Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Калейдоскоп (хореографическое объединение)

Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
города Сарова






Принята
на заседании педагогического совета
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДДТ

«31» _августа_ 2016г.
__________________________ /ФИО/

Протокол № __1_______
«___» ________________ 2016г.












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«РАДУГА»



Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 4 года


Автор составитель:
Царев Юрий Александрович,
Цавера Алла Альбертовна
педагог дополнительного образования










г. Саров
2016
Содержание дополнительной образовательной программы

1. Пояснительная записка ----------------------------------------------------------------- - 4
2. 1-ый год обучения----------------------------------------------------------------------- -12
3. Учебно-тематический план 1 года обучения --------------------------------------- -13
4. Содержание программы 1 года обучения:------------------------------------------- -14
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1-ого года обучения-------------------------------------------------------------------- -16 6. 2-ой год обучения---------------------------------------------------------------------- -17
7. Учебно-тематический план 2 года обучения --------------------------------------- -19
8. Содержание программы 2 года обучения ------------------------------------------- -20
9. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
2-ого года обучения---------------------------------------------------------------------23
10. 3-ий год обучения---------------------------------------------------------------------- -24 11. Учебно-тематический план 3 года обучения -------------------------------------- -26
12. Содержание программы 3 года обучения ------------------------------------------ -27
13. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
3-его года обучения-------------------------------------------------------------------- -31
14. 4-ый год обучения---------------------------------------------------------------------- -32
15. Учебно-тематический план 4года обучения --------------------------------------- -34
16. Содержание программы 4года обучения ------------------------------------------- -35
17. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
4-ого года обучения-------------------------------------------------------------------- -39
18. Репертуар---------------------------------------------------------------------------------- -40
19. Список используемой литературы-------------------------------------------------- -41





















3
Пояснительная записка
Искусство – всегда познание, но особое эмоциональное познание, доставляющее человеку эстетическую радость. Искусство очищает и возвышает, позволяет отвлечься от бытовых проблем, почувствовать себя свободнее, взглянуть на мир другими глазами. Искусство, основанное на творческом восприятии и отражении жизни, завораживает и притягивает не только зрителя, но и актера.
Существующие сегодня образовательные программы художественно-эстетической направленности нацелены на воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры, приобщения их к духовно-нравственным ценностям.
Новизна данной дополнительной образовательной программа эстрадно-хореографического объединения «Калейдоскоп» в том, что она преследует интегративные цели, когда задачи обучения, развития и воспитания хореографии, сценической речи и актерскому мастерству решаются в комплексе. Знакомство обучающихся с разными видами искусств содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре.
Основным принципом данной дополнительной образовательной программы является сохранение преемственности. Она рассчитана на 4-х летнее обучение и обеспечивает зону «ближнего» и «дальнего» развития учащихся. Постепенное, заранее продуманное осмысление программного материала, опора на возрастные психофизические особенности ребенка позволяют педагогу успешно развивать детский коллектив в условиях единства традиций и педагогических подходов.

Цель дополнительной образовательной программы – развитие духовно-
нравственной личности ребенка, его творческих способностей и эмоцио
нального мира через приобщение к искусству танца, музыки, театра.

Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие:
Обучить детей разным жанрам хореографического искусства: классический танец, народно-сценический танец, современный (эстрадный) танец,
историко-бытовой (бальный).
Познакомить детей с речевым и актерским жанрами.
Развивающие:
Развитие познавательных умений и освоение приемов самостоятельной и
коллективной работы, самоконтроля.
Раскрыть в ребенке потенциальные способности и помочь ему в их развитии.
Развитие навыков общения и коммуникации.
Воспитывающие:
Воспитание эстетических взглядов.
Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду.




Дополнительная образовательная программа зстрадно-хореографического объединения «Калейдоскоп» рассчитана на занятия с детьми в возрасте от 7 до 12 лет. Чем раньше ребенок войдет в большой мир искусства, тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир. Программа предполагает 4-х летнее обучение в объединении, которое можно рассматривать как базовое.
Комплектование детей в группы объединения «Калейдоскоп» происходит по возрастным критериям. В объединение принимаются все желающие дети. Те ребята, которые пришли вновь заниматься в группу, где уже занимаются дети 2-го, 3-го и 4-го годов обучения получают дополнительную индивидуальную консультацию от педагога и детей, успевающих в обучении. Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку – основной принцип обучения.
В объединении «Калейдоскоп» соблюдается принцип преемственности (переход с 1-ого года обучения на 2-ой, со 2-ого на 3-ий, с 3-его на 4-ый год обучения). По окончании каждого года обучения педагог определяет степень подготовки детей, освоения программного материала по результатам занятия. Форма подведения итога обучения - это показ готовых танцевальных номеров на сцене, в концертных программах ДДТ.
Новички стараются освоить программу при поддержке, внимании, профессиональном подходе педагога и доброжелательном отношении к ним всего коллектива детей в группе. У них происходит освоение учебного материала по ускоренной программе.
Дальнейшее обучение предусматривается в группах с учетом степени детской одаренности и на основе личностно-ориентированного интереса обучающихся. Главное в объединении – создание творческой увлеченности искусством, впечатления, положительные эмоции, развитие способностей, а так же четкое соблюдение техники безопасности, режима труда и отдыха.
Девиз объединения: «Дарить людям радость».


Формы и режим занятий:
1 группа (7-8 лет) – одно занятие продолжительностью 45 минут 2 раза в неделю по 2 часа.
2 группа (8-9 лет) – одно занятие продолжительностью 45 минут 2 раза в неделю по 2часа.
3 группа (9-10 лет) – одно занятие продолжительностью 45 минут 2 раза в неделю по 2часа.
4 группа (10-12 лет) – одно занятие продолжительностью 45 минут 2 раза внеделю по 3часа.
Между занятиями предусматривается 10-15 минутный перерыв через каждые 45 минут занятий.

Обучение в объединении осуществляется через основную форму – занятие (теоретическое и практическое), а также такие формы, как открытые занятия, концертные выступления, участие в конкурсах, фестивалях, просмотр видеоматериалов, прослушивании музыки. Учебно-тематические планы предусматривают посещение спектаклей, концертов, выставок, учреждений культуры города. Заложенный программой определенный объем знаний и умений, их качество проверяется ежедневно.
Качество подготовленности, освоения теоретических, практических знаний и умений определяется педагогом в процессе собеседования и наблюдения за развитием детей в процессе обучения и итоговых выступлениях (промежуточная аттестация).

В результате обучения приобретаются навыки по следующим дисциплинам и видам деятельности:
Музыкально-ритмическая деятельность.
Классический танец.
Народно-сценический танец.
Современный (эстрадный) танец.
Историко-бытовой (бальный) танец.
Творческая деятельность (в которую включены занятия по актерскому мастерству и сценической речи).

Дополнительная образовательная программа включает несколько уровней освоения предлагаемых умений инавыков:
1-й уровень – общекультурный (1-й год обучения);
2-й уровень – углубленный (2-й год обучения);
3-й уровень – продуктивный (3-й год обучения);
4-й уровень – профессионально-ориентированный (4-й год обучения).


Общекультурный (1-й год обучения) включает изучение следующих разделов программы:
Музыкально-ритмическая деятельность;
Для развития у детей музыкальности и ритмичности, на занятиях вводятся со-
ответствующие ритмические упражнения и игры. В процессе занятий по ритмике дети преобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Главная задача педагога –создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должены приносить детям радость от общения с музыкой. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятия. Музыка должна быть доступной и понятной детям по содержанию и форме. В данный раздел включены упражнения классического танца, необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса, для развития и укрепления мышц тела. На занятиях изучаются подготовительные танцевальные упражнения, эти упражнения последовательны,
разучиваются по принципу от простого к сложному.
В этот же раздел включены различные упражнения и несложные движения народного танца, которые изучаются в небольшом объеме, необходимые для разучивания танцевальных комбинаций.

Творческая деятельность, в которую включены занятия по актерскому мастерству.
Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, психологических особенностей его интересов и потребностей в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. В разделе «Творческая деятельность» 1-ого года обучения включаются занятия по актерскому мастерству, где воспитанники объединения учатся творить танец своим эмоциональным, психологическим содержанием.
Под ,,исполнительским мастерством,, подразумевается владение техникой. Техника – это умение выполнять все движения, из которых состоит танец. Но на ряду с техникой внешней, выражающейся в умении исполнять все трудные «па», необходимо обладать и техникой внутренней – актерским мастерством. Внутренняя техника – важнейший элемент искусства перевоплощения актера.

Цели и задачи занятий «Актерского мастерства»:
Научить детей слушать и представлять созданный смысл, образ, идею композиторов музыкальных произведений.
Психологическая и чувственная подготовленность танцовщика к выступлению на сцене.
Развить уверенность и психологическую готовность к выступлению.
Научить сценически правильно отображать заданные эмоции и чувства.
Передавать образ и выражение индивидуальности через музыку.
Уметь практически применять актерское мастерство в конкретно исполняемой хореографической композиции.
Внушить уверенность в своих силах каждому ребенку.
Оживить чувства, заложенные в человеке-актере.
Форма выявления результатов: визуальное наблюдение во время занятий.
Форма фиксации результатов: учёт готовых навыков по имеющимся разделам.
Форма предъявления результатов: готовые танцевальные компазиции.

Углублённый (2-ой год обучения) изучаются следующие разделы:
Классический танец;
На 2-ом году обучения изучают новые упражнения классического танца и
повторяют предыдущие. Классический танец является основой хореографической подготовки учащихся и решает задачу воспитания хореографической культуры. Занятия классического танца носят как тренировочный, так и учебный характер, т.к. постоянно происходит процесс накопления элементов классического танца.
Классический танец развивает профессиональные данные, необходимые для владения танцевальной техникой, выразительности, музыкальности, привития художественного вкуса и строгой манеры исполнения движений.
Народно-сценический танец;
На занятиях разучиваются упражнения, элементы и танцевальные компазиции народно-сценических танцев, которые входят в репертуар данной группы. Народный танец важен для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся, знакомит их с разнообразием хореографического материала народов мира.
Современный (эстрадный) танец;
На занятиях учащиеся знакомятся, приобретают опыт, пополняют практические навыки и умения жанра эстрадного танца.На ритмической разминке дети с удовольствием выполняют не сложные движения под ритмичную популярную музыку. Сюда включены упражнения для работы бедер, плеч,спины, предплечий, шеи, корпуса, рук, ног. Резкие, четкие движения чередуются с плавными, медленными.
Творческая деятельность, в которую к занятиям по актерскому мастерству добавляются занятия по сценической речи, которые помогают ребенку раскрепостиься, избавиться от речевых зажимов, овладеть навыками художественного слова, для того, чтобы они могли самостоятельно исполнять образные речевые роли в концертах, без привлечения других творческих объединений.
Форма выявления результатов: визуальное наблюдение на занятиях.
Форма фиксации результатов: готовые танцевальные номера.
Форма предъявления результатов: участие в праздниках, концертах, фестивалях.

Продуктивный (3-ий год обучения) увеличивается объем практических занятий, к перечисленным выше разделам добавляется раздел «Историко-бытовой (бальный) танец». Занятия по данному разделу органически связаны с усвоением норм этики, выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, вежливость, чувство меры, скромность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются во время занятий. Систематические занятия бальным танцем соразмерно формируют фигуру, вырабатывают правильную и красивую осанку, плавность движений, грацию и изящество, воспитывают внимание, развивают память, а так же ловкость и умение ориентироваться в пространстве. Обучению бальному танцу осуществляется с использованием методик К.А.Ворониной и В.Н.Уральской. Музыка в бальном танце отражает ритмическое и мелодическое богатство в народном творчестве, развивает музыкальность, чувство ритма и слуха. Ученики разучивают большой исполнительский материал, выступают в концертах, фестивалях, конкурсах.
Форма выявления результатов: визуальный контроль на занятиях и репетициях.
Форма фиксации результатов: готовые иполнительские номера.
Форма педъявления результатов: участие в концертах, фестивалях, конкурсах.

Профессионально-ориентированный (4-й год обучения) рассчитан на более объемный постановочный материал. Итогом обучения является участие детей в концертных меропиятиях ДДТ и фестивалях. На этом этапе проявляется профессиональный интерес обучающихся на проявленных в процессе обучения способностях и склонностях. За время работы по дополнительной образовательной программе формируется дружный творческий коллектив единомышленников: педагог, ученики, родители, выпускники. По итогам успешного освоения данной программы учащимся выдаётся удостоверение выпускника объединения «Калейдоскоп».
Форма выявления результатов: итоговые занятия в нутрии объединения.
Форма фиксации результатов: готовые исполнительские номера.
Форма предъявления результатов: участие в концертах, фестивалях, конкурсах.


Процесс совместного творчества педагоа и детей над созданием танцевальной композиции:


1 этап – сознательно-подготовительная работа.
Педагог готовит учащихся к процессу творчества, он дает им знания по хореографии, актерскому мастерству, присматривается к учащимся, к уровню их общего развития, находит с ними общие интересы. Происходит зарождение замысла будущей композиции. Педагогу необходимо заинтересовать детей, разбудить их фантазию, интуицию, логику мышления, добиться состояния вдохновения.


2этап – осуществление композиционного замысла.
На этом этапе составляется композиционный план, производится подбор музыки (монтаж, подводка ее под замысел), выбор пластического языка, затем совместно с учениками прослушивается музыкальный материал. Необходимо напомнить учащимся о том, что мысль музыкальная и мысль пластическая должны возникать, развиваться и завершаться в месте. В этот период продумываются все комбинации движений, кульминационные моменты, развития действия танца и его развязка. Даются конкретные задания ученикам: подбор и конструирование движений, самостоятельное сочинение рисунка танца, разработка эскизов костюмов.


3этап – проверка композиционных решений.
На этом завершающем этапе отрабатываются все самые лучшие и удачные предложения по композиции. Все учащиеся, задействованные в данном творческом процессе, принимают участие в обсуждении. После этого все удачные творческие разработки собираются в единое целое. Логическим завершением этого этапа является разучивание с учащимися созданной танцевальной композиции и проверка ее на зрителях.

Процесс совместного творчества педагога и детей над подготовкой
номеров к концертным программам.

1этап. Педагог вместе с учениками обсуждает тему будущего номера. Придумывают название, обозначают сюжетную линию, ставят цели и задачи мероприятия.
2этап. Составляют план подготовки танцевального номера.
3этап. При создании сюжета танца принимаются во внимание все пожелания и учитываются интересные предложения учащихся.
4этап. Знакомство учащихся с музыкальным материалом будущего номера.
5этап. Постановочная работа, индивидуальная работа с солистами.
6этап. Отработка танцевальных номеров. Подбор костюмов, техническое оснащение, световое оформление.
7этап. Примьера танцевальных номеров в концертах.

При создании танцевальных номеров большую помощь оказывают родители учащихся: помогают в пошиве костюмов, помогают в проведении общих репетиций, контролируют систематическое посещение ребенка занятий.

Используемые методы в работе с детьми по хореографии в эстрадно-хореографическом объединении «Калейдоскоп» (из опыта работы педагогов В.В Шумиловой, Н.П.Кузнецовой город Волгоград издательство Учитель., 2007).
* Метод объяснения.
* Метод заучивания,обуславливающий следующими задачами:
а). Развитие образного мышления, художественной выразительности;
б). Освоение нового программного материала, закрепление пройденного
материала;
в). Расширение уровня образованности в области танцевального и музы
кального искусства;
г). Творческое самовыражение и реализация способностей на практике;
д). Творческий контакт с руководителем;
ж). Наглядный показ;
з). Словесное пояснение.
* Метод повторения.
* Метод коллективного творчества.
* Метод комбинированных движений, переходящих в учебные этюды.
* Метод расклада обуславливается следующими задачами:
а) Проработка и закрепление пройденного программного материала;
б) Раскрытие индивидуальности ребенка через творческое самовыражение;
в) Воспитание художественного вкуса;
г) Создание хореографических композиций;
д) Воспитание целеустремленности, доброжелательности, уважения, комму
никативных на
выков внутри коллектива;
* Метод одного «па».
* Метод одного урока.
* Сочинение небольших композиций из пройденных «па».
* Метод многократного повторения изученных движений.


Педагогическая работа с родителями
Данная образовательная программа предусматривает большую роль семьи в образовательном и воспитательном процессе объединения «Калейдоскоп». Постоянное взаимодействие педагога с родителями помогает определить духовные и материальные возможности семьи.
С родителями проводятся ознакомительные встречи, собрания, индивидуальные беседы, родители приглашаются на открытые занятия, отчетные концерты.
С родителями в начале учебного года проводятся беседы:
-Эстрадно-хореографическое объединение: его цели и задачи.
-Наши дети дома и в коллективе. Поведение на занятиях, репетициях и после.
-Воспитательная и обучающая программа в объединении «Калейдоскоп».
Педагог привлекает родителей к помощи в организации досуга детей (походы, экскурсии, чаепитие), привлекает к помощи в организации концертных мероприятий (переодевание ребенка в костюм), а также родители оказывают большую помощь в подготовке и пошиве костюмов, приобретению танцевальной обуви для детей.
При систематической связи педагог-родитель-ученик ведется работа по воспитанию духовно-нравственной личности.
Объективное мнение родителей о творческой деятельности ученика является важным стимулирующим фактором дальнейшего всестороннего развития ребенка. Только при поддержке родителей ученик при систематических занятиях, желании, трудолюбии и самосовершенствовании может достигнуть желаемых результатов.

Условия реализации программы
Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательные отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить детям радость. Технические средства для занятий хореографии в объединении «Калейдоскоп»:
Светлый и просторный зал с хорошей вентиляцией;
Деревянный настил пола;
Зеркальная стенка;
Зал оборудован станками (двумя круглыми отшлифованными брусьями в диаметре 5-7 см., закрепленными на стене металлическими кронштейнами, служащими опорй во время исполнения упражнений);
Аудиоаппаратура;
Осветительная аппаратура;
Комната для переодевания детей;
Специальная репетиционная одежда иобувь для учащихся (трико, балетные тапочки);
Сценические костюмы.
1-ый год обучения.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
Формирование навыков правильного движения, правильной постановки рук, ног, корпуса, головы.
Развивающие:
Развитие интереса к музыке.
Воспитывающие:
Формирование доброжелательного отношения друг к другу и окружающим;
Воспитание дисциплины, пунктуальности, аккуратности;
Воспитание трудолюбия;

Ожидаемый результат.
После 1-ого года обучения ребенок должен знать и уметь:

По разделу: «Музыкально-ритмическая деятельность».
Знать:
а) Построение музыкальной фразы, характер счета 4/4; 3/4; 2/4;
б) Три жанра музыки (марш, песня, танец);
в). Позиции рук и ног классического танца;
г) Положения рук и позиции ног в народном танце.
Уметь:
а) Эмоционально передавать танцевальный образ;
б) Двигаться в соответствии с предлагаемой музыкой (медленный, быстрый, уме-
ренный темп);
г) Грамотно выполнять тренажные упражнения;


По разделу: «Творческая деятельность».
Знать:
а) Правила поведения в обществе;
б) Правила поведения на занятиях, репетициях, концертах;
в) Работу театральных цехов;
4).Работу танцора, актера над художественным образом, ролью.
Уметь:
а) Грамотно исполнять элементы народных танцев;
б) Правильно выполнять упражнения актерского тренажа;
в) Самостоятельно выполнять танцевальные этюды.







Учебно-тематический план программы 1-го года обучения


п/п
Название разделов, тем.
Количество часов



Всего
Теория
Практика

I.
Раздел: «Музыкально-ритмическая деятельность».




1.1
Вводные занятия.
2
2


1.2
Навыки танцевальных движений.
10
2
8

1.3
Построение музыкальной фразы.
18
3
15

1.4
Музыкальные жанры.
4
1
3

1.5
Танцевальная темпо-ритмика.
14
1
13

1.6
Эмоцианальная передача танцевального образа.
8
2
6

1.7
Постановка корпуса, рук, ног, головы в класс-
сическом танце.
12
1
11

1.8
Разучивание упражнений у станка.
10
2
8

1.9
Разучивание упражнений на середине зала.
14
2
12

2.0
Разучивание элементов народных танцев.
10
2
8

2.1
Танцевальные пружинящие шаги.
10
1
9

2.2
Разучивание танцевальных этюдов.
14
2
12

II.
Раздел: «Творческая деятельность».






2.1
Пантомима и жест.
4
1
3
3

2.2
Музыкально-танцевальные игры.
4
1


2.3
Актерское мастерство.
8
2
6

2.4
Итоговая аттестация (педагог определяет степень освоения учащимися программного материала).
2
-
2


Всего:
144

25
119

















Содержание программы 1-го года обучения
Раздел I: «Музыкально-ритмическая деятельность».
1.1. Вводное занятие.
Введение в образовательную программу. Цели и задачами курса.
Техника безопасности и правила поведения на занятиях и после.
1.2. Навыки танцевальных движений.
Танцевальные упражнения на развитие навыков у детей двигаться
в соответствии с разнообразным характером музыки. Хлопки в различ-
ных ритмических рисунках.
1.3. Построение музыкальной фразы.
Характер счета 4/4, 3/4, 2/4. Знакомство с музыкальной фразой .
Танцевльные движения (подскоки, галоп, вальсовый шаг) в различ-
ных музыкальных темпах: медленный, быстрый.
1.4. Музыкальные жанры.
Три жанра музыки (марш, песня, танец). Рассказ о музыкальных
жанрах, их отличительные особенности.
1.5. Танцевальная темпо-ритмика.
Упражнения для развития ритмических движений ( ритмическая
гимнастика). Упражнения для развития навыков переходить от умерен-
ного темпа к быстрому или медленному.
1.6. Эмоциональная передача танцевального образа.
Мимические упражнения. Передача переживаемых чувсв: радость,
горе, удивление, восторг и т.д.
1.7. Постановка корпуса, головы, рук, ног в классическом танце.
Первоночальные упражнения для усвоения принятой в классическом
танце постановки корпуса, головы, рук и ног. Развитие элементарных на-
выков координации движений. Изучаются I, II, III, V позиции ног; I, II,
III позиции рук. Упражнения разучиваются лицом к палке.
1.8. Разучивание упражнений классического танца у станка.
Demi-plie. Музыкальный размер 4/4. В I, II, III, V позициях.
Battements tendus с I позиции. 32 такта по 4/4.
Battements tendus с I позиции с demi-plie. 16 тактов по 4/4.
Passe par terre по I позиции. 16 тактов по 4/4.
Releve на полупальцах в I, II и V позициях. Музыкальный размер 2/4.
Перегибы корпуса лицом к палке в I позиции. Музыкальный размер 3/4.
1.9 Разучивание упражнений на середине зала.
* Упражнения для рук. Музыкальный размер 3/4 (медленный вальс).
* Марш. Музыкальный размер 2/4. Руки на бедрах, движение начина-
ется с правой ноги, темп движения меняется: от медленных шагов
к быстрым, за тем быстрый бег и т.д.
* Движение по диагоналям из точки 6 в точку 2. из точки 2 в точку 6;
из точки 4 в точку 8 и из точки 8 в точку 4.
2.0. Разучивание элементов народных танцев.
Русский поклон, русский переменный шаг, переступание, подготовка
к веревочке, гармошка, моталочка, молоточки.
2.1. Танцевальные пружинящие шаги.
Разучивание танцевальных шагов ( подскоки, галоп, полька, полонез,
менуэт).
2.2. Разучивание танцевальных этюдов.
Полька, хоровод, полонез, вальс, русский.




Раздел II: «Творческая деятельность».
2.1 Пантомима и жест.
Практическое занятие без слов. Этюды ( «Зеркало», «Художник»,
«Перелет птиц», «Шторм на море», «Дождь в лесу», «Тающая сосулька»).
Учащиеся исполняют этюды на развитие воображения, способность пере-
воплощаться.
2.2. Музыкально-танцевальные игры.
( «Кот и мыши», «Море волнуется раз», «Лягушата», «Белки, орехи
шишки» и другие).
2.3. Актерское мастерство.
Этюды на внимание, на развитие фантазии, упражнения на развитие
памяти, пластика, сценическое движение.


























Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1-ого года обучения.


п/п




Раздел, тема.





Форма
занятий.




Приемы и
методы
организации
учебно-вос-
питательного
процесса.
Методичес-
кий и ди-
дактический
материал.


Техническое
оснащение
занятий.



Форма
подведения
итогов.




I.










Музыкально-
ритмическая
деятельность








Теория:
беседа,
просмотр
видеома-
териалов.
Практика:
тренинг,
репетиции.
Наглядный: с
использованием
просмотра вы-
ступлений.
Метод объяс-
нения.
Метод повто-
рения.
Метод заучи-
вания.
Видеозаписи,
музыкальные
фонограммы.








Магнитафон,
телевизор,
видеомагни-
тафон.







Открытое
занятие для
родителей.









II.













Классичес-
кий танец.











Теория:
рассказ,
объяснение
Практика:
разучива-
ние тре-
нажных
упражнений






Метод расклада (проработка
и закрепление
пройденного
программного
материала).
Метод ускоре-
ния, замедле-
ния.
Метод много-
кратного по-
вторения дви-
жений.

Схематичес-
кие плакаты.
Методическая
лтература.










Аудиоаппа-
ратура.












Открытое
занятие для
родителей.
Показатель-ное высту-
пление вну-три коллек-тива.







III.
Творческая
деятельность.
Практика:
тренинги,
этюды, раз-
вивающие и
познаватель-
ные игры.
Метод игры.
Информацион-
ный метод.
Метод коллек-
тивного твор-
чества.
Методическая
литература.
Видеоматери-
ал.
Аудиоаппа-
ратура.
Открытое
занятие для
родителей.











2-ой год обучения

Задачи 2-го года обучения:
Обучающие:
1. Совершенствовать навыки классического, народно-сценического танцев.
2. Изучить «Современный (эстрадный) танец».
3. Научить приемам сценической речи;
Развивающие:
1 .Развитие навыков танцевальной культуры;
2. Развитие танцевальной техники.
Воспитывающие:
1. Воспитание у детей внутренней и внешней культуры.

Ожидаемый результат.

После 2-ого года обучения учащийся должен знать и уметь:

По разделу: «Классический танец».
Знать:
а). Традиционность построения экзерсиса у станка и на середине зала;
б). Терминологию изучаемых движений;
в). Выход из за труднительных ситуаций во время выступления;
г). Манеру исполнения классического танца;
д). Методику исполнения тренажных упражнений.

Уметь:
а). Правильно выполнять отдельные па, отдельные комбинации, тренажные уп
ражнения;
б). Анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;
в). Выражать собственные эмоции через музыку;
г). Индивидуально и коллективно работать;
д). Грамотно исполнять программный репертуар.

По разделу: «Народно-сценический танец».
Знать:
а). Что такое танец? (определение);
б). Название элементов движений русского народного танца;
в). Основные положения рук и ног в русском народном танце.
Уметь:
а). Грамотно выполнять тренажные упражнения;
б). Практически показать и исполнить освоенный хореографический материал;
в). Чувствовать образ, настроение и передаваемый характер музыки;
г). Передать манеру исполнения русского народного танца.


По разделу: «Современный (эстрадный) танец.
Знать:
а). Правила техники безопасности при исполнении элементов акробатики;
б). Упражнения партерной гимнастики;
в). Отличительные особенности стилей современного танца: джаз, модерн, техно,
рейв;
Уметь:
а). Уметь эмоционально и грамотно выполнять шаги и комбинации эстрадных
танцев;
б). Передавать манеру исполнения заданной композиции;
в). Творчески подходить к заданию;
г). Индивидуально и коллективно работать.

По разделу: «Творческая деятельность».
Знать:
а). Правила поведения и хорошие манеры;
б). Задачи чтеца и ведущего;
в). Понятие сольный конферанс, парный конферанс;
г). Этапы работы над речевой ролью.
Уметь:
а). Составлять план хореографической композиции;
б). Находить верное органичное поведение в предлагаемых обстоятельствах;
в). Самостоятельно выполнять упражнения на закрепление полученных навыков по дыханию и голосу ;
г). Правильно распределять дыхание во время произношения фразы.























Эстрадно-хореографическое объединение «Калейдоскоп».

Учебно-тематический план. 2-ой год.

Название разделов, тем.
Количество часов.


Всего
Теория
Практика

I. Раздел: «Классический танец».

1.1..Вводное занятие.
1.2. Беседа.
1.3. Работа над постановкой корпуса, головы, рук,
ног.
1.4 .Exercise у станка.
1.5 .Exercise на середине зала.
1.6 .Вращения по диагонали.
1.7 .Alleqro на середине зала.
1.8 .Учебно-танцевальные комбинации.
2
2
6

6
5
5
5
12
2
2
1

1
1
1
1
3


5

5
4
4
4
9

II. Раздел: «Народно-сценический танец».

2.1 .Поклон. Тренажные упражнения у станка.
2.2 .Упражнения на середине зала.
2.3 .Элементы русского танца..
2.4 .Учебно-танцевальные комбинации.
7
7
7
14
1
1
1
2
6
6
6
12

III. Раздел: «Современный (эстрадный) танец».

3.1. Джазовые танцы.
3.2. Свободные танцы.
3.2. Танцевальная ритмика.
3.4..Репетиции.

7
7
14
10
1
1
2
1
6
6
12
9

IV. Раздел: «Творческая деятельность».

4.1. Развивающие игры.
4.2. Актерское мастерство.
4.3. Сценическая речь.
4.4. Беседа.
4.5..Репетиции.
4.6. Итоговая аттестация (выступление учащихся на
ценических площадках ).
4
4
4
4
10
2
1
1
1
1
1
-
3
3
3
3
9
2

Всего:
144
27
117











Содержание программы 2-ого года обучения.

Раздел I: «Классический танец».

Темы занятий:
1.1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности в танцевальном зале и на сцене (во время занятий и после). Поведение в ДДТ. Цели изадачи в учебном году.
1.2.Беседа: «Классический танец, как высшая форма современного балета».
1.3.Работа над постановкой корпуса, ног, рук, головы в экзерсисе у станка и на середине зала.
1.4.Exercise устанка:
-Изучение терминалогии.
-Demi-plie. Музыкальный размер 4/4.
-Battements tendus с V позиции. 16 такта по 4/4.
-Battements tendus jetes с V позиции.
-Passe par terre по I позиции. 16 тактов по 4/4.
-Demi-rond de jambe par terre (по четверти круга). 4/4.
-Battements frappes. 8 тактов по 4/4.
-Battements releves lents на 45*. Музыкальный размер 4/4.
-Releve на полупальцах в I, II, V позициях.
-Grands battements jttes. Музыкальный размер 4/4.

1.5.Exercise на середине зала.
-Demi-plie. Музыкальный размер 4/4. В I, II, III и V позициях.
-Battements tendus с V позиции.8 тактов по 4/4.
-Battements tendus с V позиции с demi-plie. 16 тактов по 4/4.
-Упражнения для рук. Музыкальный размер 3/4.

1.6.Вращения по диагонали.
1.7.(Alleqro) прыжки – sautй, sisson farmer всторону, вперед, на зад в маленьких позах, pas echappe во вторую позицию.
1.8.Учебно-танцевальные комбинации.

Раздел II: «Народно-сценический танец».
Темы раздела:
2.1. Поклон. Тренажные упражнения у станка.
- Plie в характере.
- Bettements tendus в разных характерах.
- Каблучные упражнения.
- Flik- flack.
- Ronds de jambe par terre. Музыкальный размер 4/4.
- Перегибы корпуса лицом к палке в I позиции. Музыкальный размер 3/4

2.3.Элементы русского танца.
Положения рук, ходы, переменный дробный шаг, веревочка (простая, двойная), ковырялочка, молоточки, шаг на каблук, вращения. Основные движения и элементы, сгибание колен, постукивание, движения туда обратно, боковой пересеченный ход в сторону, подготовка к дробям (у девочек), присядки, хлопушки
(у мальчиков), вращения.
2.3.Учебно-танцевальные комбинации.
-Хоровод, перепляс, кадриль.


Раздел III: «Современный (эстрадный) танец».
Темы раздела:
3.1. Джазовые танцы:
-Чальстон (движение «свив» на одной ноге, попеременное движение сдвух ног, то на левую, то на правую, двойное движение, положение рук).
-Буги-вуги (движение основное, шаг правой, левой ногой, перенос тяжести тела, положения рук).
-Рок-н-ролл (основное движение, притопы, перемена места справа на лево и с лева на право, вариация бок о бок, закручивание, раскручивание, перемена рук партнеров.
-Чечетка (движение «дорожка», «дуоль», «триоль», «квадроль»).
3.2. Свободные танцы:
-Шейк (движение корпуса, положение рук, движение ног, поворот корпуса вправо, влево).
-Твист (основное движение бедер, положение корпуса, плеч, рук, вращательные движения, шаги, выставление ноги вперед).
-Ламбада (движение ног, бедер, положение в паре).
-Танцевальные комбинации в ритме диско, рэп, техно, рейв.
(все движения, комбинации изучаются по усмотрению педагога).
3.2Танцевальная ритмика:
-Партерная гимнастика (танцы на полу, свободная пластика).
-Ритмические танцы или танцы в современных ритмах.
-Элементы акробатики. Пластика (развитие гибкости, подвижности тела в гимнастических упражнениях). Тренировка быстроты реакции в упражнениях со сменным темпом. Навык мышечного восприятия темпо-ритма движения.
-Манера исполнения современного (эстрадного) танца.
-Репетиции (подготовительная работа к выступлениям, отработка номеров на сцене).

Раздел IV: «Творческая деятельность».
Темы раздела:
4.1. Развивающие игры.
«Печатная машинка», «Образ в сказке», учебный этюд «День рожденья», «Запомни слово» на развитие памяти, «Фотография».

4.2. Актерское мастерство.
Тренировка мышечного аппарата, лицевая мимика, психологическая адаптация, упражнения на нагрузку и расслабление мышц, помогающие снять психологический барьер, дающие ребенку возможность самореолизоваться, избавиться от комплексов и развивают коммуникабельность (упражнения: «Идущий человек», «Домашнее животное», «Передача чувств»).
-План создания хореографической композиции.

4.3.Сценическая речь.
-Организация внимания;
-Понятие и функции интонации;
-Логика связанного текста;
-Сценические литературные жанры;
-Исполнение стихотворения, прозы, басни;
-Пародия.
На занятиях ребята учатся правильно произносить гласные звуки в сильной и слабой позициях, выполняют упражнения на правильное звукотечение, на мягкую «атаку» звука при фонации, упражнения на свободу нижней челюсти.
4.4. Беседа: «О культуре поведения».
Внешний вид артиста. Поведение в обществе и на занятиях, взаимоотношения в смешенном коллективе между мальчиками и девочками.
4.5.Репетиции.


























Методическое обгспечение дополнительной образовательной программы
2-ого года обучения.



п/п





Раздел, тема.





Форма
занятий.





Приемы и
методы
организации
учебно-вос-
питательного
процесса.

Методичес-
кий и ди-
дактический
материал.



Техническое
оснащение
занятий.




Форма
подведения
итогов.





I.






Классичес-
кий танец.




Теория:
рассказ.
Практика:
тренинг,
репетиции.
Словесный,
наглядный,
иллюстратив-
ный. Метод
повторения.
Метод од-
ного «па».
Стенды наг-
лядной аги-
тации.
Фотоматери-
алы.


Аудио,
видиоаппара-
тура.




Открытое
занятие для
родителей.
Концертные
выступления.



II.





Народно-
сценический
танец.
Теория:
рассказ.
Практика:
тренинг,
репетиции.
Словесный,
наглядный,
иллюстратив-
ный. Метод
коллективного
творчества.
Методическая
литература.
Наглядные
пособия.


Аудиоаппара-
тура.




Концертные
выступления.





III.










Современный
танец.








Теория:
рассказ.
Практика:
показ, тре-
нинг, ре-
петиции.





Метод комби-
нированных
движений.
Метод раскла-
да (проработ-
ка, закрепле-
ние пройден-
ного програм-
много матери-
ала).

Методическая
литература.
Фотоматери-
алы.







Аудио,
видеоаппара-
тура.








Концертные
выступления.










IV.
Творческая
деятельность.
Теория:
лекции и
беседы,
встречи.
Практика:
репетиции.
Словесный,
наглядный,
иллюстратив-
ный.
Метод игры.
Метод коллек-
тивного твор-
чества.
Учебная
литература,
сценарии.
Аудио,
видиоаппара-
тура.
Концертные
выступления.








3-ий год обучения

Задачи 3 года обучения:
Обучающие:
1.Совершенствование техники исполнения танцевальных номеров;
2.Совершенствовать обучение по актерскому мастерству и сценической
речи.
Развивающие:
1. Развитие артистизма;
Воспитывающие:
1.Воспитание чувства ответственности и обязательности.
2.Воспитание уважения к старшему поколению и к истории своего Отечества.

Ожидаемый результат.
После 3-его года обучения учащийся должен знать и уметь:

По разделу: «Классический танец».
Знать:
а). Терминологию и последовательность упражнений у станка;
б). Позы классического танца: сroisee, effasee;
в). Методику исполнения прыжков: pas echappe, sissonne fermee;
г). Драматургию хореографического произведения;
д). Этапы постановочной работы.
Уметь:
а). Выполнять тренажные упражнения у станка;
б). Самостоятельно проводить тренажную разминку;
в). Самостоятельно создавать хореографические комбинации и исполнять их
технически грамотно, и эмоционально;

По разделу: «Современный (эстрадный) танец».
Знать:
а) Методику партерной разминки;
б) Отличительные особенности танцевальных стилей: джаз, модерн, техно;
в) Технику безопасности при выполнении элементов акробатики.
Уметь:
а) Эмоционально двигаться в соответствии с заданной музыкой;
б) Передать манеру исполнения современного (эстрадного) танца;
в) Практически исполнять изученный материал.

По разделу: «Историко-бытовой (бальный) танец».
Знать:
а). Особенности танцевальных композиций: менуэт, полонез, медленный
вальс, венский вальс, мазурка, полька-галоп.
Уметь:
а). Грамотно и эмоционально исполнять разученный репертуар.

По разделу: «Народно-сценический танец».
Знать:
а). Последовательность тренажных упражнений;
б). Отличительные черты национальных танцев, положение рук.
Уметь:
а). Красиво, свободно и эмоционально передавать сценический образ;
б). Грамотно и технично исполнять разученный материал.


По разделу: «Творческая деятельность».
Знать:
а). Этапы создания хореографической композиции;
б). Этапы работы над ролью;
в). Понятия «сольный конферанс», «парный конферанс»;
г). Методы игры в работе по речевой технике.
Уметь:
а). Самостоятельно работать над ролью;
б). Анализировать ошибки;
в). Самостоятельно отрабатывать танцевальные движения;
г). Свободно пользоваться приобретенными навыками по дикции, дыханию и го-
лосу;
д). Уметь выразительно говорить.

























Учебно-тематический план. 3-ий год.

Название разделов, тем.
Количество часов.


Всего.
Теория.
Практика.

I. Раздел: «Классический танец».

1.1.Вводное занятие.
1.2.Exercise у станка.
1.3.Exercise на середине зала.
1.4.Позы классического танца.
1.5.Alleqro на середине зала.
1.6. Учебно-танцевальные компазиции.
2
8
8
8
8
10

2
1
1
1
1
2

-
7
7
7
7
8


II. Раздел: «Современный (эстрадный) танец».

2.1.Партерная гимнастика.
2.2.Упражнения на середине зала.
2.3.Танцевальные движения и комбинации.
2.4.Работа с ритмом.
6
6
10
6
1
1
2
1
5
5
8
5

III. Раздел: «Историко-бытовой (бальный) танец».

3.1.Беседа.
3.2.Тренаж на середине зала.
3.3.Танцевальные движения и комбинации.
2
6
10
2
1
2
-
5
8

IV. Раздел: «Народно-сценический танец».

4.1.Экзерсис у станка.
4.2.Упражнения на середине зала..
4.3.Учебно-тренировочные комбинации.
4.4.Работа над танцевальными этюдами.
6
6
6
8
1
1
1
2
5
5
5
6

V. Раздел: «Творческая деятельность».




5.1.Этапы сочинения танца.
5,2.Актерское мастерство.
5.3.Техника речи.
5.4.Конферанс.
5,5.Репетиции.
5.6.Итоговая аттестация (выступление учащихся
на сценических площадках).
4
4
4
4
8
4
1
1
1
1
2
-


3
3
3
3
6
4



Всего:
144
29
115









Содержание программы 3-его года обучения.

Раздел I: «Классический танец».
1.1.Вводное занятие.
Задачи нового учебного года. Репертуарный план. Инструктаж по
технике безопасности. Правила поведения в ДДТ и после занятий.
1.2.Exercise устанка.
-Demi-plie. Музыкальный размер 4/4.
-Battements tendus с V позиции. 16 тактов по 4/4.
-Battements tendus jetes с V позиции. Музыкальный размер 4/4.
-Ronds de jambe par terre. 16 тактов по 4/4.
-Battements frappes. 8 тактов по 4/4.
-Petits battements sur le cou-de-plid. 32 такта по 2/4.
-Battements releves lents на 45*. Музыкальный размер 4/4.
-Releve на полупальцах в I, II и V позициях. 2/4.
-Перегибы корпуса лицом к палке в I позиции. 3/4.

1.3.Exercise на середине зала.
-Demi-plie. Музыкальный размер 4/4.
-Battements tendus с V позиции. 16 тактов по4/4.
-Battements tendus с V позиции с demi-plie. 16 тактов по 4/4.
-Battements tendus jetes с I позиции в сторону. Музыкальный размер 2/4.
-Упражнения для рук. (I port de bras, II port de bras. Музыкальный размер 4/4).
-Упражнения на полупальцах, pus de bourree с переменой ног en dehor и en dedans
с окончанием в маленькую позу croisee.
- Рreparasion к вращению.
- Вращения по диагонали с правой и левой ноги.

1.4. Позы классического танца.
-Изучение epaulement crjise и efface в V позиции.
-Позы croisee и efface вперед и назад. Музыкальный размер 3/4.

1.5. Alleqro на середине зала.
-Разучивание прыжка рas echappe. Музыкальный размер 4/4.
-Разучивание прыжка sissonne fermee. Музыкальный размер 4/4.
-Разучивание прыжка pas assemble. Музыкальный размер 4/4.

1.6. Учебно-танцевальные компазиции.
Разучивание танцевальных компазиций на основе ранее изученных
движений классического танца.






Раздел II: «Современный (эстрадный) танец».
2.1.Партерная гимнастика.
-Включает всебя элементы акробатики: кувырки, мосты, стойки, шпагаты, складки, растяжки, перекаты. Упражнения исполняются лежа и сидя на полу не более 10-15 минут ( 2-3 комбинации на усмотрение педагога).
2.2.Упражнения на середине зала.
-Включают в себя элементы акробатики, упражнения для отдельных групп мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, бедер, корпуса.
2.3.Танцевальные движения и комбинации.
-Массовые танцы , основанные на синхронных ритмических и физкультурных движениях, исполняемые под джазовую музыку.
-Танцевальные движения и комбинации в стиле диско, рэп, рейв, техно.
-Танцевальные занятия в стиле модерн (тренинг):
а).Система растяжения связок и мышц.
б).Разработка стопы – подвижность, устойчивость, мягкость.
в).Способность управлять различными частями тела, начиная с точки и кончая крупными блоками фиксации, перемещение в пространстве с разной скоростью и траекторией, смена направления, импульсы.
г).Баланс, равновесие, прыжки, вращения.
д).Техника падения.
ж).Техника расслабления:
2.4.Работа с ритмом.
-Умение считать, овладение ритмом собственного тела через дыхание, изучение нескольких мировых ритмов (испания, латино, афро).


Раздел III: «Историко-бытовой (бальный) танец».
3.1.Беседа: «Бальный танец – одна из бытовых форм хореографии»,
-Беседа: «Король танцев - вальс».

3.2.Тренаж на середине зала.
Тренаж бального танца несет двойную нагрузку: разминочнотренеровочную и подготовительную, облегчающую освоение бальных танцев. Тренаж включает всебя упражнения для разогрева мышц шеи, рук, ног, корпуса. На занятиях учащиеся изучают танцевальные шаги, элементы и комбинации танцев народов мира:
-Русь (,,Перепляс,, ; ,,Хоровод,, ; ,,Кадриль,,).
-Украина (,,Гопак,,).
-Белоруссия (,,Лявониха,, ; ,, Бульба,,).
-Латвия (,,Полька,,).
-Греция (,,Сиртаки,,).
-Польша (,,Мазурка,,).
-Аргентина (,,Танго,,).


3.3.Изучение танцевальных комбинаций (полонез, полька, мазурка, вальс).


Раздел IV: «Народно-сценический танец».
4.1.Экзерсис у станка.
Последовательность выполнения упражнений у станка: полуприседания, глубокие приседания, развитие подвижности стопы, каблучные упражнения, маленькие броски, упражнения напряженной стопой (flick-flack), подготовка к «веревочке», низкие и высокие развороты, дробные выстукивания, вращательные движения (rond de jambe, rond de piet), раскрытие ноги на 90* (deve loppe),зигзаги, большие броски работающей ноги на 90* (qrand battements jete).
4.2.Упражнения на середине зала.
Работая на середине зала, надо помнить о развитии интенсивности танцевальных
движений, которые разделены на 11 основных групп:
-Ходовые движения.
-Веревочки.
-Ковырялочки.
-Прыжковые движения.
-Дробные выстукивания.
-Подбивочные движения.
-Маятно-образные движения.
-Присядки.
-Хлопушки.
-Вращения.
-Специфические национальные движения.
-Прыжки (поджатые, маленькие, разножка поджатые к плечам), мельница (для
мальчиков).
4.4.Учебно-тренировочные комбинации.
Хоровод, кадриль, перепляс.

4.5.Работа над танцевальными этюдами.
Русский, молдавский, еврейский, украинский, татарский.


Раздел V: «Творческая деятельность».
5.1.Этапы сочинения танца.
- Выбор темы, определение жанра, идея произведения, сбор материала (исто-
рического, энографического, жизненного), подбор музыкального материала,
составляется компазиционный план, в танце присутствует драматургия.
Свойства хореографической драматургии:
а).Экспозиция.
б).Завязка.
в).Развитие действия.
г).Кульминация.
д).Развязка.

5.2.Актерское мастерство: тренаж, игровые этюды, упражнения на разви-
тие памяти, внимания, эмоциональности и фантазии.
Данный учебный раздел может являться подвижным, т.е.каждый год на практике могут сочиняться различные хореографические композиции, этюды, в зависимости от репетуарного плана на данный учебный год или специальных заказных композиций. Сюда могут входить такие формы занятий:
-Индивидуальные.
-Репетиционные.
-Свободные.
-Сводные репетиции.
5.3.Техника речи.
Дикция. Скороговорки. Дыхание и звук, упражнения на беззвучном и звучном выдохе. Центральное звучание голоса. Чистоговорки.
5.4.Конферанс.
-Упражнения по дыханию.
-Дикция – гласные их роль в звучании голоса.
-Артикуляция и характеристики гласных.
-Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ и языка).
-Упражнения по речи и голосу (выполненные с мячом или со скакалкой).
- Работа над текстом, ролью.
5.5..Репетиции.
На репетициях учащиеся нарабатывают сценические навыки, отрабатывают изученный материал, готовятся к выступлению на сценических площадках.
5.6. Итоговая аттестация (выступление учащихся на сценических площадках).
























Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
3-его года обучения.


п/п




Раздел, тема.





Форма
занятия.




Приемы и
методы ор-
ганизации
учебно-вос-
питательного
процесса.
Методический
и дидактичес-
кий материал.



Техничес-
кое осна-
щение за-
нятий.


Форма
подведения
итогов.




I.








Классичес-
кий танец.






Теория:
рассказ,
информа-
ционный
материал.
Практика:
показ,
тренинг.

Метод комби-
нированных
движений.
Метод повторения.
Наглядный с
использовани-
ем видеомате-
риалов.
Видеоматериал,
музыкальные
фонограммы.






Аудио,
видиоап-
паратура,
компьютер.





Открытое
занятие для
родителей.
Концертные
выступления.





II.





Современный
танец.



Теория:
рассказ.
Практика:
показ,тре-
нинг, ре-
петиции.

Метод объяс-
нения. Метод
заучивания.
Метод
повторения движений.
Видеоматериал,
музыкальные
фонограммы.



Аудио,
видиоап-
паратура,
компьютер.


Концертные
выступления.





III.







Историко- бытовой
танец.





Теория:
рассказ,
просмотр.
Практика:
показ, тре-
нинг, ре-
петиции.

Метод раскла-
да. Метод по-
вторения.
Метод одного «па». Метод
объяснения.


Видеоматериал,
музыкальные
фонограммы.





Аудио,
видиоап-
паратура,
компьютер.




Открытое
занятие для
родителей.
Концертные
выступления.




IV.








Народно-
сценический
танец.





Теория:
информа-
ционный
материал.
Практика:
показ, тре-
нинг, ре-
петиции.

Метод
словесно-
наглядный с
использова-
нием видео-
материалов.



Методическая
литература.
Видеоматериал.






Аудио,
видеоап-
паратура.






Концертные
выступления.








V.






Творческая
деятельность.
Теория:
лекция,
беседа, об-
суждение.
Практика:
репетиции.
Метод инфор-
мационный.
Метод игровой. Метод
коллективного
творчества.
Методическая
литература.
Наглядные
пособия
(плакаты).
Аудио,
видиоап-
паратура.
Отчетный
концерт.



4-ый год обучения

Задачи 4 года обучения:
Обучающие:
1.Изучение танцев народов мира, как части гуманистической культуры ребенка и показ их зрителю;
2.Совершенствование техники исполнения танцев и эмоциональной передачи
художественного образа.
Развивающие:
1.Развитие интереса у детей к различным видам искусств.
2.Развитие творческих способностей и эмоционального мира ребенка
через приобщение к искусству танца и музыки..
Воспитывающие:
1.Воспитание духовно-нравственной личности ребенка через общение
с миром искусства.

Ожидаемый результат.

После 4-ого года обучения учащийся должен знать и уметь:
По разделу: «Классический танец».
Знать:
а) Традиционное построение экзерсиса у станка и на середине зала;
б) Название изученных движений и элементов классического танца;
в) Характерные ошибки при выполнении тренажных упражнений.
Уметь:
а) Правильно исполнять отдельные па, тренажные упражнения;
б) Передать манеру классического танца;
в) Уметь эмоционально исполнять и выражать движения, жесты и позы;
г) Грамотно и технично исполнять танцевальные комбинации.

По разделу: «Народно-сценический танец».
Знать:
а) Традиционное построение занятия;
б) Название изученных движений и элементов народно-сценических танцев;
в) Манеру исполнения танцев разных народов.
Уметь:
а) Технически грамотно и эмоционально исполнять учебный материал;
б) Анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении.

По разделу: «Современный (эстрадный) танец».
Знать:
а) Упражнения партерной разминки;
б) Упражнения по пластике;
в) Различные направления эстрадного танца;
г) Технику безопасности при исполнении элементов акробатики.

Уметь:
а) Правильно исполнять движения изучаемых танцев;
б) Эмоционально и грамотно исполнять учебный репертуар.

По разделу: «Историко-бытовой (бальный) танец».
Знать:
а) Историю создания танцев;
б) Классификацию движений;
в) Историю костюма.
Уметь:
а) Передать манеру исполнения танца;
б) Исполнять учебный репертуар;
в) Самостоятельно отрабатывать движения и танцевальные комбинации.

По разделу: «Творческая деятельность».
Знать:
а) Понятия: исполнительское мастерство, танцевальная техника;
б) Правила поведения во время репетиций, концертных выступлений.
Уметь:
а) Работать самостоятельно над созданием сценического образа;
б) Работать в группе;
в) Анализировать и исправлять ошибки;
г) Свободно пользоваться приобретенными техническими навыками по дикции,
дыханию и голосу.


























Эстрадно-хореографическое объединение «Калейдоскоп».
Учебно-тематический план. 4-ый год.

Название разделов, тем.
Количество часов.


Всего.
Теория.
Практика.

I. Раздел: «Классический танец»».

1.1.Вводное занятие.
1.2.Exercise у станка.
1.3.Exercise на середине зала.
1.4.Вращения по диагонали и пируэты на середи
не зала.
1.5.Alleqro на середине зала.
1.6.Учебно-танцевальные композиции.
2
10
10
10

10
13
2
1
1
1

1
2
-
9
9
9

9
11

II. Раздел: «Народно-сценический танец».

2.1.Exercise у станка.
2.2.Разучивание и отработка танцевальных дви-
жений на середине зала.
2.3.Руки в народном танце..
2.4. Постановка и отработка танцевальных компо
зиций.
2.5.Репетиции. Концертная деятельность.
7
10

8
8

6
1
2

1
2

-
6
8

7
6

6

III. Раздел: «Современный (эстрадный) танец».


3.1.Тренаж на середине зала.
3.2.Партерная гимнастика.
3.3.Постановочнвя работа.
8
8
10
1
1
2
7
7
8

IV. Раздел: «Историко-бытовой (бальный) танец».

4.1.Упражнения на середине зала.
4.2.Танцевальные шаги и движения.
4.3. Постановка и отработка танцев.
6
5
7
1
1
1
5
4
6

V. Раздел: «Творческая деятельность».

5.1.Беседа.
5.2.История костюма, оформление танцев.
5.3.Актерское мастерство.
5.4.Сценическая речь.
5.5.Репетиции. Выступления на сценических пл.
1
1
1
1
2
1
1
1
1
-
-
-
-
-
2

Всего:
144
25
119


Содержание программы 4-ого года обучения.
Раздел I: «Классический танец».
1.1.Вводное занятие.
Задачи на новый учебный год. Инструктаж по технике безопасности . Прави
ла поведения в ДДТ на занятиях и после. Организационное собрание для роди
телей.
1.2.Exercise устанка:
-Demi-plie. Музыкальный размер 4/4. По два demi-plies в I, II, III, IV и V позициях
на 2 такта каждое.
-Battements tendus с V позиции. 16 тактов по 2/4. По четыре battements tendus впе
ред, в сторону,
назад и в сторону, на 2/4 каждое.
-Battements tendus jetes с V позиции. 16 тактов по 2/4.
-Ronds de jambe par terre. Музыкальный размер 4/4.
-Battements soutenus в V позицию. 8 тактов по 4/4.
-Battements frappes во всех направлениях. 4/4.
-Battements doubles frappes. 8 тактов по 4/4.
-Petits battements sur le cou-de-plid. 16 тактов по 2/4.
-Grand plie в I, II, III и V позициях. Музыкальный размер 4/4.
-Подготовка к ronds de jambe en l’air. 4/4.
-Battements releves lents на 90* в сторону II позиции. 8 тактов по 4/4.
-Grands battements jetes.Музыкальный размер 4/4.
-Releve на полупальцах в I, II и V позициях. 4/4.

1.3.Exsercise на середине зала:
-Demi-plie. Музыкальный размер 4/4.
-Battements tendus с V позиции. 16 тактов по 4/4.
-Вattements tendus jetes с I позиции всторону. 2/4.
-Demi-rond de jambe par terre. 16 тактов по 4/4.
-Позы croise u efface. Музыкальный размер 3/4.
-Упражнения для рук. (I port de bras, II port de bras. Музыкальный размер 4/4).
-Releve на полупальцах в I, II и V позициях. 4/4 ;

1.4.Вращения по диагонали и пируэты на середине зала.
Отработка вращений по диагонали и пируэтов на середине зала.
1.5.Alleqro на середине зала.
- Разучивание pas de basgue. Музыкальный размер 3/4.
-Отработка прыжка рas echappe. Музыкальный размер 4/4.
-Отработка прыжка sissonne fermee. Музыкальный размер 4/4.
-Отработка прыжка pas assemble. Музыкальный размер 4/4.

1.6.Учебно-танцевальные компазиции.
- Постановочная работа.
- Отработка и повторение танцевальных компазиций.


Раздел II: «Народно-сценический танец».

2.1.Exercise устанка.
-Demi-plies в сочитании с grands plies в I, II, V(в русском характере).
-Battements tendus (в русском характере). 2/4.
-Battements tendus jetes. 2/4.
-Ronds de jambe par terre, ronds de piet (в характере танго).
-Растяжки лицом к палке.
-Flick-flack ( в цыганском характере).2/4.
-Battements developpes (в русском характере).
-Перегибы корпуса лицом к палке. 3/4.
-Grands battements jetes на 90* (комбинации в венгерском характере).

2.2.Разучивание и отработка танцевальных движений на середине зала.
-Вращательные движения.
-Каблучные упражнения.
-Дробные выстукивания.
-Танцевальные ключи.
-Повороты стопы в сочетании с ударами всей ступни.
-Веревочки, маталочки, молоточки.
-Присядки, хлопушки, гармошки.

2.3.Руки в народном танце.
-Отличительные национальные особенности положения рук во время исполне-
ния танцев (русский, украинский, молдавский, еврейский, татаский,грузинский,
восточный).

2.4.Постановка и отработка танцевальных компазиций.
(в соответствии с репертуарным планом)

2.5.Репетиции. Концертная деятельность.


Раздел III: «Современный (эстрадный) танец».
3.1.Тренаж на середине зала.
-Упражнения тренажа выстраиваются с учетом постепенного возрастания физической нагрузки от легких движений к трудным, от простых к сложным, от медленного темпа к быстрому.
-Ритмопластика.
-Упражнения на определенные группы мышц.
-Упражнения на равновесие.





3.2.Портерная гимнастика.
-В портерную разминку входят упражнения в положении лежа и сидя на полу – это перегибы корпуса, упражнения на стопы, колени, бедра, упражнения на пресс, гибкость, растяжки, шпагаты, мостики, перекаты..

3.3.Постановочная работа.
Постановка и отработка танцевальных этюдов и композиций.

Раздел IV: «Историко-бытовой (бальный) танец».

4.1.Упражнения на середине зала.
Тренаж, упражнения для разогрева мышц шеи, рук, ног, корпуса.

4.2.Танцевальные шаги и движения.
-Полонез, менуэт, мазурка, полька-галоп, медленный вальс, венский вальс.

4.3.Постановка и отработка танцев.
-Знакомство с историей танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения (музыкальный размер, ритм, основной темп).
-Разучивание специфических движений (по степени сложности).
-Соединение разученных элементов в единую композицию.
-Отработка компазиции.

Раздел V: «Творческая деятельность».

5.1.Беседа: «Роль художественной самодеятельности в духовно-нравственом воспитании человека».

5.2.История костюма и оформление танца.
-Учащиеся знакомятся с историей костюма славянских народов.
-Основными видами древней одежды.
-Костюм и музыкально-хореографическое содержание образа.
-Влияние народного костюма на манеру и характер танца.
-Танец и его художественно-выразительные средства: музыка, лексика, пластическая мимика, рисунок, композиционное расположение на сценической площадке.

5.3.Актерское мастерство.
- Развивающие игры: «Дружеский шарж», «Зоопарк».Изобрази: - вдеть нитку в
иголку;
- Пришить пуговицу;
- Наколоть дров;
- Подбросить и поймать мяч;
- Заточить карандаш.
- Характеры: пешеходов, старушку с собачкой на поводке, прохожего сбольным
зубом, маму с непослушными детьми.
- Объекты (походку, голос, манеру поведения): разозленный кот, голодный поро-
сенок, ленивый пингвин, трусливый заяц, красавец павлин, злая собака, ночная
сова.
-Ситуации из жизни: повар готовит обед, зубной врач удаляет больной зуб, хо
зяйка чистит рыбу.

5.4.Сценическая речь.
-Освоение техники речи:
а).Таблица гласных звуков;
б).Скороговорки и чистоговорки.
- Артикуляционный тренинг:
а).Подвижность губ;
б).Подвижность нижней челюсти;
в).Подвижность языка гортани.
-Работа над речевой ролью.

5.5.Репетиции. Выступления на сценических площадках.

























Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
4-ого года обучения.


п/п





Раздел, тема.





Форма
занятия.





Приемы и
методы ор-
ганизации
учебно-
воспитатель-
ного процесса.
Методический
и дидактичес-
кий материал.




Техническое
оснощение
занятий.




Форма
подведения
итогов.





I.







Класси-
ческий
танец.




Теория:
рассказ.
Практика:
показ,
постановоч-
ная работа,
репетиции.
Словесный,
наглядный с
использова-
нием видио-
материалов.
Метод пов-
торения.

Видеозаписи,
музыкальные
фонограммы.





Аудио,
видеоаппа-
ратура,
компьютер.




Концертные
выступления.







II.









Народно-
сценичес-
кий танец.






Теория:
рассказ.
Практика:
Постановоч-
ная работа,
репетиции.



Метод объ-
яснения.
Метод ком-
бинированных
движений.
Метод колле-
ктивного твор
чества. Метод
повторения.

Видеозаписи,
музыкальные
фонограммы.







Аудио,
видеоаппа-
ратура.







Открытое
занятие для
родителей.
Концертные
выступления.






III.






Современ-
ный танец.



Теория:
рассказ.
Практика:
тренинг,
постановоч-
ная работа,
репетиции.
Словесный,
наглядный с
использова-
нием видео и
фотоматериа-
лов. Наглядных пособий.
Методическая
литература,
видеозаписи,
фотоматериалы.



Аудио,
видеоаппа-
ратура.




Концертные
выступления.







IV.







Историко-
бытовой
танец.





Теория:
рассказ.
Практика:
тренинг,
постановоч-
ная работа,
репетиции.

Метод объяс-
нения. Метод
повторения.
Метод комби-
нированных
движений.



Методическая
литература.
Видеозаписи.






Аудио,
видеоаппа-
ратура.






Концертные
выступления.







V,
Творчес-
кая дея-
тельность.
Теория:
рассказ.
Практика:
этюды,
тренинг,
репетиции.
Словесный,
наглядный.
Метод игры.
Самостоятель-
ная работа.
Методическая
литература.
Видеозаписи.
Аудио,
видеоаппа-
ратура.
Отчетный
концерт.




Репертуар.

1 год обучения:
Танец «Школьная полька»;
Танец «Снежинок»;
Танец «Маленьких утят»;
4. Танец «В современных ритмах».
5. Танец «Вару-вару».

2 год обучения:
Танец «Финская полька»;
Эстрадный танец «Веселые человечки»;
Танец «Русский-лирический».
4. Танец «Менуэт».
5. Партерный танец «Танцуем сидя».

3 год обучения:
Эстрадный танец «Где- то на белом свете»;
Немецкая полька «Розитта»;
Эстрадный танец «Чарльстон»;
Эстрадный «Русский танец»;
Историко-бытовой танец «Менуэт».

4 год обучения:
Историко-бытовые танцы: «Полонез», «Полька-галоп», «Вальс».
«Венский вальс»;
Эстрадный танец «Веселая молодежь»;
Русский танец «При лужку»;
Русский танец «Синеглазый василек»;
«Восточный танец»;
«Цыганский танец»;
«Мазурка»;
9. «Еврейский танец»;
10 «Татарский танец»;
11. «Грузинский танец»;
12. Греческий танец «Сиртаки»;
13. Испанский танец «Пасадобль»;
14. «Молдавский танец»;
15. «Украинский танец».
16. «Белорусский танец»




Литература (хореография):
Аркина Н. Балет и литература. – М.: Знание, 1987.
Астахов А.П.Работа над музыкой при постановке танцев в самодеятельном коллективе. -М:1988.
Барышникова Т. Азбука хореографии: методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий -СП б. 1996.
Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и в нешкольных заведениях.
Базарова Н. Классический танец. - Л: Искусство, 1984.
Балет. - М: Советская энциклопедия, 1980.
Бахрушин Ю.История русского балета - М:Просвещение,1974.
Блок Л. Классический танец: история и современность - М: Искусство, 1987.
Бежар М. Мгновение в жизни другого. - М: Союзтеатр,1989.
10.Воганова А.Я.Основы классического танца -М: Искусство,1980.
11.Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец.- М: Искусство, 1963.
12.Васильева Е. Танец. - М: Искусство, 1968.
13.Васильева Т.И. Балетная осанка-основы балетного воспитания: методическая разработка к программе по классическому танцу для школ искусств 1-ого года обучения.- М: НМЦ, Культура иискусство, 1983.
14.Герд О. Школа танцев. Опыт школы современного танца. - Семья ишкола №5,
1997.
15.Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры. - СПб:
ИГУП, 1997.
16.Дени Т., Дассвиль Л.Все танцы. - Киев: Музiчна Украiна,1983.
17.Дункан А. Моя жизнь, моя Россия, мой Есенин.- М :Политиздат,1992.
18.Захаров Р.В. Сочинение танца: страница педагогического опыта. - М: Искусст-
во, 1989.
19.Захаров Р.В. Искусство балетмейстера - М: Искусство, 1988.
20.Захаров Р.В. Сочинение танца - М: Советская Россия, 1986.
21.Зимина А. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии
детей 4-8 лет.- СПБ: Тандем, 1998.
22.Квятная О. Историко-бытовой танец. - М: Искусство, 1997.
23.Костровицкая В. 100 уроков классического танца. - М-Л: Искусство, 1981.
24.Красовская В. История русского балета. - Л: Искусство, 1978.
25.Красовская В. Заподноевропейский балетный театр. 3 тома-Л :Искусство, 1981.
26.Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. - М: Молодая гвардия,1986.
27.Наумов С.А. Эстетический вкус и его воспитание.- М: Искуство, 1989.
28.Никитин В. Модерн – джаз танец: начало обучения.- М:1998, Я вхожу вмир ис-
кусства №5.
29.Пасютинская В.М. Поиграем, потанцуем: упражнения для детей дошкольного
возраста. -СПБ: АКЦИДЕНТ, 1997.
30.Смирнов И. Работа балетмейстера над хореографическим произведением. - М:
Искусство, 1978.
31.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей -М:Владос,1997.
32.Хамзин А. Воспитание осанки у детей.- М: Физкультура и Спорт, 1969.
33.Секрет танца.- СПБ:ТОО, Динамит, ООО Золотой век, 1997.
34.Эльягин Н. Образы танца. - М: Искусство, 1980.

Литература (актерское мастерство):
Акимов Н. О театре. - М: 1962.
Буров А. Об искусстве перевоплащения. - М: 1989.
Волчек Г. Актер и современный театр. - М: 1967.
Гуппиус С. Гимнастика чувств. - М-Л: 1967.
Кох И.Э. Основы сценического движения. - М-Л: 1970.
Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли.- М 1962.
Молчанов Ю. Композиция сценического пространства.- М:1981.
Немирович-Данченко В.И. О работе над спектаклем.- М:1973.
Захаров Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М: 1973.
10. Немировский А. Пластическая выразительность актера - М:1986.
11. Топорков В.О. Техника актера. - М: 1958.
12. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М: 1975.
13. Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М: 1956.
14. Шихматов Л. Сценические этюды - М: 1966.

Литература (сценическая речь):
Аванесов Р.И. Русское литературное произведение.- М: 1982.
Аксенов В. Искусство художественного слова. - М:АПК, 1987.
Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи.- М: 1977.
Галендеев В.Н. Работа режиссера над ролью в спектакле.- Л: 1989.
Леокарди Е.Н. Дикция и орфоэпия. - М: 1970.
Станиславский К.С. Собрание сочинений. в 8 томах - М: 1985.
Запорожец Т.И. Логика сценической речи. -.М: 1974.
8. Козляникова И.П. Произношение и дикция. - М: 1977.
9. Моисеев М. Дыхание и голос драматического актера. - М:1977.
10. Егоров Е.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. - М: 1962.
11. Яхонтов В.Н. Театр одного актера. - М: 1978.

Литература рекомендованная детям:
1. Дешкома И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и историче-
ских анекдотах; для детей и их родителей.- М: Конец века, 1995.
2. Ерименкова В. Танцевальные жанры в творчестве замечательных композито-
ров прошлого и наших дней - М: Детская литература, 1986.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: книга для учащихся. - М: Просве-
щение, 1985.
4. Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М: 1970.
5. Царев М. Что такое театр? - М: 1960.



Учебно-тематический план программы 1-го года обучения


п/п
Название разделов, тем.
Количество часов



Всего
Теория
Практика

I.
Раздел: «Музыкально-ритмическая деятельность»




1.1
Введение в образовательную программу. Цель и задачи курса. Техника безопасности и правила поведения на занятиях и после.
1
1


1.2.
Упражнения на развитие навыков у детей двигаться в
соответствии с разнообразным характером музыки.

8
2
6

1.3.
Построение музыкальной фразы, характер счета 4/4, 3/4, 2/4. Знакомство смузыкальной фразой и характером счета. Упражнения. Исполняются движения (подскоки, галоп, вальсовый шаг) в различных музыкальных темпах: медленный, быстрый.
18
3
15

1.4.
Три жанра музыки (марш, песня, танец). Рассказ о музыкальных жанрах, их отличительные особенности.
4
1
3

1.5.
Упражнения для развития ритмических движений (ритмическая гимнастика). Упражнения для развития навыков переходить от умеренного темпа к быстрому или медленному.
13
1
12

1.6.
Эмоциональная передача танцевального образа, мимические упражнения. Изображение переживаемых чувств: радость, горе, удивление, восторг и т.д.
8
2
6

1.7.
Пружинящие шаги ( подскоки, галоп, полька, полонез, менуэт). Изучение танцевальных шагов.
13
1
12

1.8.
Элементы народных танцев (русский переменный шаг, русский поклон, переступание, гармошка, подготовка к веревочке, моталочка). Эмоциональная передача танцевального образа.
10
2
8

1.9.
Танцевальные этюды (полька, хоровод, полонез, вальс, русский).
13
1
12

II.
Раздел: «Классический танец»




2.1.
Постановка корпуса, головы, рук, ног в экзерсисе у станка и на середине зала. Позиции рук, ног. Изучаются I, II, III, V позиции ног; I, II, III позиции рук.
10
2
8

2.2.
Изучение устанка: demi-plie, qranol-plie (во всех позициях); Battement tendu, bettmen tendu jetе (у станка).
8
2
6

2.3.
Releve на полупальцах в I-ой позиции (счет 4/4). Preparation (открывание рук из подготовительного положения на I-ю и II-ю позицию) у станка и на середине.
8
2
6

2.4.
Port de bras (с перегибом корпуса).
4
1
3

2.5.
Alleqro-разучивание прыжка (soute) у станка и на середине зала.
4
1
3

III.
Раздел: «Творческая деятельность»




3.1.
Пантомима и жест.Практическое занятие без слов. Этюды («Зеркало», «Художник», «Перелет птиц», «Шторм на море», «Дождь в лесу»). Учащиеся исполняют этюды на развитие воображения, способность перевоплощаться.

4
1
3

3.2.
Музыкально-танцевальные игры («Кот и мыши», «Море волнуется раз», «Белки, орехи, шишки»).
4
1
3

3.3.
Мимика. Упражнения. Мимическая гимнастика.
4
1
3

3.4.
Пластика. Темпо-ритм. Актерское мастерство. Этюды на внимание, на развитие фантазии.
10
2
8


Всего:
144
27
117











13PAGE 15


13PAGE 143115




 "
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·  14 "$&(*,.є
·
·
·ъ15