Тема педагогического опыта: «Использование антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе». Капустина Ирина Павловна – учитель начальных классов МКОУ «Шербакульский лицей».


Тема педагогического опыта: «Использование антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе». Капустина Ирина Павловна – учитель начальных классов МКОУ «Шербакульский лицей».
С 2011 - 2015 учебный год обучаю детей в начальной школе по УМК «Школа 2100». С 2011 по 2012 учебный год пришла к выводу: использование на уроках литературного чтения антиципации, дает более высокий результат знаний. «Антиципация – это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий». С 2013 года обучаю первоклассников используя накопленный опыт методической темы предыдущих лет. С переходом детей во 2 класс, уже можно увидеть результаты прошлого учебного года.
Сущность использования антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе сводится к тому, что с ее помощью осуществляется такое отражение действительности, в результате которого в мозгу ученика не только фиксируются и средствами речи оформляются состояния окружающей среды, значения тех или иных воздействий в момент непосредственного восприятия, но и просматриваются их динамика, тенденции развития, вероятные связи и отношения в предстоящем будущем. Таким образом, антиципация представляет собой «универсальный механизм психической организации ученика» позволяющий в ответ на стимулы, действующие в настоящем, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события, используя накопленный опыт.
Применение такой формы работы позволяет:
- сделать практически каждого ребенка активным участником учебного процесса.
- исключить пассивное восприятие учебного материала,
- обеспечить для каждого ребенка адекватную нагрузку.
- развить умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов, помогает в работе над произведением, текстом.
Проведение диагностики и техники чтения говорит о положительной динамике.
Использование на уроках антиципации, доказывает, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. При разработке уроков с применением предугадывания (антиципации) на уроках литературного чтения и письма соблюдаю структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, обсуждают.
Я, используя предугадывание (антиципацию) на уроках литературного чтения, отмечаю стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе. Дети стали больше внимания уделять подготовке к уроку, появилась уверенность в своих творческих возможностях, способность делать аргументированные выводы. Возрос уровень сформированности ключевых компетентностей. Прослеживается динамика в лучшую сторону, процент качества успеваемости по предмету составляет 82% при 100% успеваемости.
Кроме того, учащиеся умеют работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся потоком информации; готовы к взаимодействию и умению сотрудничать и работать в группе, парами.
Системный подход к определению антиципации позволил выделить ее основные функции: регулятивную, когнитивную, коммуникативную. Антиципация участвует в развитии у детей воображения, познавательной активности, поиска неизвестного.
Применяя на уроках прогнозирование, дети учатся самостоятельно определять содержания текста по его названию, фамилию автора, выполнять восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей); составлять предварительно план текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный). Подобные пред - текстовые задания, по моему наблюдению, способствуют целенаправленному чтению материалов учебника, заставляют учеников осмыслить его содержание более глубоко, приучают начинать процесс осмысления еще до чтения. Процессы антиципации связаны с проблемой формирования навыка чтения. Поэтому развивая умение быстро антиципировать буквы, буквосочетания, слова, фразы и даже целые смысловые единицы даю возможность развития у учащихся беглого, правильного и осознанного чтения. Развиваю антиципированное восприятие (языковую догадку) уделяя этому большое внимание. Использую для своей работы методические пособия по обучению и совершенствованию навыка чтения.
Обучение с использованием антиципации показало, что у подавляющего большинства детей в классе существенно увеличился интерес к изучению данного предмета, значительно повысился уровень орфографической грамотности и речевого развития.
Участие учеников в формулировании темы и цели урока приводит к предопределению, пониманию и осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, мобилизует умственную активность. Также я сделала вывод, что применение антиципации на уроках развивает интеллектуальные качества, связную, логичную, доказательную речь, различные виды мышления, внимание, память, наблюдательность не только сильных детей класса, но и тех детей, которые не владеют беглым чтением.
Обязательным элементом подготовительного этапа работы с произведением на уроке литературного чтения считаю словарную работу, которую осуществляю на основе антиципации. На уроках литературного чтения, проводимых в русле данной методики, антиципацию использую при организации творческой работы, при формулировании вида и содержания домашнего задания.
Хотелось бы отметить, что чтение и письмо – неотъемлемая часть нашей жизни, и от того, как человек владеет этими процессами, зачастую зависит его профессиональная успешность. Поэтому так необходимо ещё в школе сформировать навык эффективного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма и использовать для этого все возможности.
Таким образом, антиципация (предугадывание) учащимися, содержания и видов своей читательской деятельности, существенно повышает осознанность и активность детей при работе с новым произведением. Заинтересовывает их чтением, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием. С развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка (мышления, внимания, памяти). Поднимает ученика на принципиально иную позицию – позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока литературного чтения.
В ходе реализации темы я прогнозирую следующие положительные результаты для себя и учащихся: повышение качества образования и воспитания, обеспечение более высокого уровня преподавания с возможностью использования антиципации и на других уроках (окружающий мир, риторика, информатика и. д.), в процессе обучения.