Либеральные реформы второй половины 19 века

Либеральные реформы 1860-70х гг.

Цели:
Образовательная - познакомить с реформами 60-70-х гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность с другой;
Воспитательная – на примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше и легче;
Развивающая - развивать умения строит аналогии, определять и объяснять понятия.

Тип урока – комбинированный.
Методы:
Устный – устный опрос домашнего задания; образное повествование о реформах; простое информативное изложение.
Наглядный – работа с иллюстрациями учебника; презентация «Либеральные реформы 1860-70х гг. Судебная, военная и реформы образования».
Практический – заполнение таблицы «Либеральные реформы 1860-70х гг.».
Оборудование урока: учебник, презентация «Либеральные реформы 1860-70х гг. Судебная, военная и реформы образования».

Ход урока.
Время
Действия учителя
Действия ученика

1 мин.

1 мин.




12 мин.


Оргмомент.

Проверка домашнего задания.
Повторение ранее изученной темы – крестьянская реформа 1861 года. Назовите основные положения реформы 1861 года.
Земская реформа: год проведения реформы?
Что такое земства?
Чем они занимались?
Какие земские органы управления вы знаете?
Значение деятельности земств.
Назовите год проведения реформы городского самоуправления.

Объяснение нового материала.
На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение либеральных реформ Александра II.
Судебная реформа. Самой последовательной из реформ Александра II считается судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. Новый суд строился на принципах: равенства всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов. Были созданы две системы судов – мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Мировые судьи выбирались земскими собраниями и городскими думами. Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12 присяжных заседателей. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Решения, вынесенные судом присяжных, не подвергались обжалованию. Судебная палата рассматривала дела о государственных преступлениях. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. А какая сейчас высшая судебная инстанция? (Верховный суд РФ) Со времени проведения реформы судебные процессы стали гласными: они проходили открыто, в присутствии публики; отчеты печатались в газетах.
Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на процессе прокурора и адвоката. С этого времени в русском обществе возник интерес к адвокатской деятельности – Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов, В.Д. Спасович, К.К. Арсеньев – заложили основы русской школы адвокатов – ораторов.
Но все же судебная система сохранила сословные пережитки – волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников.
Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д.А.Милютина. В 1863-64 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную – в военных училищах. В них обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий.
А когда он был введен? При Петре. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. Согласно уставу от 1 января 1874 года призыву подлежали лица всех сословий с 20 лет. Общий срок службы для сухопутных войск – 15 лет, из них - 6 лет в действующей армии, 9 – в запасе. На флоте – 10 лет: 7 – действительный, 3 – в запасе. Для лиц, получивших образование, срок службы сокращался от 4 лет (начальное училище) до 6 месяце(высшее). От службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, чей старший брат уже отбыл срок действительной службы. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповеданий. В армии были отменены телесные наказания, улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным; изменялась система боевой подготовки.
В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Усилилась боеспособность войск.
Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась система образования. В июне 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию различных типов школ – государственных, земских, церковно-приходских и т.д. Срок обучения в них не превышал 3 лет.
Основным типом среднего учебного заведения стали гимназии – реальные и классические. В классических изучали древние языки - латинский и греческий. Выпускники классических гимназий имели право поступления в университеты. 7 лет. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли» - математика, естествознание, технические предметы.
Было положено начало женскому образованию – появились женские гимназии.
В июне 1864 года утвержден новый устав университетов, восстанавливающий автономию. Начало развиваться высшее женское образование. Для выпускниц гимназий стали открываться высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани и других городах. Женщин стали допускать в университеты, но в качестве вольнослушателей.

В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни.

Домашнее задание. §18-19, вопросы на стр. 156.





1 ученик отвечает по основным положениям реформы – личная свобода и гражданские права; наделение землей (отрезки, прирезки, дарственный надел); выкупная операция (временнообязанное состояние, 49 лет); сельская община.







Записывают в таблицу: Судебная реформа, 1864 г. Принципы: равенство сословий; гласность; независимость судей; состязательность.




Работа со схемой на стр. 151 «Местные судебные органы».

На стр. 149 есть знак волостного судьи.











Работа со схемой на стр. 150 «Высшие судебные органы».

















Вспомните, почему были необходимы реформы в военной области?














Ребят, а в российской армии какой был способ комплектования армии? Кто его ввел?








Заполнение таблицы: всесословная воинская повинность (но были исключения); отмена телесных наказаний в армии; перевооружение армии и флота; новая система боевой подготовки. Россия получила сильную массовую армию.