Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Люблю тебя, моя Россия!»


Захарова Динара Мухаррямовна,
воспитатель, МДОУ «Детский сад №83
комбинированного вида», г. Саранск
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема: «Люблю тебя, моя Россия!»
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Продолжать расширять представление детей о стране, в которой они живут.
Закреплять знания детей о государственных символах России.
Развивать коммуникативно-речевые умения.
Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам.
Продолжать развивать умение правильно излагать свои мысли, чувства.
Обогащать словарь детей, учить правильно, строить предложения.
Развивать познавательный интерес.
Развитию интереса к русским народным традициям, умению представлять воображаемые действия, показывать их с помощью пантомимики.
Создать положительное эмоциональное настроение у детей.
Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительного отношения к своей Родине.
Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
 Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы:
Беседа.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
Рассматривание иллюстраций.
Рассматривание флага и герба – символов России.
Чтение стихотворений.
Слушание гимна России.
Пантомима сказки «Репка»
Предварительная работа:
Беседа о стране, в которой живут дети.
Рассматривание альбомов о городах России.
Рассматривание иллюстраций, книг, атласов; картинок с изображением флага, герба страны.
Изучение краеведческого материала.
Разучивание стихов о Родине, природе; песен, народных игр, хороводов; пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе.
Чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, городе;
Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;
Экскурсии по городу.
Материал к занятию:
Карта Российской Федерации.
Флаг Российской Федерации.
Герб Российской Федерации.
Аудиозапись гимна России, мелодия песни композитора Георгия Струве. «Моя Россия».
Слайдовая презентация.
Сердечко – для игры.
Проектор.
Экран.
Содержание НОД.
Воспитатель: - Ребята, поприветствуйте наших гостей и подарите им свои улыбки!
Утро наступает,
Солнышко встречает.
Друг на друга посмотрели
И на стульчики присели.
Звучит мелодия песни композитора Георгия Струве. «Моя Россия»
Дети читают стихотворение В.Орлова «Здравствуй, Родина моя!»
1 ребенок
Утром солнышко встает,Нас на улицу зовёт.Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя!
2 ребенокЯ пою и в тишине
Подпевают птицы мне.Травы шепчут мне в пути:– Ты скорей, дружок, расти!
3 ребенокОтвечаю травам я,Отвечаю ветру я,Отвечаю солнцу я:– Здравствуй, Родина моя!
 
Воспитатель:  - Сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране в которой мы с вами живём, о ее государственной символике и культуре.
Воспитатель: - Есть у русского народа слово, которое вызывают особые чувства. Это слово «Родина». Ребята, а что для вас означает это слово?
Дети: - Родина – это мой дом, город, страна, в которой я живу, моя семья, моя мама и я.
Воспитатель: - Верно. Родина – это место, где ты родился. Это город, дом, где ты живешь, твой двор, улица, твой детский сад.
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина.
Воспитатель: - Вы должны сказать как можно больше хороших, красивых слов о Родине. Родина, какая?
Дети: - Милая, любимая, большая, необъятная, красивая, дорогая, сильная, могучая, славная, прекрасная, богатая.
Воспитатель: - Молоды, ребята, вы сказали о Родине такие замечательные слова. А сейчас, отгадайте загадку.
Планета голубаяЛюбимая, родная,Она твоя, она моя,А называется...Ответ: (Земля)
На экране появляется изображение планеты Земля.
Воспитатель: - На планете Земля много разных стран, но лишь одну мы называем Родиной. Как называется эта страна?
Дети: - Эта страна называется Россия.
Воспитатель: - Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.
На экране изображение карты Российской Федерации.
- А так выглядит наша страна на карте.
- Россия – большая и красивая страна, в которой много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, славная история, которой мы должны гордиться.
На экране чередуются слайды – уголки природы нашей Родины.
Если долго-долго-долгоВ самолёте нам лететь,Если долго-долго-долгоНа Россию нам смотреть,То увидим мы тогдаИ леса, и города,Океанские просторы,Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,Тундру, где звенит весна,И поймём тогда, какая,Наша Родина большая,Необъятная страна.
(В Степанов «Необъятная Россия»)
Воспитатель:- Люди, которые живут в нашей стране, называются….(россияне).
Воспитатель: - Ребята, в каждой стране есть самый главный город – столица. И у нас в России такой город тоже есть.
Здесь твое сердце, русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава
Столица наша, славная …(Москва).
- Правильно ребята, столица нашей Родины – город Москва.
На экране иллюстрации с изображением Москвы
Воспитатель: - Многим знаменита Россия: людьми добрыми и сердечными, мастерами умелыми, песнями душевными. А какое дерево славит Россию своей красотой?
Дети: - Береза.
На экране появляется изображение березы, березовой рощи.
Воспитатель: - Верно. Береза является символом русского леса. А что вам нравится в березке? Какая она?
Дети: - Красивая, нарядная, стройная, царственная, белоствольная.
Ребенок: У красы березки платье серебрится,
У красы березки зелены косицы.
Предлагаю детям в круг всем встать,
У березки отдохнуть и поиграть.
Воспитатель: - Давайте представим, что мы находимся в березовой роще.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали.Это берёзы в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули.Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем.Это к нам птицы летят.Как они сядут, тоже покажем.Руки согнули назад.
Воспитатель: - Русская береза – это краса и гордость России.
Но есть у нашей страны и другая гордость – это символы России, при виде которых любой человек может догадаться, о какой стране идет речь. Назовите эти символы.
Дети: - Это гимн, флаг и герб.
Воспитатель: - Гимн – это главная песня страны, музыкальный символ России. Когда звучит гимн, то нужно встать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна – мы выражаем свое уважение к нашей стране.
Сегодня, друзья, мы услышать должны
Главную музыку нашей страны.
Она называется коротко – «Гимн».
Мы каждое утро встречаемся с ним.
Звучит гимн России

Показ флага России.
Воспитатель: А еще над Кремлем гордо развевается
Символ нашей страны – как он называется? (Флаг).
- Давайте рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать. Какой он?
Дети: - Торжественный, нарядный, красивый, трехцветный.
Воспитатель: - Какие цвета вы видите на флаге, и что они обозначают?
Дети: Белый – мир и чистота совести.
Синий – верность и правда.
Красный – отвага и битва.
Показ герба России.
Воспитатель: - Назовите еще один символ нашей страны. (Герб).
Правильно, Герб является знаком отличия, важнейшей эмблемой страны. Давайте рассмотрим герб и послушаем стихотворение «Герб России».

Ребенок:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: - Много поэтов, писателей, композиторов написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о ней пословицы и поговорки, придумывал сказки.
- Какие пословицы и поговорки о Родине, о родной стороне вы знаете?
Дети.
На родной стороне и камушек знаком.
Родина любимая – это мать родная.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне и весна не красна.
Жить – Родине служить.
Родина-мать, умей за нее постоять.
Каждому мила своя сторона.
Та земля мила, где мать родила.
Воспитатель:- А какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: «Лиса и кувшин», «Рак и лиса», «Заяц-хвастун», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Воспитатель: - А сейчас пришла пора поиграть нам детвора! Называется игра «Разминка театральная».
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне друзья,
Как можно изменить себя?
Дети: - При помощи костюма, головного убора, прически, грима.
Воспитатель: - А можно ли без масок, костюмов превратиться в сказочных персонажей? Нам могут помочь жесты и мимика.
Воспитатель: - Давайте вспомним, что такое мимика?
Дети: - Это выражение лица.
Воспитатель: - Что такое жесты?
Дети: - Это движения.
Воспитатель: - При помощи мимики и жестов можно показывать сказки.
Сейчас, ребята, я предлагаю вам превратиться в актеров театра «Пантомима». Выразительно, используя только жесты, мимику и все свое обаяние, вы покажите нашим гостям сказку, а они должны будут угадать ее название.
После показа детьми сказки «Репка» гости угадывают название сказки, награждая артистов аплодисментами.
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы все сегодня старались, были активными,
любознательными, артистичными. Наше занятие подходит к концу. И мне хотелось бы закончить его такими словами.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.