку. Узнавать песню по записанному на доске ритмическому рисунку.
9.Вокально-хоровая работа.
Пение свободным, мягким ровным звуком. Чисто интонировать хроматизмы в песнях и упражнениях. Округленно формировать гласные. Четко и легко выполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа. Соблюдать правильную певческую установку. Правильно пользоваться дыханием. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат.
10. Организация и проведение концертов.
Углублению восприятию музыки детьми, совершенствованию их музыкальных способностей, умений и навыков служат концерты и праздники, проводимые в школе, городе.
Концерты являются одним из важных звеньев в общей цепи эстетического воспитания.
Руководитель стремится различными средствами сделать жизнь кружковцев радостной, красивой, обогатить детей художественными впечатлениями. Концерт включает в себя целый комплекс различных видов искусств. Сюда входят песни с подтанцовками, чем кружковцы помогают друг другу, сольное пение в сопровождении фортепиано, а далее и фонограммы.
Начинающий исполнитель очень восприимчив и отзывчив на все, что дается в яркой, увлекательной форме, а потому концерты и открытые занятия являются могучим воспитательным средством. Они не только доставляют детям радость, но и обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор: дети приобретают новые знания и умения, закрепляют уже имеющиеся.

Методическое обеспечение
Каждый вид музыкальной деятельности имеет свои специфические особенности, благодаря которым происходит влияние на развитие детей. В процессе восприятия развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка. Наблюдение динамики музыкального образа предопределяет формирование умственных операций - сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Основу программы составляют следующие методологические идеи:
Использование произведений мировой художественной культуры (культура различных народов на примере изучения песен этих народов и слушания музыки, написанных в ту, или иную эпоху).
Занятия по хореографии – обязательны для всех уровней, т.к. певец должен уметь красиво не только стоять на сцене, но и двигаться в соответствии с замыслом и характером исполняемого произведения.
Связь с уроками рисования (дети рисуют, то, что они представили при слушании музыки).
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.
  Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.
   Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.    Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.
   Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.      Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.     Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.     Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:
метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
метод общения;
метод импровизации;
метод драматизации.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.   Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.   Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.    Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.  Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.    В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.    От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.

Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
знакомство с мелодией и словами песни;
переписывание текста;
ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
регулирование вдоха и выдоха. 
 2. Работа над образованием звука:
проверка усвоения текста песни;
работа по закреплению мелодической основы песни;
постановка корпуса, головы;
рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
атака звука;
закрепление материала в изучаемой песне. 
 3. Работа над чистотой интонирования:
проверка усвоения песни и мелодии в целом;
слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
 4. Работа над дикцией:
музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;. 
 5. Работа с фонограммой:
повторение ранее усвоенного материала;
определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
определение темпа, динамических и агогических оттенков;
исполнение песни с учетом усвоенного материала.
 6. Работа над музыкальной памятью:
музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
запоминание ритмической основы аккомпанемента;
запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
запоминание тембров аккомпанемента. 
 7. Работа над сценическим имиджем:
закрепление ранее усвоенного материала;
воссоздание сценического образа исполнителя песни;
практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
 8. Умение работать с микрофоном:
технические параметры;
восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
сценический мониторинг;
малые технические навыки звуковой обработки;
взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.

Общие критерии оценивания результатов
Владение знаниями по программе. 
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. 
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе. 
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
 Творческий рост и личностные достижения воспитанников. 

Критерии замера прогнозируемых результатов
- Педагогическое наблюдение 
- Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:  проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;  участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
  концертную деятельность. 
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) Педагогические наблюдения.
  Открытые занятия с последующим обсуждением. 
Итоговые занятия. 
Концертные выступления. 
Конкурсы, фестивали, смотры
  Способы диагностики и контроля результатов  Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений. 

Основные принципы оценивания 
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности; 
положительное отношение к усилиям воспитанника; 
конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок; 
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок. 
Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене. 
На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.
 На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.

  Оборудование
  ТСО
  Дидактический и наглядный материал

  стол педагога – 1 шт.
  Музыкальный центр – 2 шт.
  Фонотека
Атрибуты для хореографии




  стул концертмейстера – 1 шт.
  фортепиано – 1 шт.


  стул обучающегося – 24 шт.
  ноутбук (компьютер для педагога) – 1 шт.
  нотная литература
дидактические игры
детские музыкальные инструменты
дидактические пособия

  инструмент (фортепиано)– 1 шт.
стол-2шт.
 


  шкаф – 3  шт.
зеркальный шкаф-1 шт.



  тумба под музыкальный центр – 1 шт.




 
Видеотека

  микрофоны – 4 шт.
 
 

 



ЛИТЕРАТУРА:

Нормативный документ. Закон об образовании в Российской Федерации. 2012г.
Конвенция ООН «О правах ребенка».- М.1989 г.
П.В. Халабузарь, Попов В.С. – «Методика музыкального воспитания», - «Лань», г. Санкт-Петербург, 2000 г.
О.А. Апраксина - «Методика музыкального воспитания в школе». «Просвещение» г. Москва 1983г.
Г.И. Шатковский – «Развитие музыкального слуха», «Амрита», г. Москва, 2010 г.
В. В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг», - «Лань», Санкт-Петербург, 2000 г.
К. Орф, редакция Л.А. Баренбойм – «Система детского музыкального воспитания», «Музыка», 1970 г.
В. Кирюшин – «Эмоционально-образный анализ песен», «ИнтелТех», г. Москва, 1994 г.
Г. П.Стулова – «Развитие детского голоса», «Прометей», г. Москва, 1992 г.
Г. П. Стулова «Хоровое пение. Методика работы с детским хором» Лань, Планета музыки», г. Санкт-Петербург, 2014 г.
Л. Г. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе», «Академия», г. Москва.1999 г.
О.А. Апраксина - «Из истории музыкального воспитания», «Просвещение», г. Москва, 1990 г.
Д.Б. Кабалевский – «Сила искусства», «Молодая гвардия», г. Москва, 1984 г.
Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?», «Просвещение», г. Москва 1989.
Г. Струве – «Хоровое сольфеджио», “Советский композитор”, г. Москва, 1988г.
В. Жилин «Дети, музыка, творчество» Орф – «Рост»,  Санкт-Петербург, 1999 г.
В.А. Вахромеев – «Теория музыки», «МУЗГИЗ», г. Москва, 1961-1975гг.
А.Г. Асмолов «Социологические исследования эстетического воспитания».
В.Г. Байкова, А.С. Дучал, А.А. Земцов «Свободное время и всестороннее развитие личности», «Мысль», г. Москва 1965 г.
Л.А.Никольский, Р.Г.Рабинович – «Художественные интересы современного школьника», «Советская педагогика», г. Москва, 1972 г.
М.Н. Щетинин – «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой», «Метафора», г. Москва, 2007г.
Г.И. Шатковский – «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования» , г. Москва, 1986 г.
С.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
С.И. Бекина «Музыка и движение», - «Просвещение», г. Москва, 1983 г.
А.Е. Чибрикова- Луговская А.Е. «Ритмика», Москва 2010г.
Р.Л. Рождественская «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики ХI-XX вв», г. Белгород, 1997 г.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007.
М. Ю Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва ООО «Издательство «Скрипторий 2003»», 2010 г.
Н. Л. Кряжева «развитие эмоционального мира детей», Ярославль «Академия развития», 1997 год.
Л. Абелян «Как Рыжик научился петь», Москва «Советский композитор», 1989 год.
А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 год.
О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению», Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год.
Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
Емельянов В.В.. «Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения, последовательность ведения упражнений» Краснодар, 2000.










13PAGE 15


13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




Заголовок 115