Конспект урока в игровой форме Зов предков. Обобщающий урок по теме Первобытное общество


Обобщающий урок по теме «Первобытное общество»
в игровой форме «Зов предков»
Оргмомент
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вступительное слово учителя (в стихотворной форме):
Сегодня на уроке мы Поговорим про Древний мир, Про жизнь далеких наших предков, Про их уклад поговорим.
Как в каменных пещерах жили И за добычею ходили. И вечерами у костра Тесали палку для копья.
Плоды, коренья собирали, Ловили рыбу для еды, Как охраняли, берегли Огонь священный от беды!
3. Ученица проводит экскурсию по Выставке рисунков «Зов предков»:
В далекий каменный век В пещере жил человек. Он пищу себе добывал И от зверя очаг охранял. Каждый день на охоту ходил
И из шкуры одежду шил. И вечером у костра Чинил наконечник копья. Собирал коренья, плоды И огонь охранял от беды.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Знакомство учащихся с темой урока-путешествия:
1) Составление из букв слов, которые познакомят детей с темой путешествия (буквы Й,Н,А,Ы,Н,М,К,Е,Е,В,К нарисованы на камнях).
(Дети: Каменный век.)
2) Работа с кроссвордом «Африка».
Учитель:
Если вы правильно разгадаете слова, определения которых я буду предлагать для вас в форме вопросов, то в выделенных клеточках по вертикали прочитаете имя героя нашего путешествия в каменном веке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы по горизонтали.
Из чего сделаны были первые орудия труда?
Материк, на котором были обнаружены первые стоянки древних людей?
Жилище древних людей.
Оружие охотника.
3) Дети называют имя героя, с которым начинают путешествие по каменному веку. Это Крек.
Учитель:
Что еще интересного вы заметили в кроссворде?
Дети:
Кроссворд изображен на материке Африка, потому что на юге и юго-востоке Африки были найдены первые стоянки древних людей, и отсюда началось расселение древних людей по всей Земле.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
1. Учитель объясняет задание 3-ем группам учащихся.
2. Самостоятельная работа в группах:
I группа – Экспедиция к древнему очагу племени Крека и работа на схемах-листах; II группа – составление Археологического дневника по теме «Огонь погас» (из книги Э.Д’Эрвильи «Приключение мальчика неведомого мира»); III группа – составление Археологического дневника по теме «Осуждение. Тайна чужеземца» (из книги Э.Д’Эрвильи).
3. Проверка самостоятельной работы 3-х групп:
1) Выполнение заданий на схемах-листах учащимися 1-ой группы. «Экспедиция к древнему очагу племени Крека» (работа на схемах-листах маркерами).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2) Археологический дневник по теме «Огонь погас» 2-ой группы. Учащиеся этой группы составляют 4 рисунка и рассказ в правильной последовательности:
рисунок

В пещере погас огонь. Дети Крек и Ожо исчезли. (3)


рисунок

Племя охватывает отчаяние и ужас. Огонь погас(4)



рисунок

Племя с радостью встречает охотников с добычей (1)


рисунок

Старейшины и охотники делят добычу. Возвращение племени в пещеру. (2)



3) Археологический дневник по теме «Осуждение. Тайна чужеземца» 3-ей группы. Учащиеся этой группы составляют 4 рисунка и рассказ в правильной последовательности:
рисунок

Совет племени. Суровое наказание Креку за безответственность. (2)


рисунок

Крек и Ожо спешат в пещеру и узнают от друзей страшную весть.(1)



рисунок

Племя снова обретает огонь. Радость людей. Крек один в изгнании в лесу.(4)


рисунок

Крек открывает тайну Фо-чужеземца племени. Новый способ открыть огонь (3)



4. Подведение итогов самостоятельной работы 3-ех групп.
Учитель:
Я думаю, что составление Археологических дневников и Экспедиция к древнему очагу племени Крека оказало на всех нас большое впечатление. Почему, объясните?
Дети:
Потому что мы все переживали за жизнь 9-летнего мальчика Крека и обрадовались, когда узнали, что еще не все потеряно.
IV. Физминутка: игры «Охота», «Рыбная ловля», «В пещере».
«Охота»
Приготовились к охоте. Притаился зверь в лесу Я сейчас копье метну.

«Рыбная ловля»
А сейчас мы рыбу ловим. Вдох, дыханье затаи Приготовили гарпун. Прямо в рыбу угоди.

«В пещере»
Сели. Мы сейчас в пещере.
Взяли шкуры в руки мы. И иглою три, четыре, Шире руки развели!

V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Повторение материала прошлого урока по картине «Первобытное хозяйство».
Учитель:
Крек остался один в лесу. Устроился поудобнее высоко на дереве и заснул. И приснился Креку такой сон. Он вспомнил свое племя, друзей, Старейшего и чем занимались люди его племени. Вспомните и назовите и вы, ребята, основные виды занятий древних людей.
Дети:
Охота, рыболовство, собирательство, хранение огня.
Учитель:
Что присваивали мужчины на охоте, после рыбной ловли и собирательства?
Дети:
На охоте присваивали добычу – убитых животных, после рыбной ловли присваивали рыбу; после собирательства – плоды, ягоды, грибы, жуков, коренья и т.д.
Учитель:
Так как вы поняли понятие «присвоение»?
Дети:
То, что люди добывали на охоте, на реке, в лесу, в горах присваивали, т.е. оставляли себе и племени; слово «присвоить» - от слова «свое».
2. Работа с кроссвордом «Орудия труда древних людей».
Учитель:
Вспомните примитивные орудия труда древних людей и в выделенных клеточках по вертикали узнаете, как называется наука, которую называют часто «наукой лопаты».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы по горизонтали.
Орудие рыбной ловли.
Орудие для обработки шкур.
Занятие древних людей.
Чем стреляли из луков?
Орудие охоты.
Чем шили шкуры?
Орудие охоты, появившееся еще у самых первых видов древних людей.
Вопрос по вертикали.
«Наука лопаты».
Учитель:
Что еще интересного вы заметили в кроссворде?
Дети:
Кроссворд показан на рисунке мамонта, археологи и сейчас во многих местах земного шара при раскопках находят «следы» мамонтов: кости скелета, бивни.
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
Продолжая изучать тему «Древние люди», я предлагаю вам подумать над вопросом (показывает на доску): Как люди от присвоения перешли к производству?
4. Исследование данной проблемы.
Учитель:
Вспомните и назовите причины, влияющие на условия жизни человека.
Дети:
Влияют климат, почва, растительность, животный мир на изменения условий жизни человека.
Около 10 000 лет назад, после периода похолодания, земля вновь прогревается.
Изменяется (смягчается) климат, почва, появляется новая растительность и животный мир. И начинают происходить новые изменения в жизни древних людей.
Учитель:
Наступает в каменном веке новая эпоха, которая называется эпоха шлифованного камня. Интересно ли вам узнать о тех изменениях в жизни людей, которые произошли в эту эпоху вместе с нашим героем по картине «Первые земледельцы и скотоводы»?
Ответы детей.
Учитель:
Представьте, что Крек путешествует по деревне и ее окрестностям вместе с нами. Что же мы с ним заметили нового в жизни людей? Расскажите об этом на наших трех остановках в пути и подумайте, какие новые занятия появились в жизни людей?
Остановка первая на золотом поле.
Учащиеся составляют небольшие рассказы о труде людей на земле, отмечают появление новых орудий труда.
Учитель помогает детям сделать вывод о том, что новое занятие на земле, в поле называется земледелие (на доске выставлена карточка с этим словом: «земледелие»).
Остановка вторая на зеленом лугу и пастбище
Дети описывают занятия пастуха, его стадо. Вспоминают материал 1-го класса об одомашнивании охотниками диких животных.
Учащиеся уже самостоятельно делают вывод о развитии скотоводства (на доске выставлена карточка с этим словом: «скотоводство»).
Остановка третья возле реки и гончарной мастерской
Учащиеся рассказывают о том, как люди с помощью новых орудий труда на берегу реки строят лодки, дома. А в гончарной мастерской делают первую посуду.
Подбирают синонимы к слову «дело»: труд, работа, занятие, ремесло.
Дети делают выводы о том, что новые занятия людей на берегу реки, в гончарной мастерской связаны с возникновением ремесел (на доске - карточка с этим словом: «ремесла»).
VI. Этап первичной проверки понимания изученного: сравнение занятий каменного века и эпохи шлифованного камня.
1) Учитель предлагает детям самостоятельно распределить карточки на 2 группы и дать названия каждой группе занятий первобытных людей.
2) Самостоятельная работа учащихся с карточками (у себя на партах):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3) Взаимопроверка в парах.
Дети:
К 1 группе мы отнесли занятия: рыболовство, охота, собирательство, хранение огня. Они относятся к каменному веку, где жил Крек. - А появление земледелия, скотоводства, ремесел, торговли отнесем ко 2-ой группе и эпохе шлифованного камня.
VII. Этап применения знаний и способов действий.
1. Учитель объясняет цель выполнения самостоятельного задания на листах «Орудия труда» (листы выдаются учащимся).
Учитель:
Сравните и распределите разные орудия труда на группы. Подумайте, сколько у вас получится групп и какие? Попробуйте назвать каждую группу.
2. Самостоятельная работа учащихся на листах.
Распределение орудий труда на три группы.
3. Проверка задания на листах:
Учитель:
Сколько у вас получилось групп?
Ответы детей.
Учитель:
Какие орудия труда вы отнесли к 1-ой группе? Назовите эту группу и т.д.
Ответы детей:
- 1-ая группа называется «Орудия труда каменного века». К ней мы отнесли скребок, иглы, кремневое зубило, гарпун. - 2-ая группа – «Орудия труда первых земледельцев и скотоводов». К ней мы отнесли лук и стрелы, мотыгу, горшок, каменный нож, каменный молоток, деревянный серп, глиняный жернов для растирания зерен. - 3-я группа «орудия труда железного века». К ней мы отнесли топор из железа, нож из железа, меч и щит.
VIII. Информация о домашнем задании.
Прочитать с. 37 учебника
Ответить на вопросы на с. 38
IX. Подведение итогов урока.
1. Учитель подводит в стихотворной форме учащихся к выводу: что нового узнали на уроке об изменениях в жизни людей?
Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала. Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла, След в глине превратил в горшки, Кувшины, чашки, плошки, А чтоб не набивать живот, Корзины сплел, лукошки.
Всю землю он преобразил, Везде следы оставил, Работал не жалея сил, Царем Землею правил. И вот остался тигром тигр, И слон слоном остался, А человек меняя мир, Сам в мире изменялся.
2. Учащиеся обмениваются впечатлениями о том, что нового они узнали об изменениях в жизни первобытных людей.
3. Оценивание работы учащихся на уроке.
X. Этап рефлексии.
Учащиеся, у которых урок вызвал интерес, кому хотелось помогать, сочувствовать Креку, дарят ему на память «искорку» своего душевного огонька.


Заголовок 415